03 января (21 декабря) 1913 года

Вечерние  Известия

Что дарит Москва к Рождеству?

Москвичи и москвички озабочены изобретением праздничных подарков.
У всех одна дума – кому что подарить?
Мы беседовали по этому злободневному вопросу со многими представителями торговой Москвы.
Оказывается, Москва, главным образом дарит драгоценности, меха и музыкальные инструменты. На это главный спрос.

Драгоценности.

- В этом году, - сказал нам один представитель ювелирной фирмы, - замечается у москвичей некоторая скупость.
Деньги берегут, и особенно ценных вещей сейчас не идет. Покупается больше драгоценная мелочь.
Очень в моде жемчуг, изумруд различных цветов. Кольца, браслеты, серьги – все идет с жемчугами. Портсигары и другие вещи украшают изумрудом.
Второй представитель однородной фирмы, заявил:
        - Дарят на эти святки все больше мелкие камни.
Былых царственных подношений своим близким, москвичи уже не делают.

Меха.

- Мужские меха идут слабо, - сказал нам представитель известного мехового магазина. Главным образом покупают для подарков меха для дамских вещей.
Эти святки оденут наших москвичек в сконс, шеншеля и горностаи. Закупается масса горжеток и еще больше - муфт.

Музыка.

- У нас небывалый наплыв закупающих подарки, - сказал представитель видной музыкальной фирмы.
Москва как будто стала в этом году особенно музыкальной.
Большой спрос на национальные русские инструменты.
Ежедневно покупаются для подарков сотни балалаек, домбр и гуслей.

Г-жа Степанова.

К ее вчерашнему выступлению.

(Из биографии).

Приводим некоторые интересные данные из жизни «новой Неждановой» - г-жи Степановой.
Еще в детстве она любила музыку, увлекаясь церковными песнопениями.
Живя в Москве, по Тихвинской улице, она поступила хористкой в приходскую церковь. Прихожане обратили внимание на ее голос, который заметно выделялся среди других голосов церковного хора. Близкие ее друзья убеждали ее хлопотать о приеме в хор Императорской оперы Большого театра. Вскоре ее хлопоты в этом направлении увенчались успехом. В хору г-жа Степанова прослужила четыре года, не оставляя приходскую церковь, где она аккуратно каждый праздник принимала участие в духовных песнопениях.
Год тому назад у нее блеснула мысль попробовать свои силы в качестве оперной артистки. Ей пришлось вести длинные разговоры с конторой Императорских театров, где ей указывали, что в Большом театре на том же амплуа служит Нежданова, Добровольская и Павлова.
Наконец после долгих просьб ей удалось добиться дебюта, который. как известно, прошел блестяще.
Теперь режиссерское управление вступает с молодой артисткой в пререкания из-за ее нежелания петь в операх Вагнера, которые совершенно ей не подходят, и могут подорвать ее голос.
Будем надеяться, что при существовании атмосферы казенной рутины, дирекция поступит благоразумно и не захочет губить молодой, только что развившийся талант.

СОБАКА-СЫЩИК.

В с. Новодмитриевке, Славяносербского у., у кр. Ефима Жидель неизвестно кем были похищены 3 лошади, стоющие более 400 руб.
Розыски воров не приведи на первых порах ни к каким результатам. пока с ирминского рудника не была доставлена на место кражи собака-ищейка «Пират».
Перед собакой были собраны крестьяне деревни, замеченные раньше в разных кражах.
Обнюхав всех собранных крестьян, «Пират» остановился перед кр. Калистратом Благославяком. и стал на него лаять.
Чины полиции стали допрашивать Благославяка.
Тот долго запирался, но потом сознался, что кража лошадей была совершена им при участии его и кр. К.Гринь и двух цыган, которые и угнали лошадей для продажи.
Благославяка и Гринь заключены под стражу. Цыган и украденных лошадей пока обнаружить не удалось.

20 декабря.

БАЛКАНСКАЯ ВОЙНА.

БЕЛГРАД. Требование Австрии о включении в границы Албании не только Призрена, Ипека, Дьяковицы и Скутари, но и о распространении границ Албании на Ускюб с захватом земель, населенных плотно сербским элементом, произвело здесь тревожное впечатление. Призрен и Ипек имеют для Сербов особенное историческое значение, первый, как первопрестольный град Душана, второй как древняя столица сербского патриархата.
Здесь опасаются, что Россия, на которую Сербия и Черногория возлагают все свои надежды, окажется слишком уступчивой. [...]

ПО РОССИИ.

ДВИНСК. Прибывшим из Витебска следователем по особо важным делам производится следствие по крупному злоупотреблению в воинском присутствии, освободившем, как говорят, много призываемых от отбывания воинской повинности.

В дополнение к пожертвованным купчихой Репниковой 40,000 руб. царицынская дума постановила ассигновать 50,000 руб. на постройку здания для будущего народного университета.
        Подольское губернское земство ассигновало 10,000 руб. на памятник Екатерине II в Каменце.
        Близ Сосновиц опустился германский аэростат, поднявшийся в Лейпциге.
        На хуторе Поповом вновь заболел чумой один и умер один.

Балканские союзники согласились на турецкие предложения относительно Албании.
        Консулы держав, во избежание бесполезного кровопролития, предложили начальнику турецкого отряда на Хиосе сдаться.
        Собрание боснийских и бежавших с родины Албанцев послало министрам иностранных дел Англии и Австро-Венгрии телеграммы с требованием очищения союзниками Янинскаго, Скутарийского, Битолийского и Коссовского вилаетов, как албанскнх областей.
        В Адрианополь решено ввезти несколько ящиков с медикаментами.
        В Эпире продолжаются бесчинства Турок, сжегших церковь в Авлекохори.
        Продолжается сосредоточение греческих войск близ Янины.
        В Будапеште состоялась дуэль на саблях между председателем палаты депутатов графом Тиссой и графом М. Kaроли.
        В Штутгарте состоялись похороны Кидерлен-Вехтера.
        В Мадриде сложили полномочия депутаты консерваторы и многие сенаторы консерваторы.
        В Китае впервые отпразднован Новый год по христианскому летоисчислению.
        Китайцы пытались собирать деньги на экспедицию в Монголию в округе Циндао, но германские власти сообщили русскому вице-консулу, что подобные сборы разрешены не будут.

В КРЫМУ.

ЯЛТА. Несмотря на снег в горах в самой Ялте установилась удивительная теплая и солнечная для декабря погода. Температура достигает десяти градусов тепла. На деревьях распускаются почки. Появились розы и фиалки. На улицах заметно оживление. Приезд северных гостей усилился. На море спокойно.

Новый год по новому стилю.

Вчера иностранцы, живущие в Петербурге, встречали Новый год.
В некоторых посольствах и миссиях состоялись ужин, к которым были приглашены соотечественники. В германских семьях шампанское заменялось горячим пуншем, приготовленным хозяином дома.
Весело встречали Новый год в австро-венгерском посольстве. Граф Турн Вальсасина нарочно к этому дню вернулся с охоты. За ужином присутствовали все члены посольства с женами.
Английская колония торжественно встречала наступающий год в помещении нового Английского клуба. Присутствовали все члены посольства с женами.
Английская колония торжественно встречала наступающий новый год в помещении нового Английского клуба. Присутствовали все члены великобританского посольства во главе с сэром Жоржем Бьюканеном, настоятелем Англиканской церкви г. Лембард, его помощника г. Крагг, члены консульства и частные лица.
В первый день Нового года состоялись обеды: у директора русско-азиатского банка г. Верстрат у г. и г-ж Макферсон, г-жи Торнтон, г. Брей и у других.

ГДЕ АЗЕФ?

АНТВЕРПЕН. Здесь распространился и встречает веру слух о том, что Азеф принят на службу венским банкирским домом знаменитого миллионера. Ему поручают наиболее сложные дела по сношениям с прессой и разными общественными группировками. Последнее время Азеф работал в Галиции и на Балканском полуострове.

Мания шпионажа.

ВЕНА, 20,ХII-2,I. В львовской тюрьме содержатся в настоящее время 42 арестованных по подозрению в шпионстве в пользу России. Обвинения, предъявленные к этим заключенным, будут рассмотрены в январе.

Знаменательный эпизод.

К истории австро-сербского конфликта.

ПАРИЖ, 20,ХII-2,I. Вашему корреспонденту сообщают об интересном эпизоде, происходившем как-раз в то время, когда австро-сербский конфликт достиг наибольшего обострения.
В одной из столиц Европы - nomina sunt odiosa, - беседовали по вопросу о выходе Сербии к Адриатическому морю русский дипломат и представитель Австрии.
Австрийский дипломат доказывал, что России нет никакого основания ломать копья из-за сербского порта и дал понять, что если бы Россия согласилась вообще на умаление плодов сербских побед, то державы тройственного союза всецело поддержали бы проект открытия Дарднелл для русского военного флота.
Русский дипломата в чрезвычайно корректной форме отклонил это предложение, указав собеседнику, что Россия не может ставить вопрос об открытии проливов на почву компенсации, и в заключении произнес такую фразу:
        - Мы славянами не торгуем.

В Россiи.

Сергей Михайлович Труфанов.

ВЛАДИМИР, 20,ХII. (По телефону). Сегодня владимирской духовной консистории послан благочинному г. Гороховца протоиерею Дмитревскому указ Синода о лишении Илиодора сана, с приказанием немедленно объявить указ Илиодору.
От Илиодора благочинный должен взять расписку в выслушании указа о том, что Илиодор обязуется не пользоваться правами и преимуществами, присвоенному монашескому званию, не носить наперсного креста и пр.
Сегодня же в губернском правление отосланы взятые из дела документы Илиодора, академический аттестат, метрическое свидетельство и другие документы.
В консисторских бумагах Илиодор теперь именуются Сергеем Михайловичем Труфановым.

Аферист "кн. Н.Н.Трубецкой".

Недавно в Одессе был задержан и теперь препровожден в Москву небезызвестный полиции многих городов аферист, отставной гвардии полковник кн. Н.Н.Трубецкой.
Кн. Н.Н. Трубецкой прославился целым рядом мошенничеств во многих городах России, выдавая себя то за владельца банкирской конторы, то за крупного комиссионера.
При допросах в московской сыскной полиции аферисту не удалось дать точных указаний насчет своих прав на княжеское имя, и поэтому все внимание полиции было обращено на установление точного звания задержанного. [...]
Кн. Н.Н.Трубецкой оказался мещанином Сергиева посада Н.Николаевым, около 20-ти лет назад уже судившимся за присвоение себе имени Трубецкого и отбывавшим наказание в одном из поволжских городов. [...]

ХРОНИКА

БЕЛОСТОК. Генерал-скороход.

За последнее время сильно привились спортивные путешествия скороходов «пешком вокруг Европы», «на велосипеде по необитаемым Алеутским островам», «вверх по кратерам центральной Африки» и т.д. Большинство смелых путешественников имеет конечною целью пари ту или иную денежную премию. Идейных путешествий не было.
Пример такого идеалиста-путешественника подал герой русско-японской войны генерал-майор в отставке Иолшин, который предпринимает теперь путешествие пешком из Белостока до Сувалок. Генерал отправляется в полном боевом снаряжении - без пальто, в мундире и парусиновых сапогах. Расстояние в 125 верст он рассчитывает пройти форсированным маршем в 48 часов.
Цель своего путешествия генерал, по словам «Голоса Белостока», объясняет следующим образом:
        - Стремиться к победе и быть toujours en train было всегда моим девизом!
Полицейские и военные власти на всем пути следования генерала получили соответствующие уведомления.

Трудовая Копейка (Москва)

СТИПЕНДИЯ ИМЕНИ Ф.И.ШАЛЯПИНА.

Филармоническое училище в Москве поднесло артисту Императорских театров Ф.И.Шаляпину почетный диплом на звание свободного художника, в виду этого Ф.И.Шаляпин третьего дня прислал в Филармоническое училище 5000 руб. на учреждение в училище стипендии его имени.

ВОКРУГЪ СВѢТА.

Щедрость миллиардера.

New. York-Herald рассказывает следующую историю, из которой видно, что сердце золотого короля иногда бывает не лишено доброты.
Пирпон Морган, прозванный золотым королем, будучи у своего зубного врача, узнал, что у одной бедной женщины только что умер муж, и сна осталась с тринадцатью человеками детьми на руках. Средств у нее нет никаких, живет только на нищенский заработок, который достает стиркой белья. Вернувшись домой, миллиардер послал врачу такую запуску:
                „Дорогой доктор!
Вы вчера причинили мне адскую боль, но ваш рассказ о бедной вдове заставил меня забыть про нее. В этом же конверте вы найдете чек на 10,000 долларов, который и прошу вас передать несчастной прачке, при чем скажите ей, что она очень виновата в том, что у нее тринадцать человек детей“.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

ФЕОДОСИЯ. Возвращение беглого.

Недавно в «Южных Ведомостях» сообщалось о побеге из феодосийской тюрьмы арестанта Красноголового, обвинявшегося в краже скота в Старом Крыму. Сей Красноголовый обвинялся в последней сессии суда, но был в виду обещаний прекратить конокрадство оправдан, но затем снова был пойман и привлечен к суду. Все поиски бежавшего не привели ни к каким результатам, хотя были получены определенные сведения, что бежавший скрывается в окрестных садах в местности «Курбаш» (в 2 верю от Феодосии, на горах). После ряда ночных облав, мать Красноголового дала обещание, что сын ее явится сам с поличным, т.к. ему все равно негде жить. После этого Красноголовый, действительно, явился сам к начальнику тюрьмы и отдал себя в распоряжение начальника тюрьмы.