03 февраля (21 января) 1913 года

День (Петербург)

Учреждение всеукраинской партии.

ЛЬВОВ, 20/I. Здесь состоялось предварительное собрание украинцев для учреждения всеукраинской партии.
По сообщению «Руслана», партия преследует национальное и политическое объединение всех украинцев по обеим сторонам границы для совместных действий в серьезную минуту.

Московская Газета

Ловля голубей.

Приказом градоначальника была разрешена ловля голубей лишь во дворах и на чердаках зданий и хлебных складов с согласия домовладельцев. Пристав 2 уч. Пятницкой части представил градоначальнику отобранное у некоего Стрелина свидетельство, выданное ему канцелярией Императорского Общества правильной охоты на право ловли голубей в г. Москве и ее окрестностях, причем в этом свидетельстве ничего не говорилось о необходимости согласия домовладельцев. Градоначальник признал подобные свидетельства недостаточными.

Театральный альбом.

Ганако.

Писатели и книги.

В издании «Шиповника» в скором времени выходить роман М.Д.Рывкина под названием «Навет». Роман затрагивает эпоху Александра I – Николая I и стремится дать широкую картину той общественной и политической среде, в которой разыгралось знаменитое «Велижское дело».

В «Московском Книгоиздательстве» готовится к изданию роман А.Бибика «К широкой дороге», в котором набросана широкая картина жизни рабочих. Роман этот печатался в прошлом году в «Совр. Мире». В печати были тогда интересные сведения об авторе. Он и сейчас работает на заводе и самый роман писался по ночам и в короткие промежутки отдыха. До появления этого романа рассказы А. Бибика из рабочей жизни печатались в рабочей прессе. Роман А. Бибика является первым большим произведением о рабочей жизни, написанный человеком этой же среды, с ней не порвавшим ни по своему профессиональному положению, ни по своему социально-политическому миросозерцанию.

В издании Брокгауз-Ефрона выходить в скором времени большое исследование В.Вундта. «Миф и религия». Перевод под редакцией Д.И.Овсянико-Куликовского. Книга эта составляет один из томов, капитального труда В. Вундта «Психология народов».

В том же издательстве готовятся к выходу новый философский словарь. Выпущенный давно этим издательством философский словарь Э. Радлова отчасти устарел и кроме того рассчитан был на молодую аудиторию лиц, стремящихся к самообразованию. Новое издание в основе своей является переводом немецкого труда Кирхнера и Михаэлиса, дополненным и переработанным, при участии Э. Радлов», Б.Столпнером и друг.

На экране.

Истекшая неделя была особенно богата картинами с участием кинематографической „attraction“ Асты Нельсен. В прошлый раз мы отметили уже одну картину с ее участием, теперь же остановимся на двух: „Великий момент“ и „Комедианты“.
Картина „Великий момент“, названная почему-то трагедией, является типичной кинематографической мелодрамой, и не стоит участия талантливой артистки Все эти соблазненные девушки и терзания матерей надоели до крайности. Да и сама артистка здесь слабее проявляет свое дарование. В сцене письма, например, которым мать отрекается от прав на своего ребенка, игра Асты Нильсен не идет дальше раскачивания корпуса и метания из стороны в сторону. Что касается постановки, то в первой части встречаются еще чисто живописные моменты по красоте групп и обстановки; в остальном-же, где трактуется о похищении ребенка и пожаре виллы, нет даже и этого.
Другая картина „Комедианты“ инсценирована по достаточно избитому за послед нее время трафарету на тему „Смейся паяц“, со смертью ребенка, изменой любимого человека и веселой арлекинадой в контрасте. Здесь Аста Нильсен злоупотребляет своими излюбленными приемами игры глаз, усмешек и застывших поз. Нам кажется, что артистка стала выступать слишком часто, и вряд ли эта „коршевская“ система эксплуатации артистов приведет к укреплению сценического дарования.
„Светильник погас“—немецкое топорное изделие с наивным сюжетом о ревнивом муже и безвинной жене, и с необоснованными драматическими положениями. Игра героя ограничивается сжиманиями ладоней у груди. Обстановка безвкусная, и своей пестротой скрадывает даже контуры актерских фигур. Удачна мысль представить исполнителей в некоторых моментах бюстами во весь экран. Благодаря этому отчетливее выделяется мимика-пока единственный ресурс кинематографа. Всякий шаг в этом направлении можно только приветствовать.
„Кровь сердца” обращает на себя внимание подзаголовком „из жизни международных торговцев живым товаром“, имеющим определенную цель воздействовать на низменные инстинкты толпы, жаждущей отыскать в картине порнографическую сценку. Этот подзаголовок напоминает нам „спектакль только для взрослых“ и подобно последнему является балаганным, рекламным трюком. Картина трактована вполне корректно и сводится к попытке продать в дом разврата „беззащитную жертву“, которая случайно спасается перед самым отходом парохода. Написано все очень бледно, и единственно, что можно поставить в заслугу автору — это отсутствие погони за дешевыми эффектами, которыми так изобилуют все кинематографические драмы.
За недостатком места мы не можем подробно остановиться на картинах комических, хотя хотелось-бы отметить „Макса Линдера на свидании“; картина эта изобилует множеством забавных положений и проходить при несмолкаемом хохоте всего зрительного зала.
О прочих „боевых” картинах, как напр. „Весна жизни”, „Догорели огни“ и проч., говорить не приходится вследствие шаблонности и незначительности их содержания. Хотелось бы сказать еще несколько слов о вопиющей безграмотности кинематографических надписей. Вот образцы подобных „перлов”: „Бессмертная Аста Нильсен“, „Упражнения на канату“, „Чудная драма”, „Испанская королева приодета в народный костюм“ и т. п.

Якоби.

20 января.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ. Комитет «Единение и Прогресс» через посредство министерства внутренних дел разослал по провинциям циркуляр, в котором, ссылаясь на якобы состоявшееся подчинение комитету всех враждебных ему партий, он призывает население провинций забыть партийные цели и под знаменем и руководством младотурок стать как один человек для защиты отечества, жертвуя для него жизнью и имуществом.
В этом же циркуляре комитет заявляет, что ему отныне чужда политика преследований и политической мести, что слухи о несогласиях в армии лишены всяких оснований, что наконец, ответная нота произвела настолько благоприятное впечатление в Европе, что даже во враждебном доселе Париже турецкие бумаги поднялись.

В Англии.

ЛОНДОН. [...]Автор Шерлока Холмса сэр Артур Конан-Дойл в статье под заглавием «Великобритания и будущая война», после обсуждения книги генерала Бернгарди говорит, что Англичане безумцы, если не понимают предостережения, заключающегося в этой книге. Автор требует немедленного сооружения туннеля под Ламаншем для безопасности Англии.

Выходки суфражисток.

ЛОНДОН. В виду выходок суфражисток королевские дворцы закрыты для публики. Существуют опасения, что суфражистки разрушат драгоценные коллекции Британского музея.
Сегодня в крепости Тоуэр суфражистка Леонора Коген топором разбила окно в башне, где хранятся брильянты короны. Хотя в крепости находится довольно большой гарнизон, она все же до своего ареста успел произвести довольной большой вред. В национальной галерее суфражистки попортили некоторые картины, а также сожгли траву в парка и на местах для игры в гольф.
Некоторые фирмы удвоили стражу.
Вчера вечером суфражистки пытались лишить Лондон телеграфа и телефона, электрического и газового освещения. Они обратились ко всем женщинам с воззванием, приглашая их носить с собой топоры для разрушения всякого частного имущества.
Почти все артистки и певицы против суфражисток.

Меры против переизбрания Рузевельта.

ВАШИНГТОН. Сенат принял резолюцию о продлении срока пребывания в должности президента союза до шести лет; переизбрание, однако, исключается.
Во время прений было отмечено, что настоящая мера направлена против возможности для Рузевельта быть переизбранным в третий раз. Эта резолюция переходит на рассмотрение палаты представителей. (Аг. Рейтера).

В Академии Наук состоялось торжественное заседание, посвященное памяти русского физиолога и слависта, академика И.И.Срезневского.
        При испытании аэросаней на взморье, во время пуска машины Лебедева пропеллером тяжело был ранен директор верфи Е.А.Кун.
        Состоялись выборы гласных в новую колпинскую городскую думу.
        Москве на бегах на приз в честь великого князя Дмитрия Константиновича пришел первым «Звонарь» Михалкова.
        На Северо-ДонецкоЙ железной дороге 39 вагонов сошли с рельсов. Повреждено 15.
        Открылись в Петербурге съезды деятелей и по водным путям и представителей биржевой торговли и сельского хозяйства.
        Ключевская сопка в долине реки Камчатки извергает столб огня.

Пароход Добровольного о флота «Полтава» сел на мель в 35 милях от Цуруги. На помощь ему вышел японский крейсер «Читозе», снявший пассажиров и почту.
        Уголовная палата нижне-австрийского суда напечатала опровержение по делу инженера Алехина.
        Сторонники России в Персии получают угрожающие письма из Константинополя.
        Итальянский посол просил Порту скорее эвакуировать турецкие войска из Бенгази и обещал возвращение Турции Эгейских островов.
        В Солунь прибыла для приветствования короля Георга депутация монахов русского Афонского монастыря.
        Германский дреднот «Goeben» разгрузил для перевозки в арсенал Топхапе в Константинополе огромное количество ящиков с боевым материалом.
        Суфражистка Элеонора Коген разбила окна в Тоуэре, где хранятся брильянты короны.
        В Шербург вернулся контр-миноносец «Francis Garnier» с повреждениями, причиненными пожаром.
        Сенат С.-А. С. Штатов принял резолюцию о продлении срока полномочий президента союза до шести лет с целью помешать переизбранию Рузвельта.
        В Бухарест в присутствии принца Эйтеля, прибывшего в качестве представителя императора Вильгельма, состоялось крещение принца Мирки.
        Данев выехал в Париж.

ЛИСТОКЪ

Выставка фальсифицированных продуктов.

В Феврале месяце в Петербурге открывается по инициативе частных лиц, очень интересная выставка всевозможных фальсификаций, по преимуществу съестных припасов, а также и иных продуктов. Оказывается, есть любители-коллекционеры и в этом направлении, собирающие в течение многих лет эти подделки, порою весьма остроумные и исполненные прямо артистически. Достаточно сказать, что есть даже фальсифицированные куриные яйца, трюфеля, сделанные из картофеля, всевозможные эссенции, сфабрикованные при помощи нефти, сгущенное молоко, в котором нет ни капли молока и т.п. Все экспонаты этой выставки, как отечественного, так и иностранного происхождения, будут выставлены частью в оригиналах, частью в точных раскрашенных гипсовых слепках с подробным описанием всех фальсификаторских манипуляций и средств для их распознания.

Редкое явление.

Нам передают, что вследствие продолжительное время стоявшей теплой погоды в С.-Петербурге в квартирах обывателей сохранились живые мухи, не заснувшие по обыкновению на зиму. Только за последние несколько дней количество мух значительно сократилось. В прежние годы мухи обыкновенно совсем исчезали в конце осени.