03 мая (20 апреля) 1913 года

Губернская хроника.

Как сообщают «Ю.К.» из Екатеринослава, из Александровской тюрьмы, посредством пролома стены и подкопа, пыталась бежать группа бессрочных каторжан. В числе покушавшихся на побег был член знаменитой шайки разбойников Куща, преданный военному суду. Подкоп был случайно замечен и побег предотвращен.

Московские Ведомости

Первое мая.

ПЕТЕРБУРГ, 18 апреля. День 1 мая по новому стилю прошел в столице совершенно спокойно. Работы на всех фабриках и заводах шли обычным порядком.

РИГА, 18 апреля. По случаю 1 мая нового стиля на некоторых заводах и фабриках в том числе на заводах «Феникс», Русско-Балтийском и частью на заводе «Проводник», рабочие сегодня не вышли на работы. Вечером рабочие пытались устроить демонстрации. Чинами полиции демонстранты рассеяны. Брошенным из толпы камнем ранен в голову помощник пристава.
Произведены аресты.

Представители держав предприняли шаги, чтобы побудить воюющие державы прекратить военные действия и назначить уполномоченных и место совещаний для переговоров о мире.
        Между Австрией и Италией достигнуто соглашение по албанскому вопросу. Обсуждаются детали.
        В Загребе состоялись демонстрации против Австро-Венгрии.
        Австрия предъявила Черногории ряд требований относительно увековечения памяти патера Палича.
        В Вене открылось совещание австрийских и венгерских министров.
        В Салоники прибыли 7 транспортов с сербскими войсками.
        «Norddeutsche Allgemeine Zeitung» опровергаете сообщение «Daily Mail», будто германский и австро-венгерский послы в Константинополе отговаривали турецкое правительство от подписания мирного договора.
        В Рюстрингене толпа манифестантов пыталась перейти прусскую границу, причем прибегнувшей к оружию полицией ранено несколько человек.
        В Южном Уэльсе на рудниках забастовало до 20,000 рабочих.
        Отряд французских войск в Марокко рассеял многочисленных мятежников, потеряв 18 чел. убитыми и 41 ранеными.
        Американский поверенный в делах вручил Юаньшикаю уведомление о признании китайской республики. С.-А. С. Штатами.
        В Токио состоялся митинг протеста против калифорнийского законопроекта.

В Царском Селе состоялся Высочайший смотр молодым солдатам.
        В Гельсингфорсе состоялось закрытие очередного сейма.
        В Киеве открылся второй всероссийский сокольский съезд.
        Вследствие катастрофы с автомобилем, ранен комендант Владивостокской крепости генерал Нищенков, его жена и дочь. Сын убит, шоферу оторвало ноги.
        Хунхузы разрушили узкоколейную ветку концессии Яблоня и сожгли иного лесоматериалов.
        В деревне Заболотье, Минского уезда, произошло столкновение между помещиком и крестьянами. Убит один крестьянин, двое тяжело ранены. Помещик избит.
        В 20 верстах от Одессы сел на мель английский грузовой пароход «Тавиан».

СПОРТЪ

Третьего дня состоялось состязание в футбол между прибывшей накануне в Одессу командой лучшего спортивного кружка гор. Харькова „Феникс“ и представителями одесского спортивного кружка «Спортинг-Клуб». Состязание окончилось в пользу «Спортинг-клуба», с результатом 2—1.

ЛЕКЦИЯ Г-ЖИ В.ИНБЕР.

Талантливый монмартрский поэт Emile Godeau пустил в оборот выражение: fleurs-. de bitume (так называется сборник его стихотворений); то-же название дала и г-жа Инбер своей лекции о моде в зале «Унион». Ее воображению представляемся, будто она летит над современным городом на аэроплане вместе с Казановой; знаменитый авантюрист находит картину, развертывающуюся у его ног серой, тоскливой, то-ли дело родная, красочная Венеция. Но вот аэроплан спускается ниже и на фоне серого тротуара, как яркие цветы, пестреют в своих разноцветных одеяниях женщины. Вот об этих-то цветах и говорила вчера г-жа Инбер.
В ее литературному оригинальном изложении прошли перед внимательной аудиторией в кратком очерке все периоды женского костюма. В древней Элладе одежда подчинена телу; она изготовляется по его „образу и подобию.“ В Риме одежда начинаешь эмансипироваться от тела, и этo шаг назад. Византийские парчевые одежды не одевают, a скорее стоят кругом тела. „Взволнованные“ костюмы Возрождения знаменуют собою новую эпоху: отсюда ведет свое начало мода в современном значении слова. Остановившись затем на веке Людовика XIV на влиянии революции и Директории, лекторша закончила историческую часть своего сообщения указанием на роль улицы в деле моды, на демократизацию вкуса—особенности XIX столетия и наших дней.
Вторая половина лекции, иллюстрированная световыми проэкциями на экране, была посвящена современным модам, в которых г-жа Инбер отметила в особенности два течения: возвращение к образцам Директории и увлечение восточной пестротой, в частности персидским стилем, Впрочем, в самое последнее время, может быть, под влиянием балканский событий, появляется еще новая струя: болгарский стиль, еще более пестрый, деревенский, отдающий национальным костюмом страны, где еще сохранилась патриархальность быта. Лекторша закончила пожеланием, чтобы поскорее была написана книга о моде наших дней, такой разнообразной, такой эклектичной и прекрасной, как отражение нашей несколько упадочной, перегруженной продуктами тысячелетней культуры.
Лекция изобиловала интересными, тонкими наблюдениями, красивыми, поэтическими отступлениями. Жаль только, что полному успеху мешали слабые голосовые средства лекторши: приходилось сильно напрягать слух, особенно благодаря тому, что „одесское поведение“ публики, шумно выходившей и входившей во время лекции и болтавшей, мешало сосредоточиться.

D.F.

ЛИСТОКЪ

Первые туристы в Петербурге.

Сегодня, 20-го Апреля ожидается прибытие в устье Невы двух первых яхт с туристами.
Обе яхты идут из Швеции и Норвегии и плавают под флагом стокгольмского яхт-клуба. На борту их находится около 80 туристов, принадлежащих к высшем обществу столицы Швеции. Из Петербурга обе яхты уйдут круговым рейсом чрез Гибралтар в Средиземное море.

Оригинальный дом.

Некто Г-в приступает к постройке в Новой Деревне пятиэтажного дома с меблированными комнатами исключительно для холостых мужчин. В доме даже женской прислуги не будет. Комнаты будут сдаваться с полным содержанием.

МАТЧ ШВЕЦИЯ – МОСКВА.

Первая гастроль шведских футболистов, состоявшаяся вчера на поле сокольнического клуба спорта, привлекла к началу игры более 4000 зрителей.
Московская команда выступила в ранее намеченном составе: лишь бэка Савостьянова заменил Костелло.
Первая половина игры прошла довольно оживленно.
Нападала шведская команда, сосредоточившая игру около гола москвичей.
Последние довольно удачно защищались и пропустили только два гола в свои ворота.
Форварду Жожу удалось на 15-й минуте забить гол шведам; первая половина игры закончилась 2:1 в пользу шведов.
Во второй половине москвичи устали и проиграли в сухую 2 гола, так что в общем матч окончился победой шведов 4:1.
Реферировал И.Р.Белль.
Особенный интерес представляет завтрашнее выступление гостей - против сборной команды «Вся Россия».

Жертвы милитаризма.

16 (29) апреля германский пехотный полк, расположенный в Страсбурге, выступил «на прогулку», при чем ему предстояло пройти всего 45 километров. В этот день в Страсбурге и его окрестностях царила страшная, небывалая в апреле жара. Тем не менее, прогулка была совершена и полк потерял 45 человек отсталыми, из которых многие были доставлены в лазарет, как пораженные солнечным уда« ром. Это по официальным данным, в Страсбурге же ходили упорные слухи, что полк потерял свыше 100 человек, из которых 8 уже умерли.

КРУПИНКИ.

Французский морской министр распорядился принять энергичные меры против курения опиума среди флотских чинов.

В Квебеке и Онтарио (Канада) произошло землетрясение. В Монтреоле разрушена местная обсерватория.

На пути между Пассау и Нюрнбергом произошел взрыв котла на паровоз. Кочегар и машинист получили, сильные ожоги.

НАЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В Каменец-Подольске преосвященный Серафим предписал священникам отказываться от служения панихид по поэте Т. Шевченко.

В Полтаве бросилась под поезд прислуга, девушка, 18 лет, так как перед праздниками „плохо испеклись папушники“.

В с. Парвенкове, Харьк. губ., три раза поджигали усадьбу священника за то, что он „не согласился удовлетворить просьбу одной девицы не венчать ее жениха с другой.

В Акмолинске врач Макаров подал епископу омскому прошение о посвящении его в сан священника.

Шестьдесят пять лет на козлах.

(Из московских зарисовок.)

— Извозчик, на Кузнецкий — четвертак!
На козлах чистенькой, опрятной пролетки забылся в сладкой, истомной дремоте седой, как лунь, старичок, в синем, кое-где аккуратно заштопанном армяке.
Он не слышит вашего зова.
        — Извозчик, да ты оглох, что ли? Извозчик!..
Старичок вдруг просыпается и, виновато улыбаясь широким шамкающим ртом, торопливо бормочет:
        — Простите, батюшка, барин! Разморило меня на солнце, старого дурака. На Кузнецкий? Пожалуйте! Лошадка у нас добрая... Мигом доставим...
Вы хотели рассердиться, накричать на этого Мафусаила на козлах, но его покорность и какая-то светящаяся в потускневших глазах приветливость побеждают вас.
Мало того. Вам даже становится немного совестно своей горячности.
Вы чувствуете, что этот древний старичок - бесконечно доброе и, наверно, очень много видавшее и перенесшее на своем долгом веку существо.
        — Дедушка, — обращаетесь вы к нему, — а ты, должно-быть, очень старый, а? Сколько тебе лет?
Старик поворачивается к вам. Еще приветливее, еще добрее делаются его глаза. «Ну, конечно, — читаете вы в них, — ну, конечно, на меня нельзя серчать. Ведь я мухи не обижу. А что спина у меня ноет, что кости старые болят...»
Лошаденка старика, почуяв ослабевшие вожжи, уменьшает аллюр.
        — Но, но! — неестественным баском вскрикивает старик. — Тварь хитрющая!.. Сколько мне лет-то? А вот, милый барин, разгадайте задачу и он плутовато подмигивает. — Стало-быть, нам обоим с скотинкой сто лет будет!
        - Уравнение с двумя неизвестными! — поддаетесь вы шутливому тону старика возницы. — Но тогда скажи, сколько лет твоей лошади?
        — Меринку моему? А ему восемнадцать годков, милый барин!
        — Стало-быть, тебе... Да не может быть. Сколько же ты лет ездишь?
        — А шестьдесят пять лет, барин! Шестьдесят пять!
        — И все по Москве?
        — Все по ей, матушке. Вдоль и поперек изъездил. Все места знаю!..
Старик очень словоохотливый. Попросите его, и он вам с удовольствием расскажет о своей долголетней жизни на козлах.
. Много интересного.
В отличие от многих других старых людей, он не идеализирует «свое время», не говорить, что «прежде жилось куда лучше».
        — Слов нет, — говорить он, — и теперь от полиции нашему брату попадает здорово. Но прежде-то что было! Господи Боже мой, вспомнить страшно. Власовский был обер-полицеймейстер. Зверь, не человек! Сколько нашего брата штрафами разорила... По кутузкам гноил...
Много перенес старик. Господа его были гневные, суровые. Сына единственного у него убили в турецкой войне. Старуха умерла давно и оставила его бобылем.
Есть у него родственники в деревне, в Калужской губернии, которым он досылает излишек своего заработка. Но сам в деревню не хочет.
        — Отвык я. Что я там стану делать?
        — У родных приятнее умереть, дедушка!
        - Ничего, я на козлах могу смерть принять.
Все московские извозчики знают «дедушку». И относятся к нему с уважением.
        — Хороший старик!..

ФАУСТ.

Китай. Обострение партийной розни.

ХАРБИН, 19,IV-2,V. Из Пекина телеграфируют: Борьба партий крайне обострилась. Часть влиятельных военных деятелей революции, недовольная приемом президента, ушла из дворца.
Южане-депутаты открыто выражают опасение переворота. Происходят аресты.
Возможно, что в виду тревожного настроения умов, выборы президента будут отложены.

Перелет Москва—Серпухов.

21-го апреля состоится перелет из Москвы в Серпухов обрати».
Участники перелета—авиаторы А.М.Габер-Влынский, Б.И.Россинский, г. Красильников и поручик Наугольников — поднимутся с московского аэродрома в 3 часа дня.
Расстояние от Москвы до Серпухова — около ста верст — предполагается пройти в течение часа.
В Серпухове будут устроены публичные полета, и в 6 час. дня авиаторы отправятся в обратный путь.
К 7-ми час. вечера участники вернутся на московский аэродром.
По пути в Серпухов один из авиаторов опустится в Подольске.
Авиаторов будут сопровождать на автомобилях члены спортивного комитета.

Дело Маркони.

ЛОНДОН, 19,IV-2,V. Особая техническая комиссия, назначенная для расследования дела о переговорах министерства с фирмой Маркони, рассмотрел все существующие системы беспроволочного телеграфирования, пришла к заключению, что в настоящее время система Маркони дает наилучшие результаты в смысле дальности расстояния при передаче сигналов.
Членам комиссии удалось произвести обмен радиотелеграммами между Канадой и Ирландией на расстоянии 3700 верст.
Опыты по системе Паульсена между Сан-Франциско и Гонолулу, на расстоянии 3350 верст, дали худшие результаты. Часть сигналов не была уловлена приемными аппаратами.
Комиссия вынесла заключение, что во всяком случае, государство не должно себя связывать ни с одной из существующих систем. Желательно пользоваться всеми современными аппаратами.
В этом заключении - косвенное осуждение главному директору почт и телеграфов Семюэлю, который желал связать Англию контрактом с фирмой Маркони.

Прилет в Керчь шт.-кап. Андреади.

Во вторник, 16-го апреля, вечером, прилетел в Керчь на аэроплане „Ньюпор“ известный военный авиатор штабс-капитан Андреади. Прилет последнего для каждого из керчан в этот день был совершенно неожиданным, так как ожидался он в день кружечного сбора в пользу воздушного флота 18-го апреля, в четверг.
Авиатор на предложенные ему вопросы рассказывает, что он вылетел 16-го апреля из Севастополя, в 5 час. утра, через 3 часа был в Феодосии, пролетев через Симферополь, откуда, благодаря плохой карте, верст тридцать лишь пришлось лететь, пользуясь шоссейной дорогой, остальное же расстояние—наугад, так как несколько направлений дорог сбили его с определенного пути. Из-за недостатка бензина пришлось спуститься в Феодосии, здесь же, за неполучением высланного из Севастополя бензина, он воспользовался обыкновенным автомобильным бензином и вечером вылетел в Керчь; по дороге туда озеро или болота едва не заставили его спуститься наземь, так как присутствие последних стало бросать аппарат то быстро вверх, то вниз, а тут еще измеритель оказался в неисправности. Минуя болота к убедившись в полной неисправности измерителя, г. Андреади продолжал полет на Керчь, и куда прибыл благополучно в 6 ч. 45 м. вечера, совершив полет из Феодосии в течение часа.
В среду г. Андреади, в 3 ч. дня, совершил полет над городом с пассажиром — керченским градоначальником. Полет этот продолжался в течении 7 м. Несколько продолжительных полетов совершил над городом и его окрестностями г. Андреади сам, без пассажира.