19 (06) февраля 1913 года

Государем Императором дан рескрипт на имя члена Государственного Совета князя Долгорукого по случаю полувековой годовщины службы.
        Опубликован церемониал торжественного празднования трехсотлетия Дома Романовых.
        В германском посольстве состоялся банкет в честь членов совещания по выработка русско-германской конвенции об охране авторских прав.
        В Москве арестована шайка, совершавшая грабежи в Подольском уезде.
        В тверской тюрьме арестант-каторжник покушался убить надзирателя и затем распорол себе живот.

В Париже в Елисейском дворце президента Фальер торжественно передал Пуанкарэ президентские полномочия.
        Король Петр принял в аудиенции уполномоченных черняевскаго комитета генерала Овсянаго и подполковника Чеховича.
        Румыно-болгарский спор обострился. Румынский посланник не удовлетворен уступками Болгарии и сообщил о возможности выезда.
        Последние условия Болгарии на требования Румынии: уступка 20 километров побережья, срытие северо-восточного укрепления Силистрии.
        В Константинополе предан военно-полевому суду издатель и редактор газеты «Ифхам», писавшие в пользу мира.
        В Белград прибыло из Скутари 98 раненых и 280 больных нижних чинов.
        На французском броненосце «Danton» произошел взрыв орудия. Убито три матроса.
        Англичане посылают карательный отряд в область Нага в Индии за нападение на индо-английскую военную полицию.
        В виду отказа центра германского рейхстага в увеличении жалования морским офицерам морской министр заявил о своем выходе в отставку.
        Совещание австро-венгерских министров обсуждало вопросы торговой политики.
        . В Урге между Коростовцом и монгольскими министрами подписано соглашение о приглашении на монгольскую службу инструкторов для организации конницы.
        В Киото 20,ООО толпа разгромила редакции газет, поддерживавших Кацуру.
        В Японии конституционалисты настаивают на составлении партийного кабинета, допуская исключение для военного и морского министров.

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

ВИННИЦА. Тюремные работы.

Организованные тюремной инспекцией в местах заключения Подольской губ. работы с каждым» годом все болео развиваются. Отвлекая заключенных» от безделья, работы дають им возможность не так остро чувствовать гнет заключения, а также обеспечивают их материально.
В текущем году на работы заключенных, как вне тюрьмы, так и в самой тюрьме обращено особое внимание. Некоторые работы заключенных, представляющие художественный интерес, предположено экспонировать на предстоящей в Киеве областной выставке. (Юго-Западный Край, № 23.)

Кладбище мамонтов.

Недавно близ ст. Зубарево Забайкальской жел. дор., в устье реки Верхний Байцетуй владельцем прииска Переваловым был найден небывалых размеров клык мамонта. Горный инженер Арсеньев лично удостоверился в этой находке. Клык найден в шурфах на глубине одной сажени, над самым золотоносным пластом. Наибольшая толщина клыка—6 верш. в диаметре; длина его 7 арш. Находки больших клыков не редкость, но такой небывалой величины бивней еще не было найдено. Клык хорошо сохраняются в целом виде, окраску носит серо-желтоватую. Залежи мамонтовых костей главным образом находятся в пределах Восточной Сибири, но бывали случаи, что бивни находили и в Западной Сибири, как, например, по p. р. Иртышу, Томи и Оби.

Варварское истребление лесов.

В Зеньковецком уезде, по словам «Пол. В.», идет хищническое истребление Лесов. Со всех сторон уезда везут в город на продажу прекраснейшие дубы, красивые ольхи, березы... Нет житья, говорят, от лесных воров: крадут дубы, портят дерево,—поневоле приходится рубить лесоа и сбывать деревья за ничто. Река Ташан решительно на всем своем течении оголена. Все деревья, прекрасно росшие по ее берегам, вырублены. Хищничество до того доходит, что даже маленький кустарник лозняк уничтожается беспощадно. Например, почти четыре десятины прекраснейшего луга, поившего реку Ташань, по воле хозяина уничтожили, выкорчевали, с условием засадить тополями, а между тем земля сдана под пашню, и лесоохранительный комитет, дававший разрешение на выкорчевку луга под условием засаждения лучшими деревьями, решительно ничего об этом или не знает или не хочет делать.

Духовное завещание А.Д.Вяльцевой.

За две недели до кончины А.Д.Вяльцева говорила окружающим, что она предчувствует близкую смерть. Она пригласила к себе свою портниху и долго с ней беседовала. В конце разговора артистка сказала: «Можете ли вы мне сделать белое платье. Я хочу в нем умереть». А.Д.Вяльцева подробно рассказала, как должно быть сделано это платье.— Оно было готово незадолго до смерти, и артистка пожелала на него взглянуть. Она сделала еще несколько указаний и портнихе пришлось кое-что переделать. За четыре дня до кончины артистка сказала окружающим, что в случае смерти она желала бы быть причесана тем парикмахером, который всегда ее причесывал. Она до последнего дня сохраняла большое присутствие духа и говорила о смерти с большим спокойствием. За четыре дня до кончины она пригласила к себе нотариуса Бологовского и продиктовала духовное завещание. Дом на Карповке покойная артистка завещала городу для устройства больницы или приюта для старых женщин. Имение в Витебской губернии она оставила своему мужу, полковнику Бискупскому с тем, чтобы оно было продано в самом скором времени. Своим родным – матери, двум братьям и приемышу А.Д.Вяльцева завещала около 90 тысяч рублей. Бриллианты и имущество согласно воле завещательницы, должны быть обращены в деньги, каковые следует отдать на благотворительные цели. В общем А.Д.Вяльцева оставила состояние более 800 тысяч

Арест одесских гастролеров.

С открытием в Киеве контрактов, начался съезд гастролеров. Арестованы давно разыскиваемые сыскной полицией известные взломщики И.Френкель и М.Василенко. Воры прибыли в Киев на днях из Одессы и сделали первый неудачный дебют в магазине мебели Б.Лившица. Около 4 час. дня явился для проверки в магазин г. Лившиц с несколькими служащими и застал двух субъектов, старающихся взломать кассу. Г. Лившиц при помощи приказчиков задержал взломщиков и доставил их в сыскное отделение. Воры были в прекрасных шубах. Они заявили, что прибыли в Киев на контракты.

РУССКАЯ ПОЧТА.

РЫБИЦА. Уже третьи сутки над местечком по вечерам появляется аэроплан, витающий все время над Днестром, по направлению к Могилеву. Интересно то, что местом, соединяющем Бессарабию с Подолией, он держится более обыкновенного и бросает сильный свет на окрестность. Все три вечера он появляется со стороны Каменец-Подольска.

НАЕЗДНИКИ ПРИБОЯ.

Рисунок изображает новый вид морского спорта: спортсмен становится на особой формы доску и стоя на ней пускается в море. Для того, чтобы устоять, разумеется, нужен большой навык, что приобретается таким упражнением в балансировании.

Настоящая борьба со стихией, разумеется, начинается тогда, когда доска со стоящим на ней «всадником моря» выходит на глубокое место и выноситься высоко на гребни волн.

Факир Аммосс.

На днях в Петербурга приехал небезызвестный бледнолицый факир Аммосс.
Три года назад этот интересный факир даль несколько поразительных сеансов в цирке «Модерн», после чего уехал в далекую Сибирь, где прожил долгов время среди туземцев Уссурийского края. Он сблизился с туземными шаманами и изучил всю их премудрость и таинственные заклинания.
Постоянные кровавые опыты над своим организмом до крайности истощили его, и факир Аммосс выглядит раздражительным, болезненно серьезным, в разговоре он очень приветлив, но таинственный огонек его черных глаз всегда напоминает о загадочной силе.
Факир много работал над рядом новых опытов, из которых особенно интересны в научном отношении окрашивание крови любого человека в синий и др, цвета и «спящая танцовщица».
После одной гастроли, вчера, 6-го Февраля, по особому приглашению в Большеохтенском театре, Аммосс уезжает в Париж, куда он ангажирован за весьма крупную сумму, так как парижская публика очень интересуется таинственными опытами факиров.

Факир АММОСС.

Вот бы нашим шофферам.

В Соединенных Штатах Северной Америки принят закон, по которому каждый шоффер, управляющий автомобилем в нетрезвом виде, подвергается штрафу не менее 5000 рублей или аресту не менее я, чем ан год В мотивах к этому закону указывается, что пешеходам и та к очень трудно лавировать между автомобилями, а если еще допустить пьяных управлять машинами, то это верная погибель для большинства.

КРУПИНКИ.

Над Сицилией пронесся снежный ураган, причинивший много бедствий.

Во время автомобильных состязаний в Стокгольме автомобиль управляемый шведским принцем Вильгельмом, наскочил на камни и был разрушен. Принц невредим.

Приключение театрала.

К окну квартиры, в которой живет известная парижская актриса Левальер, какой-то человек приставил ночью лестницу и уже собирался по пей взобраться, как был задержан полицейским. Неизвестный, прилично одетый пожилой человек, заявил, что он коммерсант Август Дешам и влюбился в Левальер после того, как впервые увидел ее игру. Чтобы иметь возможность находиться около нее, он поступила статистом в театр Варьетэ, но этого оказалось недостаточными» для его пылкой любви, и он еженощно приставлял лестницу к окну артистки, чтобы лишний раз посмотреть на нее. Полиция, усомнившись в умственных способностях страстного театрала, поместила его пока в психиатрическую больницу.

К сведению автомобилистов.

Московский градоначальник предлагает чинам полиции иметь твердое и неуклонное наблюдение за правильным движением по городу автомобилей и при всяком случае нарушений тотчас же останавливать автомобили, замечая прежде всего их №№, требовать свидетельство на право управления экипажем и свидетельство на допущение экипажа к езде после чего записывать №№ и составлять о происшедшем протокол.
Если шоффер не имеет при себе требуемых свидетельство, то он с автомобилем, безусловно, должен быть доставлен в участок. Другие, кроме шоффера, едущие в автомобиле лица могут в участок не следовать и ограничится отдачей своих визитных карточек или заявлением своих фамилий и адресов.
Если свидетельства а право управления экипажем и допущение экипажа к езде предъявлены, то по осмотру их и признании подлинными тотчас же возвращать предъявившему, записав предварительно №№ этих свидетельств и фамилию шоффера; но полиция ни в коем случае не имеет права отбирать от шофферов свидетельств.
Движение автомобилей по рельсам трамвая, за исключением грузовых автомобилей, по мостам Крымскому и Большому Краснохолмскому не должно быть допускаемо; двигаться серединою улицы автомобили могут лишь в крайних случаях.
При невыполнении едущими правил о фонарях подробно излагать в протоколе замеченное нарушение.

В Россiи.

Пробуждение деревни.

КОСТРОМА, 5,II. (По телефону). На сельском сходе в селе Самочь, Костромского уезда, постановлено отвести бесплатно место для сооружения «дома кооперации», при котором предполагается устроить чайную, читальню, библиотеку, сцену для спектаклей и народных чтений.

Погром.

ВИЛЬНА, 5,II. В г. Шавлях, Ковенской губ., пропала девочка Ковалевская. Мать бросилась к своему соседу-еврею с криком:
        - Отдай дочь! Ты спрятал ее себе на пасху.
На крик тотчас же собралась толпа, которая принялась громить еврейские лавки. Полиция с трудом прекратила погром, потом обыскала несколько еврейских квартир, но девочки не нашла.
Вскоре девочка вернулась домой. Оказалось, что она гостила у своей подруги-христианки.

Трудовая Копейка (Москва)

Солнечный мотор.

Несколько лет тому назад, француз Мушо построил солнечную машину. На площади в тридцать метров, он установил ряд зеркал эллиптической формы; вследствие такого их устройства, в центр зеркал попадало столько солнечного света, что его можно было использовать с промышленными целями, однако опыты Мушо в этом отношении не дали желанных результатов. Впоследствии были устроены другие солнечные машины. Самая большая из них находится в Сут-Посадана, в Калифорнии, и служит для доставки воды, для орошения земли. Машина, в виде большой эллиптической чашки, имеет 11 метров в диаметре и сострит из 1788 небольших зеркал, которые расположены так, что они собирают солнечные лучи и направляют их в центр эллипсиса. Здесь находится котел, вместимостью около 800 литров. Тонкая труба проводить пар из котла к мотору, который развивает энергию в 10 лошадиных сил и качает воду из колодца с быстротою 11.000 литров в минуту. Машина установлена на подобие телескопа, т.e. вращается вместе с солнцем на своей оси.]

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

БАХЧИСАРАЙ.

Приезжие артисты-татары (муж с женой – бывшей жительницей гор. Бахчисарая) выступают у нас на сцене, между прочим, уже второй раз и привлекают много зрителей мусульман. Были на спектакле и молодежь и старики и даже муллы. Все, за исключением молодежи и любителей–татар, отнеслись к выступлению на сцене татарки весьма отрицательно. но сдержанно.
Находились такие староверы, которые ради отвлечения публики от спектакля, распусали об артистах-татарах нелепые слухи. И хотя эти выступления не отбили посетителей-татар, но враждебное отношение значительной части татарского населения к «новшеству» - выступлению татарки на сцене – удручающе подействовало на молодую артистку.
Быть может, если эта молодая чета артистов будет заглядывать к нам почаще, то - привычка великое дело – это отношение заменится иным.