15 (02) марта 1913 года

Вечерние  Известия

М.Рейнгардт и кинематограф.

Первой постановкой Макса Рейнгардта будет пантомима «Венецианская ночь», В постановке принимают участие выдающиеся немецкие актеры и художники. Интересно отметить, что «Венецианская ночь» будет первой попыткой провести на экран настоящую мимодраму. Актеры во время игры говорить не будут и таким образом на картине будет отсутствовать ничего не говорящее шевеление губами. Макс Рейнгардт сторонник мнения, что сила кинодрамы в отсутствии слова и поэтому считает нужным отбросить все то, что даже напоминает о слове.

Ленты с участием Ганако.

На днях заканчиваются съемки кино-драмы с участием хорошо знакомой москвичам известной японской актрисы Ганако. Сценарий специально написан московским литератором С.Гариным. Первое действие кинодрамы происходит в Японии, второе и третье в Москве.

Жизнь неба на экране.

Получено частное сообщение одним из работников астрономии в Москве о производимых в настоящий момент французским инженером Вальдом опытах по применению в синематографии к съемкам неба.
Сообщают, что опыты идут весьма удачно.

Григорий Распутин.

В «Русской Молве» г. Арефин дает любопытную характеристику популярному Распутину.
Несколько времени тому назад мне пришлось встретиться с Григорием Ефимовичем Новых (Распутин тож) в доме одной из его поклонниц; пришлось поговорить с ним около часу на разные темы.
Новых — невысокого роста, одеть в синий тонкого сукна кафтан, из рукавов и воротника которого выгдядывает светло-голубая рубаха. На ногах у него лакированные сапоги с длинными прямыми голенищами...
На видь ему за сорок лет. Он худощав, широкоплеч, видимо, силен, строен и прям и кажется выше своего роста.
В широкой русой бороде на щеках только-только начинать пробиваться, мне показалось, седина. Волосы на высокой, острой кверху голове — неопределенного цвета, прямы, как мочалка, расчесаны пробором на две стороны и отпущены почти до воротника кафтана, может быть чуть короче, чем носят духовные лица.
При разговоре Новых не производит впечатления умного, хотя бы житейски умного, много видевшего и знающего человека. У него есть несколько афоризмов, которые он пускает в ход при удобном и даже не совсем удобном случае.
        — Теперь большинство русских людей интересует вопрос: как жить?— порожу я к нему с понятной для него темой.
        — Жить—любить!..—сразу подхватывает он и несколько раз повторяет, кивая головою и улыбаясь:— Жить—любить, жить—любить, жить— любить!
Я пробую раскрыть содержание, какое он вкладывает в эту формулу,— он начинает путаться и, чтобы избежать точных ответов, перескакивает на другую тему:
        — Надо добиваться благодати...
Для человека непривычного, его речь может показаться бессвязной, бестолковой даже. Но этого нет. Она связна и толкова, по-своему, но сера и бледна. Нет ярких самобытных образов, метких выражений; многое кажется заученным с чужих слов. Сравнения его не блещут ни глубиною, ни оригинальностью, ни меткостью схваченных общих черт.
        — Любовь... Без любви, как без ложки, не обойдешься,—говорит он, и когда я искренно говорю ему, что не понимаю, он начинает объяснять:
        — Без ложки щей не похлебаешь?.. Не похлебаешь?!. Ну, так и без любви... Так и любовь... Есть она,—бери и запихивай в рот, бери и запихивай!
Есть у него любимое,—видимо, очень удобное для слушателей,—учение о том, что Бог сейчас же здесь на земле отомщает всякий дурной поступок, всякое зло.
        — Как сделал, так сейчас же... вот, сию минутою и накажет... Уж почувствуешь!
        — Ну, а если не почувствуешь?— попробовал было я спросить его.
        — Почувствуешь... непременно почувствуешь!
        — А насильники? Ведь вот мы видим, что так и умирают люди, ни разу не вздохнув далее о том зле, какое они причинили...
        — Нет, нет... — перебивает меня Новых: — Это они только притворяются, что их не наказал Господь, а на самом деле наказал... Он мучается, внутре себя мучается!
Любит Новых говорить о церкви, об официальных представителях ее, их грехах, неугодной Богу жизни без любви, и часто возвращается к этой теме.
        — Жить любить... жить любить!.. да!..
Его слушательницы и поклонницы жизни не знают совсем, не знают и всей сложности людских отношений, живут, как в теплицах. В жизненной борьбе, с ее повседневными настоящими драмами им участвовать не приходится. Впечатления их, — при всей своей пестроте, — однообразны до тоски, до ужаса.

В О-ВЕ ВЗАИМОПОМОЩИ.

Заведующий музыкально-драматическим кружком „О-ва взаимопомощи” Шефтель в настоящее время ведет переговоры с премьершей харьковского городского театра г-жей Полевицкой и премьером того же театра г. Баратовым—о приезде их в Мариуполь и о постановке с их участием последнего произведения Л.Андреева «Екатерина Ивановна“. Пьеса при участии г-жи Половинкой и г. Баратова шла в Харькове несколько раз. Пьесу предполагается поставить на третьей неделе Великого поста.

Московские Ведомости

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

КАЗАНЬ. Шарлатан.

Недавно в Курмыше, как сообщают Казанскому телеграфу (№5938), подвизался некий татарин в роли «знахаря-колдуна». Не только среди темных обывателей, но даже и в более или менее интеллигентной среде шарлатан собрал обильную «жатву», «врачуя» наивных людей от всех недугов «наговором», то самыми простыми обиходными «лекарствами», вроде воды, соли, луку, водки и т.п. Между прочим, шарлатан пользовался успехом среди молодежи обоего пола, «привораживая» одним - невест, другим женихов.

ВЫХОДКИ СУФРАЖИСТОК.

ЛОНДОН. По газетным сообщениям, в Глазго вчера вечером состоялся митинг суфражисток, сопровождавшийся крупными беспорядками. В Андреевском зале собравшиеся студенты мешали говорить ораторшам и встретили появление на трибуне миссис Панкгэрст шумными протестами. Бюро митинга призвало на помощь заранее организованную охрану из 300 рабочих для усмирения нарушителей порядка.
После драки, длившейся четверть часа, рабочие изгнали студентов, из которых около 50 человек значительно пострадали от побоев. После этого митинг продолжался без нарушения порядка. (Соб. кор.).

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

В обществе психиатров происходила демонстрация Балашова, изрезавшего картину Репина. Когда Балашова ввели в залу заседания, он подумал, что его привели на суд, бросился на колени и просил пощадить его. Он объяснил, что изрезал картину потому, что хотел прославиться, думая, что он скоро умрет. Врачу, под наблюдением которого находился Балашов, он объяснил, что картина Репина была для него наглядным показателем семейного разлада, какой он переживал в своей семье, и, бросаясь на картину, он думал уничтожить семейный разлад.

«Искусство наших дней».

Лекция Ф.Сологуба.

Тенишевский зал переполнен. Не только заняты все стулья, но стоят даже в проходах. Среди слушателей Леонид Андреев, Куприн и весь цвет «искусства наших дней». В краткой заметке - заметке, вызванной поздним временем, нет никакой возможности изложить даже тезисы лекции. Временами казалось, что Ф. Сологуб говорит на каком-то условном языке, понять его было невозможно. Приходилось перекидывать временные мостики через эти пропасти и заполнять их впоследствии. Подробное изложение лекции завтра.

Сегодня состоялось открытие нового городского арестного дома. Московский старый арестный дом фигурировал под популярным именем «Титы» и даже увековечен в пьесах Островского. Новый городской арестный дом построен на так называемых Пожарных огородах и рассчитан на 180 мужчин и на 30 женщин. Здание построено применительно со всеми новейшими требованиями.

300-летию Дома Романовых.

В 20 верстах от Москвы, в Богородском уезде, сохранилась древняя романовская вотчина первых царей из Дома Романовых. Это имение Милетт, подаренное царем Алексеем Михайловичем своей дочери, царевне Софии. Теперь это имение принадлежит С.Н.Кологривову. В древности здесь жили бояре Романовы. В Милетте сохранились терема с башнями выстроенные более 300 лет назад и затем никогда не реставрировавшиеся. Археологическое общество сделало ряд снимков с теремов и башен.

Болгарская газета «Мир» приветствует австро-русскую демобилизацию как красивый жесть обоих монархов, направленный к поддержанию мира в Европе и ограждению независимости балканских народов.
        Наш корреспондент сообщает условия балканских государств, изложенные в ответе великим державам на предложение о посредничестве. Несмотря на условное принятие союзными государствами посредничества держав в Лондоне, считают возможным обсуждение поставленных мирных условий.
        В Албанию усилился тайный ввоз оружия.
        В Константинополе состоялось собрание русской торговой палаты по вопросу об усилении торговли России с Турцией.
        Греческие военный власти обратились к нотаблям Эпира, объявляя о занятии и подчинении южного Эпира.
        Турецкие войска перевозятся из Галиполи в Сан-Стефано и Чаталджу.
        Общая стоимость намеченной к осуществлению в этом году судостроительной программы Англии определяется в 15.958,525 фунтов стерлингов.
        Новая Зеландия предоставляет в распоряжение Великобритании для защиты имперской территории 8,000 обученных солдат.
        В Христиании скончался писатель Томас Краг.
        В Японии учреждаются таможенные заставы на сухопутной границе Кореи.

Отбыло в Ургу монгольское посольство.
        Правлением Добровольная флота получена телеграмма о снятии с мели парохода «Полтава».
        Японские власти в северной Корее распорядились извлечь из русских могил останки русских воинов для погребения в братских могилах на русской территории.
        Минским губернским присутствием преданы суду председатель мещанской управы Кидунь и писарь Приходько за выдачу паспортов с подложным обозначением об отбывании воинской повинности.
        В тифлисском военно-окружном суде началось слушанием дело Тер-Патросова, главаря шайки, похитившей 250,000 руб., провозившихся из почты в контору Государственного банка.
        Рижский коммерческий банк приобрели водопад Линанкоски за 1.780,000 марок.

Одесские новости

Человек, не стригший волос в течение I7 лет.

Американец К.Ф.Боксвель еще в 1896 году дал торжественный обет не стричь своих волос до тех пор, пока в Белом доме в Вашингтоне не водворится президент-демократ. Он ждал в течение 17 лет и за это время волосы его превратились в гриву, покрывшую всю спину.

Только недавно, когда демократ-Вильсон занял пост президента, Боксвель, отправился к цирульнику.

Симферополь.

Учащимся симферопольских мужских средне-учебных заведений было запрещено присутствовать в дворянском театре при исполнении на его сцене в бенефис антрепренера С.В.Писарева «Белой вороны», -Евг. Чирикова. Ходить слухи, что запрещение достигло такой степени строгости, что одному из учащихся, накануне получившему от директора разрешение на вход в театр, была возращена стоимость билета, взятого вследствие непредусмотрительности начальства. Другой злополучный ценитель драматического искусства был извлечен из глубины ложи, где приютился под охраной родителей, и отправлен восвояси.

НАЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В Киеве городское самоуправление вводит автобусное движение. Городской управой приобретены 5 автобусов.

В Екатеринославе явившаяся на маскарад маска с надписью „Политическое варенье“, изображавшая Турцию, облепленную мухами- Австрией, Россией и Болгарией — удалена полицией, составившей протокол.

По уличным витринам города Харбина расклеено объявление: „Гадаю с разрешения начальства“.
— Там же, на Участковой улице, на вывеске изображены мальчик и девочка, а внизу подпись: „Здесь принимаются заказы“.

Трудовая Копейка (Москва)

ПО РУСИ.

ПОПЕЛЯНЫ, Гродн. губ.

Местная молодая крестьянская девушка E., желая вернуть к себе расположение совершенно к ней охладевшего возлюбленного, уехавшего на жительство в другую губернию, обратилась за содействием к ворожее. Последняя, погадав на картах, попросила фотографическую карточку возлюбленного E., варила ее в кипятке и поливала этим чудодействующим снадобьем легковерную девушку. Несчастная корчилась от боли, а ворожея приговаривала: „Чем будет больнее, тем твой любезный сильнее будет любить тебя”. Когда девушка не в силах была выдержать такого горячего душа, ворожея многозначительно заявила: „Теперь твой любезный приедет через 3 дня”. На другой день девушка, сильно пострадавшая от ожогов, была отвезена в лечебницу. Ворожея, получив 3 руб., скрылась.

Утро России

МАРКСИСТСКАЯ ГОДОВЩИНА.

Сегодня в связи с исполнившимся 30-летием годовщины со дня смерти Карла Маркса во всех рабочих клубах состоялись многочисленные собрания.

Телеграфная цензура.

ХАРЬКОВ, III,1. (Соб. кор.). Член Гос. Думы от Харьковской губернии с.-д. Муранов обратился к своим знакомым в Харькове с просьбой сообщить о недавних массовых арестах среди местной интеллигенции. В телеграфной конторе отказались принять ответную телеграмму, ссылаясь на какой-то циркуляр якобы воспрещающей прием от частных лиц телеграмм на имя членов Думы и Совета. Требование предъявить циркуляр успеха не имело. О случившемся пришлось сообщить почтой депутату Муранову.

ХРОНИКА

Смышленая лошадь.

Нам сообщаюсь происшедший недавно случай, доказывающий поразительную смышленость лошадей. Г. Раецкий дважды водил на излечение лошадь в симферопольскую скотолечебницу. Лошадь заболела в третий раз и, не дожидаясь пока на нее обратят внимание и поведут в лечебницу, сама направилась к ней. Лечебница оказалась закрытой. Лошадь легла около лечебницы и стала терпеливо ждать, пока ее заметят. Терпение догадливой лошади увенчалось успехом, ее заметили. Осмотревший лошадь врач нашел, что у ней сильно вздуло живот и оказал необходимую помощь.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

КАХОВКА.

Вскрытие Днепра.

Вследствие теплой погоды, которая началась числа с 20 февраля, лед на Днепре быстро начал таять и, под напором западного „низового“ ветра, и 24-го февраля Днепр у Каховки вскрылся; начался ледоход. В начале марта откроется и навигация. Надо заметить, что между Херсоном и Каховкой еще с 18 февраля установилось сообщение посредством ледоколов „Джигит“ и „Шатель-Араб"* Правда, ледоколам этим в этом году не повезло; во-первых, долго они, вследствие больших ледяных заторов, никак не могли пробраться в Каховку, а, во-вторых, почти каждый рейс сопровождался какой-нибудь крупной поломкой.

Вечер.

Благотворительный вечер, устроенный на масляной неделе в здании мужской гимназии в пользу недостаточных учащихся той-же гимназии, прошел с хорошим материальным успехом. Валового сбора около 800 руб., чистой выручки предполагается около 600 руб. Вся эта сумма пойдет в уплату за правоучение беднейших учащихся.

Южный Край (Харьков)

Фальшивые кредитки.

Б последнее время в обращении начали появляться фальшивые кредитные билеты, преимущественно, двадцатипятирублевого достоинства. Эти «кредитки» сделаны настолько грубо, что отличить от настоящих их возможно даже при беглом поверхностном взгляде на них. Несмотря на видимые дефекты, «кредитки» все же находят сбыт в Харькове. Главным образом, пострадавшими в подобных случаях являются рабочие и приезжие из деревень крестьяне. Но были случаи, попадались впросак и интеллигенты.