01 мая (18 апреля) 1913 года

КРАЖИ.

На заводском базаре, возле трактира Карпенко, бывшие рабочие завода „Никополь - мариуп. o-ва“ В.Пахомов и Б.Ямиолковский, сняли сапоги у спавшего на скамье возле трактира рабочего того же завода Ф.Кулькова и продали их сапожнику Е.Буданову. Полицией похищенные сапоги отобраны у Буданова и вручены потерпевшему. Пахомов и Ямиолковский привлекаются к ответственности.

— М.Борухов, живущий на Бирже, в д. Хараджаева, заявил полиции, что на-днях у него в квартире из кармана пиджака похищен нотариальный договор на проданную ему Б. Лейманом за 320 р. мебель. М.Борухов заявил подозрение в совершении этой кражи на своего соседа Г. Бородкина; последний виновным себя в совершении кражи нотариального договора у Борухова не признал, обыском в квартире Бородкина; похищенного договора не обнаружено.

НАРКОТИЧЕСКИЕ СНАРЯДЫ.

В американской армии происходит сейчас любопытные опыты стрельбы так называемыми наркотическими пулями. Честь изобретения их принадлежит американскому ученому Александру Хемпрею. Новое изобретение отличается простотой. В „наркотических“ пулях делается маленький желобок, содержащей незначительную дозу морфия. Солдат, раненый такой пулей, тотчас засыпает спокойным сном и в этот день принимать участие в сражении уже не может. Раненные же насмерть солдаты безболезненно будут засыпать вечным и беспробудным сном. Это изобретение вызвало большой интерес в военных кругах.

БАЛКАНСКАЯ ВОЙНА.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ. В кассу военного министерства поступило сто тысяч турецких фунтов виде дара при письме за подписью «искренний друг Турции» и со специальным назначением на укрепление чаталджинских позиций.
Здесь высказывают предположение, что этот анонимный взнос идет от неугомонившегося самозваного «покровителя трехсот миллионов мусульман».

ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ.

БЕРЛИН. Вчера в Иоганистале в присутствии технической комиссии происходили опыты с новым военным аэропланом типа «Jeanin». Пилотом был авиатор Степлушек, бывший ученик Блерио, очень ценимый в Германии за уверенность полета и глубокие технические познания в авиации. При скорости полета в 15 метров в секунду Степушек произвел все требуемые контрактом движения с большой уверенностью, покрывая 150 километров в час. Аппарат предполагается купить для русской армии. Аэроплан с пилотом Степлушком должен будет по воздуху прибыть в Россию. Авиатор требует 25 тыс. франков гонорара, но русское военное ведомство предлагает только 20 тысяч. Строитель аэроплана Жанен усовершенствовал тип Этриха, учился во Франции и первым в Германии получил диплом пилота.

(Случайная).

КИБАРТЫ. В виду появления в печати разноречий относительно обстановки гибели моего сына сообщаю: «При вполне благоприятной погоде сын летел пассажиром. Княгиня Шаховская пилотировала. Вследствие вихря от внезапного пролета вплотную над Райтом у аппарат резко двинут был руль высот, следствием чего произошло падение с высоты не более пятнадцати метров. Прошу газеты перепечатать.

Абрамович.

«Руки прочь от Скутари!» — так заявила чешско-славянская демократическая партия. (См. тел. из Праги).
        Австрия отозвала своего посланника в Цетинье.
        На европейских биржах и в Лондоне произошло понижение фондов в виду слухов о самостоятельном выступлении Австрии против Черногории.
        На совещании послов в Лондоне выяснилось, что большинство великих держав не склонны применять военные меры по отношению к Черногории.
        Чешские газеты предостерегают австро-венгерское правительство от опрометчивых действий против Черногории.
        Австрийское правительство старается при посредстве печати создать воинственное настроение в Австро-Венгрии.
        В Германии не довольны непременным желанием Австрии единолично выступить против Черногории.
        Хедив прервал сношения с верховным оттоманским комиссаром Реуф-пашой.
        В Индии близ Нагпура произошло столкновение поездов. Убито 28 Индусов, ранено 16 человек, из них 2 европейца.
        Бюджетная комиссия германскаго рейхстага отклонила сформирование шести кавалерийских полков и разрешила сформировать три полка.

Сегодня сбор на воздушный флот.
        В Одессу прибыл сын Назима-паши, Назим бей, спасащийся от преследования младотурок.
        В Москве открылся первый всероссийский съезд домовладельцев-арендаторов.

Наука, искусство и литература.

Проф. А.П.Нечаев, пользующийся известностью как выдающейся в России специалист по экспериментальной психологии приглашен одесск. о-м заботы о детях в Одессу, где прочтет 2 лекции. Завтра проф. Нечаев прочтет о „Значении экспериментальной психологии в процессе реформы школьного дела” по след. программе:
Основные идеалы современной педагогики. Недочеты нашей школы. Школа, как средство воспитания личности. „Свободное воспитание”. Психология и педагогика. История изучения детской души. Эксперимент в психологии и педагогике. Значение психологического образования для педагога. Педагогические лаборатории и экспериментальные школы.

Сооруженный в Коктебеле писателем Петровым писательский домик в нынешнем году начнет уже функционировать, и пока известно, что в нем будут иметь летом пребывание писатель из крестьян г. Семенов, пользовавшийся большим расположением Льва Николаевича Толстого, а также драматург И.Оленин. Предполагается также приезд кое-кого из журналистов, работающих в крупных провинциальных центрах.

КРУПИНКИ.

Близ Лондона, на станции жел. дороги, суфражистки сожгли несколько вагонов, стоявших на запасном пути.

В Вене учреждена станция беспроволочного телеграфа для сношения с кораблями, находящимися в открытом море.

Во французской армии вводится особый отряд велосипедистов, вооруженных ручными пулеметами.

В Кракове арестованы два студента местного университета по подозрению в шпионстве.

Почему стала холодная погода?

(Беседа с проф. В.А.Михельсоном).

Теплая, почти летняя погода, которая установилась было в Москве за последнее время, резко сменилась сейчас на холодную.
        — Чем объясняется наступившая резкая перемена московской погоды? — с таким вопросом мы обратились к проф. В.А.Михельсону, заведующему метеорологической обсерваторией сельскохозяйственного института.
        — Колебания температуры весной,— сказал проф. В. А. Михельсон,— представляют обыкновенное явление, но в настоящем году эти колебания температуры, смена тепла и холода, выражены в более резкой форме.
В начале весны, когда стоили теплые дни, самое высокое барометрическое давление наблюдалось в Западной Сибири и на Урале.
Соответственно этому, низкая температура была на юге и юго-востоке.
В Ташкенте и, вообще, на берегах Аральского моря были значительные холода, понижение температуры доходило до 3°.
В настоящий момент наблюдается перемещение антициклона в самую северную часть Европы.
Самое высокое давление имеет место в Норвегии и Швеции. Это обстоятельство не замедлило сказаться понижением температуры в центральной России и повышением температуры на юге.
В полосу влияния этого антициклона, сильных ветров, дующих с Ледовитого океана, попала и Москва, где сразу наступили холода.
Уже вчера был легкий мороз, a сегодня, по всей вероятности, следует ожидать более сильного мороза.

Н.

Меры против суфражисток.

ЛОНДОН. Семь руководительниц суфражистского движения арестованы сегодня утром. Бюро союза суфражисток закрыто полицией.
Арестованные доставлены в суд, перед которым они были обвинены в заговоре с целью нанесения злостного ущерба. Суд утвердил арест. Суд утвердил арест.
Во время разбора дела прокурор заявил, что всякий оратор, произносящий речи для поощрения суфражистского движения, всякий типограф, печатающий суфражистскую литературу и всякое лицо, принимающие участие в подписке на фонд суфражисток, будут подвергнуты преследованию по тому же закону, о чем он предупреждает публику. (СПА).

Картина арабского художника.

(По телеграфу от нашего петербургского корреспондента).

В Петербург приехал выдающийся арабский художник, резчик-самоучка Бешара-Исса Зугби из Вифлеема. Он привез с собою сделанную им картину, посвященную памяти 300-летия царствования Дома Романовых.
На картине из перламутра вырезаны портреты всех Государей Дома Романовых. Центральное место занимает бюст Петра Великого, чрезвычайно искусно сделанный на фоне морской волны с движущимся кораблем. Картина предназначена для поднесения Государю Императору. Зугби 13 лет назад приезжал в Россию и поднес Его Величеству сделанную им из перламутра рельефную карту–икону, которая хранится теперь среди сокровищ московского Кремля. За эту картину он был награжден медалью и крупною суммой денег. Недавно художник поднес Францу-Иосифу сделанный им портрет из перламутра. Такие же подношения сделаны были художником и многим другим коронованным особам.

МОСКВА

Апрельские холода.

После ясных, теплых весенних дней внезапно наступили холода. Ночью температура доходит до 0°, днем на солнце не превышает 3 – 4°. Как на причину такой перемены, указывают на пронесшийся близ Москвы циклон.

Лекция В. Жаботинского.

Вчера известный еврейский националист и противник ассимиляторских тенденций Владимир Жаботинский прочел лекцию об «языке еврейской культуры».
Оратор горячо настаивал на необходимости возвращения к древнееврейскому языку.
        — Мечта моей жизни, — чтобы древне-еврейский язык всецело вошел в обиход еврейской жизни, — говорил оратор, — но это вряд ли осуществимо. Так пускай, по крайней мере, язык Библии, язык наших предков, сделается для нас, евреев, языком культуры и науки.
Многочисленными примерами как из истории еврейского языка, так и из истории языка вообще лектор доказывал полную возможность такого счастливого оборота.
Древне-еврейский язык, прежде всего, не мертв, в том смысле, в каком понятие «мертвый язык» прилагается хотя бы к латыни. Исчезнув из разговорной речи, он, тем не менее, продолжал развиваться вместе со всей еврейской культурой. Длинным рядом опытов доказаны его живучесть, его способность к возрождению: во многих еврейских колониях Палестины говорить исключительно на нем.
Вообще, во всех культурах национальный язык побеждает местные диалекты. Язык нe прививается только в том случае, если он является объектом или национальной ненависти или презрительного отношения к нему, как к явлению вульгарному. Так, например, относится еврейская интеллигенция к жаргону.
- С ранних лет нашим детям вбивают в головы, что жаргон, это - «фе», -говорит оратор, вследствие чего очень часто в еврейских семьях старшее поколение плохо понимает младшее.
Вообще же чужой язык может столь основательно войти в чуждую культуру, что он станет даже более удобным для выдвижения самых тонких и интимных переживаний. Национальная русская героиня - пушкинская Татьяна—не могла по-русски выразить любовь свою она обратилась к чужому языку, французскому.
Поэтому пусть не говорят, что нельзя навязать народу языка, на котором он не говорят в данную минуту. Через посредство школы этот переворот вполне возможен. Но школе должна помогать и семья, а чрез семью и вся нация.
        — Еврейство,— заканчивает оратор свою речь, — стоит на краю гибели, и если оно хочет сохранить свое национальное существование, то оно должно создать свой язык.
Таким языком может быть только язык древне-еврейский.

Ураган на линии северных жел. дорог.

Вчера почтовый поезд № 3-й, вследствие бури, опоздал в Москву на 3 часа. Другой, костромской поезд, №9-й, северных жел. дорог, прибыл в Москву с опозданием на 5 часов.
По пути следования поезд попал в сильный снежный ураган.
В 1-м часу ночи, отойдя от станции «Семибратово», поезд столкнулся с порожним товарным вагоном, угнанным силою ветра со станции.
При столкновении паровоз поврежден, а вагон превращен в щепы. В составе поезда побито в окнах несколько стекол.
Близ станции «Ярославль» ураганом снесло несколько телеграфных столбов. Вырвано с корнями много деревьев. В составе одного из поездов сорвано несколько дверей, и разбиты стекла.
Особенно свирепствовала снежная буря близ города Данилова. Окружным жителям ураган причинил массу бедствий. Повреждены засеянные поля. Сорвало и разметало крыши домов.
Говорят о несчастных случаях с людьми.
Ураган свирепствовал всю ночь.

Перелет Севастополь—Феодосия.

(От нашего феодос. корреспондента).

Около 9 час. утра, 16 апреля, на лагерном плацу Виленского полка в Феодосии опустился летчик севастопольской школы авиации штабс-капитан Андреади, совершавший перелет из Севастополя в Феодосию. Поднявшись в 5 час. 15 м. утра из Севастополя, летчик, имея пассажиром своего механика Суслова, совершившего с ним знаменитый перелет в Петербург и Одессу, опустился возле Карасубазара, где, насос перестал подавать бензин. Порча была сейчас же исправлена, и летчик полетел далее, прибыв к 9 час. в Феодосию, над коей предварительно спуска он совершил красивый круг. В течение дня пришлось потратить немало времени на поиски бензина, коего, по обыкновению, в городе не нашлось, и обратный отлет состоялся только в 5 час. 35 мин. вечера. К моменту отлета на плацу, несмотря на сравнительную отдаленность его от города (3 ½ вер.), собралась масса народа, проводившего отважного летчика бурными, долго не смолкавшими криками.