04 мая (21 апреля) 1913 года

День (Петербург)

МОСКВА

(По телефону).

В нынешнем году исполняется столетие существования московской духовной академии, одной из старейших русских академий. Торжественное празднование столетнего юбилея предполагается устроить осенью текущего года. Синодом ассигновано на торжество свыше 2000 руб.

Вчера на съезде зубных врачей продолжалось обсуждение вопроса о реформе зубоврачебного образования. Вынесена резолюция о разрешении устройства только в тех крупных центрах России, где есть университеты, высших зубоврачебных институтов. В виду того, что работы съезда заканчиваются. основной вопрос съезда—о борьбе с рекламами зубных врачей—не будет обсуждаться.

Вчера состоялось закрытие вегетарианского съезда. Следующий съезд будет созван на Пасхе в Киеве в 1914 году. Съезд постановил устроить в разных городах России передвижные выставки для распространения вегетарианских изданий и для демонстрации полезного влияния вегетарианства на юношество в смысле искоренения школьного алкоголизма.

Вчера в 6 час. вечера открылся съезд представителей полковых музеев московского военного округа, Цель съезда—выработка однообразная устава и однообразного типа для всех полковых музеев России.

Московской полицией неожиданно раскрыто собрание трезвенников последователей Ивана Колоскова. Собрание было накрыто в тот момент, когда участники его пели пасхальные песни. При обыске найден портрет с изображением Ивана Колоскова во весь рост. Составлен протокол. Никто из присутствующих не арестован.

Сегодня ночью в Сокольниках произошел громадный пожар, продолжавшийся до утра. Сгорело несколько домов купца Гуляева. Убытки громадные. Пожар сопровождался человеческой жертвой — в одном из домов сгорела жиличка.

Развлечения миллиардеров.

Притупленная впечатлительность американских миллиардеров требует все новых рафинированных развлечений. Об одной такой выдумке пресыщенных прелестями жизни американцев газеты сообщаюсь следующее.
Несколько нью-иоркских богачей купили старое судно, приказали посадить на него пару медведей, десяток гусей, трех собак, кошку и лисицу и спустить судно с этим багажом на реку Ниагару, в расстоянии нескольких десятков саженей от водопада. Миллиардеры хотели посмотреть, как будут держать себя животные перед лицом неминуемой гибели.
На обоих берегах реки расселись в автомобилях с биноклями в руках жаждущие сильных впечатлений зрители. Но данному сигналу судно было пущено по течению. Сначала оно подвигалось медленно, но по мере приближения к водопаду все более и более ускоряло ход. Животные сразу почувствовали опасность положения. Почуя близость водопада, медведи и гуси кинулись в воду и вскоре благополучно выбрались на берег. Кошка взобралась на верхушку мачты, где, выпятив хребет и насторожив уши, стала ждать событий. Собаки с видом спокойной решимости улеглись на палубе. Одна лишь лисица, со смертельным ужасом в глазах, как угорелая стала носиться по палубе.
Зрители в автомобилях с напряженным вниманием следили за происходившим, пока, судно вместе с оставшимися на нем животными не исчезло в пучине гигантского водопада.

Происшествiя.

МОШЕННИЧЕСТВО.

Кр. Александровск. у. Чернявский заявил полиции, что мариуп. мещан. П.Харахулах взял у него 280 руб. в уплату за проданные им Чернявскому фальшивые деньги, которых Чернявский не получил. Харахулах задержан полицией и заключена под стражу. Дел передано судебному следователю.

ПОДКИНУТЫЙ РЕБЕНОК.

Во дворе дома Сенекова по Николаевской улице дворником В.Тищенко найден подкинутый неизвестно кем ребенок мужского пола, 10 дней от роду.

Московские Ведомости

СПОРТЪ

ШВЕЦИЯ—МОСКВА.

В пятницу на поле Сокольнического Клуба спорта состоялся первый матч сборной команды Шведского футбольного союза против команды „Вся Москва”, скомбинированной Комитетом Лиги из лучших игроков Москвы. Матч привлек около 5.000 зрителей, на павильонах С. К. О. развевались шведские и наши национальные флаги. Реферировать этот матч был приглашен И.Р.Белл. Игра началась ровно в назначенное время; с первых же моментов шведы энергично начали атаковать ворота Москвы и последней пришлось употребить много энергии, чтобы не пропустить ни одного гола; так продолжалось более 15 минуть; затем мяч был удачно подан с угла и шведы эффектным алюром забили первый гол Москве. Вскоре, однако, московским форвардам удалось прорвать цепь шведской защиты, и форварду Джонсу удалось провести мяч в ворота противников; эта часть хавтайма и была самой интересной, игра прошла здесь очень оживленно; шведы вновь взяли мяч на свою сторону и дружно повели атаку, в результате чего забили еще гол, так что хавтайм окончился победой гостей с незначительным перевесом голей 2:1; после 15-минутнаго перерыва игра возобновилась, но москвичи уже но смогли так энергично защищаться, причем им из нападения пришлось перевести в защиту нескольких форвардов; хавтайм закончился победой гостей; на этот раз москвичи проиграли в сухую 2:0, а всего первый день дал результата в пользу Швеции 4:1. На матче присутствовал in corpore комитет Лиги, официальный представитель Шведского союза и должностные лица спортивных организаций.

По Россiи.

ЦАРИЦЫН. Известная немецкая колония Сарепта приговором единогласно постановила перейти к хуторскому хозяйству и обратилась в царицынскую землеустроительную комиссию с просьбой о размежевании 15 000 дес. общественных земель на отрубные участки.

Русская почта.

Матрос с броненосца „Потемкин“.

В числе лиц, недавно арестованных сыскной полицией в Кутаисе по делу шайки вымогателей, захвачен, по словам „Баку“, некий Цинцадзе, личность которого долгое время оставалась загадкой для полиции. Года два назад он был арестован за участие в шайке известного разбойника Апрасиона Марквиладзе, подвизавшегося там в период волнений, но скоро убежал. Теперь полиция выяснила, что мнимый Цинцадзе в действительности Амбано Саманашвили, служивший в 1905 г. матросом на броненосце „Потемкин“ и ближайший сотрудник лейтенанта Шмидта. Саманашвили удалось избегнуть ареста и с помощью друзей бежать на родину.

Подкуп присяжных.

Своевременно сообщалось об оправдании в Вильно доктора Миклуцкаго, его сестры-акушерки и других, обвинявшихся в покушениях на новогрудского помещика Чечотта тестя Миклуцкого с целью получения наследства в четверть миллиона. Прокурор тотчас-же опротестовал оправдательный приговор. Теперь родственники Чечотта подали заявление, что присяжные были подкуплены. Начато следствие.

ДЕНЬ НАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА.

Члены комитета: С.С,Усов, Н.Н.Челенцов, г-жа Челенцова и др. приготовляют щиты и кружки для сборщиков.

Фонтан у бутырской тюрьмы.

Вчера, в пятом часу вечера, на мостовой у стены бутырской тюрьмы забил сильный фонтан воды из городского водопровода.
Струи воды поднимались выше проводов электрического трамвая.
Неожиданное зрелище собрало большую толпу народа.
Фонтан забил вследствие неопытности приставленного к этому водоразборному крану сторожа.
Отпустив несколько бочок воды, сторож не сумел во-время завернуть кран. Напором воды сторож был отброшен от водоразбора.
В шестом часу вечера рабочим удалось закрыть кран.

Фонтан на Бутырках.

Красная горка.

Количество браков уменьшается.

С сегодняшнего дня вступает в свои права:
«Красная горка».
Весенний свадебный сезон, наиболее популярный среди москвичей.
Узы Гименея соединять еще нисколько сот юных и не юных пар.
Брачная статистика отмечает интересный факт:
Количество браков с каждым годом неуклонно падает.
В 1906—1907 гг., когда господствовала «брачная эпидемия», количество браков резко увеличилось сравнительно с предшествовавшими годами.
В 1907 г. количество браков сразу увеличилось в полтора раза.
Но затем наступил «перелом»:
Желающих связать себя узами Гименея становилось с каждым годом менее.
Москвичи, очевидно, стали предпочитать оставаться «свободными».
С уменьшением количества браков «опростилась» и свадебная обстановка.
В былое время, когда размах жизни был шире теперешнего, каждую «красную горку» было несколько помпезных свадеб.
Теперь о свадьбах, на которые бы тратились тысячи, что-то не слышно.
Выводится из моды обычай устраивать свадебные «пиршества», вызывавшие некогда массу толков среди обитателей Замоскворечья или Таганки.
Исчезают и свадебные «традиции».
В былое время в конце свадебных ужинов было принято подавать особый напиток, называвшийся «ломпопо»:
Смесь всевозможных вин с коньяком и ликерами.
В серебряный жбан, наполненный «ломпопо», опускался грандиозный зажаренный сухарь из черного хлеба, немилосердно шипевший.
Изменился и самый свадебный «кортеж».
Нашим бабушкам и прабабушкам подавали ехать «под венец» громоздкую, неуклюжую «золотую» карету, запряженную четверкою или даже шестеркою лошадей, с мальчишками-форейторами.
На высоких козлах восседал преисполненный важности кучер в голубой или малиновой шапке.
На запятках стояли два «гайдука» в треуголках.
Теперь в такой карете едва ли кто поедет.
Ея место занял элегантный автомобиль.

EGO

Китайская междоусобица.

ТЯНЦЗИН, 20,IV-3,V. Вековая вражда между Севером и Югом Китая вспыхнула с новой силой.
Политические деятели южан намерены, видимо, использовать настоящий момент для превращения Юга в самостоятельное государство со столицей в Нанкине.
Активнейшие деятели нового движения, возникшего при явном сочувствии Суньятсена, - губернаторы в провинциях Аньхой, Киангси и Квантун, - ручаются за полное беспрекословное повиновение подвластных им войск. [...]

Япония и С. Штаты.

ХАРБИН, 20,IV- 3,V. Из Токио телеграфируют:
На митинге в парке Хибайя, в присутствии многотысячной толпы, ораторы призывали к войне с Америкой.
Газет ы доказывают, что допустить в Калифорнии применение закона о праве собственности иностранцев - значило бы уничтожить плоды русско-японской войны и низвести Японию на степень второстепенной державы.
Торговая плата, обычно сдержанная, постановила требовать от правительства защиты калифорнийских японцев.
Премьер экстренно был принят во дворце.
Циркулируют слухи, что Япония прибегнет к морской демонстрации, для чего флот уйдет к Филиппинам.

Утро России

Дегаев в Америке.

(Письмо из Нью-Иорка).

В нью-иоркских эмигрантских кругах распространились слухи о том, что секретарь здешнего русского консульства г. Полевой в действительности есть не Полевой, а... Дегаев!
Правду сказать, публика уже привыкла несколько к сюрпризам, которыми ее время от времени угощают сказки русской охраны о темных рыцарях «без страха», но не без упреков. Однако новое «открытие» вызвало у многих улыбку недоверия: ведь писали уже, что Дегаев умер.
Чтобы устранить всякие сомнения, я отправился к самому источнику сенсационного разоблачения.
        — Скажите, пожалуйста, — обратился я к Меньшикову, — правда, что вы открыли Дегаева?
        — Это так и не так. Вам сообщили правду, но не всю: публика еще не знает подробностей, а в них вся суть. Вам я их могу сообщить теперь же. Начну, как говорится, от Адама.
Вы, конечно, знакомы с историей дегаевщины, которая является прототипом современной нам азефовщины. Не стану поэтому на ней останавливаться и перейду прямо к ее эпилогу.
Как известно, Сергей Дегаев после убийства инспектора секретной полиции Судейкина скрылся за границу. Здесь он исповедался перед членом Исполнительного Комитета партии Народной Воли, а ныне членом совета главного управления по делам печати и статским советником Львов Тихомировыми. После этого Дегаев исчез, спрятав «концы в воду»—почти в прямом смысле, как вы это увидите из дальнейшего.
Изучая политический шпионаж, я не мог не остановить своего внимания на личности Дегаева. Меня заинтересовала загадка -психологии знаменитого провокатора и всегда интересовал вопрос: чем он кончил? Но сведения о С. Дегаеве были очень скудны. Единственное определенное указание на его местопребывание я нашел в документах департамента полиции. В них говорилось: «По сведениям за 1893 год в Буффало проживает некий Дегаев, который состоять членом многих революционных обществ; а по агентурным сведениям за 1895 г. выходило, что «Дегаев проживает под именем Горева в окрестностях Чикаго»...
Но в 1909 году распространилось известие, что «С. Дегаев умер в августе прошлого года после довольно блестящей карьеры профессора математики в равных университетах Америки, Австралии и Новой Зеландии, при чем одно время он занимал место декана где-то в Австралии».
Источником приведенного сообщения оказался нью-иоркский корреспондент газеты «Голос Москвы» некий г. Fields. Это меня очень заинтересовало. Тогда же у меня возник вопрос: каким путем посчастливилось этому мало известному господину приподнять тяжелую завесу, скрывшую загадочную фигуру Сергея Дегаева?
Сам г. Fields рассказывает об этом так (беру цитату из газеты «Речь»): «Около месяца тому назад я получил от одного моего знакомого профессора химии в одном из известных американских университетов письмо с посылкой. Профессор извещал меня, что его давнишний приятель умер в Зеландии и оставил после себя записки, которые просил его передать мне, если когда-нибудь разыщет меня, ибо со всей своей семьей Дегаев разошелся, или, лучше сказать, все его родные отвернулись от него, и потому он никогда с ними не переписывался. Записки его оказались до крайности интересными; видимо, Дегаев следил за революционным движением в России до самой смерти. Особенно интересной является его записка по поводу статей о нем в русских газетах и в «Былом». Записку эту, видимо, он хотел послать в Россию для опубликования. Другая записка,—характеристика бывших вожаков русской революции, тоже крайне интересна, и в ней проглядывает аналитический ум Дегаева»... И так далее.
В статье г. Fields’a заключались такие детали, которые говорили в пользу правдивости его сообщений, но в то же время других подтверждений о смерти Сергея Дегаева не было. Поэтому невольно думалось: не мистификация ли это все? Кто такой, г. Fields, которому таинственный профессор химии передал записки Дегаева?
Эти вопросы встали передо мною снова, когда я приехал в Соединенные Штаты. Мне очень хотелось найти следы Сергея Дегаева в Америке. Мои розыски однако не имели успеха. Большинство старожилов здешней эмигрантской колонии отозвалось полным неведением. Быль ли в Буффало Дегаев—никто не знает. Да и трудно допустить, чтобы провокатор-убийца жил под своей настоящей фамилией. Горева некоторые помнят, но этим псевдонимом пользовался другой, хорошо известный политический деятель (он убит во время последнего переворота в Мексике). Находился ли С. Дегаев вообще в Америке, где он теперь и что с ним, - казалось никому неизвестным.
Более мне посчастливилось с г.А Fields’oм. С ним мне довелось познакомиться лично. Минувшим летом ко мне явился как-то маленький, кругленький человечек, лет за 45, буржуазного типа, с небольшими бегающими глазками. Он отрекомендовался: «Полевой, корреспондент «Нового Времени»...
        — Вы—господин Fields, помещающий в этой газете юдофобские статьи?—спросил я гостя.
        — Совершенно верно. По-английски— Fields, а в переводе на русский язык— Полевой. А жидов, признаюсь, я не терплю...
Разговор наш был краток. Я заявить, что таким органам печати, каким является «Новое Время», интервью не даю...
        — А у вас тут не пошаливают?— спросил мой собеседник, прощаясь (время было вечернее, а жил я на окраине города).
Я вышел проводить храбреца до первой большой улицы...
Пугливость г. Полевого как-то бросилась мне в глаза. Да и физиономия его напомнила мне что-то знакомое. Я стал раздумывать. По ассоциации идей пришли да память фотографии с Дегаева. Склад лица, нос, лоб—да, много общего. Да неужели я видел самого пресловутого судейкинского агента?.. И я не поговорил с ним как следует! Какая досада... Да нет, это невероятно! Стал наводить справки о Полевом. Выяснилось: он из бывших военных; имел какое-то отношение к Дегаеву; жил и в Саратове ; в Америке находится более 20-ти лет; служит в страховом обществе «Эквитебль»; поддерживал прежде знакомство кой с кем из местных революционеров и был близок с Оларовским, бывшим здесь консулом и занимавшимся организацией сыска в Соединенных Штатах. Наконец, я достал визитную карточку, на которой значится:
„М-г Vladimir P. Polevoy, Secretary of the Russian Imperial Consulate General Hew-Iork”. Итак, Полевой на только корреспондента русских черносотенных изданий, но и секретарь консульства. Зовут его Владимир Петрович... Но у Дегаева был брат с таким же именем! Что за совпадение, — подумал я, — начиная копаться в своих материалах. Стал просматривать секретный «Список лиц, разыскиваемых по делам департамента полиции», официальное издание. И сразу наткнулся на сюрприз: под № 171, в списке значится буквально следующее: «Дегаев, Владимир Петрович, он же Полевой-Дегаев; родился в 1864 году; отставной фейерверкер... Имеет брата Сергея, обвиняемого в убийстве подполковника Судейкина. Проживал в Саратове и, состоя там на службе по полевой артиллерии, занимался распространением революционных учений среди местных военно-служащих и вел обширные сношения с деятелями социально-революционного сообщества; в 1883 году прибыл в С.-Петербург и был прикомандирован к 5-й батарее 1-й гвардейской артиллерийской бригады; затем, будучи уволен в запас, скрылся в декабре того же года и поселился в Стокгольме»... Относительно того, какую меру надлежит предпринять по отношению к В. Дегаеву, там же значится: «Обыскать, арестовать и препроводить в распоряжение начальника с.-петербургского губернского жандармского управления». a1 В трех словах: «Он же Полевой-Дегаев» я нашел ключ для разгадки ребуса. Стало ясно, почему записки С.Дегаева попали в руки г. Fields’а, не кого-либо другого. Правда, оно как будто не вязалось: «Занимался распространением революционных учений», «обыскать, арестовать», и... секретарь консульства. Но как ни казалось несообразным, что дипломатическим чином совсем недипломатично является «нелегальный», то обстоятельство, что «Полевой — Дегаев», все-таки оставалось фактом. Другие поразительные совпадения в имени, отчестве, звании, возрасте, приметах и т. д. вполне подтверждают его.
        — Я все-таки недоумеваю: неужели консульство не знало, что Полевой есть Дегаев и что он разыскивается.
(Продолжение во вторник).
Нью-Иорк.                 НЕЗАВИСИМЫЙ.

Находка древних памятников.

В Херсоне, на углу Панкратьевской и Дворянской ул., вследствие обвала мостовой, обнаружены подземные ходы, в виде галерей, внутри которых имеются какие-то остатки древности. При раскопках рабочие проникли в эти галереи и нашли их обложенными стенами с надписями и рисунками. Кроме того, здесь обнаружены какие-то символические знаки, кресты и даты, написанные арабскими цифрами. Интересно то, что надписи на стенках напоминают еврейские письмена. Осмотр галереи затруднен. По поручению хранителя археологического музея, один из его помощников пытался проникнуть туда, но в своде над галереей образовалась от сотрясения трещина, грозящая ежеминутным обвалом всего свода.