21 (08) апреля 1913 года

Московская Газета

Студия Художественного театра.

Рядом с блестящей работой Художественного. театра, происходить мало знакомая широкой публике деятельность его ученической студии. Без шума и блеска публичного успеха, там совершается творческая работа, уже имеющая свои плодотворные результаты. В студии принимают участие молодые силы театра. Недавно была отлично поставлена мелодрама «Гибель надежды». Участники студии идут не только по стопам своих учителей.—они ищут новых путей и вырабатывают новые методы сценического творчества Так чрезвычайно любопытна попытка студии под руководством К.С.Станиславского и драматурга. гр. Ал.Н.Толстого воскресить в новом современном освещении импровизаторские принципы старинной итальянской комедии.
Основной метод Художественного театра— переживание воплощается лишь после долгой, упорной работы. Требуются месяцы и даже годы, чтобы артисту удалось не только удачно изобразить, но и пережить психологию и настроение предлагаемого автором типа.
Руководители театра полагают, что совмещение в одном лице и автора, н исполнителя разовьет в актере способность переживания.
На будущий год «Студия» предполагает поставить «Калики-перехожие» Волькенштейна, пьесу М. Горькаго, рассказы Ч. Диккенса и «Василису Мелентьевну».

Общество мусульманских женщин.

В Москве организуется в настоящее время оригинальное общество — общество мусульманских женщин.
Учредительница о-ва жена известного миллионера Ш. Ассадуллаева. М.П.Ассадуллаева о задачах новаго о-ва высказывает следующее:
        — Наше общество мусульманских женщин является действительно вполне оригинальной организацией. Подобное о-во существует еще в Уфе, но, создавая наше о-во, мы не старались подражать ему.
        — Почему это о-во „мусульманских женщин“, а не вообще мусульман?
        — Очень просто, потому, что по мусульманскому обычаю женщины мусульманки не могут встречаться с посторонними мужчинами, значить, для правоверных мусульманок, закрыт доступ во все общества, где бывают мужчины. Boт мы и решили создать общество исключительно для женщин.
        — Какова цель нашего общества?
        — Почти исключительно дела благотворительный.
В Москве в настоящее время строятся здания для мусульманского среднеучебного заведения и для приюта даже бедных. Вот здесь прежде всего и проявляется деятельность нашего общества. Не нужно думать, что в Москве мало нуждающихся мусульман. И сейчас, когда у нас нет приюта, на нашем попечении находится много голодных людей, ютящихся в татарской части Замоскворечья.
Но, главным образом, наша деятельность будет направлена на помощь бедным мусульманам на Кавказе.
У нас сейчас уже имеются пожертвованные одной мусульманкой 16 т. руб. Это, конечно, для нас еще очень мало. Но мы уверены, что и другие лица откликнутся, последуют этому примеру, н пожертвования потекут к нам щедрой рукой.
Но нужно забывать, что наше общество является первой и почти единственной широкой организацией мусульманских женщин.
Наше общество не будет мусульманским женским клубом – Боже сохрани.
Но встреча за общим делом на собраниях, конечно, поможет пробудиться у мусульманок интересу к общественным делам.

Премированные поэты.

2-го апреля с. г. состоялось второе, окончательное собрание членов жюри конкурса русской лирики имени С.Я.Надсона.
Присутствовали все находящиеся в Москве члены жюри: В.Я.Брюсов, И.А.Белоусов, В.В.Вересаев, М.П.Гальперин, С.А.Кречетов и А.А.Чумаченко.
Всего было прислано на конкурс 782 рукописи, заключавших 5,026 стихотворений. Из этих рукописей 84 оставлены без рассмотрения за несоблюдение правил конкурса.
Художественный уровень присланных стихотворений оказался очень невысоким. Жюри не сочло возможным присудить кому-либо 1-ю премию в 100 руб. Вторые премии по 50 рублей присуждены четырeм авторам; хотя произведения их имеют много недостатков, но из всех присланных они, по мнению жюри, наилучшие.
Авторами премированных произведений по вскрытии конвертов с девизами оказались:
Г-жи: Т.П.Ефименко (С.-Петербург), М Б.Вериго (Одесса) и гг. Г.Анфилов (Москва) и А.Диесперов (Москва).
Кроме того, присуждены одобрительные отзывы гг. Н.С.Ашукину (Москва), П.С.Лебединскому (Саратов), С.0.Губер-Гриц (Бердянск), Э.Я.Герману (Одесса) и неизвестному автору стихотворений «Олоферн», «Зибелю» и др., не приложившему к рукописи конверта с девизом и именем.
Рукописи и конверты с именами авторов, не удостоенных премий, подвергнута уничтожению в присутствии членов жюри.

Московская Копейка

«Верба» на Красной площади.

Последний день Вербы.
На Красную площадь со всех концов города плывут огромные волны народа.
Переполнена не только Красная площадь, но и вся окружающая местность:
Театральная площадь, Тверская, Никольская.
Говор многотысячной толпы сливается с невообразимым свистом и писком игрушек.
Верба напоминает карнавал. Все как орденами увешаны вербными безделушками. Вьется серпантин. Сыплется конфетти. Для полноты недостает масок. Их заменяют тещины языки, колбасы и заморские черти.
В 2 ч. дня начался разъезд.
В 6 ч. вечера разъезд окончился, а затем закрылся и вербный базар.

„Бесовские действа“ на Красной площади.

Обычай Вербного базара на Красной площади, послужил миссионеру Н.Ю.Варжанскому поводом разразиться вчера, в собрании братства Воскресения Христова, — бурей негодования на нарушителей древнего благочестия.
        „Было время, — восклицал Варжанский, — когда на Красной площади в Вербное воскресенье было благолепие—патриарх торжественно шествовал на осляти, встречаемый толпой кликами: „Осанна в вышних“.
„Теперь же сотни тысяч москвичей собираются здесь для того, чтобы совершать бесовские действа.
Проповедь свою миссионер закончил призывом — ходатайствовать пред властями и московским митрополитом о перенесении Вербного базара с Красной площади на Девичье поле или в Сокольники, или же за Пресненскую заставу. По окончании собрания среди присутствующих собирались подписи на прошении к градоначальнику о воспрещении базара на Красной площади.

ДНЕВНИКЪ ПРОИСШЕСТВIЙ

Карманники на Вербном гулянье.

Благодаря совершенно летней погоде Вербное гулянье привлекало на Красную площадь громадное количество парода. Это дало богатую жатву трудно уловимым в такой толпе карманникам. Однако, вчера удалось задержать двоих любителей легкой наживы - В.Сапегина, вытащившего у Ф.Семенова кошелек с 50 коп., и И.Позднякова, похитившего у В.В.Бульбиной кошелек с 6 руб.

„Офицер“ Апухтин.

Вчера в один из лучших ресторанов приехал молодой человек в форме подпоручика сербской армии.
С грудью увешанной боевыми военными орденами, он гордо вошел в переполненный публикой зал и, заняв столик, потребовал вина и закусок.
Вскоре усиленное возлияние возымело последствия, и „офицер“ стал вести себя как настоящий хулиган, отпуская пошлые шутки по адресу окружающих.
По требованию публики вмешалась администрация ресторана, которой с большими усилиями удалось вызвать буянившего „героя” в швейцарскую, где его встретил помощник пристава, с которым он и вступил в пререкания.
Узнав же, что другой помощн. пристава вызывает плац-адъютанта по телефону, пришел в такой раж, что выхватил шашку и намеревался ударить пом. пристава по голове, но тот успел уклониться и удар пришелся по его шашке, ножны которой он и разрубил.
Приехавший в это время плац-адъютант выяснил, что покушавшийся на убийство—поручик запаса В.Р.Апухтин, не имеющий права на ношение формы.
После отъезда плац-адъютанта, Апухтин ухитрился скрыться из ресторана, но его нашли в пивной в Зыковском проезде.
Дело направлено к судебному следователю.

Рабочая жизнь

Металлисты подали на регистрацию устав нового профессионального общества рабочих, занятых в металлургической промышленности. Такое общество в Москве уже существовало, но было закрыто администрацией.

Общество сапожников постепенно начинает оживать. Вновь избранное правление энергично взялось за вербовку членов общества. Для ознакомлены рабочих с целями и задачами общества предполагается устроить ряд районных собраний в разных частях Москвы. Поднят вопрос об оказании медицинской и юридической помощи рабочим.

Безработица.

Безработица с каждым днем охватывает все больший круг рабочих. Одна за другой закрываются мануфактурный фабрики, Работы прекращаются на один-два месяца. Окончился расчет на фабрике Михайлова 700 рабочих. Работы приостановлены по 2-е мая. На фабрике Алексеева закрылось по 15 мая сортировочное отделение—60 женщин.
В некоторых потребительских обществах поднят вопрос об оказании кредита своим безработным членам.

Отголоски ленских событий.

По приблизительные подсчетам в Москве бастовало в память годовщины ленских событий около 10.000 человек. Среди предпринимателей поднять вопрос о наложении штрафа на бастующих рабочих. Ожидают инструкций из Петербурга, где забастовка имела более грандиозный характер. В петербургском обществе фабрикантов и заводчиков уже поднят вопрос о штрафах.

ТРЕБОВАНИЯ КУРДОВ.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ. Курдские вожди предъявили турецкому правительству требование об учреждении под именем Шарк-эль-Кариб, т.е. «Ближний Восток» особой курдской автономной области из пяти восточно–анатолийских вилайетов Эрзерум, Битоис, Ван, Немурет-эаль-Азис и Диарбекир на почве проекта реформы, выработанного бывшим великим визирем Киамиль-пашой для Сирии, пои чем все доходы, за исключением таможенных, почтово-телеграфных и налога за освобождение от военной службы должны идти на местные надобности.

Nordeutsche Allgemeine Zeitung» опубликован текст русско-германской литературной конвенции.
        Есть надежда на выздоровление авиатора Славороссова получившего перелом левой и ожог правой ноги.
        Австрийские газеты убеждают Сербию и Черногорию, что незначительность достигнутых ими успехов объясняется тем, что они не действовали вместе с Австро-Венгрией.
        При настоящем рекрутском наборе в Австро-Венгрии не являются две трети подлежащих призыву Словаков.
        Чешские женщины представили в Вену ходатайство о помиловании чешских драгун, покрытое 120 000 подписей.
        Болгарская газета «Мир» заявляет, что соглашения между Сербией и Болгарией по подверглись никаким изменения вo время войны, и требует опубликования этих соглашений.
        Изет-паша в согласии с армией указывает на необходимость отставки комитетского правительства и сформирования беспартийного кабинета.
        Изет-паша выехал в Галиполи, чтобы установить условия роспуска войск.
        Турецкое правительство склоняется на требование курдских вождей об образовании особой курдской автономной области.
        Турки укрепляют Босфор.
        В Бейруте замечается брожение, вызванное закрытием сирийского национального клуба.
        Здоровье папы восстанавливается.
        В Болгарии получен ответ всех союзников на предложение держав.

Ощущалось землетрясение в Тифлисе, Елисаветполе, Александрополе, Ахалкалаках.

Французский авиатор Докур, перелетевший из Парижа в Берлин.

3-го Апреля в Берлине происходило редкое торжество. Немцы шумно чествовали французского авиатора Докура, который совершил перелет в продолжение 13 часов и 30 минут из Парижа в Берлин.
Докур поднялся в Бюк на моноплане Борель в 5 ч. 5 м. утра, а в 6 ч. 35 м. веч. был уже в Берлине на Иоганнестальском аэродроме, где его приветствовали немецкие авиаторы и огромная толпа.
Во время пути Докур делал остановки в Лиеже и в Ганновере, где запасался бензином. Докур летел не по прямой линии, но, вследствие сильного ветра, который встретил, подлетая к Эльзасу, уклонился на север и пролетел над Ванлоо (Голландия).
Когда он был над Берлином, густой туман мешал ему распознать местность и только по линии р. Шпрее он мог догадаться, где находится аэродром.

Французский авиатор ДОКУР.

Стол. Молва

Японско-американская война.

ТОКИО. Представители печати, обращая внимание на калифорнийский законопроект, считают данный момент самым удобным, чтобы покончить с японофобским движением в Америке. Некоторыми газетами обсуждается вопрос о необходимости разрешения его при помощи войны.
Тихоокеанское общество рассылает ораторов по провинциям с целью возбудить общественное мнение страны против американцев. Торгово-промышленными кругами обсуждается вопрос о бойкоте торговли с Америкой.
По слухам, генерал-губернатором Формозы назначается боевой адмирал Уриу.