11 марта (26 февраля) 1913 года

Вечернее Время

Добыча нефти у нас и в Америке.

По мере все большего спроса на нефть и роста и роста цен на нее добыча нефти у нас падает. Главной причиной этого нефтепромышленники выставляют истощение нефтяных запасов, уменьшение нефти в нефтеносных слоях. Наша нефтяная промышленность гораздо моложе американской и у нас почему то уже наступает истощение, тогда как в Америке его не наблюдается. Только в прошлом году впервые добыто на 229 000 баррелей меньше, чем в 1911 году: в 1911 г. 220 449 301 бар., а в 1912 г. по приблизительному подсчету 220 200 000 бар.
Не нужно ли видеть главную причину истощения наших нефтеносных земель в соглашении гг. нефтепромышленников.

Подвиги хулиганов.

Сегодня ночью по Железной улице шли со знакомой девушкой В. Белов, 22 л. и М. Мурашкин, 20 л. У д. № 4 на них напали 8 человек хулиганов, потребовавших «уступить им их спутницу». Получив отказ, хулиганы выхватили ножи и, сбив с ног Белова и Мурашкина, нанесли им несколько ран. На крики раненых сбежались дворники, при виде которых, хулиганы бросились врассыпную. Раненых отправили в Обуховскую больницу. Для поимки ножевщиков немедленно же был отправлен особый отряд переодетых городовых, которые под утро арестовали четверых из нападавших. Так как назвать себя задержанные отказались, то их отправили в антропометрическое бюро при сыскной полиции. При задержанных, кроме кинжалов, оказались кастеты и револьверы.
Сегодня в амбулаторный пункт за Невской заставой доставлен с колотыми ранами кр. В. Щурик, 26 л., он изранен хулиганами за отказ денег на водку.

Вечерние  Известия

Новый набег суфражисток.

ЛОНДОН. (От наш. корр.). Вчера при церемонии открытия новой сессии парламента, суфражистки в модных туалетах прорвали цепь войск и направились к королевской карате, чтобы вручить королю петицию об избирательных правах женщин. Они были арестованы.
Вчера утром суфражистки сожгли железнодорожную станцию Соун Дертон, в Шотландии. Перерезаны также телеграфные и телефонные проводы.

Панихида по Т.Г.Шевченко.

Сегодня в день смерти украинского поэта Т.Г.Шевченко была отслужена по почину московского украинского кружка «Кобзарь» в час дня панихида в церкви Б. Вознесения, что у Никитских ворот.
На богослужении присутствовали все члены кружка «Кобзарь» находящиеся в Москве во главе с членами комитета: прис. пов. С.И.Беленко, д-ром Н.М.Дикиш, В.И.Голобородько, Н.И.Ященко, А.Н.Миллер, А.М.Россинским и А.А.Краопт.
Ректор универс. проф. А.М.Любавский, многие профессора, живущие в Москве писатели и журналисты, и множество украинской учащейся молодежи. Сегодня в помещении кружка «Кобзарь» состоится исторический вечер. посвященный памяти поэта.

КИНО-ТЕАТР.

Новинки.

В театре «Континенталь» на-днях состоится закрытый сеанс для приглашенных деятелей кинематографии и представителей прессы. Будет демонстрироваться кино-драма «Камо грядеши», инсценированная по известному роману Генриха Сенкевича.

Московская Копейка

На грибном рынке.

(С натуры).

Как-будто масленичный разгул не может сразу оборваться...
В пряном запахе сушеных грибов и липового меда, на освященном вековой традицией месте, стираются последние веселые гримасы, замирают последние улыбки.
Еще покачиваются не твердые на ногах фигуры, еще тянет густым запахом перегара...
Мальчишки, этот быстро учитывающий в свою пользу момент, с азартом свистят соловьями, трещат перепелками, кудахтают наседками и зорко подстерегают, когда зазевается лавочник.
Цап! — и бежать.
„Коммерция“ трезво оценивает положение и выбивается из сил, чтобы сбыть всякую дрянь, наваленную в бесконечной веренице палаток, лотков, бочек и ларей...
„Коммерция“ кричит, зазывает, сыплет прибаутками, от которых расцветают пунцовые маки на щеках кухарок, бессовестно обмеривает и обвешивает, с легкостью индийских факиров спускает всякую заваль и гниль и с внутренней улыбкой, подсчитываем обильно сыплющиеся гривенники, пятаки, двугривенные и полтинники.
        — Грибов сушеных, костромских грибов!—Хозяйки, молодки, кухарочки, пожалуйте,—прошлый год у нас покупали!
Но хозяйки и кухарочки посматривают на грибы неласково:
        — Чтой-то уж очень дороги грибы ноне!
Фурор производит появление разбитного парня, с ног до головы увешанного связками грибов.
Конкуренция немыслима! У него грибы дешевле на целый полтинник! Парень моментально обдирается чуть не до голого тела и удаляется с набитым кошельком.
А через несколько минуть—горькое разочарование,—-дешевые грибы на-половину „разсыроплены“ кружочками... из пробки.
Около бочек с солеными грибами, стена вооруженных ведрами, кувшинами и банками... торгуются до исступления.
Толпа горничных и кухарок окружила рыжеусого горлана, увитого шелковыми шарфиками разных цветов. Подогретый вниманием, рыжеусый балагурить без устали.
        — Вот шарфы! Самые подвенечные! Только 25 коп. На плечи накрываться, по залу прогуляться.
        — По залу? А ежели зала-то нет?!
        — Так по грибному рынку! Гуляй,— никто не мешает. Эх, хороши шарфики!

Выходки суфражисток.

ЛОНДОН. При обычной церемонии открытия новой сессии парламента на пути к нему суфражистки в модных туалетах прорвали цепь гвардейских войск и старались приблизиться к королевской карате, чтобы вручить королю и королеве петиции об избирательных правах женщин. Суфражистки были немедленно арестованы.

«НЕТЕРПЕЛИВЫЙ ВОЯКА»

-Скоро вы сложите к моим ногам свое оружие!

Против орфографии.

Два дня учителя школ Китайской Восточной и Уссурийской железных дорог, собравшись на последний январский съезд, ломали головы над нашей орфографией и наконец вынесли ей ультиматуму единогласно признав, что успешное обучение в школах русской речи и русской письменности является делом непреодолимым при современных устарелых формах орфографии, причиняющей вред делу просвещения. Чтоб одним ударом выбить врага из крепко занятой им цитадели, учителя решились на героическое средство. Они послали Академии Наук телеграмму, в которой писали: «Наступает великий в истории день 21 февраля 1913 года, когда вся Россия будет праздновать 800-летие ныне царствующего Дома Романовых. Седьмой съезд в Харбине учащих в школах всей Манчжурии и Уссурийской железной дороги обращается в Академию Наук с великой просьбой ознаменовать день 21 февраля 1913 г. и запечатлеть в памяти тысяч учителей, миллионов учащихся детей и их родителей великий юбилейный день освобождением русской орфографии от отживших букв и форм, в интересах духовного, умственного и физического развития учащихся и для блага и славы дорогой им родины.
Что ответила им академия, неизвестно. Наверное ничего.

Государем Императором пожалованы ценные подарки хану хивинскому и эмиру бухарскому.
        В заповедной по охоте на соболя местности на Камчатке появилось 50 хищников, угрозами заставивших старосту удалиться.
        Унесенные на льдине рыбаки села Каролат спасены и возвратились домой.

Русский посланник в Бухаресте вручил румынскому министру внутренних дел Ионеску знаки пожалованного Государем Императором ордена св. Анны 1 степени.
        В Берлине состоялся обед русской колонии по случаю 300-летия царствования Дома Романовых. В Берлине празднуется 100-летие освободительной войны.
        Орган Кацуры указывает на агрессивную деятельность России в Монголии.
        Открыта новая сессия английского парламента. Король лично прочел тронную речь.
        В Вене и провинциальных городах Австрии социал-демократами устроены были собрания в пользу предоставления женщинам избирательных прав.
        В Вене произошли античешские демонстрации по поводу чешского спектакля, состоявшегося в цирке Шумана.
        Австрийский министр внутренних дел при падении автомобиля легко ранен.
        В деревне Монсо-де-Неф во Франции при взрыве кинематографа ранено 46 человек, из них 10 смертельно.
        На выборах окружных советов в провинциях Испании победили монархисты.
        Смешанный отряд греческих войск занял Парамифию.
        В виду наступления сроков платежа почти всех долгов Китая «Journal de Pekin» предвидит полное банкротство Китая, если он будет упорствовать в отказе в заключении крупного o займа.

Одесские нищие.

В Одессе наблюдается в последнее время много нищих. Это объясняется отчасти безработицей, отчасти безысходным положением бедняков. Есть однако и профессиональные нищие. Среди них выявляются у нас три категории: «побирух», «стрелков» и «зимогоров», т.-е. лиц. только на зиму прибывающих в город, а в остальное время странствующих по деревням.
К разряду „побирух“ относятся: безродные старики, неспособные к работе, случайные люди, приехавшие на заработки и не нашедшие таковых, опустившаяся до нищеты женщины, павшие от своих обольстителей, выпрашивающие милостыню на руках с детьми. Ходят они обыкновенно по лавкам, булочным, где подают им куски хлеба, и редко кто кинет копейку с упреком: «Работать не можешь?..» Зарабатывает побируха около 30 коп. в день. «Стрелки» — это самые хитрые и жуликоватые люди.
С пробуждением утренней зари „стрелки“ рассыпаются в разные стороны города и собирают в определенных местах с известных лиц дань, по заведенному обычаю. Готовых мест у них много: есть, например, такие места, где дают по 10, 5 и 2 коп. Обойдя так сказать, «оптовые» места, они бегут по „розничным”, т.-е., где им дают по копейке и грошику. Каждое утро они набирают от 60 к. до рубля с лишним. [...]

НА ГРИБНОМ РЫНКЕ.

Со вчерашнего дня на Раушской набережной начался традиционный грибной рынок:
        «Лед», как называют его москвичи. Рынок, очевидно, держится еще только в силу традиции.
Иначе трудно объяснить существование рынка, где можно купить не дешевле, чем везде, а уж о качестве товара говорить не приходится.
Та подозрительного вида смесь, которую на «льду» выдают за «отварные грибы»>, лишь с большой натяжкой может быть названа грибами.ф1 Издали, со стороны Устьинского моста, полу-европейская, полу-азиатская панорама рынка на фоне старого Кремля создаете своей пестротой известное настроение...
Кажется, что ожил один из красочных бытовых моментов Старой Москвы. Собственно, «великопостного» на «грибном» рынке — мало.
В нескольких местах—палатки и возы с грибами и только. Зато очень много всякой всячины, ничего общего с «постом» не имеющей.
Герои дня—грибы—фигурируют на рынке во всех видах.
Вязки сухих грибов «возвышаются» над толпой, подвешенные к задорно закинутым кверху оглоблям.
В кадушках «не первой свежести» — отварные и соленые грибы, очень неаппетитные с виду.
Цены на них стоят высокие:
        - К грибам приступа нет!
За сухие белые грибы запрашивают от 80 коп. до 1 руб. 6О кон. за фунт; так называемая пробель оценивается в 60 коп.— 1 руб. 10 коп.
Отварные и соленые грибы котируются в зависимости от качества: от 8 коп. до 20 коп. за фунт.
Больше чем грабами на рынке торгуют всякой всячиной.
Тут и «сладкие» греки с халвой, орешками, миндалем и т. п.
И баранки величиной с добрый обруч.
И «настоящий» липовый мед.
От засаленной палатки какого-то пекаря невкусно несет постным угаром.
Предприимчивый «повар» соблазняет горячими пышками.
Другой не менее предприимчивый пекарь «учел» момент.
В его палатке целый ассортимент «з л о б о д н е в н ы х» печений.
Тут и черногорский сладкий ситный, и болгарский хлеб и сербское лимонное печенье...
Многочисленная толпа, запрудившая рынок, настроена совсем не на «великопостный» лад.
В большом ходу «тещины языки», мячи на резинке, которые направляют без стеснения в ваше лицо...
«Непринужденные» остроты, шутки, прибаутки.
Великопостный «карнавал» тянется до сумерек.

Освобождение г. Свердлова.

ПЕТЕРБУРГ, 25,II. (По телефону). Г. Свердлов, задержанный в квартире депутата Г.И.Петровского и подвергнутый за незаконное проживательство в столице, освобожден от ареста по случаю юбилея. Но так как г. Свердлов самовольно отлучился с места ссылки, он будет отправлен в ссылку на новое место, в Енисейскую губернию.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

ЯЛТА.

К приезду городского головы.

Приезд в Ялту городского головы В. А. Рыбицкого ожидается в конце февраля или в начале марта.

К стыду города.

В Ялте, на Бассейной улице, как известно, есть и существует поныне домик, где жил и скончался поэт С.Я.Надсон. Для туристов домик этот ничем не отмечен. На днях состоится прибивка к домику мраморной доски с краткой надписью: „здесь жил С.Я.Надсон“. Идея и ее выполнение принадлежат местному журналисту редактору-издателю газ. „Вестник Юга“ Д.Д.Языкову. Прикрепление доски последует после панихиды по Надсоне. Город сам не мог ничего сделать, и только благодаря частной инициативе всякий турист легко найдет то место, где поэт нашел успокоение.
В Ялте существует и дом Достоевского. Супруга писателя уступает этот дом для летней климатической колонии.

О ялтинской весне.

Думают, что она будет не ранняя. Ялтинцы хорошо помнят 1912 год, февраля 19, когда в городском саду на открытой эстраде играл оркестр, публика была в весенних и даже летних костюмах, а сейчас в полном ходу меховые пальто. Погода стоить холодная. Иногда срывается снег.