19 (06) апреля 1913 года

Голос Москвы

Покушение на испанского короля.

Покушавшийся на убийство короля Рафаэль Санчез Аллегре—анархист, хорошо известный как испанской, так и французской полиции.
Рано утром 1-го апреля преступник был допрошен следователем, которому заявил, что 29-го марта написал своим близким в Барселону, прося у них денег. Не получая ответа и желая положить конец своим страданиям, он решил убить короля, в надежде что будет тут же казнен. По его словам, он хорошо знает всех испанских анархистов, так как нередко помещал статьи в газетах партии. В субботу он потратил часть дня на приобретение револьвера, после чего пошел в народный дом, где пробыл до 2 часов ночи. Затем лег спать, встал рано, позавтракал чашкой черного кофе и отправился в Калле де Алькале, где произвел покушение на короля.
Полиция конфисковала у Санчеза письмо к его жене, в котором сказано следующее:
        «Дорогая Генрикетта!
Пишу тебе в последний раз. Ты нравственно виновна в моем поступке, ибо если бы ты послала мне то, о чем я просил, я не произвел бы покушения, за которое меня расстреляют. Ты останешься навсегда женой цареубийцы. Когда получишь это письмо, дело будет уже сделано».

Выдача военных тайн.

БЕРЛИН. При обсуждении сметы военного ведомства социал-демократ Либкнехт критиковал систему раздачи поставок на армию и, между прочим, сообщил, что фирма Круппа до недавнего времени имела в Берлине особых агентов для подкупа чинов военного и морского ведомств с целью получения интересующих фирму документов. По словам Либкнехта, фирма Круппа тратит большие суммы на то, чтобы склонять высших и средних чинов военного ведомства к выдаче военных тайн. Либкнехт в свое время сообщил об этом военному министру, который исполнил свой долг и велел произвести расследование, коснувшееся и некоторых высокопоставленных лиц. Расследование подтвердило его, Либкнехта, утверждение. Военный министр, отвечая на речь Либкнехта, в общем подтвердил его сообщение.

В европейском трамвае.

Европа-кондуктор: Наденьте наконечник на вашу булавку... Публика протестует.

РЕДКОЕ ДОЛОГОЛЕТИЕ.

В пос. Лебяжьем, Павлоградского y., недавно умер старик, 122 лет отроду. Покойный только еще 2 года как ослеп, а пока не ослеп —продолжал свою работу по хозяйству. Так, лет пять тому назад он еще пахал (118 л.!) Покойный в Сибирь выехал, по словам „Р. У.“ уже 100-летним стариком. Родом он из Смоленской губ. и хорошо помнил Отечественную войну и любил рассказывать о ней. В деревне он слыл, кроме того, за хорошего лекаря лечил травами. Сам он, как говорят, ни разу в жизни не болел, вел трезвую жизнь и табак не курил; ел умеренно и спал очень мало.

МОДНЫЙ СПОРТ.

Самым модным развлечением американских светских дам, принадлежащих к высшему кругу „десяти тысяч“, является лазание по веревочным лестницам, мачтам и другим специальным приборам. Само собой, что новшество уже повело к учреждению специального клуба, во главе которого стоит миллионерша мисс Алиса Шеппарб. Это увлечение новой модой объясняется утверждением некоторых врачей, что лазание является лучшим средством к тому, чтобы... стать красивой.

ДАРКУР О ГЕРМАНСКИХ И РУССКИХ АВИАТОРАХ.

БЕРЛИН. Французский авиатор Даркур, совершивший перелет Париж - Берлин, говорит, что германские аппараты в большинстве случаев являются воспроизведением иностранных типов. Германские авиаторы методичны, но слишком осторожны. Лучшими авиаторами надо считать Французов и Русских, В славянском темпераменте есть энергия, выносливость, смелость и быстрота соображения, позволяющие совершать самые опасные воздушные опыты.
Следующий большой полет, в котором будет принимать участие Даркур, - Париж – Варшава.

ВЫХОДКА СУФРАЖИСТОК.

, ЛОНДОН. Две суфражистки устроили оригинальную демонстрацию: Поднявшись на памятник в Сити на несколько сот футов над землею и заперев дверь платформы, они в течение получаса махали флагами и бросали в толпу брошюрки. Понадобился отряд из 40 полицейских, чтобы оградить их от народа, пытавшегося, когда их увозили, бросить их в Темзу.

ВЫСТРЕЛ В РУМЫНСКОЙ ПАЛАТЕ ДЕПУТАТОВ.

БУХАРЕСТ. По открытии заседания палаты депутатов, неизвестны й произвел с галереи выстрел из револьвера, воскликнув: «Нужно, точбы голос Македонца был наконец услышан!» На мгновене в зале возникло волнение, затем президент , подобно президенту французской палаты Дюпюи, заявил: «Заседание продолжается!» (Продолжительные аплодисменты).
При неизвестном найдено прошение. Оно передано судебным властям.

ПО РОССИИ.

КИЕВ. В переполненном публикой зале музея Цесаревича Алексея состоялась лекция известного галицко-русского общественного деятеле я и писателя Глушкевича о современном положении русского народа в Австро-Венгрии. Лектор нарисовал подробную картину неимоверных преследования и гонений в Галиции Русских, в свое время проявивших к австрийскому правительству полную лояльность и безграничную приверженность.

Военные действия у Чаталджи и Булаира прекращены до 10 апреля.
        В Лондоне возвратился принц Уэльский.
        В Эрзинджане, согласно официальному сообщению турецкого правительства, произошел взрыв в доме армянина. При обысках у армян найдены оружие и бомбы. В городе брожение; в Битлисе и Ханджине волнение.
        Итальянский посол сделал, якобы, шаги перед Портой, направленные против вступления в Валону турецких войск Джавида-паши.
        На северо-западной границе Индии усилены гарнизоны вследствие опасения всеобщего восстания в этой области.
        6 апреля в Австро-Венгрии празднуется двухсотлетию провозглашения прагматической санкции. Чешский национальный совет заявил, что прагматическая санкция была признана в чешских землях лишь в 1720 году, так что в Чехии празднование должно происходить через 7 лет и указываете на тяжкие нарушения прав чешской короны.
        В румынской палате депутатов македонец произвел с галереи выстрел из револьвера. Президент воскликнул: «заседании продолжается».
        В Токио японо-русское общество чествовало банкетом русских железнодорожных делегатов.
        Закон о лишении прав иностранцев владеть землей в Калифорнии вызвал негодование в Японии. На митингах и собраниях поднимается вопрос о необходимости послать флот против С.-А. С. Штатов.
        В Бельгии забастовка распространилась и на газеты.
        В Эйзенахе при кладке фундамента найдены исполинские кости допотопного животного.
        В германском рейхстаге социалист Либкнехт обвинял фирму Круппа в подкупе чиновников для получения поставок и в печатании во французских газетх оскорбительных для Германии статей для усиления сбыта оружия, чтобы вызвать усиление вооружений.
        Bенские газеты печатают отчет о деле вдовы Чифер, требовавшей уплаты вознаграждения за посредничество в военном министерстве при покупке оружия и патронов для одного балканского государства.

В заседании Г. Совета закончен рассмотрением законопроект о городском самоуправлении в Царстве Польском, принятый почти полностью в редакции особой комиссии.
        В Киеве оправданы окружным судом 8 лиц, обвинявшихся в ростовщичестве и снабжавших кадет и юнкеров деньгами и вещами.
        В Николаеве забастовали 1,000 рабочих в годовщину ленских событий.
        В Киеве в годовщину ленских событий забастовали 3,000 рабочих.
        В Киеве в магазин ворвались двое грабителей и ранили 5 человек. При преследовании один грабитель застрелился, другой задержан.

Особая пирамида.

Житель г. Бендер, Борух Дордиков, изобрел особую пирамиду для ружей и шашек и чрез бендерскую уездную администрацию ходатайствует о разрешении преподнести эту пирамиду Наследнику Цесаревичу. Начальник губернии предложил бендерскому уездному исправнику г. Хлобощину объявить Дордикову, что изобретенная им пирамида должна быть представлена ему для отсылки начальнику царскосельского дворцового управления. На-днях пирамида, вновь отделываемая и окрашиваемая Дордиком, прибудет в Кишинев.

Кинематограф или театр?

Вчера в Политехническом музее был продолжен диспут о кризисе театра.
На этот раз спор был посвящен теме: «Кто победит – театр или кинематограф?»
В.Г.Сахновский ознакомил аудиторию со взглядами Л.Андреева на кинематограф.
Автор-драматург считает будущее за электрическим театром. Явится новый Шекспир от кинемо и преобразит театр на экране.
На лекции был продемонстрирован ряд сцен и картин на экране на ряду с драматическими сценами...
В прениях, выяснявших, чего не может передать кинематограф и что составляет неотъемлемую область театра, участвовали Н.Я.Абрамович, г. Струве, С.Глаголь.
Ф.Ф.Комиссаржевский в резюме заключил, что театр только выиграет, когда кинематограф захватит улицу, вберет все вульгарное.
Творческое художественное начало останется навеки за театром, как истинным представителем искусства.

Редкое долголетие.

(Письмо из Лодзи).

В м. Щадске, Калишской губ., проживает в собственном доме, где она впервые увидела свет, 105-летняя Poзa Галевская. Несмотря на свой преклонный возраст, старушка эта чувствует себя превосходно, сама ведет свое несложное хозяйство и свободно читает при помощи очков. Детей у Галевской 24 (самой старшей дочери уже 86 лет), а внуков и правнуков 114.

НАЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В Луганске, в камере городского судьи слушались два любопытных в бытовом отношении дела. Скамью подсудимых занимали городская управа и волостное правление, которые привлекались полицией к ответственности за нарушение санитарного благоустройства города. Городской судья приговорил оба учреждения к 15 р. штрафа каждое.

В винницких синагогах объявлено о полученном от американского раввината извещении о смерти в Америке Сруля Буртмана, много лет назад эмигрировавшая из Винницы в Америку крайним бедняком и сделавшегося там миллионером. Он оставил большие капиталы на благотворительные цели, а также миллион долларов своим бедным родственникам в Виннице.

„КРАСНОЕ ЯИЧКО“.

Успех продажи «красных яичек» в пользу детских трудовых артелей и детских ночлежных домов превзошел все ожидания устроителей дня «красного яичка».
С 10 час. утра в центральный комитет «красного яичка», в генерал-губернаторский дом, стали поступать заполненные кружки.
Наличного запаса металлических яичек не хватило. В продажу пустили деревянные яйца, закупленные в кустарном складе и в игрушечных магазинах.
К вечеру пришлось продавать вместо яичек даже мячики...
Из 2 ½ тысяч кружек, пущенных в обращение, около тысячи кружек поступили полными к 8 час. вечера.
Остальные кружки доставлены поздно вечером.
Сегодня с утра в генерал-губернаторском доме начнется подсчета денег.
В продаже яичек принимали участие многие представители лучшего московского общества и учащаяся молодежь.
На бульварах, в Петровском парке, в Сокольниках, на Театральной и Триумфальной площадях играли военные оркестры музыки и здесь торговля «яичками» шла особенно бойко. После 8 час. вечера продажу яичек на улице пришлось прекратить вследствие полного их отсутствия. Продажа вечером производилась только в театрах и ресторанах.
В «Метрополе» продажей заведовала кн. Урусова. В «Большой Moсковской» — семья Гуськовых, в Лит. - Художественном кружке — E.H.Рощина-Инсарова, в «Праге» — г-жа Грессер, в театре Зимина продажу яичка организовала г-жа Модль, в Малом театре — А. А. Яблочкина.
Большую прибыль дала продажа яичек на бирже, где продавал гоф-маклер биржи г. Цоппи. В Русско-Азиатском банке продажу организовал г. де-Сево, в Соединенном банке—гр. Татищева, в городской думе —г-жа фон-Мекк, в Волжско-Камском банке—г-жа Гоппер.
Приблизительная сумма, собранная вчера продажей «красных яичек», никак не менее 50—60 тыс. рублей.

Княгиня Долгорукая покупает “красное яичко” у М.Н.фон-Мекк.

Армянский вопрос.

Берлинские инсинуации.

БЕРЛИН, 5(18),IV. «Vossische Ztg.» обвиняет Россию ни более, ни менее как в инсценировке армянских погромов посредством подкупаемых русскими агентами курдов». Цель инсценировки - добиться повода для оккупации армянских провинций.
Газета дружески советует Порте в ее же интересах как можно скорее разрешить армянский вопрос и тем предупредить распад малоазиатских владений.

ХРОНИКА

Верба-хлест.

Симферопольский полицеймейстер опубликовал объявление, предупреждающее, что лица, замеченные в нанесении ударов вербой при выходе из церквей или на улице, „будут привлекаться к ответственности в административном порядке, согласно обязательным постановлениям г. таврического губернатора“. Иными словами, будут привлечены за хулиганство.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

БЕРДЯНСК. Хулиганство.

С наступлением теплых дней в городском саду начали появляться праздношатающиеся парни, которые там пребывают целые дни, валяются на траве, играют в карты, пьянствуют, устраивают драки и вообще безобразничают настолько, что приличной публике, а в особенности женщинам, нет возможности посещать сад. В виду этого, городская управа обратилась к полицеймейстеру с просьбой сделать распоряжение об установлении в саду с 1 апреля постоянного полицейского надзора и тем положить конец чинимым там безобразиям.