28 (15) марта 1913 года

Вечерние  Известия

Посетители кинематографов и их вкусы.

Кинематографы так развились у нас, что идею заняться анкетным изучением посещающей их публики нельзя не признать своевременной. В Томске содержателем одного кинематографа роздано было 5,000 анкетных листов, на которые, как сообщает «Т. В.», получено 1,268 серьезных ответов, причем мужчин ответило 930 и женщин—338.Из них—учащихся—702, неопределен. профес.—440, чиновник.—23, свободн. художн, -18, учащих—13, коммерс.— 8, врачей-12, инженеров--7, конторщиков— 34 и чернорабочих — 11.
Ответы на вопросы переданы томской газетой в форме довольно нелепой («ответов (?) более всего получали»), но можно думать, что опрашиваемые так высказались о подносимом им материале:
Драмы; 1,194 голоса, видовые - 1,101 г. комические 878 и феерии -62.
Драмы длинные -745, короткие—449; современный—1,082, исторические—328.
Содержание драм: уголовное—1,219 г. лирическ.—1,031, цирков, жизни—821 и т. д. Комические комедии 429, длинные— 254, короткие—175. Комические сцены 1,218 гол.; фарсы -187.
Видовые картины: виды природы 1,257, научи. - 1,006, добывание и фабр. продуктов 1,133 и зоолог.997. Спортивн.— 929 голосов.
Любимые артисты и артистки: Аста Нильсен—1,219, Кири Мая 1,108, Наперковская 98, Бертини 829 и Каранта—827.
Максь Линдер 1,212, Гариссои 1,172, Боба 920, Прэнс—846, Глупышкин - 703, Заккони 983, Динзен 836, Рудольфи 627, Р. Аделгейм 168.

Сын Оскара Уайльда—странствующей цирковой актер.

На-днях в Будапешт прибыла русская труппа странствующих цирковых актеров, среди которых находился Оскар Фоини, молодой человек 30 лет, атлетического сложения с черными густыми волосами. Это и был сын знаменитого английского поэта О. Уайльда. Мать Фоини—танцовщица Камилла Фоини живет теперь в Америке.
Поэт познакомился с нею, когда она выступала на подмостках Лондонских варьетэ и уговорил ее уехать в Париж, где се нею и прожил непродолжительное время. По возвращении в Лондон Уайльд получил от адвоката Золя (родственника Эмиля Золя) сообщение, что Фоини скоро станет матерью и что она, под угрозой скандала, требует от Уайльда 7,500 руб. Друг поэта, Доглас уплатил танцовщице требуемую сумму.
По выходе из тюрьмы О. Уайльд снова встретил танцовщицу Камиллу и увез ее в Америку. Там маленький Оскар поступил в цирковую школу Буффало и с тех пор он кочует по международным сценам цирков и музик-холлей.

Голос Москвы

ПЕТЕРБУРГЪ

Шаляпин и его земляки.

Шаляпин родился в дер. Вожгалах, вятской губернии. Оттуда же родом вятский депутат крестьянин Калинин. В качестве односельчанина Калинин отправился к знаменитому артисту поговорить с ним о нуждах родной деревни и попросить помощи. Сейчас село Вожгалы нуждается в народном доме и библиотеке.
Шаляпин чрезвычайно сочувственно отнесся к просьбе депутата помочь соорудить народный дом и библиотеку и обещал в будущем сезоне устроить концерт специально для этой цели.

Жертва дамской шпильки.

Сегодня вагоне трамвая с известным художником Владимировым произошел ужасный случай: шляпной булавкой проезжавшей дамы у художника выколот глаз. Пострадавший отправлен в больницу.

Происшествiя.

СМЕРТЬ от алкоголя.

На-днях в с. Новониколаевке, Мариуполского уезда, скоропостижно скончался местный житель Л.Тимофеев. По заключению врача смерть Тимофеева последовала от неумеренного уоптребеления спиртных напитков.

КРАЖА.

В ночь на 10 марта на Бирже, в д. Красноаниной, из бакалейной лавки Я.Златковского украдено товара на 13 р. 20 к. Воры проникли в лавку взломав одно из окон. Я.Златаковский, услышав стук в лавке, вошле в нее и увидел возле стойки в лавке некоего Маловичка, который, имея в руках гирю, намеревался ударить ею Златковского; последний поспешил скрыться в свою квартиру.
Маловичка-же, совершив кражу, скрылся из лавки.
Розыск Маловички производится. Дознание передано судебному следователю.

„УГОСТИЛИСЬ“.

ХЕРСОН. Служитель аптеки на окраине города, соблазнившись видом и запахом содержимого одной бутыли, пригласил пятерых товарищей. Все изрядно угостились этим напитком, оказавшимся грушевой эссенцией тройной концентрации. Все тотчас-же заболели. Один из них, Головенчук вскоре скончался.

ЗАБАСТОВКА.

НИКОЛАЕВ. Забастовали 4000 рабочих французского судостроительного завода, требуя увольнения пристава завода, который избил мастерового

НИКОЛАЕВ. Задержаны в Волочиске юноши Кучеренко и Лельман, захватившие у своих хозяев 1000 руб. Юноши намеревались скрыться заграницу.

НАЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

Кн. Меликова посетила наместника Е. И. В. на Кавказе и по старинному обычаю обвела большой свечой три раза вокруг его головы. Затем она отправилась в древний Анчисхатский собор и перед образом Спасителя поместила эту свечу.

В Курляндской губ. профессор рижского политехн. института К.Купфер с доцентом Мейером посетили исторический остров Морицгольм на Усмайтенском озере и нашли там опрокинутые ветром исполинские деревья: клен 5 ½ футов в окружности, сосну в 133 фута длиною и 8 футов в окружности, сосну в 126 фут. длиною. На острове несколько таких исполинских деревьев.

Вблизи д. Каменки (Славянск. уезда) найдена убитой кр. д. Николаевки Пузанова. Установлено, что Пузанова была убита своим мужем, который в убийстве сознался и заявил, что убил жену за то, что та была, больна венерической болезнью и заразила его.

В Минске сыскная полиция изловила шайку малолетних воров, старшему из которых 15 л., остальные—в возрасте от 12 до 14 лет.

В Барнаульском уезде у священника с. Ильинского, Нижне-Чулымской волости о. Иоанна Антипова, в печи разорвалось начиненное порохом в количестве ½ ф. полено. Полено было подложено недовольными крестьянами.

«Поддельный» Толстой.

Одна из московских кинематографических фирм, как известно, инсценировала «Уход Л.Н.Толстого».
Лента был продана за 40 тыс. руб.
Лента демонстрировалась за границей. Сценарий написан видным литератором, числившимся «толстовцем».
В сценарий вставлены такие сцены, как, например, Л.Толстой пашет...
Грим Толстого делался скульптором и, действительно, дает полую иллюзию.
На рисунках, заимствованных из этой «сенсационной» кинематографической ленты, изображен поддельный Толстой, в его знаменитой блузе, с его крупными характерными чертами лица, с «толстовским» носом...
Здесь же графиня С.А.Толстая. Ее «энергия» даже чересчур подчеркнута. Выведен и Чертков.
Сцена ссоры между ним и графиней и вызвала скандал во время демонстрации в одном из парижских кинематографов.
Если бы некоторые сцены были «сглажены», то лента могла бы смело быть разрешена для демонстрации в России.
Лучше показывать на экране отрывки из биографии великих писателей, чем Глупышкина и его тещу.

Одна из сцен – «Размолвка супругов».

НА МОСКВЕ-РЕКЕ.

Вчера с утра на всех мостах и пожарных каланчах были вывешены сигнальные белые флаги, извещающие о возможности наводнения.
Прибрежные обитатели стали готовиться к встрече воды.
Перед воротами устраивались «оборонительные» сооружения.
Строили насыпи из навоза, досок, глины.
В некоторых домах, выходящих на набережные, закладывали кирпичами парадные двери.
Наиболее трусливые даже стали выбираться из подвалов и нижних этажей.
За вчерашний день Москва-река поднялась только на 11 вершков.
Из Рузы и Можайска вчера сообщили, что там вода даже нисколько пошла на убыль.
Более тревожный известия получены из Звенигорода.
Там будто бы воды прибавилось на 8 вершков.
Но сказать положительно, что опасность миновала, пока нельзя, несмотря на успокоительные известия с верховьев.
Снега еще осталось достаточно. Затем большое значение для паводка имеет почвенные воды.
Возможно, что благодаря вчерашнему теплому дню вода опять пойдет сильно на прибыль.
Вчера, в 6 час. вечера, у Бабьегородской плотины воды было 3 саж. 6 вершков.
Для того, чтобы река вышла из берегов, необходима еще прибыль воды на 2 арш. 10 вершков.
Пока Москва-река выступила вчера только в низменных местах Дорогомилова. Там, около Проточного переулка, пришлось даже выбираться из подвалов и нижних этажей.

У ДОРОГОМИЛОВСКОГО МОСТА.

Дорогомилово, Бережки, Хамовники — самые низменные места.
Берега здесь - «естественные», свободные от гранита.
Медленно, по упорно прибывает вода. Немного осталось до краев.
На перилах моста бьется, раздуваемый ветром, белый флаг.
Над пролетами висят фонари. Их зажгут ночью и поднимут в случае тревоги. Белый флаг и на каланче Хамовнической части.
Наученные жутким опытом 1908 г., прибрежные жители, обыватели дорогомиловских подвалов, кое-где стали выселяться.

У КРЫМСКОГО МОСТА.

Здесь каждую весну свое «наводнение».
Огромные крымские огороды покрыты вешней водой, и тут—ни пройти, ни проехать.
Красиво белеют в реке угловые башенки каменной ограды сада Голицынской больницы.
Близко подошла вода к Титовскому переулку, к Андреевской богадельне, к дрожжевому заводу Афремова.
На переправу в лодках смельчаков не находится.

У Б. КАМЕННОГО МОСТА.

До уровня Софийской и Дворцовой набережных осталось меньше «двух камней», т.-е. около аршина.
Старый мост вздрагивает под напором воды. Городовые просят публику не налегать на перила.

У МОСКВОРЕЦКОГО МОСТА.

Очень много публики по обеим сторонам моста.
Местные торговцы живой рыбой вытаскивают на берег свои огромные плетенные корзины-садки.
На другом берегу из кладовых Софийского подворья владельцы крупных фирм вывозят свои товары - мануфактуру, бакалею, кожу, которые боятся воды так же, как и огня.

У УСТЬИНСКОГО МОСТА.

Белая громада Воспитательного дома, кажется, вот-вот, упадет в реку.
Близко подошла вода к набережной.

НА КАНАВЕ.

Обычная в половодье картина.
И у М. Каменного, и у Чугунного мостов, и у городской прачечной — заторы льда, занесенного из Москвы-реки.

У КРАСНОХОЛМСКОГО МОСТА.

На Краснохолмской набережной ожидают разлива. Отлогий земляной берег почти скрылся под водой.
На Краснохолмском мосту прохожие останавливаются посмотреть на разбитую баржу Феоктистова. Порожнюю баржу оторвало от Устьинского моста и течением пригнало к Краснохолмскому мосту. Здесь баржа налетела на средний устой. При столкновении раздался страшный треск, и баржа, расщепленная на две части, погрузилась в воду по обеим сторонам устоя. Удар столкновения был так силен, что в устое вывернуло 3 камня и нисколько камней треснуло.
Под Краснохолмским мостом промчались две баржи, оторвавшиеся от Дорогомиловского моста, но дело обошлось без столкновения.
Ожидают разлива в Симоновской слободке, против стеклянного завода. Прибрежные жители по ночам от себя устраивают поочередно караулы, чтобы на случай наводнения разбудить соседей.
Воду караулят полиция и на всех спасательных станциях. По берегу везде размещены большие желтые плакаты, на которых от городской управы прибрежным жителям столицы объявляется, откуда требовать помощи на случай наводнения, где можно найти лодки и т. д.
Многие баржи, стоящие на канатах около мостов, сильно затоплены водою. Идет почти беспрерывная откачка. Местами сильно затоплены купальни.

РЕКА СЕТУНЬ.

В Москве получены сведения, что разлив реки Сетуни принес не мало бед. Затоплена на берегу мой реки, близ деревни Каменная Плотина, красильно-отделочная фабрика Ю.И.Кашерер. Вода затопила котельное, паровое, столярное отделения и сушилку. Кроме того, вода залила промывное отделение. Под водой скрыты машины и товар. Владелец фабрики вследствие наводнения должен приостановить действие фабрики на 6 недель, пока все будет просушено и приведено в надлежащий вид. Убыток от половодья будет более 10.000 руб. Местные жители обвиняют в разливе городскую управу, которая ставила на Рублевском шоссе через реку Сетунь временный мост, а затем, разобрав его, оставила сваи. Около них скопился в большом количестве лед и устроил преграду для хода воды. От этой же, как говорят, небрежности оказались залитыми поля крестьян. У крестьян смыто половодьем 1,000 возов навоза. Мужики считают убыток в 2.000 рублей.

Разлив Москвы-реки у Проточного переулка.
(Фот. «Ранн. Утра»).

КРУПИНКИ.

Перед дворцом, на Босфоре, в котором содержится Абдул Гамид, появился военный турецкий крейсер, на котором играли приветственный марш экс-султану. Командир и офицеры привлечены к суду.

Умер известный французский скульптор Леон Фагель, автор многих прекрасных памятников.

Принц Бонапарт, которого прочат на албанский престол, отбыл в Албанию в качестве председателя географического общества.

Русские шатуны.

ХАРБИН, 14(27),III, Из Токио телеграфируют:
Некто Каретников, русский, совершавший путешествие пешком от Москвы к Харбину и предпринявший кругосветное путешествии, во время переезда в Австралию на японском пароходе «Наккомару» в ссоре убил русского эмигранта.
Каретников был доставлен обратно в Японию, где его судили. Ему угрожала двадцатилетняя каторга.
Суд приговорил, однако, его к двухлетнему заключению в тюрьме, применив закон об условном осуждении и отсрочив, на основании этого закона, исполнение приговора на три года.
Каретников освобожден, после чего возобновил свое кругосветное путешествие.

Юго-Западный Край

Международная выставка в Бреславле.

В мае месяце текущего года в Бреславле открывается международная выставка в память освободительной войны 1813—1815 годов.
В выставке примут участие: Германия, Россия, Швеция и Австрия— именно те державы, войска которых участвовали в войне с Наполеоном после изгнания его из России.
Все здания выставки в количестве 30 уже готовы и сооружены по всем новейшим требованиям строительного искусства. Центральное выставочное здание отличается грандиозностью. Один купол этого здания имеет в диаметре более 30 саженей.

ГЕНИЧЕСК. Хулиганствующая молодежь.

Послал Бог приятное развлечете генической молодежи—битье электрических фонарей... В течение, кажется, одной ночи разбито несколько фонарей, и, к сожалению, эти хулиганские выходки трудно искоренимы, потому что виновники их всегда остаются необнаруженными.