09 июня (27 мая) 1913 года

Московская Газета

Дом Суворова.

Военно-историческое о-во в Москве после предпринятых изысканий установило, что фельдмаршал А.В.Суворов, когда проживал в Москве, квартировал в доме, принадлежащем в настоящее время К.И.Гагман на Никитской ул.
Известно, что в это время А.В.Суворов пел на клиросе в церкви Феодора Студита, в приходе которого был дом К.И.Гагман. Военно-историческое о-во решило поместить на дом К.И.Гагман мраморную доску с надписью: «Здесь жил Суворов». Надпись решено сделать лаконической потому, что так именно любил выражаться сам великий полководец. По его, напр., завещанию на его могиле написано «Здесь лежит Суворов».
Сооружение доски принял на свой счет владелец дома К.И.Гагман.

Московская Копейка

Гope.

Скучно дома, нет терпенья...
       Я к приятелю пошел.
       И его я к удивленью
       В огорчении нашел...
       — Что с тобою, друг, случилось!
       Отчего такой ты злой...
       Или горе приключилось
       Что сидишь ты, сам не свой?!
       Я в его поднятом взоре
       Боль душевную прочел
       Он сказал мне: вышло горе.
       От меня лакей ушел!
       А какой был ловкий малый,
       Подмести ли, пыль стереть,
       Что ни сделает, бывало.
       Любо-дорого глядеть!
       Года два, ведь, с половиной
       У меня он прослужил...
       Напоследок без причины,
       Взял, да подлость сотворил ..
       — Э... э.. э... какое вышло горе.
       Стал его я утешать:
       — Ты готов, наверно, море.
       Слез горючих проливать!
       Ну, найдем себе другого,
       В свете мало ли людей,
       Поищу и я, и снова
       У тебя будет лакей!
       Он мне молвил вновь краснея
       — Не о том моя печаль...
       Ты ушедшего лакея
       Очень думаешь мне жаль!
       Нет совсем не через это
       Я разнервничался так...
       Уходя, он из буфета
       Украл Шустовский коньяк!

Рабочая жизнь.

Забастовка на фабрике Богатырь.

На место забастовавших укладчиков наняты новы е рабочие. Забастовавшие находятся без работы. Рабочие просят нас сообщить, что они не получали 65 р. помощи от петербургской фабрики.

В литографии С. Коноваловой.

В виду забастовки накладчиков некоторые машины стали и хозяин заявил нескольким накладчикам, что он не будет им платить жалованья до тех пор, пока но пойдут машины.

Биржа труда.

Постройка биржи труда скоро будет окончена и в августе она приступит к своей деятельности. Биржа труда главным образом будет иметь значение для пришлых рабочих. Но среди профессиональных рабочих организации возникает мысль использовать биржу для всех профессий. В каждом обществе имеется бюро труда, постоянно занятое приисканием места для безработных. Бели эти бюро труда будут хорошо осведомлены о деятельности биржи, то вполне возможна совместная деятельность. Общества предполагают возбудить вопрос о допущении своих представителей в совет биржи.

Страхование рабочих.

Общество фабрикантов и заводчиков московскаго промышленного района предполагает открыть к осени более 300 отдельных больничных касс, с количеством рабочих свыше 200 тысяч человек. Кроме того будет открыто несколько общих больничных касс.

ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТОРА ВИЛЬГЕЛЬМА.

БЕРЛИН. Сегодня начались торжества празднования 25-летия царствования императора Вильгельма II. Они открылись освящением германского стадиона Олимпийских игр в присутствии императорской четы, принцев и принцесс королевского дома, императорского канцлера, всех министров, русского, английского, американского и японского послов, многих посланников и представителей аристократии.
Стадион устроен германскою комиссией по организации Олимпийских игр, состоящею под покровительством кронпринца, и является величайшим в свет по своим размерам, образуя амфитеатр посредине груневальдского ипподрома. На стадионе имеются места для 30 000 зрителей; диаметр его арены равен 254 метрам. Успех этого предприятия составляет главным образом заслугу бывшего министра земледелия Подбельского. Здесь состоятся международные Олимпийские игры в 1916 г.
Подбельский обратился с приветственной речью к императору Вильгельму, как покровителю германского спорта.
Вслед за этим перед императорской четой продефилировала грандиозная процессия в составе 32 000 представителей германских спортивных обществ, в том числе 10 000 гимнастов, 9 000 представителей «союза молодой Германии», соответствующего русским потешным организациям и насчитывающего в настоящее время полмиллиона членов, и 100 представителей академического союза телесных упражнений. Все эти делегации проходили с развернутыми знаменами.
В начале торжества стадион облетел аэроплан. После речи Подбельского были выпущены 10 000 военно-почтовых голубей, которые разнесли эту речь по всей Германии. Император принял в свой ложе депутацию международного комитета Олимпийских игр. (Соб. кор.).

ТАЙФУН.

МАКАО. Пронесшимся в течение 4 минут тайфуном произведены большие опустошения. Погибло множество джонок, обломки которых преградили фарватер устья реки Сицзяняи. Полагают, что утонуло свыше 100 человек. Во время бури китайские моряки взрывали бомбы и петарды для заклятия богов. (Аг. Рейтера).

ОТКРЫТИЕ МОСТОВ ЧЕРЕЗ ЗЕРАВШАН.

ЗИРАБУЛАК. В 12 верстах от станции Зирабулак, в присутствии приглашенных лиц из русской колонии в Бухаре, с управляющим политическим агентством во главе, состоялось торжественное открытие двух мостов через Зеравшан, построенные на средства эмира бухарского.

ПЕРЕСТРЕЛКА С ПОЛИЦИЕЙ.

ВАРШАВА. На пароходной пристани прибывшие из Плоцка 4 злоумышленника, которых пыталась задержать полиция, убили выстрелами из браунингов двух городовых, ранили полицейского надзирателя и скрылись.

ПОЖАРЫ.

МОГИЛЕВ губ. В селе Езерах, Чериковского уезда, сгорело 157 крестьянских дворов. Убытки превышают 75,000 рублей. Образован комитета для сбора пожертвований. В огне погибли трое крестьян.

ПО РОССИИ.

КАЗАНЬ. Сегодня через Романовский железнодорожный моста пропущен первый пассажирский поезд из Казани. Завтра открывается сплошное движение поездов. Торжество открытия моста состоится 11 июня.

ДВИЖЕНИЕ СУДОВ.

РЕВЕЛЬ. Пришли из Гельсингфорса эскадренные миноносцы «Генерал Кондратенко», «Сибирский Стрелок» и «Охотник».

Государь Император в Кремлевском дворце в Москве изволил принять депутации, затем вместе с Августейшей Семьей посетил Новоспасский монастырь, присутствовал на фамильном завтраки у вел. кн. Елизаветы Феодороввы, посетил купеческую управу.
        В Зирабулаке состоялось открытие двух мостов через Заревшан, построенных на средства эмира бухарского.
        В Варшаве на пароходной пристани 4 злоумышленника убили 2 городовых и ранили полицейского.

Английский король Георг на завтраке данном мирным делегатам балканских государств, предостерегал их от междоусобной войны.
        В Германии начались торжества по поводу 25-летия царствования императора Вильгельма.
        Турция не распускает войск на Чаталдже, ожидая решения конференции по вопросу о военном вознаграждении, на которое Турция не согласна. В войсках брожение.
        В австро-венгерском флоте восстанавливается прежний порядок, запасные увольняются.
        Судебные власти в Шанхае получив приказ арестовать Хуапсина по обвинению в участии в деле о бомбах.
        Японской правительство заявляет России протест по поводу закрытия арендованных Японцами в Приамурье рыболовных участков.
        Близь Куксгафена английский пароход столкнулся с германским пароходом. Пароход пошел ко дну. 6 человек погибли.
        В Тулоне в присутствии Пуанкарэ состоялся парад морских войск.
        Близ Керманшаха обнаружены заболевания бубонной чумой.
        При попытке бежать убит персидскими жандармами приверженец экс-шаха Махмуда Верамини, находившийся под русским покровительством.
        Пронесшимся в течение четырех минут тайфуном близ устья Сицзяна произведены большие опустошения. Погибло более 100 человек.

Стол. Молва

ЗАГРАНИЧНЫЯ ВЂСТИ

Интерес к выступлениям г-ж Иды Рубинштейн в Париже не ослабевает. На объявленные десять постановок новой пьесы д`Аннунцио „Пизанка“ с Идой Рубинштейн в заглавной роли билеты все и давно распроданы. Драма пойдет на-днях в театре „Шатлэ“.

На-днях в Лондоне должен состояться любопытный процесс—иск известного русского художника Л. Бакста к дирекции Ковентгарденовской оперы, т.-е. к оперному синдикату.
Иск вчинен на том основании, что директора лондонской оперы нашли, что некоторые декорация Бакста для русского балета „не подходить по стилю” к сцене Ковентгарденовскаго театра, т.-е. что они написаны в слишком „модернизованном духе“, и поэтому дирекция воспротивилась их применению на своей сцене.
Процесс обещает быть очень любопытным, так как в качестве экспертов будет вызван ряд выдающихся английских художественных и театральных критиков.

Вагнер в мюзик-холле. Знамение времени. Первое сценическое представление (в отрывках, впрочем) „Парсифаля“ в Англии состоится на сцене крупнейшего лондонского мюзик-холла „Колизеум“.
Как известно, эта опера Вагнера только в нынешнем году разрешена к повсеместной постановке, и до сих норь ставилась только в Байрете.

Пуччини закончил новую онеру „Свет погас” на сюжет рассказа Р. Киплинга того же названия. Опера будет поставлена в начале августа одновременно в Лондоне и во Флоренции.

На-днях в Бреславле состоялось первое представление новой драмы Г. Гауптмана, написанной по случаю столетнего юбилея освобождения Пруссии от ига Наполеона.
Город Бреславль пригласил Макса Рейнгардта для постановки этой пьесы, главным действующим лицом в ней является Наполеон; участвующих до 2000 человек.

Вокруг Старого Света на аэроплане.

Русский авиатор A. A. Кузьминикий рассказывал сотруднику „Нов. Bp.“ о том, как он облетел на аэроплане вокруг Старого Света.
В рассказе этом много интересного, почти сказочного.
А. А. Кузьминский потратил на свое путешествие целый 14 месяцев и сделал это время 157 полетов на моноплане Блерио.
Путь был таков. Из Петербурга до Владивостока, с остановками для публичных полетов даже в самых незначительных городах.
Из Владивостока — на Хабаровск, Благовещенск, Харбин.
Здесь Кузьминский узнал, что в Китае еще не летали. Поборов всяческие затруднения, он устроил полеты в Мукдене. Авиатор летал над знаменитыми императорскими могилами, свидетелями кровавых боев русских с японцами. В Мукдене смотреть на полет собралось около 70,000 народу. Заглянув с аппарата вниз авиатор увидел, вместо обычных европейских шляп, огромное черное море — то были косы нагнувшихся в ужасе китайцев. Вице-король (теперь генерал-губернатор республики) Джаарсюаь, по окончании полета устроил в честь русского авиатора блестящий раут.
Следующий полет происходил в Тяньцзине. Здесь идея авиации была уже дискредитирована: английский консул и французский приглашали летчиков, но те не поднялись. Китайцы, народ весьма практический, не хотели платить за билеты и говорили:
        — Если полетит, — заплатим. По окончании полета, который был особенно удачен, китайцы, которые при всей практичности отличаются большое честностью, собрали 1 200 долларов и принесли авиатору.
В Пекине Кузьминский получил разрешение летать в „храме неба”, но когда начались столкновения с монголами, китайские власти отказали наотрез. Тогда вступился русский посланник, г. Крупенский, а также посланники других держав, и Кузьминскому дали русский плац. Там он летал над так называемым „запрещенными городом“, над императорскими дворцами и дворцом Юаншикая, чего не видел ни один европейский глаз.
К этому рассказу Кузьминского о своем пребывании в Китае можно добавить следующий интересный факт.
Китайское правительство, уже знакомое с успехами авиации на основании докладов, прибывших из заграничной командировки китайских офицеров, решило и в Китае организовать военную авиацию. Единственным препятствием в деле осуществления этого намерения являлось отсутствие опытных китайских летчиков.
Авиатор Кузьминский своими полетами произвел такое сильное впечатление на китайских военных властей, что они не замедлили поручить ему организацию китайской военной авиации.
Кузьминский охотно согласился на очень выгодное предложение китайского правительства, но об этом факте вскоре сделалось известно в Петербурге. Среди членов всероссийского аэро-клуба поднялась самая усиленная агитация по вопросу о недопустимости русскому авиатору способствовать развитию военной авиации в Китае, в стране, находящейся из-за монгольского вопроса в крайне натянутых отношениях с Россией. Благодаря этой агитации авиатор Кузьминский и должен был отказаться от поста инструктора китайских военно-авиационных школ.
Полет в Ханькоу происходить в присутствии вице-президента республики, который подарил авиатору ценную вазу и орден. Китайцы не верили, что можно перелететь через их священную реку Янцзекианг — „Голубая река", — и, когда Кузьминский совершись этот перелет, изумление и восторг туземцев перешли всякие пределы.
После полетов в Нанкине и Шанхае Кузьминский поехал в Нагасаки и Иокагаму, но летать в Японии ему не пришлось: смерть микадо сделала японцев равнодушными ко всему на свете.
Тогда он уехал в Гонконг и оттуда — в португальскую колонию Мака китайское Монако, где масса игорных домов (очевидно, отсюда и произошло название карточной игры). Еще особенность этого города, это—то, что вовсе нет газета—все газеты запрещены.
Во всех этих диковинных местах летал Кузьминский, летал и в Тонкине.
Затем он прибыл в Камбоджи, где хорошо был принять королем. Король приказал, чтобы все бонзы молились за благополучный исход полета, и огромное количество бонз в желтых одеяниях собрались на плацу и жгли благовония в громадной бронзовой вазе. Когда полет окончился счастливо, король надел авиатору орден при звуках русского гимна и подарил бронзовую вазу (2 пуда весом) с золою сожженных благовоний, которая, по поверью камбоджийцев, приносить счастье тому, у кого она хранится.
Кузьминский летал затем в Сингапуре, где поражали огромные леса с деревьями в два раза выше самых высоких домов, обвитыми розовыми цветами н связанными причудливыми лианами. Под вечерь целые стада огромных рыжих обезьян со страшными головами, издавая пронзительный свиста, перекочевывали с дерева на дерево.
Он летал в Сиаме (Банкок), на острове Яве, где охотился на змей, кожи которых привез с собой: 8 аршин длины и почти аршин по середине. На Яве Кузьминский летал в 5 городах, при чем после полета перед султаном города Соло (голландская колония) он получил орден и запонки с драгоценными камнями в подарок.
Полет в Паданге и полет на острове Суматра закончили это замечательное путешествие по воздуху.
Через Коломбо и Порт-Саид Кузьминский приехал в Марсель, а оттуда в Париж.
Там Блерио, на аппарате которого все время летал Кузьминский, подарил русскому авиатору новый аппарат.
Во всех парижских газетах были посвящены А. А. Кузьминскому большие статьи; его портреты и снимки с его полетов появились во всех журнала.
А в России об этом удивительном путешествии знают только отрывками, только кое-что, почерпнутое из иностранных газет.