05 февраля (23 января) 1913 года

Вечернее Время

Официальное турецкое сообщение о возобновлении войны.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ. Официальное сообщение гласит: « Вчера, в 7 с половиной часов вечера, Болгары открыли орудийный и ружейный огонь против северных и восточных укреплений Адрианополя. Бомбардируют также и город.
Правительственное сообщение выражает уверенность, что все Оттоманы окажут правительству патриотическую поддержку, не обращая внимания на слухи и неблагожелательное выступление против Турции.
Вчера днем два болгарских аэроплана произвели пролет над городом Адрианополем.
Официозные сферы продолжают оставаться оптимистическими и полагают, что при посредстве держав можно было бы достигнуть modus vivendi в вопросе об Адрианополе. (СПА).

День (Петербург)

Арест маски.

В Александровскена организованном в Народном доме местным обществом приказчиков бал-маскарад, в полночь явилась маска под синонимом «Борьба за свободу», изображавшая различные моменты освободительного движения 1905—06 гг.
У входа в зал маска, по распоряжению присутствовавшего на балу жандармского подполковника Редина, была арестована полицией.
Носитель ее, оказавшийся местным частным поверенным С.Блюшкиным, был вскоре освобожден, а на другой день приглашен в жандармское отделение, где ему сделали «строгое внушение».

Дочь вьюги и метели.

Из Одессы возвращалась пешком вместе с мужем в село Усатово молодая женщина, Можейко.
Свирепствовали сильная пурга и метель.
Молодая женщиан находилась в последней стадии беременности и, возвращаясь с вечеринки, где не мало было выпито, всю дорогу жаловалась на сильные боли.
Порою боль становилась такой резкой, то больная не могла удержаться от криков. Наконец она упала в глубокий сугроб снега и разразилась криками. Муж поспешил за помощью.
Почти полтора часа томилась бедная женщина в глубоком снегу, в адских муках, одна среди вьюги и ночного мрака, и только после невыразимых мучений разрешилась от беременности девочкой.
Несмотря на перенесенные муки, молодая мать сохранила в себе столько самообладания, что завернула новорожденную дочь бурной вьюги и снега в свое платье, чтобы предохранить ее от стужи.
Одна среди пустынной дороги глубокой ночью ожидала она помощи, которую только после долгих поисков удалось найти ее мужу.
Прибыла карета скорой помощи и доставила мать и новорожденную в больницу.

22 января.

По России.

ХАРЬКОВ. В Люботине в соломенной крыше одного крестьянина найдены полицией девятнадцать снаряженных бомб, оствшихся по-видимому еще с 1905 года. У родственника этого крестьянина недавно были найдены оболочки бомб.

Бомбардировка Адрианополя началась 21 января. Несколько кварталом объяты пламенем.
        Под Галиполи началось сражение.
        Комендант скутарийской крепости Али-Риза-паша росил начальника сербских войск выслать парламентеров для переговоров.
        Наследник турецкого престола склоняется на сторону комитета «Единение и Прогресс». Между султаном и наследником отношения очень натянутые.
        Болгарское агентство опровергает известие о нездоровьи царя Фердинанда.
        Венезелос проездом череез Вену посетил графа Берхтольда.
        Typецкое посольство в Вене опровергает известие об объявлении независимости Бассоргского вилайета.
        Сербскими властями в Дураццо повышены на 11 проц. ввозные пошлины на некоторые продукты.
        Папа римский в виду желания венгерского правительства, вопреки желанию Хорватов, решил основать самостоятельную епископскую кафедру в Реке.
        В Вене скончался кардинал князь-архиепископ Нагль.
        Скончался адъютант Фальера Гиз.
        Золотой запас австро-венегерского банка уменьшился в течение 1912 года на 82 миллиона.
        Совет союза германских городов с населением менее двадцати тысяч человек высказался за необходимость усиления военных сил Германии.
        Для помощи пароходу «Полтава», севшему на мель близ берегов Японии, кроме крейсера «Читозе» выслан контр-миноносец «Минаги» и пошел русский пароход «Симбирск».
        В Хенаньской провинции население восстало против властей, пытавшихся уничтожить посев мама. Войска потерпели поражение.
        Мукденский дуду получил из Пекина план военной кампании в Монголии и Манчжурии.
        В Мексике запатисты устроили крушение пассажирского поезда, убили 12 солдат, 4 пассажиров и увели много женщин.

В Гельсингфорсе состоялось открытие очередного финляндского сейма.
        Совет Саратовскаго университета в ознаменование 300-летия Дома Романовых постановил учредить стипендию имени царя Михаила.
        . Московское городское управление получило по духовному завещанию Михайловой 100,000 руб. на постройку богадельни.
        У входа в либьавский порт затонуло судно «Генерал Гурко»ю Команда спасена.
        Во время преследования грабителей, совершивших нападение на акцизного чиновника в Ростове-на-Дону и похитивших около 5,000 руб. казенных денег, оба грабителя убиты.

ЛЕТАРГИЧЕСКИЙ СОН.

В трактире Немировского (Средняя, 1), в воскресенье днем обратили внимание на юношу, который уснул, сидя у стула. Все попытки разбудить спящего не увенчались успехом. Уснувшего доставили в гор. больницу. Здесь было констатировано, что юноша впал в летаргический сон. Уснувший оказался Фролом Носковым. Он помещен в больницу.

Балерина А.П.ПАВЛОВА.

Третий вечер Айседоры Дункан в Большом зале консерватории вчера, 22-го Января.

На этот раз хореография дружно сочеталась с элоквенцией и вокальным искусством. Профессор Зелинский красноречиво превозносил идею воссоздания древнеro искусства и провел параллель между исканиями Беклина в живописи, Ницше—в философии, Вагнера—в музыке и Дункан в пластике, а хорь Архангельского замечательно стройно звучал за кулисами.
Главную часть программы составила «Ифигения» Глюка. Начало ее лирическое и по преимуществу жизнерадостное.
Здесь особенно оригинально выглядят игры халкидских девушек.
Дункан с замечательной непринужденностью, лежа на полу, изображает перебрасывание мячика.
Что касается танцев «девушек», то они достаточно однообразны и стиль их, повидимому, выражается в эластичных движениях кистей рук.
Вторая часть—мрачная. Готовится жертвоприношение. Скифский танец—характерен, дик. Кто-то заметил, что Дункан здесь выглядит мужчиной: до того энергичны ея движения.
Весьма оригинальна заключительная пляска—триумфа. Артистка здесь выступает увенчанная пальмами и лицо ее сияет; блеск очей поразительный.
Но особенно понравились публике танцы под музыку Шуберта, Брамса и Штрауса.
В движениях Дункан столько здесь было нюансов, как будто она сливалась с музыкою. И сколько настроений, переживаний: то грезы, то мольбы, то упоение счастливой матери. Последний этюд г-жа Дункан изображает почти исключительно мимически, без лишних жестов; но она ясно говорить: дитя мое, как ты прекрасно.
После окончания программы (финальный нумер—Marche militaire Шуберта) публика прямо не хотела отпускать артистку со сцены.
Да, идея и танцы Дункан увлекательны!

К-рин.

ПО ПРИВЫЧКЕ.

«Новый закон о печати уже закончен».
        (Из газет).

Редактор: - Быть может увеличат срок...
Печать: - И переменят мне замок.

КРУПИНКИ.

Английской палатой депутатов отвергнуто предложение охранять солдатами парламент от нападений и безобразий суфражисток.

Американский миллионер Карнеджи выставлен кандидатом на получение нобелевской премии мира.

Возвращавшаяся с маневров английская подводная лодка едва не была опрокинута шквалом у устья реки Тей. Командир упал в воду и утонул.

СМЕСЬ

НОВЫЕ КАРТЫ ЦАРСТВЕННОГО ХУДОЖНИКА.

Французские газеты рассказывают, что недавно германский император нарисовал новые игральные карты, за которые коллекционеры, вероятно, предложат страшные деньги.
Это, если можно так выразиться, портретная галерея царствующих особ.
Дама червей поражает сходством с покойной английской королевой Викторией.
Дама бубен, как две капли воды, похожа на вдовствующую итальянскую королеву Маргариту.
В даме треф не трудно узнать голландскую королеву Вильгельмину, а в пиковой даме - румынскую королеву Кармен-Сильву.
Из четырех королей пиковый похож на папу Льва XIII, трефовый— на итальянского короля Гумберта, король червей—на бельгийского короля Леопольда и, наконец, король бубен— на самого Вильгельма II.
Остается добавить, что четыре валета изображают: Бисмарка, Криспи, Гладстона и Вальдека-Руссо.

НАЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В Томске в ресторане «Европа», один из куплетистов в скабрезном куплете назвал имя Льва Толстого.
Присутствовавшие студенты стали свистать. Часть публики вступилась за куплетиста. Разыгрался крупный скандал, окончившийся дракой.

В Феодосии, в болгарской колонии Кишлав, богач Кехаев, желая избавиться от квартиранта» начинил его дрова порохом. В квартире бедняка произошел страшный взрыв, в результате которого сильно изуродована жена его. Кехаев арестована

Провинцiя.

Письмо Илиодора.

В «Цариц. В.» помещено следующее письмо Илиодора.
        «Дети! Не имея возможности за недостатком времени, средств и сил отвечать каждому из вас отдельно на ваши праздничные поздравления, я делаю это через газету и за один раз. Примите мою сердечную благодарность за память. Не верьте, а знайте, что пройдет время смущения и истина утешит вас. Если вы теперь страдаете, то страдаете сами от себя: вы не относились внимательно к событиям. Если вам некогда это делать или вы не можете, то тогда верьте мне, как раньше верили. Я вас доведу в свету Вечной Истины. Не соблазняйтесь мною. Вспомните, что апостол Павел был Савлом. Пока простите.
        Ваш батюшка Сергей—Илиодор».

Порча картины И. Е. Репина.

Преступник.

А.А.Балашов, изрезавший в Третьяковской галерее картину И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван», до сих пор еще находится в центральном приемном покое для душевно-больных. Настроение больного чрезвычайно переменчивое. То он начинает страшно нервничать, оставляя полное впечатление душевно-больного, то внезапно успокаивается и тогда производит впечатление здорового человека.
Хотя центральный приемный покой - учреждение, где душевно-больные находят только временный приют, однако, до сих пор срок пребывания Балашова в приемном покое не определен.
Если бы было начато судебное следствие, то Балашова отправили бы >и в московскую окружную психиатрическую лечебницу. Но до сих пор никакого судебного дела против преступника не возбуждено.
Вероятно, через несколько времени Балашов будет помещен в одну из городских больниц.
Собственно говоря, формальных поводов к насильственному заключению Балашова в психиатрическую лечебницу в данном случае нет. Болезнь его такого рода, что если бы отец пожелал взять сына на поруки, никто не мог бы этому воспрепятствовать.
Балашов не такой больной, чтобы пребывание его могло быть признано безусловно опасным для окружающих. Но, конечно, в виду исключительных обстоятельств, врачи употребят все усилия, чтобы Балашов был изолирован в лечебнице.
Таково мнение врачей-психиатров, имевших возможность ознакомиться с болезненным состоянием Балашова.

Трудовая Копейка (Москва)

Нападение волков.

(По телефону из Петербурга).

Вчера, в 11 часов ночи, проживающей вблизи ст. Тосно, чиновник Напалков, с женой и дочерью, 8-ми лет, возвращались из города домой. Проходя лесом, Напалковы услышали вдали вой волков, которые, по-видимому, бежали им навстречу. Выйдя на лужайку, Напалковы увидели несколько волков, бросившихся на них. Взяв на руки девочку, Напалков и жена его побежали по направлению к дому. Волки бросились за ними. Напалков начал стрелять из револьвера Волки отскакивали, но затем с большей еще яростью набрасывались на них. Вскоре все патроны были расстреляны, и разъяренные звери бросились на путников. В одно мгновение Напалков и его жена были сбиты с ног и, падая, он выпустил из рук девочку на которую сразу же набросились волки и с ожесточением начали разрывать платье ребенка. Выстрелы и крики о помощи были услышаны в ближайшем поселке. Жители и караульные бросились на крики и отбили почти уже лишившихся чувств Напалковых. Наиболее пострадавшим оказался отец, который был отправлен в больницу.

Подземный ход в Кремле.

На-днях, в московском кремле был случайно открыть подземный ход. На устье его наткнулись рабочие, занятые внутренней перестройкой арсенала, приспособляемого, как известно, под музей 1812 года. Сняв полы в одном из зал нижнего этажа, недалеко от входной двери в арсенал со двора, плотники обратили внимание на неровность земли в одном месте. Когда начали ее выравнивать лопатами, то в земле показались человеческие кости. Присутствие последних заставило продолжать раскопку, которые быстро обнаружила отверстие в какое-то подземелье. Земляная работа была усилена, и взорам рабочих открылся вход в сводчатую подземную галерею старинной кирпичной кладки, шириной около 2 арш. и вышиной в рост человека. Куда ведет из арсенала эта галерея, пока не выяснено.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

КЕРЧЬ. Храм на кладбище.

На новом кладбище на средства известного здесь жертвователя Г.Я.Цыбульского с весны текущего года будет приступлено к постройке храма, стоимость которого по смете обойдется в 31 000 р., не включая сюда колоколов. По проекту постройки храма в подвальном этаже предполагается устройство склепов числом до 30, причем сумма, выручаемая за склепы, будет поступать в пользу храма.