26 (13) февраля 1913 года

Вечернее Время

Борьба со сном.

Газета «New-York Herald» сообщает, что один из профессоров Гарвардского университета решил проблему бессонной жизни. Теперь отовсюду к нему поступают заявления лиц, желающих избавится от необходимости спать. По словам американских газет, система хранится в полном секрете; скрывают даже имя изобретателя для того, чтобы дать ему возможность и время спокойно работать над улучшением своего метода. Только двое из коллег изобретателя по университету знакомы с его опытами. Это профессор Мунстербург, заведующий психологическим отделом Гарвардского университета, и д-р Гостон, работающий в психиатрической больнице в штата Массачусетс. Опыты производились над самим изобретателем, который несколько недель подряд не спал и тем не менее чувствовал себя, как утверждают названные ученые, прекрасно.
Несмотря на всю таинственность, которой окружен этот человек, газета сообщает, что его талисман заключается в кресле, построенном с такой старательностью и точным расчетом, что оно дает телу полный отдых, поддерживая все его члены без малейшего напряжения мускульной системы; этим достигается абсолютный покой всего организма. При этом условии, - высказывает догадку газета, - мысль бодрствует в то время как тело спит, спит с открытыми глазами.

Московские Ведомости

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

ЖИТОМИР. Находка скелета.

Вблизи г. Здолбуново, в лесу, при добывании рабочими песку на глубине 2 аршин был вырыт человеческий скелет довольно крупных размеров. При нем нашли орудия каменного периода: 1) Кремневый наконечник копья длиною 3 вершка, имеющий форму листа черешни, и2) каменный, из гранта, шлифованный топор с круглым отверстием для ручки, длиною 3 вершка, - оружие для войны и охоты.
Деревянные части этих оружий бесследно сгнили в течение многих веков. Названные предметы переданы в школьный музей Здолбуновского 2-классного железнодорожного городского училища, как пособие для знакомства детей с доисторическими временами родины. (Жизнь Волыни, №29).

Русский летчик – пленник Турок.

Сегодня распространился слух о том, что русский летчик офицер Николаев попал в плен к Туркам.
По наведенным точным справкам, сведения эти оказались неверными. Слухи же эти возникли вследствие того, что летчик Николай Дмитриевич Костин, находящийся в болгарской армии, опустился в Адрианополе и попал таким образом в руки Турок.
В октябре, по просьбе болгарского правительства. С.С.Щетининым был организован русский авиационный отряд, и он отправился вместе с пилотами, механиками и монтерами на театр военных действий. Среди четырех летчиков находился и Н.Д.Костин. [...]
12 февраля, в 5 часов дня, г. Щетинин получил телеграмму от одного из своих уполномоченных, в которой он ему сообщает, что летчик Н.Д.Костин, неизвестно при каких обстоятельствах, опустился в самый город Алдрианополь и находится таким образом руках Турок. Согласно полученным данным, летчик Костин жив.
Положение летчика Костина поистине трагическое, так как Турки могут взглянуть на него не как на военнопленного, а как на шпиона.
В главной болгарской квартире возникал вопрос о том, чтобы летчики во время полетов имели наплечные знаки – погоны. Это гарантировало бы их до известной степени и их нельзя было бы рассматривать, как шпионов. К сожалению, болгарское правительство отнеслось к этому вопросу несколько легкомысленно и наши летчики летали без погонов. Н.Д.Костин прекрасный и умный воздухоплаватель. Три года назад вместе с Ефимовым старшим он отправился за границу и обучался воздухоплаванию в школе Фармана. По приезде в Россию он совершил несколько интересных полетов в провинции, а также летал и в Румынии. Он принял участие в перелете Петербург-Москва. Костин летает на старом аэроплане и ухитрился сделать 430 верст с пассажиром. Он известен своими удачными спусками. Последе врем этот летчик был инструктором-пилотом в российском императорском аэроклубе. В настоящее время Костину 33 года. Он недавно женился и имеет малолетнего ребенка. Семья его находится в Петербурге. [...]

Находка краденых картин.

ХАРЬКОВ. Случайно во время обыска у сожительницы знаменитого Стояна Чайкина, похитителя чудотворной иконы Казанской Божией Матери, найдены две картины Феддерса и Сафонова, похищенные Чакиным в числе других из острогожской картинной галереи имени Крамского. Картины большой ценности.

Русские дети в ответ на призыв юных болгарских принцесс.

Как известно, болгарские принцессы Евдокия и Надежда обратились к детям не только в России, но и в Чехии и Франции с призывом придти им на помощь в деле оказания призрения детям болгарских воинов. Призыв не остался без ответа. Со всех концов России полетели жертвы и письма. Орган Данева «Мир» печатает эти письма. Они захватываюсь душу своею детской простотой, трогательным сочувствием не только горю и нужде, но и великому делу освобождения христиан. Один малыш пишет: «Эти 3 р. и 8 р., которые мне подарили папа и мама на именины, посылаю вам для раздачи моим сверстникам-Болгарам». И таких писем множество.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

Репин перед судом «Бубнового Валета».

Сегодня в аудитории Политехнического музея состоялось собрание «Бубнового Валета» по поводу картины Репина «Иоанн Грозный». Огромный зал был переполнен публикой. В числе присутствовавших находился и И.Е.Репин. Собрание началось вступительным словом Марка Волошинова (Макса Волошина –С.С.) по поводу картины Репина. Волошинов говорил, что Репин в своей картине переступил рубежную грань и нашелся ценитель, который ее изрезал. Этот ценитель — Абрам Балашов. Волошинову картина Репина не по душе; он находит, что самые потоки крови на ней неестественны, и напоминает, что проф. Зернов и проф. Ланцев в Петербурге в свое время, когда была написана картина, утверждали, что от тех поранений, который получил царевич, кровь но могла течь в таком изобилии. По мнению Волошинова, картине Репина, которая конечно должна быть исправлена, место не в национальном музее, а в паноптикуме. Но если уж ее желают оставить в Третьяковской галерее, то пусть ее поставят в отдельную комнату и напишут: «Вход только для взрослых». Волошинов закончил свою речь утверждением, что он не знает, Репин ли - жертва Балашова, или Балашов — жертва Репина, так как давно можно было ожидать такого эксцесса при грубости картины. Репин попросил слова. Художник протестовал против разбора его картины по косточкам с техни- (ческой стороны? - страница оборвана. –С.С.
(Крити-)куют, не заглядывая в душу его произведения. Видят кровь, но не видят, как на лице Иоанна Грозного с ужасом смешана, любовь к убитому сыну, не видят слезинки на глазах царевича, которая говорит о прощении и о примирении. Между прочим, Репин опять вернулся к тому, что весь поход против его картины - это дело партии, и результатом агитации этой партии является и подвиг Балашова. Эта партия открыто высказывается против всего русского, против всего национального. Речь Репина была покрыта частью аплодисментами, частью свистками. Репин ответил, что раз ему свистят, то он продолжать своей речи но будет. После Репина говорили целый ряд других ораторов из «Бубноваго Валета», но речи их были совершенно неинтересны.

Русский посол Извольский и начальник канцелярии министрества иностранных дел барон Шиллинг передали Пуанкарэ знаки ордена Андрея Первозванного.
        . В Берлине во дворце на парадном обеде император Вильгельм и датский король обменялись тостами, выразив желание укрепить добрососедские отношения обоих народов.
        Командующим австро-венгерскими морскими силами назначен вице-адмирал Антон Хаус.
        Французский авиатор Брен-де-Жонк-де-Мулине перелетел из Парижа в Лондон в 4 ½ часа.
        Шведский король с больной супругой уезжает на остров Капри.
        Греческие митрополиты в Чорлу в Чаталдже обратили внимание генерала Савова на бедствия жителей деревень бежавших от зверств Туров.
        В городе Эски-Шехре взбунтовались отправляемые на театр войны турецкие солдаты.
        Убит Албанцами Джавер-Таяр, поехавший в Албанию, чтобы поднять там восстание.
        Турция за короткое время получила за различные концессии иностранцам 1200 тысяч турецких фунтов.
        Иностранные учреждения в Константинополе отказались передавать собранные в пользу погорельцев пожертвования Туркам в виду того, что об израсходовании 80,000 фунтов пожертвованных прежде не представленно никакой отчетности.
        Исследователь южных полярных стран Моусон просил у английского короля разрешения наименовать открытую им страну землей Георга V.
        Петербургское телеграфное агентство опровергает принятие русским посланником в Пекине посредничества держав в вопросе об отсрочке уплаты военного вознаграждения за боксерское восстание.
        В Кашгаре начался суд над китайскими подданными, обвиняемыми в убийствах и избиениях русско-подданных в Чире.
        В мексиканских войсках расстреляно 90 добровольцев, протестовавших против убийства Мадеро.
        Вдова капитана Скотта пожалована титулом лэди за заслуги мужа.

В Нижнем Новгороде закрылся съезд судовладельцев Волжского бассейна.
        В хлебных амбарах купца Полежаева в Петербурге произошел большой пожар со взрывом муки. Пострадало десять пожарных.
        В копях Московско-Донецкого товарищества произошел взрыв, причинивший ожоги четырем шахтерам.
        В Киев прибыла по пути в Петербург чудотворная икона Почаевской Божией Матери.

АРЕСТ ПО ПОДОЗРЕНИЮ В ШПИОНСТВЕ.

На ст. «Кодыма» на днях был задержан по подозрению в шпионстве иностранец.
Задержание произошло при следующих обстоятельствах. На ст. „Вапнярка” неизвестный иностранец пассажир 1-го класса выходил на площадку и что-то на-скоро записывал в записную книжку. Кондуктора обратили на это внимание и доложили об иностранце железнодорожной полиции. На ст. Вапнярка в соседнем вагоне поместились жандармы. На ст. „Кодыма“ неизвестный иностранец вышел на площадку с фотографическим аппаратом и приготовился снимать станцию. Кондуктора заявили ему о запрещении фотографировать на жел.дор. линии Однако, иностранец произвел снимок. Иностранца арестовали. При арестованном оказались фотографический аппарата, чертежные принадлежности, несколько записных книжек и оружие. Арестованный препровожден в Киев.

Диспут «бубновых валетов».

(Вчера в Политехническом музее.)

В большой аудитории музея собрались «бубновые валеты»:
Развенчивать Репина.
Гостящий сейчас в Москве И.Е. пожелал присутствовать при «надругании» над ним.
Вошел в аудиторию в сопровождении реставратора Д.Ф.Богословского, художннков И.К.Крайтора и Комаровскаго. Скромно занял место на одной из верхних скамей амфитеатра. Добродушно улыбаясь, слушать доклад...
Трудную задачу «разъяснить» Репина взял на себя Максимилиан Волошин. Докладчик вначале же отмежевался от «валетов».
Но общий «врага» нашелся:
Картина Репина «Иоанн Грозный».
        — В то время,—утверждает М.Волошин,-—как новая живопись, начиная с импрессионизма, реалистична, творчество Репина остается натуралистическим. А натурализм при изображении ужасного только повторяет несчастные случаи, копируя их.
        — Не Репин—жертва Балашова, —восклицает докладчик,—а Балашов—жертва репинской картины.
И с пафосом заканчивает:
        — За 30 лет картина Репина принесла много вреда. И надо докончить дело, начатое Балашовым, не в смысле физического уничтожения картины, конечно. Ей не место в национальной картинной галерее! Третьяковская галерея поступила бы благоразумно, если бы пожертвовала ее в большой паноптикума!.. В отдельную комнату с надписью: «Вход только для взрослых!..»
        — Прошу несколько слов!—поднимается с места И.E.Репин.
Взволнованно, с дрожью в голосе говорит старик:
        — Я не потерял времени, слушая автора. Человек образованный, интересный лектор, много знаний... но... тенденциозность, которой нельзя перенести. Я удивляюсь, как может образованный человек повторять весь слышанный вздор.
Размахивая блокнотом, И. Е. опровергает обвинения в исторических и психологических неверностях картины.
И с обидой протестует:
        — Передать картину в паноптикум — мысль, безнравственная для русского человека... Неправда, что говорят о картине. Наоборот, я наслушался столько хорошего о ней и странно мне, что русские люди хотят довершить деяние этого глупца Балашова. Я не подозреваю автора, в том, что он идеть по следам скверных источников...
Легкое шипенье прерываешь И.Е.
Обиженный художник обрывает речь и садится.
Аплодисменты долго не умолкают в аудитории.
С трудом удается поднявшемуся на кафедру оратору овладеть ее вниманием.
Прения проходят под непрерывные хлопки и свистки. Хлопают сторонники «валетов», волнуются и кричать их противники.
Сплошной хаос.
«Экзотическое» настроение долго не пропадает.

Максимилиан Волошин, громивший Репина на диспуте. На фотографии он изображен в «костюме богов». В таком виде он гулял в течение прошлого лета в Крыму, где этот снимок и сделан.
«Раннее Утро» 28(15) февраля 1913 года.

НАЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В с. Кохановке, Полтав, губ., на свадьбе произошла драка, во время которой кр. Зайцева подкололи ножом. Жена его, увидя окровавленного мужа, в страхе влезла на чердак и повесилась.

В Керчи арестанты местной тюрьмы, недовольные тюремным режимом, предъявили ряд требований и объявили голодовку, Администрацией были приняты меры, прекратившие голодовку на вторые сутки. Зачинщики, по словам „О. Н.» переводятся в другие тюрьмы.

В с. Дубровском, Томск, губ., свирепствует какая-то повальная болезнь, которую жители определить не могут. Вызвали из с. Ояш участкового фельдшера. Он, очевидно, решил, что не он для больных, а больные для него. Больных от себя гнал. „Среди вас,—говорил он крестьянам,—нет больных, a если и есть, то пожалуйте ко мне в с. Ояш“ (за 40 вер.). Сел и уехал.

Отец чудо-ребенка.

Как известно уже читателям « Русск. Слова», намерение гр. С.Ю.Витте дать нормальное развитие блестящим способностям Володи Зубрицкого и, быть-может, открыть для мальчика феномена широкую и славную дорогу потерпело фиаско в виду нежелания папаши-Зубрицкого лишиться «доходной статьи».
Об этом свидетельствует сам г. Зубрицкий в телеграмме, присланной редакции «Русского Слова», хотя, конечно, формулирует свои мотивы в несколько иных выражениях, которые мы и приводим как образчик «деликатного стиля».

КРЕМЕНЧУГ. Покорнейше прошу не отказать поместить копию телеграммы, посланной мною его сиятельству графу С.Ю.Витте 26-го января: «Петербург, Каменноостровский, №5, его сиятельству С.Ю.Витте. Осчастливлен участием вашего сиятельства в судьбе моего сына Владимира, по необходимости ставшего кормильцем семьи. Сердечно, глубоко признателен и желал бы осуществить ваше желание, но останавливаюсь на мысли, как докончу воспитание остальных двух детей и прокормлю семью, если в лице Володи лишусь материальной поддержки. Разрешите оставить Володю до августа, если нельзя дело это устроить иначе. Отец Володи Степан Зубрицкий».

Этот папаша, в позе «казанской сироты», плаксиво цепляющийся за девятилетнего мальчика, как за «единственного кормильца», был бы очень комичен, ели бы не был немножко... противен.

Трудовая Копейка (Москва)

ПО РУСИ.

Саратов.

В с. Котоврасе состоялась оригинальная свадьба. 35-летний глухо-немой И.Назаров влюбился в глухо-немую же девицу, односельчанку М.Фирсову. На „своем“ языке глухо-немые объяснились в любви, уверив друг друга „в верности до гроба“, а потом потребовала от своих родителей женить их. Родные стали отговаривать жениха в невесту, что таким несчастным жениться нельзя. Тогда жених привел невесту в дом, взял веревку и, надев на невесту и на себя петли, знаками показать родителям, что они оба повесятся. Жених и невеста мычали, указывая на иконы, они давали понять, что этот грех будет на родителях. В избу собрались соседи. «Делать нечего»,—говорили родителя.—И смех, и грех, но женить надо“. Обвенчали. Когда священник спросил молодых: по любви ли они женятся, те прижали руки к сердцу. Теперь глухо-немая чета живет дружно: везде они появляются вместе.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

БЕРДЯНСК.

В мужской гимназии производится сбор с учеников для постройки воздушного флота. Всем жертвующим выдаются значки с изображением аэроплана. Гимназисты с самодовольными физиономиями щеголяют в них, разгуливая по городу.