02 января (20 декабря) 1913 года

Вечернее Время

Поход кочевых племен на Тегеран.

ТАВРИЗ. Сборище толпы на телеграфе продолжается. Тегеранское правительство лишь сегодня отвечает на телеграммы жителей об удалении Бахтиар. Упорно ходят слухи, что кочевые племена числом до 15,000 мобилизуются для похода на Тегеран, с целью изгнания Бахтиар. Сегодня отправлена телеграмма в Тегеран на имя русской миссии с просьбой предоставить свободу действий в отношении Бахтиар. По городу расклеены копии телеграмм, восставших против ига Бахтиар. Макинский хан телеграфировал кабинету министров, что он присоединился к восставшим и впредь не считаете для себя обязательными распоряжения Бахтиар.
В Соуджбулаке открывается немецкая школа при поддержке американских учителей. (СПА).

Пешком по Старому свету.

Сегодня побывал у нас в редакции только что прибывший в Петербург студент московской духовной академии Н. В. Кипчак-Степнов, лишь на этих днях вернувшийся в Москву после трехлетнего путешествия пешком по странам Старого света.
Вышел он из Москвы 9 июля 1910 г. Пройдя Австро-Венгрию, все балканские государства, он через Константинополь направился в Сирию и Палестину. Шел он без гроша денег, продавая открытки со своим изображением и читая по городам лекции о своем путешествии. На собранные таким путем деньги он приобрел даже фотографический аппарат, которым также зарабатывал деньги.
После Палестины он посетил Египет, Судан, Абиссинию, затем морем достиг Месопотамии, направился в Персию, Индостан, на остров Цейлон, Малакские острова. Сиам, Анам, Японию, Китай, оттуда через Сибирь, обратно в Москву. В общей сложности он прошел 13,600 верст, а 23,000 верст одолел морем.
Пo происхождению Кипчак-Степнов Киргиз, потомок ханов киргиз-кайсацкой орды. В Петербурге путешественник прочтет публичную лекцию.

Вечерние  Известия

За кулисами.

В некоторых московских газетах появились заметки о том, что М.Ф, Андреева, бывшая артистка Художественного театра, которая теперь живет на Капри, снова возвращается на сцену.
Слухи эти подтверждения не получают.
Недавно в Москве получено письмо с Капри. где слухи эти решительно опровергаются.
Ив.А.Бунин, который теперь находится на Капри, в своих письмах совершенно не упоминает о решении Андреевой возвратиться на сцену. Между тем, если бы были об этом разговоры, то такой близкий друг Горького и Андреевой, как Бунин, кончено об этом написал бы.

*        *
*

До какой степени в Художественном театре внимательно относятся ко всем мелочам, показывает следующий фактик.
В архиве театра среди фотографий обращает на себя внимание такой снимок.
В «Трех сестрах» Чехова на стене висит портрет матери и отца Прозоровых. Для того чтобы выдержать семейное сходство, для этого портрета оделись в соответствующие костюмы и загримировались покойная Савицкая и Лужский, которые играли старшую сестру и Андрея Прозоровых.
С таким образом одетых и загримированных артистов была снята фотография, увеличена и повещена на стене комнаты Прозоровых.
Таким образом на фотографии удалось достигнуть семейного сходства... Но до этого надо ведь додуматься.

Голос Москвы

Намордники для депутатов

13 декабря нынешнего года 64 члена совета города Солер в Швейцарии, при входе в местную палату депутатов были поражены необычайным зрелищем. На стенах передней аккуратно было развешано 64 намордника.
Полиция разыскивает автора этого оригинального, хотя и непростительного способа напоминания депутатам о вреде многословия.

.

19 декабря.

БАЛКАНСКАЯ ВОЙНА.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ. Великий визирь пригласил к себе пребывающих здесь курдских вождей и убеждал их отказаться от противодействий реформам, указывая, что таким путем они рискуют вызвать вмешательство России, которая раз захватив Курдистан, больше его из рук не выпустит.
Увещевания Киамиль-паши произвели очень слабое впечатление на курдских вождей, которые продолжают серьезно готовиться к борьбе за свое преобладание в восточной Анатолии.
На днях в Константинополе открывается первая на курдском языке газета, долженствующая защищать интересы курдской национальности.

В Австро-Венгрии.

ВЕНА. В политических кругах отмечают, что балканский кризис принял серьезный характер, так как Турция поддерживаемая Германией и Австрией, делает затруднения в переговорах о мире. Кроме этого Австрия не довольствуется теми уступками, которые были сделаны на конференции дипломатов в Лондоне, и так как исключаются дальнейшие уступки в пользу Австрии, то возможно предвидеть волнения и осложнения. [...]

Государь Император удостоил Своим посещением Императорскую археологическую комиссию, помещающуюся в Зимнем дворце.
        В заседании Г. Совета принят законопроекта Г. Думы о прекращении временно обязательных отношений на Кавказе, уничтожающий последние остатки крепостного права в России. Продолжалось обсуждение законопроекта о продолжительности торговли.
        При Академии Художеств образована комиссия для устройства ко дню празднования 300-летия Дома Романовых юбилейной художественно-исторической общедоступной выставки.
        Член Г. Совета Сухомлинов пожертвовал 100,000 рублей херсонскому губернскому земству.
        В Риге забастовало на экономической почве 8,000 рабочих с завода «Проводника.
        В Москве открылся съезд российских хирургов.
        Состоялось восьмое заседание мирной конференции. По некоторым пунктам достигнуто соглашение.
        Румынский министр Таке-Ионеску после краткого пребывания в Париже, где он был принять Пуанкарэ, выехал в Лондон.
        В румынской палате депутатов профессор Иорги в речи, посвященной внешней политике, отметил заметное сближение Румынии с Россией и заявил, что Румыны должны идти за Славянами.
        Атака турок на греческие войска, осаждающие Бизани, была отброшена. Турки продолжают вылазки из Скутари и ведут артиллерийскую перестрелку у Борданиоли и Бушати.
        Киамиль-паша призывал в Порту высших офицеров и спрашивал, возможно ли дальнейшее ведение войны. Киамиль-паша просил изложить письменно высказанное большинством мнение о предпочтительности подписания мира.
        Члены комитета «Единение и Прогресс» обвиняют Киамиля-пашу во взяточничестве и стремятся вызвать переворот.
        Болгарское телеграфное агентство называет нелепым известие о прибытии в Константинополь представителя болгарского правительства для особых переговоров об Адрианополе.
        Парижские финансовые круги считают положение Австрии весьма неудовлетворительным и ведение войны для Австрии очень опасным.
        Составлен новый испанский кабинет под председательством графа Романонеса.
        В Персии идет сражение па границе Мергевера и Шамдиана между турецкими и персидскими Курдами.

НА ПРИВОЗЕ.

Приближение рождественских праздников уже заметно на местной Привозной площади. Ряды елок всевозможных величин растянулись нескончаемой стеной вдоль привоза. Параллельно аллее елок растянули лабазы и рундуки с праздничными припасами свиных туш, окороков, колбас, разных сортов сала, дичи и битой птицы. Однако, обычного предпраздничного оживления, обыкновенного наблюдаемого на Привозе в дни, предшествующие рождественским праздникам, еще не заметно. Покупатель еще отсутствует, по-видимому, занятый еще добывание денег, необходимых для закупки снеди к праздникам. Цены, однако, однако, довольно высокие. Фунт окороков от 25 до 30 коп. Фунт свиной туши от 16 до 18 коп. Фунт сала от 24 до 28 коп. Коровье масло лучшего сорта от 45 до 55 коп. фунт.

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Говорят, что между академией художеств и консерваторий существует какой-то антагонизм.
В доказательство этого приводят тот факт, что от академии художеств не было никакого поздравления в день консерваторского юбилея.
Скорее всего это какая-нибудь случайность, ибо нельзя понять, на какой почве может быть вражда между двумя питомниками «талантов».
Неужели на почве Глинки, которому художники поставили такой скверный памятник?
Также случайностью и ничем иным нужно объяснить отсутствие поздравления от парижской консерватории.
Что случилось с всегда очаровательно-любезными французами?
Трудно допустить, чтобы это был отголосок русских оперных спектаклей в Париже, содействовавших распространению во Франции русской музыки, в ущерб французской.
Французы всегда были прежде всего вежливыми...

Буйный шоффер.

На Тверской ул. проезжал автомобиль под управлением шоффера Матющенко. ехал он, не соблюдая правил езды, и городовой—хотел его остановить, но шоффер не подчинился требованию и помчался дальше. У дома Коровкина он сбил пролетку извозчика. Шоффер был задержан и отправлен в участок. В участке шоффер стал буйствовать. Он ударил двух городовых, a затем бросился на околоточного надзирателя Догадина и стал душить его. Шоффер привлекается к ответственности.

Предпраздничная лихорадка.

Москва перед Рождеством.

Предпраздничная сутолока уже так заметна на главных московских улицах...
В магазинах—вавилонское столпотворение.
Некоторые московские магазины, подражая загранице, щегольнули в этом году громадными выставками, затратив на них тысячи.
Одна фирма устроила «царство льдов» с северным сиянием, с белыми медведями и пеликанами; в колоссальном окне другого магазина— «Гулливер в царстве лилипутов» (на плечи сказочного великана по лестнице карабкаются маленькие жители). Каждая фигурка художественно исполнена скульптором. Надменные горожанки, - поварята, матросы... А там плывут под парусами корабли, нагруженные товарами...
Очень изящно устроена на выставке одного магазина ледяная гора, с которой на лыжах и санях скатываются кукольные лыжники, одетые, как заправские спортсмены, в настоящие вязаные фуфайки.
Толпа зевак около окна, где инсценирован пожарь с мягкими куклами вместо артистов. Длинноносые немецкие пожарные под хохот толпы тушат пожар.
Уже появились святочные елки. Все слухи о запрещении их ввоза в Москву оказались преждевременными. И зеленый лес в Москве растет с каждым днем.
К счастью, ртуть в Реомюре опустилась и от вокзалов дорог, с которых обычно доставляется в Москву битая птица и другая святочная провизия, тянутся обозы, нагруженные морожеными тушами и корзинами с провизией. Самодовольная рожа святочного поросенка уже видна и в Охотном и в окнах мясных лавок.
Под Сухаревой башней перед Рождеством торгуют целую неделю сряду. Московская беднота «поправляет» свои дела перед праздниками. Здесь торгуют и хризантемами из папиросной бумаги и самодельными грошовыми елочными украшениями. «Модный товар» также бойко идет перед праздниками.
Около «Метрополя», у конторы международного о—ва спальных вагонов, и у городской станции железных дорог — бесконечные хвосты. И на вокзалах уже началась сутолока. Мелькают фигуры тронувшихся из Москвы в провинцию студентов и курсисток.
В толпе многочисленных покупателей в магазинах усиленно «работают» карманники. «Дамы-чемоданы» с глубокими карманами из замши под манто вышли на охоту. И неудивительно, что некоторые магазины завели специальных Шерлоков Холмсов для борьбы с этими непрошенными «покупателями».

Предпраздничная картинка.

Выбор елки.
(Фот. газ. «Ранн. Утро»).

Как в Германии возвещают о рождении принца.

В четверг, вечером, в Берлине в Королевской опере на представлении «Гугенотов» публика была следующим оригинальным образом оповещена о рождении принца императорского дома. Перед поднятием занавеса генерал-интендант императорских театров граф Гюльзен Гезелер появился в придворной ложе и, стукнув тростью о аил, торжественно провозгласил*!»: »Его величество император соизволил поручить мне сообщить публике, что у его королевского высочества принца Августа-Вильгельма родился принц“. Публика поднялась с своих мест и аплодисментами и кликами „hoch“ приветствовала императора и принцев.

В Россiи.

Политические дела.

БАКУ, 19, XII. В окружном суде при закрытых дверях разбиралось дело муллы Гаджи-Ибрагима-Абдуллы, обвинявшегося в агитации среди промыслового мусульманского населения и призыв к бунту, с целью принудить правительство для усмирения бунта отозвать войска, находившиеся в Персии, а также в призыве жертвовать деньги и оружие на борьбу с Россией.
Суд приговорил его в крепость на 2 1/2 года.

Романическая драма.

АСТРАХАНЬ, 19,ХII. Сын крупного рыбопромышленника Гонопольский покушался на убийство дочери купца Федоровой, а затем на самоубийство. Оба тяжело ранены.
Подкладка драмы романическая.
Федорова – молодая девушка, только в нынешнем году окончила курс гимназии.

Трудовая Копейка (Москва)

.

Против ожирения

врачи рекомендуют с блестящими результатами Иодирин Д-ра Дешан, как замечательное средство против тучности. Иодирин Д-ра Дешан устраняет тучность постепенно, в очень короткое время. Успешное действие его наблюдается уже в саыом начале лечения. Иодирин совершенно безвреден для организма. Продается в аптеках и аптекарских магазинах по 4 р. 25 к. за. коробку.

ЕВПАТОРИЯ. Стрельба в жену.

17 декабря, в 7 часов вечера, гуляющие по Лазаревской улице были встревожены несколькими револьверными выстрелами. Оказалось, что парикмахер Николаки, проживающий по той же улице, предприняв охотничью погоню за своей женой, произвел в нее четыре выстрела. Пули пролетели вдоль улицы и, к счастью, никому вреда не причинили; одна из пуль застряла в магазине Васильева.