16 (03) апреля 1913 года

ХРОНИКА

В театре „Лотос“ в настоящее время демонстрируется картина: „Путешествие капитана Скотта к Южному полюсу“. Нам давно не приходилось видеть столь прекрасной и полной захватывающего интереса картины. Жизнь природы, научные опыты, полярные картины, быт отважных путешественников—все это проходить перед зрителями в живых образах. Снимки выполнены с удивительным искусством и нам, например, не приходилось видеть картины такой близости к жизни, как, напр., северные животные (тюлени, пингвины) или замечательная картина, изображающая капитана Скотта и его 3-х спутников, укладывающихся на ночевку в походной палатке. Почаще бы демонстрировал театр такие картины, вместо разных раздирательных сильно-трагических драм, оскорбляющих мало-мальски взыскательный вкус.

Московские Ведомости

К. Д. Бальмонт. Полное собрание стихов.

Том девятый. Птицы в воздухе. Издание второе. 153 стр. Книгоиздательство „Скорпион” Москва. 1912. Цена 1 р. 50 к.

Бальмонт перепевает себя; это принуждены были заявить даже его однокашники (напр., В.Брюсов). Но могло ли быть иначе при том условии, что весь мир преломляется у него сквозь эротическую призму. Цветы и травы раз навсегда ассоциированы у него с обношенным телом; стихии исключительно заняты помощью флирту; птицы и звери— поучительный пример для человека в этой же области...
Это уже не декаданс, a помешательство, которое особенно ясно сказывается в кощунственном извращении религиозных представлений:
        Я быстро забвенно тебя целовал.
        И красочно пела, в мечтаньи звеня,
        Цветочная длинная чаша-бокал,
        В причастии Солнца, Любви и Огня.
(„Цветок липловатый“.)
В девятом томе сколько угодно та ких примеров. Характерная особенность стихов Бальмонта—их необыкновенная музыкальность и... бессмысленность. Ему, например, ничего не стоит сказать: „Сказки рыбок морских так безгласно-напевны”.
Простого, понятного, русского языка Бальмонт боится, и совершенно резонно, ибо, как только бы он заговорил просто, сейчас же обнаружилось бы его убожество. Другое дело—какое-нибудь «кветцалькоатль», пусть-ка читатель поломает голову.

И.Л.

По сообщениям из Константинополя, между воюющими сторонами заключено перемирие на десять дней.
        Сербское правительство отказалось продолжать бомбардировку Скутари и осаду этого города.
        В болгарское народное собрание внесен запрос об участии сербских войск во взятии Адрианополя.
        Представители великих держав вручила сербскому правительству ответную ноту на ноту союзников.
        По делу об убийстве Палича в Дьякове консулы заявляют, что первоначальное расследование Черногорцами вполне соответствует расследованиям смешанной комиссии.
        Германское посольство обратилось во французское министерство иностранных дел за разъяснением относительно анти-германских манифестаций.
        Итальянцы в Киренаике заняли оазисы Глокэльзогир и Глокэлькебир, потеряв 45 человек ранеными. У бедуинов 50 человек убитых, 50 взято в плен.
        В Ницце погиб авиатор Годар, упавший с гидроаэропланом в море. В Чала, близ Сант-Яго, разбился на смерть авиатор Луис Асеведо.
        В Бельгии началась частичная забастовка.
        На границе Силингальского сейма и Халхи Монголами разбит китайский отряд, захвачено пять пулеметов, обоз, ружья, патроны, убито до четырехсот человек.
        В Японии учреждено общество, поощряющее эмиграцию на Сахалин и эксплоатацию богатств Сахалина.
        В С.-А. Соединенных Штатах началось движение против богатых людей. Возможна отмена законов о наследовании.

В заседании Государственного Совета, продолжавшемся полчаса, приняты без всяких возражений остальные статьи законопроекта об ответственности должностных лиц в редакции комиссии законодательных предложений. Законопроект передан в Г. Думу. Принято также 14 мелких законопроектов.
        Северным ветром лед с Ладожского озера подогнан к Шлиссельбургу. Ожидается сплошной ледоход.
        В Севастополе свирепствовал ураган.

ШАНТАЖ.

КЕРЧЬ. Директор московской „Летучей мыши” телеграфирует, что гастролирующая в Керчи и Крыму труппа с однородным именем шантажирует обывателей от имени московской „Летучей мыши“ и ничего общего с последней не имеет.

Модный спорт.

В Париже в последнее время входит в моду «ползанье на четвереньках», и все светские дамы с увлечением придаются этому роду гимнастики. Уверяют, что оно чрезвычайно способствует красоте фигуры. Первоначальная идея «ползанья» принадлежит одному из врачей лондонского госпиталя, предписавшего его пациентам страдающим слабостью спинного хребта. В этом отношении удалось достигнуть поразительных результатов.

Ползанье полезно также и для пищеварения и многие специалисты приписывают большинство желудочных болезней тому, что человечество ходит на двух ногах.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ПАНЦИРЬ ДЛЯ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЕЙ.

Известный воздухоплаватель граф Де ла-Во изобрел предохранительный панцирь, предотвращающий ушибы при падении с аэростата. Заключается он в матрацах с ватой, которые надеваются поверх костюма.

Мусоргский - в роли тапера.

Эту почти никому неизвестную страничку из своей жизни сообщил сам Мусоргский покойному Ю.К.Арнольду.
Было это в конце 70-х годов; Мусоргский тогда жил на одной из Подъяческих улиц.
В одно прекрасное зимнее утро к нему в комнату входит старушка.
        — Ты, батенька, будешь музыкантщик, — обращается она к Мусоргскому?
        — А что тебе от меня нужно, бабуся?
        — Я все ночи исходила за музыкантщиком, и вот твой старший дворник Митрич меня к тебе направил. Видишь-ли, голубь мой, сегодня у нас вечер и нужно музыкантщика для танцев. Хорошо тебе заплатят.
        — А кто же это твои господа?
        — Купец N с Сенной.
Мусоргский был в ударе и обещался придти к восьми часам. В назначенный час Мусоргский во фраке и белых перчатках быль у купца.
Сторговались за 5 рублей, чтобы «играть все».
Хозяйской дочери, молодой еще девушке, игра тапера и он сам понравились, и она раз говорилась.
Купеческая дочка, очень красивая девушка была приятно поражена, узнав, что тапер говорит по-французски.
Весь вечер она не отходила от Мусоргского.
По окончании вечера, купец в награду набавил таперу два целковых и просил его приходить «чайку попить».
Мусоргский стал бывать в доме купца и не на шутку увлекся его дочкой, которая отвечала ему взаимностью.
Так прошел год.
Ухаживанье музыкантщика купцу не понравилось, и его просто «по-купечески» просили больше не приходить, a девицу отправили к тетке, а через год ее выдали замуж.
Разлука с любимой девушкой и ее замужество сильно подействовали на Мусоргского, который вплоть до своей смерти не забывал счастливых минуть своего «глубокого увлеченья».

А.И.

МОДНЫЙ СПОРТ.

Самым модным развлечением американских светских дам, принадлежащих к высшему кругу „десяти тысяч“, является лазание по веревочным лестницам, мачтам и другим специальным приборам. Само собой, что новшество уже повело к учреждению специального клуба, во главе которого стоит миллионерша мисс Алиса Шеппарб. Это увлечение новой модой объясняется утверждением некоторых врачей, что лазание является лучшим средством к тому, чтобы... стать красивой.

«КРЫСНИКИ».

Каких только диких спортов нее существует на свете.
Прыганье в мешках, беганье на четвереньках, еда на приз, съедание живых существ, ловля мух ртом, проглатывание устриц на приз и тому подобные нелепости—плод скудоумия и безделия.
Но, пожалуй, «крысничество» - совершенно новый спорт - побил все рекорды оригинальности.
Состязания «крысников» начались в Дуэ, во Франции, и быстро распространились по всему государству, как «веселый, занимательный и здоровый, а главное оригинальный спорт». Этот спорт заключается в том, что участник «состязания» запирается в проволочную клетку с несколькими десятками крыс, которых он должен ловить исключительно с помощью рта, вернее, - зубов.
На нашем рисунке изображен подобный изумительный спортсмен, «победитель» на последнем состязании французских «крысников», с крысой в зубах... Задача «крысника»-состязателя заключается в том, что он убивает крыс, стараясь поймать зубами за голову. Количество зрителей – почему-то особенно женщин – всегда огромно.
Состязующиеся «крысники» обыкновенно обнажены до пояса и им не разрешается помогать в деле борьбы с крысами руками.
Однако, власти обратили уже свое внимание на антигигиеничность и некультурность и против известных, так сказать, уже «прославившихся» своими рекордами крысников возбуждается даже преследование.
Это, однако, не мешает любителям плодиться во Франции.
К.

«Вестницы» белого цветка.

Вчера секция по борьбе с туберкулезом выпустила на улицы Москвы оригинальных «вестниц» грядущего дня «белой ромашки».
На улицах маленькие девочки, с белыми перевязями через плечо, раздавали летучки секции с отчетом о том, на что были истрачены средства, собранный в прошлом году, в «день белого цветка».
На деньги, которые были пожертвованы москвичами, было отпущено бесплатно туберкулезным больным: 8,792 обеда.
20,068 бутылки молока.
При лечении туберкулеза ведь так существенно важно интенсивное питание.
В лечебницах секций за год было зарегистрировано 15,731 посещение. Было выдано 16,763 рецепта. Наложены 422 гипсовые повязки по костному туберкулезу.
В колонии содержались туберкулезные дети.
Нельзя не отметить, что такая широкая отчетность перед всей Москвой производить на публику самое лучшее впечатление.

Борьба с миллиардерами.

НЬЮ-ЙОРК,2(15), IV. Вице-президент Маршал в произнесенной речи заявил, что образ действий владельцев колоссальных состояния вызывает тревогу в С. Штатах.
Маршал указал на возможность отмены закона о наследовании. Исполинские имущества будут переходить в собственность государства, если их владельцы не изменят своего поведения по отношению к правительству и обществу. (СПА).

В Россiи.

Подвиги суфражисток.

ЛОНДОН, 2(15). IV. Суфражисткам приписывают два новых выступления - поджог дачи члена правительства Дюкро и покушение на взрыв английского бака в Сити. Взрыв не удался, так как полиция нашла бомбу прежде чем часовой механизм ее пришел в действие. Бомба была начинена количеством пороха, совершенно достаточным, чтобы разрушить стены и причинить смерть десяткам прохожих. Сегодня суфражистки перерезали все телефонные и телеграфные провода главной линии западной дорог и приостановили движение на несколько часов.

Инцидент в Нанси.

Французская версия.

ПАРИЖ. 2(15), IV. Германское посольство обратилось за разъяснением относительно анти-германских манифестаций, происшедших в Нанси.
Инцидент, по-видимому, преувеличен. Трое германских подданных, не офицеров, с двумя дамами присутствовали на представлении в клубе, где по их адресу раздалось несколько шуток и свистков. Инцидент возобновился в соседней пивной, куда за ними последовало пять или шесть студентов. Вплоть до вокзала за ними следовало около 50-ти любопытных. На вокзал же проникли всего 12 манифестантов, продолжавших шутки до отхода поезда.
По-видимому инцидент вызван несколькими молодыми людьми, не понимавшим дурного тона своего поведения. (СПА)

ЯЛТА. Концерт В.И.Ребикова.

Гостящий в настоящее время в Ялте известный композитор В. И. Ребиков намерен устроить в Ялте на пасхальной неделе в зале общественного собрания музыкально-вокальный концерт. Вечер будет состоять исключительно из произведений автора. Композитор исполнить свои новые произведения, написанные им в Ялте, и, между прочим, вальс „Ялта“ из недавно оконченной оперы-драмы „Месяц в Крыму“.

МЕЛИТОПОЛЬ.

Маленькая Вяльцева“ или „восходящая звезда“—это титулы юной исполнительницы русских и цыганских романсов Берты Ротенберг, подвизающейся на подмостках электро-театра „Вулкан“, титулы, которые она носить с полным правом и заслужена. В бенефис ее, 28 марта, еще девочка, Ротенберг, показала, что ей карьеру следовало-бы начинать и не так рано и не в таких условиях. Нужны еще школа и образование, тогда, может, будет время, что Берту Ротенберг будут называть не повторением и не копией Вяльцевой, а ее собственным именем—Бертой Ротенберг.
Об этом ее родителям и следовало бы позаботиться.
Не следует губить талант, если он есть.