20 (07) марта 1913 года

БУДУЩАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ВОЙНА.

Часть немецкой печати в последнее время употребляет все более и более воинственные выражения; тон националистических газет стал очень повышенным. В одном из последних номеров „Германия“, орган католического центра, замечает:
        „Мы очень часто уже доказывали нашим читателям, что победы балканских союзников должны рассматриваться в Европе, как русские победы, или еще более шире, как победы тройственного согласия. В тот день, когда вспыхнет общеевропейская война — a все державы считают ee фатально неизбежной — тройственный союз будет иметь своими противниками не только Россию, Францию и Англию, но также и балканский союз, который, в конце концов, будет легче привлечь к участию в войне, нежели Англию.
До сих пор в Германии придерживались того мнения, что нам нужно приготовляться к войне, более или менее неизбежной, с Англией. Но, обсуждая события последних месяцев, мы должны придти к заключению, что конфликт с Росcиeй является для Германии более близким и опасным”.

К УБИЙСТВУ КОРОЛЯ ЭЛЛИНОВ ГЕОРГА.

САЛОНИКИ. Вечером во время обычной прогулки король Георг был убит лицом греческой национальности по имени Александр Схинас. После первого выстрела шталмейстер, сопровождавший короля, схватил злоумышленника и предотвратил дальнейшие выстрелы. Но первая пуля сделала уже свое дело и король упал смертельно раненый. По дороге в больницу король скончался. В больнице определили, что пуля вошла в спину ниже плеча и прошла через желудок. Убийца явно ненормальный. Население, среди которого король во время краткого пребывания своего в Салониках, приобрел живейшие симпатии, потрясено горестным известием и выражает глубокое сочувствие королеве, находящейся в настоящее время в Превезе, где ее величество посетила греческих раненых. (Соб. кор.).
САЛОНИКИ. Револьвер, из которого был убить король, был заряжен семью мелкими пулями. Убийца был арестован на месте.
Королевич Николай созвал офицеров для принесения присяга на верность новому королю. В городе спокойно. (Аг. Рейтера).
САЛОНИКИ. Тело короля набальзамировано и помещено во дворце на катафалке, покрытом эллинским флагом. Королевич Николай возвестил населению о восшествии на престол короля Константина. (Афинск. агентство).
АФИНЫ. Очевидцы покушения на короля сообщают следующие подробности:
"Убийца был спрятан за углом улицы Агестриас и Дакампань, в нескольких шагах от полицейского комиссариата. Король возвращался с прогулки, направляясь к дворцу.
В момент приближения короля к углу, убийца на расстоянии двух шагов выстрелил в короля из револьвера крупного калибра. [...]
На вопрос полицейского чиновника убийца ответил: "У вас есть суды там и буду говорить". [...]

С.-ПЕТЕРБУРГ, 6 марта.

Если отвратительна картина убийства в Салониках, то не менее, если не более омерзения вызывает та кампания, которую ведут над трупом трагически погибшего греческого короля немецкие газеты. "Vossische Zeitung" так категорически сообщает, что убийца "должен быть Болгарином". Известно имя стрелявшего анархиста, установлена и его принадлежность к греческой национальности. Но немецкая газета утверждает, что убийца "должен быть Болгарином". "Tagliche Rundsghau" идет в клеветнических нападках еще дальше. Она знает, что греческие власти "намеренно" скрывают правду и выдают из политических соображений Болгарина за Грека. Дальше идти некуда.

*        *
*

Новый греческий король Константин вступает на престол покрытый победными лаврами. Только что после общей победоносной кампании греческая армия под его главным предводительством взяла оплот Турок в Эпире—Янину и ряд других городов. Нынешними победами Греки в значительной степени обязаны именно королю Константину, Он несколько лет назад настоял на необходимости реформировать армию, несмотря на сильное противодействие реформам со стороны лиги офицеров. Коренные реформы были произведены, и армия поставлена на ту высоту, благодаря которой она теперь разбила Турок. Диадох Константин с самого начала войны был назначен главнокомандующим греческой армией и неразлучно с армией провел всю кампанию, взял Салоники, Янину и т. д. Новый король—старший сын убитого короля Георга I. Ему около 45 лет (родился 21 июня 1868 г.). В 1889 г. он вступил в брак с родной сестрой германского императора Вильгельма принцессой прусской Софией. От нее король Константин имеет пятерых детей. Старшему— принцу Георгу (будущему наследнику престола) 23 года, за ним идут два сына, Александр и Павел и принцессы Елена и Ирина.

Греческий король КОНСТАНТИН.

У Чаталджи началось сражение.
        Убийца короля Эллинов Георга – Грек анархист.
        В Белграде, Софии и Цетинье отслужены панихиды по трагически погибшем союзном монархе.
        Порта склонна заключить мир на условиях, предложенных державами.
        Президент Пуанкаре принял отставку министров, поручив им пока продолжать заведывать текущими делами.
        В Сомма-Ломбарда разбился во время полета начальник военной авиационной школы полковник Морено.
        В Карлсруэ на военном поле потерпел аварию военный дирижабль «Цеппелин XV».
        По заявлению австрийских газета, отношения между Австрией и Черногорией настолько обострены, что не исключена возможность кризиса.
        В Австрии призываются новые запасные.
        В Бендер-Бушире застрелился русский коасул Дмитриев, которому без предупреждения прислали заместителя.
        В Манчжурии образуются 4 новые дивизии. Сделан заказ германской фирме в Тяньцзине 52 полевых орудий и 58 пулеметов.
        Японский министр иностранных дел Макино заявил в нижней палате, что время признания Китайской республики еще не наступило.

В Г. Думе обсуждался вопрос о размерах прошлогоднего неурожая и о выборах варшавского депутата Ягелло.
        В Г. Совете принять запрос правых об учебнике «Новь». Принят единогласно законопроект об отмене запрещений отдачи в аренду майоратных имений губерний Царства Польскаго. Посланы телеграммы соболезнования по поводу убийства короля Эллинов Георга Государыне Императрице Марии Феодоровне, вдовствующей королеве Ольге Константиновне и королю Константину.
        В Петербург прибыл герой Лозенграда генерала Радко Дмитриев.
        Выехал за границу бывший французский посол Жорж Луи.
        В Петербурге снежная буря 6 марта вызвала наводнение.

Новая затея Илиодора.

«Цар. Вестн.» сообщает, что Илиодор обнаруживаете оживленную деятельность. Он приезжал в Новочеркасск советоваться с нотариусом и архитектором по поводу предполагаемой покупки большой площади земли, где должны пoceлиться последователи Илиодора и где будет построен «молитвенный дом». Согласно составленному самим Илиодором плану, в центре будущей земледельческой колонии должен возвышаться особый молитвенный дом, где экс-иеромонах будет читать и разъяснять Евангелие, а на площади перед ним будет особая трибуна для проповеди. Возле нее большой деревянный крест, нечто среднее между православным и католическим. Для себя Труфанов проектирует выстроить дом в центре колонии. Остальные жилища будут расположены кругом и затем разойдутся радиусами, так что колония будет иметь форму элипсиса. За нею — поле, обрабатываемое всеми сообща. Одним словом, вводится коммунальное устройство.

Одесские новости

МЕЛИТОПОЛЬ.

Чрезвычайно продуктивная деятельность родительского комитета при гор. женской гимназии, проявленная до известного циркуляра м-ва, фактически раскассировавшего род. комитеты, была оценена обществом, и когда настало время для избрания комитета на настоящей учебный год, не только родителями, но и учебным начальством были приняты все меры, чтобы собрать обязательный для кворума 2/3 родителей. Пущены были в ход все провинциальные приемы созыва родителей: разосланы сторожа, отправлены по квартирам с записками извозчики, зазвонили в телефон, и т. д. И в конце концов комитет был сконструирован. Это было еще в августе, но... до сих пор учебное начальство еще не удосужилось утвердить комитет...
Между тем уже прошло два срока для взноса за право учения и нуждающимся учащимся некому помочь. В связи с этим уже началось увольнение малоимущих учащихся.

БАХМУТ.

В местной мужской гимназии во время чтения утром по случаю Великого поста молитвы «Господи и Владыко живота моего», приказано становиться на колени, вместе c гимназистами христианского вероисповедания, также и евреям.

Полтавский Голос

Сбор с собак в Лохвице.

Начальник губернии поставил в известность лохвицкого городского голову, что по соглашению с г. управляющим казенной палатой, он находит предполагаемый Лохвицким городским управлением размер сбора с собак 3 руб. с каждой слишком высоким в особенности для малосостоятельных жителей окраины и полагает, с своей стороны, уменьшить этот сбор до 1 р. в центральной части города и до 50 коп. для окраин.

КРУПИНКИ.

Близ станции Гасельт (Бельгия) произошло столкновение поезда, переполненного рудокопами, с товарным; 30 человек ранены, из них 3 смертельно.

Циклон, пронесшийся над Монтевидео (Уругвай), причинил много бедствий. Пять человек убиты; многие ранены. Убытки весьма значительны.

В Рено (Калифорния) умер 120 лет отроду негр-гигант Бакус, калифорнийский пионер. Он был ростом 6 футов 8 дюймов и весил 7 пуд. Бакус был рабом, но затем выкупился на свободу.

НАЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В Староконстантиновее арестован по распоряжению из Петербурга помощник бухгалтера сельскохозяйственного счетоводного бюро австрийский уроженец Мауер, заподозренный в шпионстве.

В „Бессарабской Жизни“ помещено объявление: „По выборам в городскую думу на трехсотлетие с 1913 г. кишиневская гор. управа сим доводит до сведения и т. д.“.

В с. Богородском, Николаевского у., 21 февраля среди толпы гуляющих отравился стрихнином племянник местного священника студент Киевского коммерческая института А.И.Овидиев. Причина — плохое зрение.

В м. Александрии, Ровенского у., отравился еврей Финскир, 20 лет. Причина — несогласие родителей на брак его с девушкой, которая носит одно и то же имя с матерью Ф—а. Подобный брак считается несчастным и недопустим по еврейским суевериям.

В Таганроге бойко торгуют фотографическими изображениями таганрогского псевдо-святого Павла Павловича Стожкова. Фотография изображаешь старца лежащим на одре с венчиком на голове. В раскрытых небесах сверху старца ангелы и звезда, бросающая луч на лицо „святого“. Подпись—„Старец Павел Таганрогский“.

Провинцiя.

„Узенькая талия“.

В рыбинских торговых кругах много веселия и разговоров вызывают злоключения молодого коммерсанта Т., пожелавшего жениться при посредстве «Брачной Газеты».
Однажды Т. прочитал в «Брачной Газете» объявление, что «высокого роста, с большими черными глазами, маленьким носом и узенькой талией девушка без прошлого, желает познакомиться с молодым, интеллигентным коммерсантом. Цель—брак».
        — Что надо, то и есть,—решил Т., —на ловца и зверь бежит...
Экзальтированный, молодой, полный сил и здоровья, Т., уже заочно влюбленный, поспешно пишет письмо таинственной «узенькой талии», прилагает свою фотографию и, в свою очередь, просить незнакомку выслать карточку.
Через несколько дней Т. получает письмо и фотографию какой-то красивой женщины.
В письме незнакомка уведомляет Т., что он ей нравится и по получении телеграфного уведомления тотчас выезжает из Москвы. Т. бежит на телеграфа.
Через сутки незнакомка - в Рыбинске, в одной из фешенебельных гостиниц, и посылает Т. уведомление, что «ждет» Т., как и подобает жениху, одел самое изящное платье и отправился к «невесте».
        — Можно войти?..
        — Пожалуйста... Т. открыл двери и отпрянул: перед ним стояла тощая, как спичка, седая особа, сюсюкавшая, беззубая...
        — Виноват, я, кажется, не туда...
        — Нет, сюда... Я из Москвы, а вы Т?..
        — Да...
Делать нечего, Т. входить.
        — Виноват... карточка, присланная мне, ваша собственная?..
        — Да...
        — Видите ли, должен вам откровенно сказать, я ошибся в вашей наружности, я себе представлял вас несколько... ну... иною!..
        — Что ж делать, если не нравлюсь, прошу меня компенсировать, я сегодня же уеду обратно! — решительно выпалила незнакомка.
Т. одевается и уходить.
Но не тут-то было. Незнакомка за ним:
        — Ты, что же, халуй этакий, выписать—выписал, а на обратную дорогу не хочешь дать!..
Т. на извозчика, «узенькая талия» за ним... Явилась вслед за Т. в его магазин и произвела скандал.
        — Не на ту нарвался!—кричала она, —давай 300 руб., а то на весь город осрамлю?
Т. выдал незнакомке деньги, с «верным человеком» отправил ее на вокзал, и только когда отошел поезд, облегченно вздохнул.

Россия-2

ИНОСТРАННЫЯ ИЗВЕСТIЯ

Интересно, что Солунь, в которой пал от руки убийцы король Георг, стал ареной напряженного торгового соревнования. Отторжение Солуни от Турции и перспектива перехода этого важного порта во власть греков затрагивают весьма важные интересы. Несколько времени тому назад солуньский корреспондент "Figaro" писал в свою газету, что вопрос о судьбе Солуни - наиболее интересный вопрос из множества, возникших вследствие балканской войны. [...]

Трудовая Копейка (Москва)

Въ унылый часъ.

Жизни тяжелое бремя
        Давитъ сильнѣй съ каждымъ днемъ...
       Что за унылое время,
       Какъ. безотрадно кругомъ
       Что же сидите вы, хмуря
        Брови, носы опустивъ?
       Или настигла васъ буря,
       Ваши надежды разбивъ?
       Скука пріѣхала въ гости,
       Да и осталась совсѣмъ?
       Да не хандрите же! Бросьте!
       Духомъ-то падать зачѣмъ?
       Вы еще сильные люди,—
       Что-жъ вы корите судьбу?
       Ваши широкія груди
       Выдержать могутъ борьбу!
       Развѣ изсякла отвага?
       Какъ же не стыдно вамъ, какъ?
       Вотъ—золотистая влага,
       Это—Шустовскій коньякъ!
       Онъ васъ сумѣетъ утѣшить,
       Станете сразу бодрѣй.
       Полно носы-то вамъ вѣшать!
       Чокнемтесь, други, скорѣй!
       Выпьемте! Честное слово,
       Много примѣровъ я зналъ,
       Что отъ унынья, Шустова
       Чудный коньякъ исцѣлялъ!
       Будьте здоровы! Что, вкусно?
       Ну-ка, нальемъ по второй! ,
       Вижу: не такъ вамъ ужъ грустно,
       Въ мысляхъ не тотъ уже строй!..
       Вы улыбаетесь? Браво!
       Третья! Прошу приналечь!
       Очень доволенъ я, право,
       Что удалось васъ развлечь!
       Вотъ просидимъ до разсвѣта,
       Новое утро придетъ:
       Вѣрю, что утро вамъ это
       Радость души принесетъ!

Утро России

Тревога в Харбине продолжается.

„Н. Вр." подтверждает из официальных источников наше вчерашнее сообщение о тревожном настроении в Харбине в виду ожидаемого набега китайцев.
В Фудзядане, отстоящем от Харбина всего в одной версте и являющемся самым крупным торговым центром, в связи с полученным циркуляром республиканского правительства о возможности при предстоящем походе китайских войск в Монголию военного столкновения с Россией, наступило полное затишье.
Громадное большинство китайских коммерсантов уже прекратило свою деятельность и выбыло в Гиринскую и Мукденскую, провинции. Остальные спешно ликвидируют свои дела, при чем предприятия с полумиллионным оборотом из-за паники продают за сотни рублей. Также опустели и другие торговые центры. Вся: местность, прилегающая, к полосе отчуждения и к русской границе, вымерла. Одновременно правительство, озабочиваясь пополнением военных запасов, секретным циркуляром запретило вывоз из Китая всех видов пищевых продуктов, в том числе и бобов.
Крупные события ожидаются в самом ближайшем будущем.

Массовое переселение в Америку.

К приставу 1-го стана, живущему в слободе Покровской, Самарской губ., из одной Тонкошуровской волости, по словам «С.В.», поступило свыше 200 заявлений о желании выехать в Америку.

Духовенство против евангельского текста.

Для церкви сл. Рудня, Камышинскаго узда, Саратовской губ., уполномоченный Баранников заказал колокола и велел на большом колоколе сделать надписи: «Связывают бремена тяжелыя и неудобоносимыя и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их»... «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящим войти не допускаете»... «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь; за то получите тем большее осуждение; горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри оне полны хищения и неправды»...
Священник О.М.Атаевский заехал в Саратов, посмотрел колокол с надписями из Евангелия и «возмутился», а по приезде в Рудню собрал попечителей церкви, заявив им, что он колокола с такими надписями не допустить в Рудню. Как сообщает «С. В.», был собран сход. Позвали А. Баранникова, и диакон от лица о. Атаевскаго (так как его самого на сходе не было), спросил, — зачем он позволил сделать на колоколе такие надписи? Баранников заявил, что если о. диакон признает Евангелие, то волноваться незачем—надписи взяты из Евангелия. Общество пожелало увериться. Принесли Евангелие, и Баранников, открыв 23-ю. главу от Матфея, прочитал вышепомещенные надписи.

БЕРДЯНСК.

„Девятка”.

Прекратившаяся одно время в местных клубах игра в „девятку“ снова вошла в жизнь. Удивительно, что старшины, бывшие когда-то ярыми противниками азартных игр, в настоящее время не обращают на это никакого внимания и некоторые из них даже сами принимаюсь участие в игре. К городскому голове А.В.Анопову уже обращались с просьбой прекратить игру, но до сего времени им ничего в этом направлении не сделано. В городе только в одном Коммерческом клубе азартные игры ни в коем случае не разрешаются.