04 февраля (22 января) 1913 года

Вечернее Время

Русские летчики в Болгарии.

Завтра, в обществе ревнителей военных знаний состоится сообщение С.С.Щетинина «о боевой службе военных аэропланов в болгарской армии». Первоначально доклад предполагалось прочесть в закрытом заседании, но после переговоров с представителем болгарского посольства, г. Щетинину было разрешено прочесть его в большом зале собрания армии и флота. Г.Щетинин в своем обширном докладе характеризует авиационную часть болгарской армии в момент объявления войны, а затем в последующее время между прочим останавливается на роли русских летчиков, отправившихся на войну.
        - В печати, - говорит он. – много сообщалось о тех препонах, которые чинились Болгарами нашим летчикам. Корреспондент одной вечерней газеты сообщал даже, что «гонителем» явился полковник Васильев, якобы «ненавидевший Русских» и старавшийся «всюду выказать им свое презрение». В действительности эта клевета на Васильева, из-за нее он безвинно пострадал, так как в угоду якобы русскому общественному мнению он был телеграфным распоряжением отстранен от должности. Между тем наши добровольцы остались недовольны Болгарами единственно по тому, что встретили строго деловое отношение, они же рассчитывали на блестящий прием, восторги и овации. С этого и началось. Когда я приехал в Болгарию со своим отрядом, г. Т.Ефимов уже уехал, а г. Лерхе еще оставался. Конфликт с Ефимовым произошел на совершенно иной почве, чем это до сих пор изображалось в ряде корреспонденций и статей. По условию г. Ефимов привез два блерио, которые он должен был урегулировать. Сделав это, как известно, он летал очень удачно над осажденным Адрианополем. Это обстоятельство усилило его заносчивость и когда в офицерском собрании зашла речь о полетах, произошел конфликт. Ефимов в присутствии офицеров сказал в сторону, но так, что некоторые слышали: «Где этим травоядным летать». Один из них, поручик Лучев, человек очень нервный, через несколько дней придрался к случаю и когда Ефимов думал садится на его аппарат, наговорил ему дерзостей. Первоначально, в удовлетворение Ефимову, было решено откомандировать Лучева в войсковую часть, но затем по приказанию инспектора генерала Янкова офицер был оставлен до конца кампании. Генерал Янков решил разобрать этот инцидент по окончании войны, так как присутствие Лучева при аппаратах было крайне необходимо. Это не понравилось Ефимову и, не говоря ни слова, он уехал, не выполнив словесного обещания урегулировать девять аэропланов, которые были подарены Болгарии.
        Г.Лерхе по условию должен был приехать в Болгарию с двумя годными для полетов аэропланами, но этого не выполнил. Конечно, он и не был в состоянии выполнить те задания, которые ему давались и не совершил ни одного полета над неприятелем. Однако, вопреки сообщениям газет, его не «прогнали не заплатив денег», а при мне сполна выдали жалованье. Когда мы приехали в Болгарию (в моем отряде было пять аэропланов и четыре летчика: Евсюков, Колчин, Костин и Седов), у Болгар создалось уже некоторое предубежденное отношение. Но уже после двух недель наша работа происходила в такой дружественной атмосфере, что мы сами того не ожидали. Здесь мы увидели, как полковник Васильев, на которого взведена клевета, входил в каждую мелочь и старался облегчить нашу жизнь. В Мустафа-паше он сказал генералу Янкову, что не находит слов похвалы как организации материальной части, так и работе личного состава русского отряда. Вчера, когда исполнилось три месяца работы нашего отряда, я получил по телеграфу извещение, что летчики будут оставлены в Болгарии еще на три месяца.
        Вы спрашиваете, в каком положении находится дело воздухоплавания в болгарской армии. Положение прекрасное. Под Адрианополем и под Чаталджой находится достаточное количество опытных летчиков, которые были бы так своевременны в начале войны. Самого состава летчиков и количества аэропланов, по моему мнению, хватит еще на четыре месяца работы в армии.

Святотроицкая община Красного Креста и русский авиаторский отряд на палубе парохода «Великй князь Александр Михайлович» перед Руштуком.

День (Петербург)

Австрийский аэроплан.

СЛОНИМ, 21/I. (Гродненской губ.). В полночь, над городом пролетел аэроплан. Видно было, как аэроплан остановился в воздухе над железнодорожным мостом, осветил его прожектором, затем скрылся за австрийской границей.

Еще аэроплан.

ПЕТРОПАВЛОВСК-НА-КАМЧАТКЕ, 21/I. 19-го января жителями Охотска замечены на горизонте три движущиеся точки. Одна, приблизившись к городу, оказалась аэропланом неизвестной конструкции. Он продержался в виду города несколько минут и удалился по направлению к Инской бухте. Направление других не прослежено.

У Рихарда Штрауса.

Вас интересует мое отношение к новым течениям в музыке? Я думаю, что теперешнее всеобщее мнение о решительном господстве крайних направлений в значительной степени преувеличено. Несомненно, что заявления, которые сделали за последнее время новые школы в лице Дебюсси, Роввеля, Дюказа—во Франции, Скрябина—в России и Макса Регера—в Германии очень значительны и победы их нельзя не признать отраднейшим явлением в эстетической жизни последнего десятилетия.
Интересным, однако, явлением, на котором нельзя не остановиться, приходится считать беспрестанно растущий интерес к старой музыке. Я хочу отметить всеобщее теперешнее увлечение такими мастерами, как Бах и Гендель. Заметьте, что это идет рука об руку со всеми новейшими течениями и нисколько им не противоречит.
        — Ваше мнение о новой русской музыке?
        — Самого видного ее представителя, Скрябина, следует поставить в ряд серьезнейших творцов современной музыки в Европе.
        — Правильно ли существующее в России мнение о вашей приверженности к самым крайним течениям в современном искусстве?
        — Я никогда не привязывал своего имени к тем модным движениям, которые обращают на себя всеобщее внимание и пользуются широкой популярностью в публике.
В данном же случае я не скрываю своей солидарности со всеми искренними исканиями новых путей в творчестве.
И здесь, может быть, критика не так не права, обнаруживая в моих созданиях совпадения с тем, что вы называете «крайними течениями».
        — Недавно один из видных представителей современной русской живописи, г. Бакст, высказался в том смысле, что теперешнее крайнее течение в живописи—кубизм и футуризм, отделившись от литературы, приближаются, по своим основным настроениям, к чистейшей музыке?
        — Не стану оспаривать впечатлений художника-живописца в сфере его родного искусства. Замечу только с своей стороны, что всякое уподобление различных отраслей творчества носят характер случайности и являются только вопросом стиля. Все же мне очень отрадно наблюдать то обстоятельство, что лица, тонко понимающие искусство, считают возможным признать решительное влияние музыки на живопись, в то время, как до последних лет пластическое искусство в области восприятий тесно связывалось с одной только литературой.

М. Кр.

Шоссе из зубов.

15 января в день юбилея Археологического института в музей его поступил от Лихтермана кусок шоссе из конских зубов, устроенного графом Браницким в 1820 году на протяжении трех верст около местечка Завалье, Волынской губернии, На устройство шоссе потребовалось, по словам «Дня», около 40 000 лошадей.

.

Возобновились заседания Г. Думы. Рассматривался доклад особой комиссии по вопросу о преемственности в отношении работы третьей Думы. Принципиальный вопрос не разрешен.
        Над Охотском на Камчатке пролетели три аэроплана неизвестной конструкции.
        На Черном море свирепствует шторм.
        В Гельсингфорсе открыт сейм. Тальманом сейма избран социал-демократ Токой.
        В Одессе в виду острой нужды открываются общественные работы.
        В Москве началось слушание дела об убийстве Прасоловым своей жены в ресторане «Стрельна».
        Между станциями Эривань и Улуханлу из почтового вагона почтовым чиновником Федоровым похищена сумка с 156,215 р. Деньги найдены.

Подполковник принц Гогенлоэ с собственноручным письмом императора Франца-Иосифа к Государю Императору выехал в Петербург.
        По сведениям агентства Рейтера из Константинополя надежда на предотвращение войны еще не утрачена.
        В Константинополе ведутся переговоры между директором департамента вероисповеданий и армянским патриархатом.
        Высшие турецкие деятели во избежание войны готовы согласиться на отказ от Адрианополя и на обращение Адрианопольского вилайета в автономную область.
        Порта приказала оттоманским войскам при Чаталдже не открывать огня раньше Болгар.
        По сведениям из Константинополя, в турецкой армии происходит внутреннее брожение, войска утомлены, обе военные партии не могут помириться. Новоприбывшие арабские войска поголовно страдают простудой. Болгария соглашается на все требования Румынии относительно Куцовлахов в Македонии.
        Болгария согласна на предложение держав о назначении представителя калифа в Адрианополь после уступки его союзникам.
        В Лондоне состоялось совещание послов.
        В Дураццо прибыли сербские войска с съестными и боевыми припасами для содействия Черногорцам в штурме Скутари.
        B Берлине в посольской церкви состоялось отпевание праха скончавшегося атташе посольства Закревского.
        Эдиктом президента китайской республики поручено манчжурским дуду принять меры для уничтожения хунхузов.

ЦИРК МАЛЕВИЧА.

С воскресенья в цирке Малевича начались гастроли американца Корти, укротителя 7 африканских львов, медведей и догов. Свои упражнения Корти проделывает в большой железной клетке. Наиболее интересным моментом является кормление львов, когда они сидят за столом. В общем Корти своими смелыми упражнениями напоминает знаменитого в свое время укротителя Саваде.

Аэроплан на лыжах.

Сегодня на московском аэродроме начинаются интересные опыты с аэропланом типа Фармана, установленном на лыжах.
Цель опытов—выяснить, насколько применимы к аэроплану лыжи.
Первый опыт, произведенный на днях, увенчался успехом.
Аэроплан прекрасно скользил по глубокому снегу.
Трудная задача, которую придется решить авиаторам, собирающимся летать на этом зимнем аэроплане, - удачный спуск.
Главное внимание будет обращено на уменьшение толчка при приземлении, для чего к шасси аэроплана будут укреплены особого вида рессоры.

Возобновление военных действий.

План предстоящих операций.

ПЕТЕРБУРГ, 21,I. (По телефону). В русских дипломатических кругах предполагают, что, несмотря на данный великими державами балканским союзникам совет не начинать войны, военные действия сегодня или завтра возобновятся.
Операции ограничатся только бомбардировкой и штурмом Адрианополя, что займет не более нескольких дней. После взятия Адрианополя возобновятся мирные переговоры.
Что касаетс я операций на Чаталдже, то по мнению компетентных дипломатов, они могут начаться только с турецкой стороны. В плане балканских союзников эти операции не входят.

Атака Адрианополя.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 21,I – 3,II. 8 ЧАС. 30 МИН. ВЕЧЕРА. ПО СВЕДЕНИЯМ ТУРЕЦКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, БОЛГАРЫ НАЧАЛИ НАСТУПЛЕНИЕ НА АДРИАНОПОЛЬ ПО ВСЕЙ ОСАДНОЙ ЛИНИИ.

В Россiи.

Склад бомб.

ХАРЬКОВ, 21,I. (По телефону). В дачной местности Люботин, близ железнодорожной станции того же наименования, обнаружен склад бомб, которые хранились в особо приспособленном помещении – крыше дома местного крестьянина Фисака. Найдено всего 19 бомб. Фисак арестован.

Великосветская охота.

ЮРЬЕВ, 21,I. Во время великосветской охоты в имении барона Нолькена были наняты в качестве загонщиков 60 крестьянских детей. й1 На другое утро после охоты в лесу нашли трупы заблудившихся и замерзших загонщиков-мальчиков Скородумова и Ревукова. Шесть других малолетних участников великосветской охоты отморозили себе руки и ноги.

Трудовая Копейка (Москва)

Пострадавший спортсмен.

(Пo телефону из Петербурга).

Вчера, во время состязания аэросаней, произошло несчастье. Авиатор Лебедев, ехавший на аэросанях общества Дукс, на первом повороте из-за буэра должен был остановить мотор. Когда мотор пустили вторично, член речного яхт-клуба» владелец верфи Е.А.Кун, попал в пропеллер, который отрезал несчастному совершенно левую руку. Кроме того, Кун получил перелом правой руки. На место несчастного случая был подан автомобиль. Находившегося в полном сознании, несмотря на страшное увечье, Куна, повезли в Петропавловскую больницу. В виду того, что здесь помощь тяжелораненому за отсутствием хирурга не могла быть подана, Куна, после остановки кровотечения, отвезли в том же автомобиле в клинику профессора Цейдлера, где ему тотчас же была произведена ампутация обрывков левой руки. По заключению профессора, состояние пострадавшего спортсмена не угрожает смертью, и потребует продолжительного лечения.

Кружок мотористов.

Третьего дня состоялось первое собрание кружка мотористов, организованного местным гимнастическим обществом. Принять доклад особой комиссии, рекомендующей устройство гонок, общих поездок, испытание машин разных фирм, устройство лекций по вопросам, касающимся моторизма, и пр.