05 мая (22 апреля) 1913 года

День (Петербург)

Перелет Москва – Серпухов – Москва.

Летчик Габер-Влынский пролетел в Серпухов со спуском в Подольске и обратный путь - 93 версты - покрыл без спуска в 55 минут.
Летавший вне конкурса поручик Наугольников совершил перелет в Серпухов со спуском в Подольске и на обратном пути спустился близ Москвы, не долетев до аэродрома.

Московская Газета

Стоверстный пробег на мотоциклетках.

Вчера состоялся стоверстный пробег мотоциклеток на 17 версте ярославского шоссе около с. Малые Мытищи, организованный комиссией при научном техническом автомобильном кружке Императорского Технического училища. Участвовало 15 машин. Старт был дан в 12 ч. 21 м. Цель пробега — установление средней скорости и 4 выносливости машин.
Первым пришел X.П.Сапрыкин на машине „Н. С. У.“ 1 ½ силы, вторым — Н.П.Терентьев на такой же машине в 2 ½ силы. Третьим пришел T.П.Сапрыкин на такой же машине в 2 ½ силы. Сто верст они сделали со следующей скоростью: первый в 1 ч. 21 м., второй в 1 ч. 24 м. и третий в 1 ч. 25 м.
Участникам пробега будут розданы 6 призов—золотые и серебряные вещи, главным же образом части машин.

На выставке футуристов.

Ничего не понимаю, - надо будет эту картину купить.

Страничка мод.

Вместе с возвратом к стилю рококо последние модные новости принесли миленькие маленькие шляпы с повязкой под подбородком, напоминающие эпоху Ватто. Возможно, что практически появлению их способствовало сериозное гонение на дамские шляпные булавки, которые немецкими юристами квалифицированы, как „угрожающие общественной безопасности“ со всеми карательными последствиями предусматривающей это статьи уголовного кодекса. Может быть хоть эти шляпки научат наших дам способу украшать себя без угрозы выколоть глаз ближнему.

Яды Парижа.

(Письмо из Парижа).

Насмотри на строжайший запрет продавать опий в аптеках без разрешения врача и на строгий правительственный контроль за доставкой его, в Париже, да и не в одном Париже, торговля им идет вовсю Нет ничего легче, чем раздобыть в Париже опий или кокаин. Недавно один из местных журналистов, предпринявший специальное расследование по этому поводу, убедился в этом.
        — Я, — рассказывает он, — не только .раздобыл с необычайной легкостью большое количество опиума и кокаина, но и столь-же быстро нашел для закупленной мною партии нового покупателя. Кто хочет приобрести грамм или килограмм опиума или кокаина, тот должен только обратиться к специальному торговцу этим товаром. Их в Париже гораздо больше, чем это можно допустить. Некоторые из них в ночное время открыто располагаются пред ресторанами и другими злачными местами и на улице продают и опий и кокаин.
Я обратился к одному из таких продавцов и с таинственным видом сообщил ему, что хочу заняться торговлей опиумом и кокаином. «Я вас с удовольствием познакомлю с оптовыми торговцами этим товаром, так как я сам только маклер по этой части. Мы встретимся завтра в одном кафе. Приходите туда тоже, и я вас познакомлю».
Маклер оказался очень словоохотливы и рассказал мне чрезвычайно много любопытного о своеобразном мирке торговцев опиумом, ведущих крупную оптовую торговлю кокаином и опиумом.
Оптовик имеет посредника в Тулоне и Maрсели, который ему доставляете эти яды в нужном количестве. Кокаин, обыкновенно доставляется из Германии. Оптовик, в свою очередь, ведет уже свои дела по перепродаже чрез нескольких маклеров, стараясь, чтобы они не были знакомы друг с другом.
На обязанности этих маклеров лежит доставлять опий и кокаин специальным притoнам, где происходит употребление этих ядов, и отдельным потребителям их.
Запас, взятый у оптовика, иссяк, и маклер отправляется к оптовику, у которого всегда достаточное количество товара Оптовик в определенный час всегда заседает в определенном кафе, где принимает заказы от маклеров. Как люди осторожные, оптовики эти никогда не сообщают адреса своей квартиры и своей настоящей фамилии. При торговых сношениях опиум называется всегда только буквой «О».
Согласно условию я на завтра, в 2 часа дня, был на условленном месте в кафе. В это-же время с деловой аккуратностью появился и оптовик и занял место за нашим столиком. Рекомендация маклера не внушала никаких сомнений. «Вы знаете мои условия продажи? — спросил оптовик,— я продаю только за наличный расчет и через час после заказа вы уже получаете заказанное Сколько вам нужно?» — «500 грамм опиума и столько-же кокаина». Оптовик тут-же любезно сообщил мне, что он торгуете и гашишем, и морфием. В половине девятого вечера того-же дня он назначил мне свидание в другой кофейне, где я должен был получить свой товар. И ровно в половине девятого я его и получил.
Маклер взялся помочь мне продать приобретенный товар, И на следующий день я действительно весь запас продал. Для этого я посетил целый ряд специальных притонов. Почти, все они в руках женщин. Потом мы посетили частных опиоманов. Все они встречали нас с какой-то нервной радостью, и вовсе не поражались тому, что в качестве продавца к ним явился совершенно незнакомый человек. Все почти они одновременно с опиумом заказывали нам и кокаин, так как большинство курильщиков опиума в то же время и кокаинисты. Друзья опиума, которых мы посетили, принадлежат к самым различным слоям общества. И дама полусвета, и заведующий конторой большого страхового общества, и актер, и много других.

Т. 0-н.

Московская Копейка

УТОЛИТЕЛЬ МУК.

Моихъ страданiй
       Великъ итогъ:
       Милльонъ терзанiй,
       Милльардъ тревогъ.
               То ночью воры
               Меня страшатъ,
               То кредиторы
               Весь день звонятъ;
       То на пьянино
       Бренчать съ утра
       Или дочурка,
       Или сестра;
               На граммофонѣ,
               Чтобъ крикъ унять
            Дитяти,—няня
               Начнетъ играть;
       Жены съ кухаркой
        (Совсѣмъ содомъ!)
       Въ «бесѣдѣ жаркой»
       Крикъ на весь домъ;
               Порою теща
               Начнетъ вдругъ пѣть,—
               Такого пѣнья
               И не стерпѣть.
       А я же чутокъ
       На всякiй звукъ...
       О, как забыться
       Отъ этихъ мукъ?
               Шустовъ, спасибо!
               Мнѣ все пустякъ,
               Съ тѣхъ поръ, какъ сталъ я
               Пить твой коньякъ.         X.Z.

Перелет Москва – Подольск – Серпухов - Москва.

Вчера состоялся перелет Москва—Подольск—Серпухов—Москва, при участии Б.А.Наугольникова, „Фарман №7“, и A.И.Габер-Влынского „Ньюпор“, с пассажиром, механиком г. Плотниковым. Оба аппарата—фабр. Ю.Л.Меллер.
В 7 ч. 50 м. утра вылетел пор. Б. А. Наугольников. Пролетев до с. Бутова, летчик заметил, что у него от мороза покрылся льдом корбюратор и лопнули масляные трубки, в виду чего он спланировал с высоты 800 метров вполне благополучно в 4 верстах от шоссе, дошел до имения В.К.Феррейн и оттуда известил по телефону аэродром, каковой тотчас же отправил к нему на автомобилях механиков и нужные части. Но помощь эта запоздала, так как, узнав об остановке, на помощь авиатору тотчас был выслан механик с Фабрики компании Зингер в Подольске. Немного отдохнув, летчик долетел до Подольска, где на спортивной площадке уже собралась многотысячная толпа.
Вскоре после этого прилетел, поднявшийся в Москве около 2-х часов, А.И.Габер-Влынский.
Совершив несколько кругов над плацем, оба летчика отправились к Серпухову, какового и достигли без всяких приключений.
В Серпухове к этому времени был приурочен авиационный день на плацу спорта и оба летчика проделали несколько фигурных полетов. После этого оба они поспешили в Москву, при чем A.И.Габер-Влынский совершил безукоризненно, а Б.А.Наугольников, возвращаясь вечером в Москву, вдруг почувствовал, что его мотор не работает, спланировал около артиллерийского склада, неподалеку от Ваганьковского кладбища, и сел на деревья. „Фарман“ без малейшего повреждения, повис, как подстреленная птица, на ветвях, а летчик сошел на землю.
Извещенный по телефону, сюда прибыл подп. Квятницкий, который и привез летчика на аэродром, где в членской беседке собрались к этому времени для встречи представители спортивных обществ и местные власти.
Недолго заставил ждать себя прибытием на московский аэродром и А.И.Габер-Влынский, совершивший перелет, в 115 верст от Серпухова, в 55 минут, ни разу не остановившись все время вдоль шоссе.
Полет вдоль шоссе произвел, на протяжении всех 115 верст, от Москвы до Серпухова, на окрестное население большое впечатление. Всюду на дороге тесными группами стояли любопытные.

Перелет Москва—Тверь.

В ближайшем будущем назначен на таких же условиях перелет Москва—Тверь, а также круговые полеты по окрестностям Москвы.

В КИТАЕ.

ЧУГУЧАК. (Соб. кор.). Местными китайскими властями сделано распоряжение киргизским укурдаям о поставке тысячи верблюдов для военных нужд. Киргизы исполнить это требование категорически отказались. В случае применения силы неизбежен бунт.

Германский официоз «Norddeutsche Allgemeine Zeitung» заявляет, что в ближайшем будущем в Албании предстоит выступление Австрии совместно с Италией.
        Главной причиною намерений Австрии выступить совместно с Италией в Албании является возникновение противного Австрии движения в Албании.
        Германские газеты сообщают, что Россия и Франция закупили крупные земли в Албании.
        Между войсками Эссад-паши и Джавид-паши в Албании произошла стычка. Эссад-паша оказался победителем.
        Турция назначила уполномоченных для подписания предварительного мирного договора.
        Французский министр-президент Барту произнес на банкете в Кане речь, в которой восхвалял усилия держав в пользу мира.
        Чешские газеты констатируют ухудшение экономического положения Австрии.
        Королева Эллинов София разрешилась от бремени дочерью.
        Между Турцией и Болгарией начались переговоры о новой отсрочке перемирия.
        Русский посланник в Афинах, Демидов представил сегодня греческому королю свои верительные грамоты.
        В Мангейме душевно-больной бросился с ножом на великого герцога Баденского.

Состоялся перелет Москва - Серпухов - Москва. Первым прилетел авиатор Габер-Влынский.

Стол. Молва

Швеция—Россия.

— Я—за Россию,—торжественно объявляет крохотный гимназистик, со всех сторон стиснутый необъятной волнующейся толпой.
Гимназистик — выразитель общего мнения, потому что и вся эта десятитысячная толпа—„за Россию“; хоть и следовало бы встретить победителей предыдущего матча—шведов—аплодисментами, но... народ безмолвствует.
Даже первый гол, забитый шведам, вызывает лишь сдержанные восторги. Мало-помалу, однако, настроение растет, и отчаянно нападающие шведы получают все больше и больше знаков несочувствия.
        — Матрин, поддержите! Матрин, не выдайте!—истерически восклицает какая-то дама. — Ради Бога, Матрин...
Но Матрин работает молодцом, а с ним и вся русская команда; в критические моменты, как один человек, замирает толпа, чтобы через мгновение вспыхнуть бурей крика, смеха, свиста...
С половины игры публика делится на пессимистов и оптимистов.
        — Где нашему теляти!..—вздыхают первые. — Сейчас шведы подтянутся и воткнут штук двенадцать. — Факт таков, что первый хавтайм дал ничью! - важно, но радостно парирует великовозрастный реалист. — Как хотите, но это—факт...
Шведы и вправду подтягиваются и отчаянной атакой вонзают еще голь, но, кстати, портят руку голкиперу Матрину; выбитый из строя Матрин покидает ворота; его заменяет один из форвардов; ослабленное нападение работает вяло и недружно...
        — Вася, наддай! — кричат из толпы Житареву.—Не пассуй этому лысому петербургскому марале.
Увлеченная сражением толпа покидает места, образует затор у веревки и устраивает „столпотворение вавилонское".
Новый импровизованный голкипер работает скверно, и скоро с полным правом принимаются злорадствовать пессимисты.
        — Это вам не под Полтавой,— иронизирует толстый господин в очках. — Наступил и шведский реванш.

Несмотря на малочисленность участников (2 летчика: инструктор военно-авиационной школы А.М.Габер-Влыпский и ученик этой же школы—пор. Астраханскаго полка Б.А.Наугольников), перелет представлял чрезвычайный интерес.
2 аэроплана, на которых летчики должны были отправиться в это 200 верстное воздушное путешествие, были уже к ночи на вчера готовы, выверены. Габер-Влынский должен был отправиться на 70-сильном двухместном „Ньюпоре“, пор. Наугольников—на двухместном „Фармане №7“.
Отлет пор. Наугольнвкова из Москвы был назначен на 7 час. утра; к этому времени аэроплан был уже вывезен из ангара. После пробного полета над аэродромом, пор. Б.А.Наугольников поднялся для перелета ровно в 7 ч. 50 м. Вначале он взял правильное направление, но затем, сбившись, повернул немного вправо, затем влево и наконец снова вправо. На аэродроме блуждания его в воэдухе начали вызывать довольно серьезное беспокойство, тем более что вскоре он исчез совершенно из виду, и никак нельзя было установить, взял ли он правильное направление. Беспокойство это еще больше возросло после того, как опрошенные пункты, над которыми он должен был пролетать, не имели никаких сведений о летчике.
В 9 ч. 50 м. на аэродром была, наконец, передана из имения Ферейна телефонограмма о благополучном спуске пор. Б.А.Наугольникова на пахотном поле села Чернево, в 5 верстах от шоссе (недалеко от ст. Бутово, в 10 верстах от Подольска).
Спуск произошел при крайне неблагоприятных условиях для приземления, так как авиатор находился в этот момент на высоте более 800 метров и при своем планирующем спуске должен был бы обязательно либо упасть на лес, окружавший поляну, либо на крыши изб.
Нисколько не смутившись, он смелым спиральным полетом сумел опуститься на поляну, повредив только правый амортизатор.
С аэродрома были немедленно посланы на место катастрофы все необходимые части для ремонта, механик, слесарь; с этим же автомобилем отправился заведующий мотоциклетной службы связи перелета Я.Гольберг, а также нисколько сотрудников московских газет.
Вблизи дер. Бутово пришлось оставить на шоссе автомобиль и отправить члена общества Я.Гольберга, механика, слесаря и все необходимое уже на лошадях, из-за полной невозможности пробраться с помощью автомобиля на место спуска.
Но здесь-то и произошел довольно любопытный инцидент.
Когда экипаж приближала к месту катастрофы, вдруг над лесом появился „Фарман” Наугольникова, несшийся с огромной быстротой по направлению к Подольску. Все оставались в полном недоумении.
Как оказывается, при вылете из Москвы, пор. Б.А.Наугольников сбился с дороги, попал на брестское шоссе и выяснив после 40-минутного блуждания в воздухе всю неправильность принятого им направления, решил взять круто влево, перпендикулярно брестскому шоссе. На этот раз попытка его начинала увенчиваться успехом. После 20-минутного полета, он мог уже видеть подольское шоссе, город Подольск. Но вдруг услышав, что двигатель начал „фыркать", он только тогда заметил, что резиновая масленая трубка лопнула. Необходимо было немедленно предпринять спуск, в противном случае двигатель мог бы перегореть и повлечь за собою неминуемую катастрофу. Порча этой масленой трубки была вызвана тем, что пор. Б.А.Наугольников поднялся на такую высоту, что попал в облака и в снег. Понятно, что перемерзшая трубка должна была лопнуть.
Дальнейшее путешествие пор. Б.А.Наугольникова не было чревато никакими неожиданностями. Около часу дня он прибыл в Подольск, где приземлился около фабрики Зингера. В Подольске его никто не ожидал, т. к. никто и не предполагал о столь скором исправлении повреждения и столь скором прибыли. Но вскоре весть о прилете аэроплана облетела весь Подольск, и к месту спуска собрался буквально весь город. В 3 ч. 30 м. в Подольск прибыл А. М. Габер-Влынский, поднявшийся с московского аэродрома около 3 часов.
Из Подольска А. М. Габер-Влынский и поруч. Б. А. Наугольвиков один за другим полетели дальше на Серпухов, отложив весь этап Подольск—Серпухов почти в одно п то же время— около 45 минут.
В Серпухове спуск произошел на площадке серпуховского о-ва спорта.
Отдохнув там немного и совершив несколько фигурных полетов, А. М. Габер-Влынский и поруч. В. А. Наугольников отправились прямым путем в Москву, не останавливаясь в Подольске.
А. М. Габер-Влынский вылетел из Серпухова в 6 ч. 10 мин. и прибыл на московский аэродром в 7 ч. 5 мин., отложив все это стоверстное расстояние в 55 минут. Пор. Б. А. Наугольников поднялся в 6 ч. 30 мин. и долетел благополучно почти до самой Москвы, но, не долетая 6-ти верст до звенигородского шоссе, должен был спуститься. Аэроплан был там оставлен им на ночь, и сегодня утром он будет доставлен по воздушному пути в Москву.