01 марта (16 февраля) 1913 года

Авиация.

СЕВАСТОПОЛЬ. Летчики школы воздушного флота, поручики Афонский и Павлов, на аэропланах Ньюпор совершили при свежем ветре отважный полет в Евпаторию и Симферополь и затем, не снижаясь, обратно. Авиаторы поднимались на высоту почти 2 000 метров!

Курорт Суук-Су.

Курорту Суук-Су, покупкой которого последнее время так много интересовались эмир бухарский и экс-король португальский, как сообщают «Од.Н.», не судьба стать королевской собственностью. Компания иностранных врачей-предпринимателей предложила владелице г-же Соловьевой превратить ее курорт в громадную крымскую санаторию.

Эмиграция.

За последние годы наблюдается непрерывная эмиграция крестьян из Подолии в Америку, главным образом, в Аргентину. Нынешнюю зиму, по-видимому, в зависимости от неудачного урожая и экономического кризиса, эмиграция крестьян, как отмечают киевские газеты, идет особенно интенсивно. Популярный среди крестьян ближайших к Кременцу уездов бывший земский врач-окулист К.И.Дзюбинский указывает, что никогда е нему не обращалось за освидетельствованием глаз столько крестьян, собирающихся в Америку, как в нынешнюю зиму. Бывают дни, когда к нему является 70 – 80 человек.

«ЧУДЕСА СТРАТЕГИИ».

- Вот, как надо штурмовать крепость!

Турция сделала в Лондоне новые предложения относительно мирных условий, которые найдены недостаточными. Ожидается ответ Порты.
        Хакки-паша и Джавид-бей выезжают в Рим для переговоров об итало-турецком союзе.
        Турция получила от германских и австрийских банков заем в 1.250,000 тур. фунтов.
        Произошла небольшая перестрелка между Греками и Турками в Бизаии.
        В Афины прибыли представители Афона для заявления протеста против проекта учреждения Афонской республики.
        Открылась обновленная сессия болгарского народного собрания.
        Генерал Амелио встретил на острове Родосе сборища, всякие политические манифестации и вывешивание всяких флагов, кроме итальянских, угрожая тюрьмой, высылкой и штрафами.
        Германская императрица с принцессой Викторией-Луизой и ее женихомш отбыли в Гмунден.
        Суд в Эльбинге отказал императору Вильгельму в иске о выселении одного из его арендаторов.
        В Сань-Себастиане пожаром уничтожен театр и 7 других здадий.
        В Урге состоялось совещание русских и монгольских представителей по вопросу о русской торговле в Монголии.
        В китайской провинции Сычуан образовалось общество для защиты китайских интересов в Монголии.
        В штате Небраска во время пожара гостиницы в АмагЬ погибло 20 человек.
        По договору с республикой Никарагуа С.-А. С. Штатам предоставлен опорный пункт для флота в бухте Фонсека.

В ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых петербургские и московские банки подносят Государю Императору один миллион рублей на дела благотворительности.
        В заседании Г. Думы обсуждался доклад специальной комиссии о способах ознаменования ЗОО-летия царствования Дома Романовых. При обсуждении запроса об аресте на квартире депутата Петровского за бранные слова исключены на одно заседание депутаты Пуришкевич и Чхеидзе.
        В Гос. Совете рассматривался законопроект о порядке взимания окладных сборов.
        В министерстве иностранных дел состоялось подписание русско-германской литературной конвенции уполномоченными Росии и Германии.
        На Карсской линии произошло столкновение поездов. 3 убито, 4 ранено. Разбито 15 вагонов.
        В слободе Ровеньках произошла перестрелка при аресте злоумышленников, из которых двое убито, один ранен. Ранены также стражник и крестьянин.
        Близь Радзивилова сгорел вагон пассажирского поезда вследствие взрыва эфира. Несколько человек ранено.
        Тульской судебной палатой приговорен делопроизводитель Белов, выдававший подложные ремесленные свидетельства Евреям, и 10Евреев к арестантским отделениям на сроки от 2 лет до 3 месяцев.

Подвиги полицейских собак.

Вчера, 15-го Февраля, чинами наружной полиции при помощи дрессированных полицейских собак из питомника столичной полиции были произведены обходы и задержано несколько человек опасных воров, а также раскрыты оригинальные кражи... кур.
Чины 2-й и б-й рот столичной полиции получили приказание совершить обход различных притонов и убежищ бездомников. В обход были взяты собаки-ищейки «Атлет» и «Марс» на окраины столицы.
Умные животные обнаружили в кучах старого сена и мусора спрятавшимися 11 бродяг, в числе которых были воры-взломщики.
В сараях-сеновалах по набережной Б Невы, на Выборгской стороне, на огородах Охты, у Ириновскоаго вокзала, и в зимующих барках на Обводном канале собаки нашли ловко спрятавшихся бродяг в числе до 30 человек.
Собака «Хелли», уже не раз находившая нити к раскрытию преступлений была вызвана с проводником в деревню Коломяги, где у кр. Устер в сараю-птичнике было зарезано и похищено до 50 кур.
«Хелли» внимательно обнюхала следы, оставленные неизвестным злоумышленником на снегу около сарая и быстро повела проводника к полотну Приморской жел. дороги, откуда свернул в деревню Коломяги к даче № 2 по Полевой ул., в которой проживает торговец кр. Апександр Ковалев.
Она стала усиленно лаять на запертые двери, которые были взломаны.
Ковалев исчез куда-то.
В одной из комнат найдены перья кур и следы свежей крови, обнаружившие похищение Ковалевым кур.
Его ищет сыскная полиция.

Страшный пожар.

САН-СЕБАСТЬЯН, 15-го Февраля. Пожаром уничтожены театр «Des beaux arts» и 7 других зданий. Один пожарный получил тяжкие поранения. (Аг. Гаваса).

«Еще есть судьи в Берлине»...

БЕРЛИН, 15(28), II. Император Вильгельм проиграл в суде высшей инстанции процесс по иску арендатора его имения, при чем суд приговорил императора к уплате судебных издержек. За арендатором признано права аренду имения еще на пять лет.
Этим приговором завершается происшедший недавно инцидент на собрании сельских хозяев, когда император Вильгельм, делая доклад о постановке хозяйства в своем имении, заявил, что он «вытурил своего арендатора за неспособность».
Эти слова императора вызвали протест многих сельскохозяйственных союзов и сурово осуждены печатью всех лагерей.

Мнимый дирижабль.

ЛОНДОН, 15(28), II. Газеты сообщают, что близ Вейтонмаркета, в Иоркшире, в болоте найден монгольфьер, диаметром в 4 фута. Полагают, что его огонь был принят за огонь дирижабля, ибо монгольфьер найден в центре округа, наблюдавшего мнимый дирижабль 11-го февраля. (СПА).

В Россiи.

Барыня-«сотрудница».

КРАСНОЯРСК, 15,II. В окружном суде разбиралось любопытное дело о жене статского советника Екатерине Нефедовой, обвинявшейся в оскорблении чинов полиции.
Г-жа Нефедова, служа из любви к искусству агентом сыскного отделения и учитывая свое «служебное положение», не считала нужным церемониться с обывателями и нередко пускала в ход руки. Между прочим, она избила гимназистку Кипкееву.
По жалобе последней был составлен протокол, для подписи которого Нефедову пригласили во 2-й полицейский участок.
Явившись в участок, Нефедова держала себя там вызывающе. Со словами: «Надоели мне ваши протоколы», - она швырнула ручкой с пером в пристава, протокол бросила на пол и пригрозила полиции:
        - Я больше не буду у вас сотрудничать!
За этот дебош в участке она и попала на скамью подсудимых.
Суд приговорил Нефедову к аресту на неделю.
За Нефедовой числится еще несколько уголовных дел.

Тыко Вылка.

Московский университет поручил Тыко Вылко , самоеду с Новой Земли, художнику-самоучке, о котором не раз сообщалось в «Русск. Сл.», наблюдение за временем прилета и отлета птиц на Новой Земле. До сих пор это являлось существенным пробелом в науке, так как отрезанная более полугода Новая Земля представляла чрезвычайные затруднения для научных исследований.
Конечно для такого рода наблюдений трудно было найти более подходящего человека.
Кроме того, Тыко Вылка делает метеорологические наблюдения, отмечая перемены погоды в зависимости от направления ветров, движения льдов и проч. Последние наблюдения могут оказать неоценимые услуги европейским метеорологам. [...]

Картина Корреджио.

Нам сообщают из Саратова:
В с. Елшанке, Саратовского уезда, у вдовы священника Леонидовой найдено большое, около 2-х аршин в квадрате, полотно, изображающее «Сретение». Картина очень ветха, но в запыленном, потускневшем изображении все же можно узнать работу старой итальянской школы. Полагают, что это - знаменитая картина итальянского мастера Корреджио(?).

Курильня опиума.

Вчера ночью, в Глинистом переулке, на Мясницкой, полиция открыла персидскую курильню опиума.
Несколько времени назад здесь, в доме Кириллова, нашел квартиру персидский подданный Ассадур-Садар-Кули. У него поселился другой перс Мамед-Решид Беков. Скоро в квартире Ассадур-Сада-Кули по вечерам стали собираться компании персов. Сначала это обстоятельство не обратило ничьего внимания, но затем обитатели дома Кириллова стали жаловаться , что у Ассадур-Садар-Кули гости играют в карты, причем игра нередко заканчивается ссорами, бранью, криками.
Полиция, прибыв вчера, ночью, в доме Кириллова, в комнате, занимаемой Мамед-Решид Бековым, застала 12 персов. Восемь из них, сидя в кружок на ковре, играли в карты, а четверо курили опиум из длинных трубок. Комната была убрана по восточному. Появление полиции произвело панику, но только среди играющих в карты. Остальные же продолжали мирно курить свои трубки.
При обыске были найдены жестянки с опиумом; тут же оказались весы для отпуска опиума и все принадлежности для курения.
Оправдываясь, хозяин квартиры заявил, что персы собирались у Мамед-Решид Бекова, им же была организована и курильня опиума. Что касается Мамед-Решид Бекова, то он был крайне удивлен, когда узнал, что его обвиняют в каком-то проступке. По его словам, он вовсе не хотел наживаться со своих земляков, а просто доставлял им развлечение: в В Москве так трудно достать опиум.
Опиум привозился из Персии, где теперь целые провинции исключительно занимаются культурой мака и выработкой опиума. В Персии в каждой «чай-хане» (чайной), в каждой «кахве-хане» (кофейной) теперь можно получить трубку опиума.
И Мамед-Решид Беков решил облагодетельствовать своих соплеменников. За трубку опиума он брал всего 5 копеек.

Трудовая Копейка (Москва)

Курильщики опиума.

В Москве обнаружен притон, посещавшийся курильщиками опиума. Эта новость для москвичей открылась не совсем случайно. До полиции 3-го М
ешанского уч. стали доходить слухи, что в одной из квартир дома Кириллова, в Глинистом п., происходить по ночам какие-то тайные сборища. Лишь только дело к ночи, как в квартиру начинают осторожно пробираться какие-то восточные человеки. С улицы, несмотря на принимаемые извнутри квартиры предосторожности, в виде плотных занавесок на окнах, все-таки видно, что люди сидят со светом. Обращено было внимание и на странную строгость при впуске посетителей в квартиру. Они у дверей подвергались тщательному опросу. Но что особенно поражало, так это вид таинственных гостей, покидавших квартиру на рассвете. Они двигались по улице с синевато-зеленым цветом лица и пошатывались. Глаза их дико блуждали.
Вчера, ночью, этот подозрительный дом был оцеплен полицией. Постучали в квартиру. Снаружи было слышно, как там зашумели, забегали люди, но самый стук остался без ответа. Наконец, настойчивое требование полиции было исполнено.
Картина: В одной из комнат, на полу, затянутом ковром, сидели 12 персов. Часть—с азартом дуется в карты, другие наслаждаются курением опиума. Курильщики оказались уже витающими в мире райских видений. Пара персиан с нетерпением ждала своей очереди. Тут же на полу стояли весы для отпуска опиума, лежали коробки с ядом, валялись трубки...
Хозяин квартиры, — Ассадул Садар-Кули объяснил, что сдал комнату специально под курильню опиума своему земляку, персидскому подданному Мамед Рашиду Бекову, который и допускал сюда курильщиков и любителей сразиться в картишки, взимая с посетителей определенную плату. Полиция разыскала Бекова, проживавшего совсем в другом месте. Беков объяснил, что он держал притон для курения не с корыстной целью, а просто для того, чтобы доставить удовольствие своим землякам-персианам, которым-де дурман необходим.
Составлен протокол.

ВОКРУГЪ СВѢТА.

Оригинальная лотерея.

По словам харбинской «Новой Жизни», в китайской газете «Тиен-ту-бао», издаваемой в Шанхае, за 31 января 2-го года Минь-го помещены следующие объявления, перепечатанный многими китайскими газетами:
        „Объявление девицы Лу-вен-чин. Я, Лу-вен-чнн, 18 лет, уроженка города Нанпи-сиен, Чжилийской провинции, в детстве приехала с родины в Шанхай, где училась в школе „Я~сн“, и знаю обязанности делать добро своим ближним. В начале октября я поехала с матерью в Чикианскую провинцию повидать родных и, проезжая города Уен-чжоу и Чучжоу, я видела страдания бедняков от наводнения и была тронута до слез.
Я лишь слабая девушка, соотечественница этих бедняков, но не могу остаться в бездействии и хочу помочь им по мере сил.
Средств у меня нет, но я читала, что во время войны Франции с Германией немецкая девушка Гален продала себя и вырученные деньги пожертвовала на военные расходы.
Она попала в жены богача-старика, коммерсанта.
Своим поступком она очень прославилась, и до сих пор жива память о ней.
Я желаю последовать примеру этой девушки, и комитет по устройству лотерей в Шанхае во французском сетльменте (улица Чжу-тиа-чао, № 292), взял на себя продажу билетов.
Прошу желающих покупать билеты, доброе дело здесь сочетается с приятным.
Я не обращаю внимания на противников моего дела и насмешников, они увидят результаты после розыгрыша“.
„Объявление комитета по устройству лотерей. В пользу бедных разыгрывается девушка.
Билетов на сумму 30.000 долларов, цена билета один доллар.
Розыгрыш 15 марта с. г. в саду Чань в Шанхае.
Выигравший девушку Лу-вен-чин может взять ее себе в жены вместе с приданым, стоящим 5.000 долларов".

К развитию телефонного дела.

В настоящее время происходить опыты переговоров по телефону между Ялтой и Евпаторией через Симферополь. Результаты опытов довольно удачны. По всей вероятности, в непродолжительном времени публике будет предоставлена возможность говорить с Евпаторией.