29 (16) апреля 1913 года

Московская Газета

Въ послѣднiй часъ

По телеграфу, телефону, почтѣ отъ нашихъ корреспондентовъ, Петербургскаго Телеграфнаго Агентства.

Как произошла сдача.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 15,IV. (От нашего специального корреспондента). Здесь убеждены в предательской передаче Скутари Эссад –пашой, которому сербы и черногорцы обещали, что он будет назначен королем Албании, Эссад –паша выпустил в субботу прокламацию, в которой называет себя албанским королем и обещает всем гражданам полноправие и предлагает примкнуть к общему крику: «да здравствуют храбрые черногорцы!» Прокламация подписан королевичем Данилой.

Иск Сенкевича.

КРАКОВ, 15,IV. (По телеграфу от нашего специального корреспондента). Генрих Сенкевич возбудил иск об убытках против кинематографической фирмы Чинес, финансируемой Banca Romana за инсценировку для экрана без разрешения Сенкевича его романа «Камо Грядеши», исключительное право на постановку которого он дал парижской фирме d`Art. К иску Сенкевича присоединилась и эта фирма. Сумма иска в сложности около двух миллионов франков.

Гибель русских авиаторов на берлинском аэродроме.

Подробности катастрофы.

Берлин (срочная почта).

Княгиня Шаховская около трех четвертей седьмого поднялась на аэродроме в Иоганистале с пилотом Всеволодом Абрамовичем на биплане Райта. На высоте всего 8-ми метров аппарат попал в воздушную ворошку, образовавшуюся от спускавшегося под ними на землю другого аппарата. Сидевшая на руле г-жа Шаховская хотела рулем высоты выровнять свой аппарата, который начало качать, но сделала это слишком круто. Так как на биплане был только один руль, Абрамович не мог исправить ошибки своей ученицы. Аппарат, перевернувшись, упал стремглав на землю. Со всех сторон аэродрома к месту несчастья стали спешить лини, летчики, ученики, монтеры. Примчалась дежурящая всегда на поле карета скорой помощи. Под обломками биплана лежал весь в крови и без признаков сознания Абрамович. Г-жа Шаховская, на который был надеть предохранительный шлешь, сознания не лишилась и отделалась легкими поранениями. Очевидно, спасением жизни она всецело обязана шлему, так как при падении она с большой силой ударилась о землю головой. Оба пострадавших были отвезены в ближайшую больницу.
Только что отправили г. Абрамовича и г-жу Шаховскую в больницу, как на аэродроме разыгралось новое несчастие, жертвой которого сделался опять русский, пилот Илья Дунец. Он летал над аэродромом на значительной высоте на моноплане Ньюпор с 70 сильным мотором-мерседес. Следившие за его полетом очевидцы заметили, как Дунец сталь опускаться весьма отвесным парящим спуском с высоты в 1000 метров. Затем он снова выпрямил аппарат. В этот момент приблизительно на высоте 260 метров раздался какой-то треск, и аппарат внезапно упал на землю с страшной силой, зарывшись в нее передашь довольно глубоко. Крылья аппарата во время падения скрутило назад и кверху. Тело трагически погибшего авиатора разметало буквально в куски. Аппарат изломан в щепы. По одной версии, во время полета вырвало гнездо с прикрепленными в нем проволоками от крыла, следствием чего явилась поломка крыла. По другой версии Дунец, не выключив мотора, сталь слишком отвесно спускаться планирующим спуском, вследствие чего крылья не выдержали слишком большого напора, и загнулись назад и кверху. Послышавшийся треск объясняют прорывом чрезвычайно туго натянутого на крыльях полотна. Дунец — уроженец России. Ему было всего 31 год.
Газеты посвящают погибшим прочувственные некролога. В витринах магазинов красуются портреты Абрамовича. Оба погибших—евреи.

Абрамович — 14-я жертва русской авиации.
Всероссийским аэро-клубом посланы в Берлин телеграммы германскому аэро-клубу с выражением соболезнований по случаю гибели авиатора В.М.Абрамовича, а также кн. Шаховской с пожеланиями скорейшего выздоровления. Такие же телеграммы в Берлин посланы также некоторым частными лицами.
Панихида по погибшем летчике вследствие отсутствия из Петербурга многих видных членов аэро-клуба будет отслужена на 9 день кончины.

Отец погибшего летчика - М. C. Абрамович, проживающий постоянно в Петербурге, выехал в Берлин. По всей вероятности, тело погибшего летчика будет перевезено в Петербург.

Встреча Пасхи в Москве.

С обычной торжественностью встретила Москва в этом году праздник Пасхи. Пасхальная ночь выдалась необыкновенно теплая, тихая, по настоящему весенняя, и это вдвойне усугубило ее торжественность.

На улицах.

Единственный раз в году, когда московские улицы живут ночью жизнью более кипучей, чем днем.
Особенно сильно движение народа по Тверской, Никольской, у Москворецкого и Каменного мостов.
Словом, по артериям, ведущим к центру, к Кремлю, где сосредоточивается главное пасхальное торжество.
У Иверских ворот и в особенности у Никольских ворот—толпа после одиннадцати часов буквально закрыла все проходы, и временами всякое движение здесь прекращалось. Через Никольские ворота пропускались только экипажи.
Автомобили, лихачи, извозчичьи пролетки от Ильинских ворот по направлению к Никольской стояли в четыре ряда. Извозчики за то только, чтобы провезти через Ильинские ворота в Кремль, запрашивали по рублю. И не напрасно, потому, что для этого требовалось не меньше полчаса времени.

В Кремле.

Уже в 11 часов вечера Кремль гудел гигантским людским муравейником, а народ все прибывал и прибывал.
Бесконечными вереницами стремились москвичи во все кремлевские ворота. На лошадях, в автомобилях. Но больше всего, конечно, пешком. Целые толпы. Никакие «меры» не в состоянии были урегулировать движение и потому в воротах создалась отчаянная давка.
Автомобильные сирены пугали лошадей, которые шарахались в стороны и напирали на пешеходов.
A пешеходы, отчаянно ругаясь и крича, пятились, потом начинали работать локтями, чтобы податься вперед и занять прежнюю позицию.
Визжали женщины, плакали дети.
Наконец, все кое-как уладилось.
И все желающие попали в Кремль «к самому началу».
Конечно, только ничтожной части публики удалось проникнуть в храмы и соборы. Масса осталась на площадях. Унизали гирляндами колокольню Ивана Великого, разместились на решетках, на Царь-колоколе.
На Спасской башне часы пробили ¾ двенадцатого. Прошло еще несколько минут — и вдруг, неожиданно величественно зарокотал колокол Ивана.
Поторопились в этом году...
Начали вторить колокола всех сорока сороков, и по Белокаменной поплыли торжественные звуки праздничного перезвона.
Толпа обнажила головы.
Пороховые нити зажгли красивую иллюминацию в силуэтах колоколен. Там и сям беззвучно вспыхивают и рассыпаются мириадами разноцветных огней ракеты и бенгальские огни.
Еще чаще, еще веселее стали звонить звонари.
От тайницкой башни зарокотала пушки.
Показался крестный ход. «Христос воскрес из мертвых!..»

В Успенском соборе.

В Успенском соборе пасхальную заутреню совершал митрополит московский Макарий в сослужении с старшими архимандритами и духовенством Успенского собора. Собор был переполнен настолько, что еще задолго до начала службы был прегражден доступ всем лицам, не имевшим особых билетов.
Присутствовали все официальные представители Москвы и высшее московское общество.
В соборе были: прибывший из Петербурга обер-прокурор Св. Синода В.К.Саблер, московский градоначальник свиты Его Величества ген.-маиор А.А. Адрианов, командующий войсками московского военного округа ген. от кавалерии П.А.Плеве, московский губернатор камергер гр. Н.Л.Муравьев, заведующий дворцовой частью в Москве кн. H.H.Одоевский-Маслов, тов. гор. головы В.Д.Брянский, командиры отдельных частей и высшее начальство всех ведомств.
С обычной торжественностью перед началом заутрени вокруг собора был совершен крестный ход.
В соборе пел синодальный хор.
За литургией Евангелие «В начале бе Слово и Слово бе Богу» читали на трех языках - митрополит московский читал на русском языке, протодиакон Розов на славянском и синодальный ризничий архимандрит Димитрий нa греческом.

В храме Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя, по обыкновению, открыт для самой широкой публики.
Храм переполнен преимущественно простым народом, много учащихся.
Богослужение здесь совершали настоятель Спасо-Андрониевского монастыря еп. Владимир.

В приходских храмах.

Необыкновенно даже для пасхальной утрени были переполнены все приходские храмы.
С особенной любовью и изяществом убраны были некоторые церкви в Замоскворечье — Воскресения Словущего, Григория Кессарийского и др.
В больших и богатых храмах Василия Кессарийского на Тверской, Богоявления в Елохове, Серия в Рогожской, поражало обилие свечей и света. Пасхальное богослужение -— радостное и краткое в некоторых приходских храмах совершается с особенной быстротой.
И едва в Кремле закончился трезвон во время крестных ходов, по Москве послышался резкий перезвон колоколов в приходских храмах, возвещающий, что началось чтение пасхального Евангелия за ранними обеднями.

На Рогожском кладбище.

С большой торжественностью совершалось пасхальное богослужение на Рогожском старообрядческом кладбище.
Богослужение совершал архиепископ московский Иоанн в самом большом у московских старообрядцев храме - летнем Покровском.
На богослужение собралось все старообрядческое население 21 рогожской, Таганки к друг, окраин.
Было до семи тысяч народа, и так как храм далеко не мог вместить всех, то богомольцы расположились во дворе вокруг Рогожских храмов.
Здесь половину двора заняли автомобили и роскошные экипажи богатого старообрядческого купечества, приехавшего из Москвы. Были Рябушинские, Морозовы, Кузнецовы, Соловьевы и др.
Кладбище было богато иллюминировано.

На Преображенском кладбище.

На Преображенском кладбище старообрядцев-беспоповцев тоже торжество, но не радостное не яркое.
Здесь храмы превращены в часовни, так как в алтарях некому служить.
Наставники, заменяющие беспоповцам духовенство, не в светлом наряде, а в обыкновенных черных длинных кафтанах.
На торжественную утреню собрались в виде исключительного момента обитатели и мужских и женских келий. Много приезжих из Москвы.
Литургии здесь нет. Она заменена «часами», после которых настоятель освятил куличи.

У неокружников.

У старообрядцев-противоокружников в церкви в Лефортове, богослужение совершал епископ Иоасаф московский.

Московская Копейка

КАПИТАЛЫ ЕВРОПЕЙСКИХ МОНАРХОВ В АМЕРИКЕ.

Видимо, Европа больше уже не считается достаточно безопасным местом для хранения капиталов, так как большинство европейских монархов держит свои капиталы в Америке, в тамошних предприятиях и банках.
Одна из нью-иоркских газет сообщает, что германский император уже давно имеет облигации американской железнодорожной компании на сумму в шесть миллионов рублей, при чем бумаги эти приносят пять процентов.
Его примеру следуют и другие прусские принцы, покупающие охотно железнодорожные акции Северной Америки, главным образом, канадские.
Английский король Георг V владеет такими акциями и облигациями на сумму в десять миллионов рублей.
Крупным американским акционером считается также и испанский король.
Такое же горячее участие в американских предприятиях принимают далее короли: итальянский, греческий, датский и бельгийский.
Между тем, престарелая императрица Евгения, вложила в американские предприятия всего только десять тысяч долларов. Остаются также чуждыми янки австрийский император и римский папа. Оба они предпочитаю хранить свои капиталы у Ротшильдов и Натана Монтефиоре.

ЛИСТОКЪ

Встреча св. Пасхи Их Величествами.

Их Величества Государь Император и Государыня Императрица Александра Феодоровна с Наследником Цесаревичем и Великим Князем Алексеем Николаевичем и Великим Княжнами Ольгой Николаевной, Татьяной Николаевной, Марией Николаевной и Анастасией Николаевной слушали пасхальную заутреню и обедню в церкви Собственного Его Императорского Величества сводного пехотного полка.

«Шляпные пожары».

Нам сообщают, что во время утренних богослужений в Великую Субботу и Светлое Христово Воскресение, когда богомольцы стоят в церквах с зажженными свечами, было много случаев, когда загорались колоссальных размеров страусовые перья и другие украшения дамских шляп, были случаи, что и самые шляпы, сделанные из легкого материала, также сгорали от свечей соседей-богомольцев.

Неудавшаяся нажива.

Рассчитывая на то, что за два дня до Пасхи цена на зеленые огурцы поднимется у оптовщиков в Горсткиной улице, владельцы Гастрономических магазинов и зеленных лавок при мясных сделали значительные запасы, платя по 12 руб. за сотню; между тем уже 12-го Апреля оптовая цена упала до 7 рублей и по этой цене огурцы купили базарные торговцы. Вследствие этого пришлось в магазинах и зеленных не повышать цену, а понижать и в итоге терпеть убытки.

Стол. Молва

НА БАЛКАНАХ.

(По телеграфу 15-го апреля).

Тайна падения Скутари.

ЦЕТИНЬЕ. Турки очистили скутарийские укрепления 10-го апреля, 11-го апреля утром перешли Дрин и двинулись на юг с ружьями и легкой артиллерией.
Одновременно в город с двух сторон вошли черногорцы, в числе пяти батальонов.
Эссад-паша покинул крепость утром 12-го апреля, и королевич Данило поднял черногорский флаг.
ВЕНА, 15-го апреля. Здесь считается твердо установленным, что Скутари не был взят силой оружия. Припасов и продовольствия в крепости также хватило бы на 3 недели. Город сдал Эссад-паша по соглашению с королем Николаем. (Соб. корр.).

Эссад-паша – король Албании.

ПАРИЖ. По слухам, сдача Скутари произошла вследствие соглашения короля Николая с Эссад-пашей, который намеревается отправиться в Тирану и провозгласить себя королем Албании. Эссад-паша – родом албанец; за ним следуют 10 000 албанских войск скутарийского гарнизона. Турецкие воска остаются в окрестностях Скутари в ожидании отправки в Турцию.

МОСКВА

Съезды.

На пасхальной неделе в Москве состоится целый ряд съездов.
Сегодня начинает свои занятия съезд вегетарианцев.
18-го апреля открывается всероссийский съезд домовладельцев-арендаторов.
В тот же день - всероссийский съезд зубных врачей.
В субботу на этой неделе - съезд хранителей полковых музеев.