18 (05) февраля 1913 года

Вечернее Время

Подробности афонских беспорядков.

Своевременно мы сообщали о беспорядках, возникших среди афонских монахов.
В настоящее время получены с Афона некоторые подробности этих столкновений, доходивших, как оказывается, до рукопашных схваток.
Беспорядки начались в русском Пантелеймоновском монастыре, где проживает монах Иларион, автор известного сочинения «О божественности имени Иисус», не так давно осужденного нашим Св. Синодом.
Названный монах начал распространять свои лжеучения среди братии Пантелеймоновского монастыря, но встретил решительнео противодействие со стороны настоятеля этой обители архимандрита Михаила, который добился удаления Илариона из вверенного ему монастыря.
Иларион перекочевал в соседний, также русский, Андреевский скит. Этот скит находится близ гор. Кареи, в самом центре Афона, и по своему богатству занимает первое место среди всех афонских обителей. Управляет Андревским скитом архимандрит Иероним, строгий подвижник, и, благодаря его духовному руководству, скит славился своей образцовой дисциплиной.
В Андреевском скиту проживал в числе братии иеромонах Антоний (Булатович), бывший русский офицер.
Когда монах Иларион явился в Андреевский скит и начал проповедывать здесь свое учение, то встретил горячую поддержку со стороны иеромонаха Антония.
Братия скита разделилась на сторонников и противников Илариона и между теми и другими начались пререкания, доходивши до драк.
Во время одной из таких стычек сторонники Илариона, предводительствуемые о. Антонием, изгнали архимандрита Иеронима вместе с остальной братией из монастыря.
Хотя в Андреевском ските монахи исключительно Русские, однако он подчинен константинопольскому патриарху, а наш Св. Синод не может оказать никакого непосредственного влияния на исход дела.
В церковных кругах ожидают, что в дело вмешаются представители нашей дипломатии.

Веселый Париж.

Официальная статистика за 1912 год доказывает, что современный Париж действительно является самым веселым городом в мире. В столице Франции имеется 240 театров (в 1902 году их было только 149), 32 цирка и велодрома (в 1902 году 9), 262 кинематографа (десять лет назад их насчитывалось только два). 341 бальный зал (в 1902 году 178), 196 концертных зал (в 1902 году 56).
Общее число мест, где парижанин может повеселиться достигает, таким образом 1071, не считая ice palace`ов и увеселительных садов.

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ С ДУРОВЫМ.

В Двинске 26 января, после окончания представления в двинском цирке известный клоун-дрессировщик Владимир Дуров стал производит репетицию с дикобразом. Последний должен был проделать упражнения с пушкой, заряженной холостым зарядом: Дуров сделал неловкое движение, вследствие чего произошел преждевременный выстрел и заряд пороха, к несчастью попал в лицо самого дрессировщику. Немедленно были вызваны врачи, которые и оказали первую помощь пострадавшему. Лицо Дурова изуродовано, и сильно поврежден правый глаз.

Клад.

В Сапожковском уезде инспектору народных училищ г.Д. предъявлен неизвестным лицом, назвавшимся крестьянином села Морозовых Борков, Зайцевым, серебряный клад, состоящий из 350 монет. В настоящее время клад это, через сапожковского исправника, как сообщает «Каз.В.», поступил в архивную комиссию. При беглом осмотре клад этот обещает быть очень интересным. Среди монет есть монеты Василия Темного и Иоанна III. Есть и татарские монеты.

Турецкий крейсер «Гамидиэ» покинул Мальту.
        Турецкая артиллерия под Булаиром открыла огонь с фортов по болгарскому санитарному отряду, вышедшему подобрать трупы Турок для погребения.
        Хакки-паша прибыл в Лондон и посетил сэра Эдуарда Грея.
        Разногласие между Румынией и Болгарией обостряется.
        В Белград отправлен из Скоплья арестованный в Охриде секретарь младотурецкого комитета.
        Греки высадились в Безикской бухте. В Малой Азии появились греческие четы.
        Фальер дал прощальную аудиенцию дипломатическому корпусу.
        На аэродроме в Фишаменде упал с аппаратом поручик Нитнор и разбился на смерть.
        Близь Галиполи началось сражение. Турки высадили войска в Соросском заливе.
        Близ Родосто потерпели аварию два турецких транспорта.

Из Москвы отбыл в Петербург товарищ министра внутренних дел Джунковский.
        Сгорел вокзал станции Исакогорка в 12 верстах от Архангельска.
        Нa Ейской жел. дор. сильные заносы. Движение прервано.

Одесская Почта

ТЕАТР и МУЗЫКА

Сегодня в театре „Экспресс“ Д.П.Ляшенко новая программа. Трансформатором г. Амбрози будет поставлена оперетта „Вор забавляетя“, — все роли исполняет он сам. В заключение вторая серия „Композиторов”.

ЛИСТОКЪ

1 800 000 рублей на русские университеты.

Недавно в Либаве умер инженер Семикольников, который все свое огромное состояние в сумме 1 800 000 рублей завещал русским университетам.

Неудобное правило.

По правилам всемирного почтового союза на каждом открытом письме слова «открытое письмо» должно быть напечатано на языке того государства, откуда оно посылается. Чтобы соблюсти это правило издателям иллюстрированных открыток приходится печатать «открытое письмо» на каждой открытке на десятке языков, отнимая этим большое место. Не проще ли союзу избрать для международной корреспонденции открытками один язык, ну, хотя бы французский?

Арест пристава.

На Никитском бульваре градоначальник встретился с приставом 1-го уч. Хамовнической ч. подп. Переспеловым, который ехал в собственных санях. Подполк. Переспелов позволил себе отдать воинскую честь, держа папиросу во рту. Кроме того, подп. Переспелов, вопреки приказанию, не донес градоначальнику о своей отлучке из участка. За эти два проступка подп. Переспелов арестовывается на трое суток на гауптвахте.

В Россiи.

Насилия над евреями.

ВАРШАВА, 4,II. Сегодня местные газеты отмечают в хроник два следующих кровавых происшествия.
На Павлинойо улице к еврейке, торговавшей апельсинами, подошли двое мужчин и одна женщина и стали укорять ее, зачем она торгует в воскресенье. За торговку вступился проходивший молодой еврей Бронишевский. Тогда мужчины, с криком: «Бей жида!», набросились на него. Один из нападавших выхватил револьвер и выстрелил в Бронишевского. Тот упал, обливаясь кровью.
Стрелявшего, оказавшегося неким Лещинским, удалось задержать. Тяжело раненый еврей отправлен в больницу.
Второй случай, уже со смертельным исходом, произошел на площади «Plac Broni», где гулявший с товарищами 14-летнйи мал еврей Иосиф Бибелькраут, был убит ударом ножа в сердце.
Убийцу удалось арестовать через несколько часов. Он оказался пекарем без занятий, 21-летним католиком Игнатием Либичем.
Либич, как установлено следствием, вместе с товарищем охотился за прогуливавшимися по площади еврейскими мальчиками и убил ножом первого попавшего под руку.

А.Д. Вяльцева (+).

4-го февраля, в 5 час. 20 мин. вечера, А.Д.Вяльцева скончалась.
Как было установлено за два дня до смерти консилиумом врачей, покойная страдала прогрессивным злокачественным малокровием. Эта болезнь заключалась в усиленном выделении кишечником токсина, который, попадая в кровь, разрушал красные кровяные шарики и нарушал функции костного мозга. В данном случае было испробовано все, что только возможно было. Раньше всего обратились к способу лечения самому радикальному, но, с другой стороны, и самому опасному - трансфузии крови. Муж покойной не побоялся могущих произойти последствий от этой операции и дал себя подвергнуть ей. Эту операцию с большими предосторожностями произвела специально вытребованный из Берлина проф. Эндерлей. На эту операцию возлагали большие надежды, но положительных результатов не получилось.
Правда, первое время количество красных шариков немножко увеличилось, но вскоре они стали убывать по-прежнему. [...]
Сегодня, в 5 час. 20 мин. пополудни, в страшных мучениях от позывов к рвоте и затрудненности дыхания А. Д. скончалась, причастившись Святых Тайн.
В последние годы А. Д. почти не знала отдыха. Сначала она давала в течение турнэ до 40 концертов, а потом стада давать вдвое больше. В течение сезона она два раза успевала объезжать Россию. Покойная должна была к этому приспособиться. Тут была вечная жизнь в вагоне, поэтому она и имела свой, с комфортом обставленный вагон, в котором почти жила.
Вяльцева создала себе имя. Сумела выдвинуться и заслужила себе общее уважение. В своей личной жизни она тоже, была незаурядная женщина. Ради любимого человека она бросила все и поехала на войну ухаживать за ним в качестве сестры милосердия, не обращая внимания на насмешки окружающих, I Жизнь в вечной работе дала покойной возможность приобрести крупные средства. Несмотря на то, что она всегда отзывалась на все нужды окружающих и была очень щедра, она оставила, тем не менее, помимо крупных сумм на разный благотворительный дела, еще 2 ½ милл. руб. своему мужу.
А.Д. родилась в 1873 г. в Киеве, в бедной крестьянской семье. Детство и юность А. Д. протекли в жестокой борьбе за существование. 9-ти лет она была отдана в швейную мастерскую. Но А.Д. скоро бросает тяжелый труд швеи и 11-ти лет поступает горничной в гостиницу. Во время работы как в мастерской, так и в свободное время от прислуживания постояльцам гостиницы, А. Д. напевает различные песенки, обнаруживая задатки того вокального таланта, которому суждено было развиться в последующее время и так очаровывать, многочисленных слушателей, создав Вяльцевой громадную славу и успех во всей России.
Артистическую свою карьеру А. Д. начала 18-ти лет в маленьком киевском кафешантане, подвизалась также в шантанах и других провинциальных городов, a затем была приглашена в «Аквариум», что послужило началом ее шумной карьеры. Большую роль в судьбе певицы сыграл известный в Москве антрепренер Щукин, пригласивший ее в оперетку в «Эрмитаж». Здесь выступления А. Д. сопровождались всегда блестящим успехом. Новым жанром цыганских романсов, создавшим ей ея настоящую славу, она занялась после первого концерта в Москве. Концерта прошел с шумным успехом, определившим ее карьеру на все будущее время. Известность, a затем и славу А. Д. приобрела уже после того, как выступила в столице и провинции в цыганских концертах.
Силы свои покойная пробовала и в операх «Кармен» «Самсон и Далила», но без видного успеха.

Трудовая Копейка (Москва)

ПО РУСИ.

РОВНО.

Из с. Ставок, Деражиянской волости, Ровенского у., еще 12 лет назад уехал в Америку крестьянин, который, устроившись на место, стал регулярно присылать семье из своих заработков 20 руб. Деньги и письма он адресовал священнику села, который передавал их жене уехавшего и от ее имени вел всю переписку. Через некоторое время священник заявил крестьянке, что деньги в срок не прибыли, и что он читал в газет о несчастном случае в шахте где работал ее муж. «Возможно, дело обстоит так, что он там и погиб». В действительности, деньги регулярно продолжали приходить, но священник присваивал их себе. Однажды, когда крестьянин просил семью прислать ему свою фотографию и приложил для этого деньги, священник, боясь, что обман раскроется, написал крестьянину, что семья его вымерла от эпидемии, которая свирепствовала в семье. Расчет не оправдался. Крестьянин, получив это письмо, через некоторое время вернулся на родину. Правда, разумеется, обнаружилась, как только он вошел в родную хату. «Крестьянин, - пишет «Вол. Почта», - сейчас же отправился к священнику и с револьвером в руках потребовал от него всю сумму, которую тот утаил, т.е. около 3 тыс. руб. Священник стал умолять крестьянина не делать шуму, обещал сейчас все деньги вернуть и направился в соседнюю комнату. Обождав несколько минут, крестьянин направился вслед за ним. Здесь он увидел, как священник, сделав петлю, уже просунул в нее голову. Быстро отрезал он веревку и, освободив священника, опять потребовал свои деньги. Тот откуда-то достал 2 тысячи рублей и вручил их крестьянин. Последний тотчас же дал знать властям, которые священника арестовали и препроводили в ровенскую тюрьму.