12 февраля (30 января) 1913 года

Вечернее Время

Убийство депутата социал-демократа.

ВЕНА. В 10 час. 45 мин. вечера на вокзале Северо-Западной дороги выстрелами из браунинга убит депутат Шумайер, социал-демократ, только что приехавший из Штокерау, где он присутствовал на собрании. Убийца был тотчас задержан и сознался в том, что совершил убийство из мести. Его имя Хуншак, по профессии рабочий железнодорожник. (СПА).

День (Петербург)

Несостоявшаяся лекция.

КИЕВ, 29/I. Лекция еврейского поэта Бялика отменена. Устроители разослал 300 пригласительных повесток, но вместо 300 явилось несколько тысяч слушателей. Полиция не в состоянии была водворить порядок, вследствие чего не допустила лекции.

Луч

Письмо в редакцию

18 декабря 1912 г. мы, в согласии с пожеланием с.-д. фракции от 15 декабря приняли предложение газеты «Луч» о зачислении нас в состав ее сотрудников.
С тех пор прошло больше месяца. За все это время «Луч» не переставал выступать ярым противником антиликвидаторства. Его проповедь «открытой» рабочей партии, его нападки на подполье мы считаем, при настоящих условиях русской жизни недопустимыми и вредными.
Не считая возможным покрывать своими именами проповедуемые «Лучом» ликвидаторские взгляды, просим редакцию исключить нас из состава сотрудников.
Члены Государственной Думы от рабочих:
        А.Бадаев.
        Г.Петровский.
        Ф.Самойлов.
        Н.Шагов.

ЧУДО ТЕХНИКИ.

В мастерских виргинской железной дороги в Северной Америке изготовлен на-днях и уже пущен в ход громаднейший в мире локомотива. Он может везти 155 вагонов с нагрузкой по 3,000 пудов каждый, т. е. более 450,000 пудов, со скоростью 15 верст в час. Чудовищная эта машина сама весит более 2000 пудов и покоится на 16 осях. Достаточно сказать, что в его топку свободно помещается обыкновенный локомотив.

ПОЛЬЗА ИНКУБАТОРА.

В штате Нью-Джерсей у богатого фермера родился на-днях долгожданный первенец. К несчастью появление его на свет произошло раньше срока и мальчик оказался весом всего в два фунта.
Чтобы спасти жизнь его, немедленно опростали одно отделение гигантского инкубатора на 50000 .яиц, безжалостно загубив более чем на 6000 р. породистых леггорнов, и положили младенца в этот аппарат для искусственного высиживания цыплят. Температура поддерживается все время в 45 градусов. Ребенок жив и питается каплею молока каждый час.
Рассчитывают, что удастся его вырастить.

Московские Ведомости

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

«Картоманка» и «хиромантка».

29 января полицией 1 уч. Рогожской ч. было обнаружено, что проживающая в доме Бугрова, на Б.Алексеевской улице, кр. Тульского уезда Устинья Васильевна Захлебина, 21 г., занимается гаданьем на картах, взимая за свое гаданье с доверчивых клиентов плату. Чтобы привлечь к себе внимание темного люда, гадалка рассылает обывателям листки-рекламы, в которых она выдает себя за приехавшую из Крыма «картоманку» и «хиромантку», ученицу известного профессора Экертт-Утенко. Захлебина обязана подпиской прекратить свои занятия и привлечена к судебной ответственности.

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

ЕЛЕЦ. Азарт в деревне за последние годы достиг своего апогея. По примеру города, в деревнях и селах все больше и больше развивается картежная игра в «стуколку», «двадцать одно» и « с подходцем». Играют не только взрослые парни, но и семейные крестьяне и даже мальчуганы от 10 лет. Для игры собираются куда-нибудь в заранее уговоренный дом, хозяин которого собирает с каждого игрока известную мзду за вечер. Откупают для себя «клубы» и дети-подростки; если у кого из последних нет денег, играют на спички и пищевые продукты: яйца, масло, кур и проч.; ими же оплачивают и «квартиру»; все это добывается, конечно, путем воровства из родительских, а иногда и соседских амбаров. Если у проигравшего нечем рассчитаться, то нередко производятся кулачные расправы. (Елецкий Дневник, №86).

НИКОЛАЕВ. Власть тьмы.

В населенной части Винницы Замостье содержат столовую кр. Ткачук и Кай. Дочь последнего «образованная» барышня решила «добыть счастье» по указаниям «руководства белой и черной магии», С этой целью она достала несколько рублей и выписала специальную «литературу». Для счастья прежде всего понадобился черный кот. Девица с большим трудом достала соответствующего кота. 6 дней морила его голодом, а затем сварила его ночью живьем в особо требующейся обстановке в кастрюле и получившийся «суп» разлила в 5 бутылок, из которых Кай вместе с ее товарищем Левицким пили по ночам небольшими дозами эту счастье дающую жидкость. Затем путем сосания кости из сваренного кота они вызвали тень человека, который должен был принести желанное счастье, и т.д. Наконец, потребовалось для торжества замысла продать душу Елены Кай дьяволу. Для этого она в день Крещения отправилась на Иордан, где во время водосвятия должна была разрезать себе левую руку до кости, приложить кость из «супа» и выпить кошачьего бульона, а затем крикнуть: «Отдаю, тебе, дьявол, душу». При такой–то церемонии и заключена эта «сделка». Обо всей этой истории узнала полиция в связи с другим делом, и обнаруженные при обыске у Кай бутылки «супа», чудодейственная кость «литературы» арестованы и будут официально фигурировать в качестве вещественных доказательств в суде. (Николаевская Газета, №2093).

29 января.

К гибели капитана Скотта.

ЛОНДОН. Во всей Британской империи геройская смерть капитана Скотта и его спутников произвела тяжелое впечатление. Экспедиция достигла южного полюса 18 января минувшего года и погибла во время снежной бури на обратном пути. Последняя телеграмма Скотта помечена 25 января 1911 года, то есть за год перед достижением цели экспедиции. Пароход «Terra Nova» прибыл в Новую Зеландию на месяц раньше, чем ожидали. Поэтому вдова капитана Скотта не была своевременно предупреждена и находится на пути от Сан-Франциско к Новой Зеландии. Созвано экстренное заседание Королевского географического общества.

Выходки суфражисток.

ЛОНДОН. Сегодня утром суфражистки выбили стекла во всех главных клубах на улице Pall Mall и даже во дворце принца Христиана Шлезвиг-Гольштейнского.

В Кишиневе начались юбилейные торжества 100-летиия духовной семинарии.

Сообщаются подробности взятия Большого Барданьоли Черногорцами.
        Высадка Турок у Подимы была блестяще отражена Болгарами.
        В Константинополь прибыла миссия шейха Сенусси.
        Болгарские войска отразили наступления Турок по всей чаталджинской линии, за исключением крайнего правого фланга.
        Управляющий делами смешанного совета при вселенской патриархии просил Порту отправить суда для перевозки греческого населения, страдающего от бомбардировки на побережье Мраморного моря.
        Диадох сообщает подробности артиллерийской перестрелки между Греками и Турками и отражение нападения Турок на ущелье Завроко.
        Румынское правительство просило Австро-Венгрию о вмешательстве в Софии для скорейшего разрешения румыно-болгарского спора.
        В Галиполи идет ожесточенный бой.
        В Париже созывается международная техническая комиссия для разрешения экономических и финансовых вопросов, связанных с ликвидацией Турецкой империи в Европе.
        В Карлсруэ состоялась помолвка дочери императора Вильгельма с принцем Кумберлэндским.
        Английский король высказал по телеграфу соболезнование географическому обществу по поводу гибели экспедиции Скотта.
        Скончалась старшая сестра папы Роза Сарто.
        Феликс Диац провозгласил себя президентом Мексики.

К гибели южно-полярной экспедиции Скотта.

Нелегко даются человечеству победы над природой полярных стран! Недалеко, может быть, то время, когда развитие средств воздухоплавания облегчит и эти победы, а пока приходится платить за них жизнями. [...]
Но научные искания человеческого духа сильны и жизненны своей строгой преемственностью: чего не смог достигнуть один достигает другой, идущий по его стопам. Вот почему и здесь уместно воскликнуть: "Le roi est mort, vive le roi" ("Король умер, да здравствует король!"). Вечная память славно погибшим и слава победившим.

Наказанный дьячок.

И. о. псаломщика Петропавловской церкви С. И. Загоруйко у мир. судьи 17 уч. подал жалобу на супругов Андрея и Ольгу Зайцевых за то, что они на Серединской площ. жестоко его избили. Б результате избитому дьячку долгое время пришлось пролежать в постели. Мировой судья Б. Н. Сидоренко заочно приговорил супругов каждого к аресту на 2 месяца. По отзыву дело слушалось вторично. По словам обвиняемой С. И. Загоруйко „нахально приставал с глупостями". Мир. судья, в вшу этого, уменьшил меру наказанья и приговорил каждого из обвиняемых к аресту на 2 недели.

Еще маниак.

На Васильевском острове обращает на себя внимание странный субъект пожилых лет, с длинною уже седеющей бородою, одетый в серый сермяжный кафтан, с котомкой за плечами, и в картузе, над козырьком которого прикреплена лента с надписью золотыми буквами «Рука Всевышнего отечество спасла».

Театральный курьер

В Париже, в театре Сары Бернар, состоялось на днях первое представление выдающейся пьесы сезона, принадлежащей перу драматурга Генри Лаведана. Пьеса эта, - двухактная драма, - озаглавленная автором «Gervir» и трактует о весьма модном современном вопросе: антимилитаризме.
Герой ее, офицер изобретатель взрывчатого вещества, обладающего гигантской силой. В военных сферах на это изобретение возлагают большие надежды, но к общему негодованию изобретатель, проникшийся духом антимилитаризма, решает уничтожить взрывчатое вещество как раз в то время, когда объявляется война. По слова французских журналов, пьеса Лаведана вызывает энергичный протест со стороны немецкой колонии в Париже, так как нельзя отрицать того. что в пьесе наблюдаются явно враждебные Германии тенденции.

КРУПИНКИ.

Испанский король в сопровождении нескольких офицеров совершил полет над Мадридом на воздушном шаре.

Во время бала в Кастеллине (Италия) под танцевавшими провалился пол. Одна девушка убита; 30 чел. получили увечья.

В Любеке (Германия) найдены повесившимися один торговец и его кузина; Жена торговца и его двое детей отравились. Причина драмы — нужда.

.

Михель. - Здесь одному места мало.
Кар. С.Ф.Соколовского.

В Россiи.

Странное распоряжение.

ЯЛТА, 29,I. Инспектор народных училищ ялтинского района Панфилов неожиданно без объяснения причин закрыл существующие уже 15 лет при местных земских училищах вечерние курсы для обучения татар русскому языку.
Земство обратилось с ходатайством к попечителю учебного округа об отмене распоряжения Панфилова.

Драма на льдине.

АСТРАХАНЬ, 29,I. Получено сообщение, что в ночь на 16-е января, в районе Джанбая свеверо-восточным ветром оторвало и унесло в море значительную площадь льда, на которой находились около 40 рыбаков с 120 лошадьми.
Большая часть рыбаков спаслась выбравшись на берег.
Участь остальных неизвестна.

Гибель полярной экспедиции/

ЛОНДОН, 29, I - 11, II. О гибели Скотта сообщают следующие подробности:
Капитана Скотт и четыре других участника антарктической экспедиции погибли 16-го марта 1912 года всего в 16-ти верстах от склада провизии и топлива, оставленного ими на пути к полюсу. Скотт вел дневник, пока в нем оставалась искра жизни. Последние слова дневника обращены к английскому народу с просьбой позаботится о судьбе матросов, оставшихся на его судне "Теrra Nuova".
Экипаж этого судна под начальством доктора Аткинсона сделал две экспедиции, чтобы разыскать Скотта и его товарищей, и только в ноябре нашел их тела, инструменты и дневники.

ЛОНДОН, 29, I - 11, II. Географическое общество посвятило памяти Скотта экстренное заседание. Из доклада выясняется, что Скотт достиг южного полюса 5-го января 1912 года нашел там палатку Амундсена и погиб на обратном пути 16-го марта в 11 милях от своего склада для провизии.

ЛОНДОН, 29, I - 11, II. Правительство вносит билль об обеспечении семей погибшего капитана и его спутников.

ЛОНДОН, 29, I - 11, II. Король по телеграфу выразил географическому обществу глубокое соболезнование по случаю гибели Скотта и его спутников.

ПАРИЖ, 29, I - 11, II. Газеты горячо откликнулись на известие о гибели полярного исследователя Скотта.
Известный ученый Шарко в своей статье пишет, что за погибшем останется честь открытия южного полюса.

Трудовая Копейка (Москва)

Страхование рабочих.

Московской фабричной инспекцией получено из министерства торговли и промышленности много материалов по введению в Москве больничных касс. Среди этих материалов имеется проект устава больничных касс, разработанный Петербургским обществом заводчиков и фабрикантов. Министерство рекомендует фабричной инспекции обратить внимание на этот проект и устраивать больничные кассы в Москве, по его образцу.
Фабричной инспекцией до сего времени не предпринято никаких мер к ознакомлению рабочих с законом о страховании.
Предприниматели устраивают частые совещания по вопросу о введении больничных касс. На этих совещаниях детально выясняются условия введения касс. Среди же рабочих не было устроено ни одного совещания.

В обществах и союзах.

Общество парикмахеров в настоящее время занято разработкой вопроса об устройстве лекций по истории рабочих классов в России и Западной Европе. Лекции предполагается устраиваясь не менее 2 раз в месяц. Кроме того, пополняется и расширяется библиотека общества.
Общество сапожников. Общества рабочих, - занятых производством обуви, подставлено в критическое положение относительно помещений под общее собрание. Народные дома категорически отказались предоставлять свои помещения обществу, поэтому приходится или совсем отказываться от устройства собраний, или же устраивать их на окраинах: Черкизове, Марьиной роще и т. д. Снимать же помещения за плату, общество не имеет никаких средств.

Радио-телеграфная станция в Ялте.

В Ялту прибыль состоящий при главном управлении почт и телеграфов инженер электрик Гайгалис, который совместно с начальником» ялтинской п.-т. конторы А. А. Леонтьевым производить осмотр окрестностей Ялты, с целью устройства здесь радиотелеграфной станции для отправки и получения телеграмм по беспроволочному телеграфу.