09 июля (26 июня) 1913 года

Голос Москвы

Как проводит лето профессор К.А.Тимирязев.

Известный профессор К.А.Тимирязев, справлявший недавно свой семидесятилетний юбилей, лето проводит около Клина, в дачном поселке Демьяново.
Демьяново – живописный уголок, окруженный тенистым парком с огромными прудами.
В парке высится обелиск, потемневший от времени, - в память посещения Екатерины II.
Когда-то Демьяново принадлежало одному из любимцев Императрицы... Маститый ученый, как известно, последние роды прикован тяжелым недугом к креслу.
Передвигаться самостоятельно он совершенно не может.
Время он проводит либо за чтением, либо за диктовкой своих мемуаров кому-нибудь из домашних.
К К.А. часто приезжают знакомые профессора, писатели, художники и артисты и подолгу гостят у него.
В тихие летние вечера К.А. в кресле выкатывают на балкон. Вокруг собираются гости. Завязывается разговор, пересыпаемый наблюдениями и воспоминаниями.
Незаметно разговор переходит в спор.
К.А. любит спорить.
Переспорить его невозможно. Спорит он подолгу искусно, до тех пор, пока не докажет противнику правоту своих мыслей.
После спора кто-нибудь из гостей декламирует.
Декламация сменяется игрой на рояле, пением.
Среди гостей нередко бывает известный композитор Танеев.
К.А. любит слушать его игру. На балконе зачастую засиживаются до утра...

А.-Эм-Ге.

Крым. Курорт. Листок.

ХРОНИКА

Д е т с к а я         к о л о н и я.

Бердянский отдел лиги борьбы с туберкулезом открыл детскую колонию для слабых детей, учеников начальных школ. В колонии будет помещаться 15 ч. детой. Пока колония помещается в частном заарендованном доме, в будущем-же выстроят и собственное здание на подаренном для этой цели городом участке. Южные-Ведомости

ПРИЕЗД ТОВАРИЩА МИНИСТРА.

Вчера прибыл на завод к открытию броневого отделения при „Никополь-Мариупольском” заводе товарищ морского министра контр-адмирал Бубнов. Приезд товарища министра чествовался обедом. Осмотрев броневое отделение и мартеновский цех, г. товарищ министра вместе с сопровождавшими его лицами отбыл в порт, откуда затем отбыл в Феодосию.

СОБИРАНИЕ СВЕТА.

Уже давно была изобретена особая жидкость, которая собирает лучи света и во тьме отдает собранный за день свет.
Один английский химик, Покэр, изобрел такой состав, который будучи закупоренным, навсегда может сохранить собранный свет.
Такой состав имеет громадное значение для стран, где дорого топливо и нет естественного света. В длинные северные ночи можно дешево освещать помещения собранным за лето светом и быть спокойным за то, что не нужно ни возобновления энергии ни дорогого топлива.
Предприимчивый англичанин образует компанию для эксплуатации своего изобретения в самых широких размерах. Дешевизна этого состава должна поразить всех и изгнать из обихода всякое другое освещение.

Итальянская королевская чета отбыла из Швеции в Италию.
        Сильный болгарский отряд перешел на сербскую территорию и занял Княжевац.
        Сербы стали разрушать * железную дорогу, ведущую к Нишу и Пироту.
        По греческим сведениям, трехдневные бои Греков с Болгарами закончились победой Греков на линии озеро Андана до Нигриты.
        Один из членов турецкого кабинета в беседе с нашим корреспондентом сообщаете о решении Турции не вмешиваться в новую балканскую войну, но держать армию наготове в виду возможности осложнение.
        Румыния уклонилась от предложения Австрий относительно вмешательства.
        Румынский наследный королевич назначена главнокомандующим действующей армией.
        На Дунае румынский пограничный пост стрелял в австрийский пароход, на котором перевозились болгарские солдаты.
        Всем турецким офицерам приказано вернуться к своим полкам. Сформировывается отряд для немедленного занятия границы Энос - Мидия под начальством Джавид-паши.
        Королевским посланием созывается болгарское народное собрание для принятия бюджета на второе полугодие.
        Русский посланник в Афинах Демидов вручил Венизелосу 10,000 франков в пользу жертв войны.
        В Мюльгаузене вследствие эксцессов со стороны забастовщиков произошли столкновения с конной жандармерией.
        Английская палата общин большинством 352 против 343 приняла в третьем чтении законопроекта о гомруле.
        В Японию прибыл из Индии буддийский жрец Дабала, проповедывающий сближение Японцев с Индусами.

Закончилась первая сесия IV Г.Думы. В последнем заседании рассмотрено до 50 законопроектов. В закрытом заседании приняты четыре секретных законопроекта.
        В Г. Совете рассмотрен и отклонен законопроект Г. Думы о выкупе в казну Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Принято несколько законопроектов.
        В Киеве открылся первый всероссийский съезд ветеринарных фельдшеров.

Пожар в Исаакиевском соборе.

25 июня, в восьмом часу вечера, вспыхнул пожар в Исаакиевском соборе. В настоящее время в соборе идут деятельные работы по капитальному ремонту храма. Работы в соборе были закончены около 6 часов вечера, после чего в храме началась всенощная. Богослужение совершал Никандр, епископ гдовский. Храм был переполнен молящимися. Находившийся на одной из колоколен звонарь заметил появившиеся на балюстраде среднего купола клубы дыма. Об этом немедленно было доведено до сведения епископа Никандра. По распоряжению последнего, богослужение не было прервано, чтобы не произвести паники среди молившихся. Оказалось, что на балюстраде среднего купола загорелись леса и огонь начал переходить на внутренний купол. Купол и внутренние винтовые лестницы заполнились едким дымом. Едва была приведена в действие паровая машина, как рукава, не выдержав сильного напора, начали лопаться. Сгорели леса с южной стороны между двумя пролетами балюстрады среднего купола и залита угловая винтовая лестница. Внутреннее устройство храма не пострадало.

Русская почта.

СОРОКИ. Второй день наблюдается паводок на р. Днестре, с большим повышением горизонта вод. Прибыль воды началась днем 20 Июня, причем к вечеру вода по водомерной рейке поднялась на 7 1/2 аршина, затопив все низменные луговины и огороды. Спад вод очень медленный начался чрез сутки. Подобный паводок наблюдался в июле 1908 года. Днестр имеет небывало величественный вид, и сотни любопытных спешат поглядеть на вид паводка.

МЕЛОЧИ.

Прядь волос Джорджа Вашингтона была на-днях продана с аукциона в Нью-Иорке за 960 рублей.

Первый локомотив, сооруженный Стефонсоном, весил 200 пудов, тогда как вес современных паровозов превышает 6,000 пудов.

В минувшем году в Англии, Ирландии и Шотландии функционировали 320,119 экипажей, приводимым в движение бензином и электричеством.

В течение последней парламентской сессии на имя членов палаты общин было получаемо около 12 000 писем ежедневно, т.-е. около 18 на каждого депутата.

ПАРЛАМЕНТ В КИНЕМАТОГРАФЕ.

Как сообщает „Figaro“, французские граждане скоро будут в состоянии знакомиться с деятельностью своих парламентских депутатов при посредстве кинематографов. Несколько дней тому назад к президенту палаты депутатов явился предприниматель, который просил разрешения сделать необходимые для кинематографа снимки с зала заседаний, парламентской библиотеки и пр. Разрешение было дано и снимки уже рассылаются в провинцию, откуда поступает множество заказов.

„ДУШНО В ТЕМНИЦЕ...”

Недавно из здания Спасской части был совершен побег. Скрылся арестованный по подозрению в мошенничестве мещ. М. Петруносов.
По поводу своего побега беглец принес повинную прокурорскому надзору, прислав письмо на двух страницах. Извиняясь за совершение побега, беглец заявляет, что он ни как не может остаться, так как страдает катаром желудка и решил провести летние месяцы на юге.
        — Душно сидеть в темнице летом, ваше превосходительство; вернусь в сентябре и сам явлюсь к вам.
Письмо беглеца передано полиции.

КРУПИНКИ.

Эдинбургский университет впервые удостоил степени „доктора точных наук“ женщину—мистрис Комп.

В Бреславле сооружается новая астрономическая обсерватория.

Один из калифорнийских богачей в припадке ревности насильно остриг своей жене волосы, которыми восхищались ее знакомые. Суд признал это достаточным поводом для развода.

В 1912 году более 700 морских судов (невоенных), принадлежащих различным национальностям, пользовались аппаратами беспроволочного телеграфирования.

Воздухоплаванiе

Перелет Клементьево—Москва.

Вчера из Клементьева отправился на военном аэроплане в Москву шт.-капитан Кузнецова, принимавший участие в артиллерийских маневрах. Вылетев из Клементьева в 6 час. вечера, летчик сбился с пути и вынужден был опуститься около платформы Шушинской, в 50 верстах от Клементьева. Сегодня он предполагает продолжить полет в Москву.
Сегодня же предполагает прилететь из Клементьева в Москву поручик Поплавко.

На московском аэродроме.

На этих днях на аэродроме предполагается поднятие аэроплана с 5-ю пассажирами.

Летчик-революционер.

Французский летчик Дидиэ отправился со своим аэропланом в Мексику на помощь революционерам. Много раз он пытался подняться над отрядами солдат, посылавшихся против революционеров, но первое время терпел неудачи.
Однако, в первый же раз, как он стал удачно метать бомбы, ему удалось с высоты 60 метров одним взрывом убить 52 солдата.
Это единственный аэроплан у революционеров в Мексике.
Еще впервые аэроплан служит революции.
На смелого француза солдаты-мексиканцы устраивают целые облавы, но до сих пор он остается неуязвимым.
Можно себе представить, что ждет бедного летчика-революционера, если он попадется в руки солдат...

Священник на аэроплане.

В Америке один богатый фермер обратился к местному священнику с просьбой благословить его поля, страдающие от засухи. Очень обширные земли этого фермера трудно было освятить в один день. Фермер обратился к услугам авиатора, и летчик, взяв священника с собою, облетел поля фермера, тогда как священник благословлял их, творя молитвы.

Гондола и передняя часть аэроплана „Гранда” И.И.Сикорского, вмещающего 5 человек. Во время полета пассажиры в гондоле могут свободно ходить и меняться местами.

Еще американский дядюшка.

А. Я. Фиалковский, бывший судебный следователь, живущий в Саратове на свою небольшую пенсию, получил несколько временя тому назад уведомление от некоего Фрейберга. Тот сообщил ему, что недавно скончался родной дядя Фиалковскаго, владелец банкирского дома „О, Фиалковский”, в Нью-Иорке, назначив перед смертью душеприказчиком его, Фрейберга. После покойного остался капитал в 48.000,000 руб., которые ему поручено по ликвидации всех дел, перевести в астраханский банк.
А.Я.Фиалковскому в настоящее время 80 лет. Он поручил ведение дела одному из с.-петербургских присяжных поверенных, который в настоящее время ведет по этому делу переписку с русским консулом в Нью-Иорке.

Грандиозная забастовка в Трансваале.

В Иоганнесбурге, в Трансваале, начата еще небывалая в этих краях по своим размерам забастовка рабочих золотых приисков и алмазных копей. Столкновения рабочих с вооруженными войсками закончились множеством убитых и раненых. Рабочие с красными флагами подвергались расстрелу из винтовок. В шествии рабочих принимали участие дети и женщины.
Ежедневные столкновения войск с рабочими похожи на настоящие сражения, в которых рабочие сражаются с солдатами, бросая в последних камни, куски железа и даже бомбы.

Антимилитаристы.

Во Франции усилились выступления антимилитаристов в связи с последними обсуждениями нового закона о воинской повинности.
Целый ряд антимилитаристов за активные выступления уже поплатился тюремным заключением. Несколько солдата—противников войны в принципе—преданы военному суду; двое офицеров осуждены за отказ оставаться в рядах армии „по убеждению".
Некоторые из антимилитаристов совершили ряд агрессивных действий против начальства; такие уже судятся по законам „военного времени“ даже и в мирной Франции.
Недавняя речь Барту, направленная против Жореса и антимилитаристов, вызвала большое волнение в рядах армии, где вообще издавна бродят антимилитаристические тенденции, легко прививаемые в рядах военнослужащих.

НАЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В с. Поддубновке, Полтав. губ., один из местных крестьян, ревнуя свою красивую жену, отрезал eй нос. Обезображенная женщина продолжает жить с мужем, боясь жаловаться на него.

В с. Гнилицы, Полт. губ., сельский сход исключил из общества и сослал на поселенье шесть местных крестьян за хулиганство. В числе высланных оказался и бывший сельский староста.

На людном тракте Грозный—Горячеводск днем четверо туземцев, напав из засады на проезжавших чеченцев Азоровых, старика-отца и его сына, буквально изрезали их кинжалами на куски, преврати в их тела в бесформенные массы. Причина—кровная месть.

На шахте „Наклонная“, юзовского угольного района, Екатерин. губ., рудничный поезд, на котором следовало 9 рабочих, оборвался. В результате четверо рабочих убиты наповал, остальные же тяжело ранены; вагоны разбиты в щепы.

Экзотический траги-фарс.

ГАВАННА, 25,VI-8,VII. Начальник национальной полиции намеревался в клубе арестовать игроков.
Произошла перестрелка между ним и губернатором Кубы генералом Асбертом, сенатором Моравесом и депутатом Ариасом.
Начальник полиции генерал Рива смертельно ранен. Губернатор отдался в руки полиции, (СПА).

Пожар Исаакиевского собора.

(По телефону от нашего петербургского корреспондента).

25-го июня, в 7 час. веч., по Петербургу с быстротой молнии разнеслась весть: «Горит Исаакий»... В одно мгновение вся громадная площадь перед собором была запружена примчавшимися пожарными частями, созванными по сигналу «сбор всех частей», и войсковыми частями. К площади стали стекаться в огромном количестве автомобили, экипажи, велосипедисты и пешеходам. Площадь была оцеплена нарядом войск, и никто из публики близко к собору не подпускался. Прилегающие к площади Александровский сад и близлежащие улицы были запружены народом, Движение трамваев было приостановлено.
Огромный купол собора зловеще дымился, но огня но было видно. В храме в это время шло богослужение. Каким-то чудом была предупреждена паника. Молящиеся, выходившие из храма, только на улице узнавали, что собор горит.
Горели леса на среднем главном куполе, где производятся ремонтные работы по замене устаревших деревянных балок металлическими. Первыми заметили огонь звонари, звонившие ко всенощной. Присутствие звонарей и спасло собор. Они собственными усилиями старались затушить огонь.
Прибывшие пожарные с колоссальным трудом достигли купола. Обнаружилось полное отсутствие при соборе противопожарных приспособлений. Рукава не достигали купола; пришлось связывать их.
Через час огонь все же был локализован. Всякая опасность миновала. У собора остался наряд пожарных. Все время на пожаре присутствовали некоторые высокопоставленные особы, вся высшая петербургская администрация.
Сегодняшний пожар – единственный в Истории Исаакиевского собора. Были два случая ложной тревоги [...].

Трудовая Копейка (Москва)

Гигант-труба.

Ha Москва-реке, у Воробьевых гор, производятся в настоящее время работы по устройству Ш-й магистрали городского водопровода, которая будет обслуживать нужды Дорогомилова и ближайших к нему районов.
Центральная труба этой магистрали берет начало от Рублевской станции и первая ее часть кончается на правом берегу Москвы-реки. у пристани москворецкого пароходства широким раструбом.
Другой такой же раструб на противоположном берегу.
От последнего раструба труба направляется в город.
Между этими двумя раструбами по дну Москвы-реки будет проложена железная труба огромной величины.
Ея длина 76 сажень. Другими словами она почти вдвое длиннее Ивана Великого.
Она составлена из отдельных звеньев, каждое в 11,5 метров длины. Звенья склепаны между собой. Между ними водонепроницаемая прокладка. Труба будет уложена в глубокой канаве на дне реки.
Вчера приступили к прорытию этой канавы.
Работы производятся при посредств паровой землечерпалки «Зинаиды», которая вынимает в рабочий день более 100 кубов земли со дна.
Канава будет иметь глубину более 7 аршин, а ширину 5 сажень.
Такой широкой и глубокой она делается для того, чтобы ее до конца прорытия не занесло землей и песком.
Труба в готовом виде склепанная и обшитая парусиной, пропитанная особым составом, предохраняющим от ржавчины, лежит вдоль берега на высоких подмостках.
Когда канава будет закончена, трубу переложат на плот и подведут к канаве.
Затем, путем сложных систем блоков и подъемных кранов, ее опустят на дно канавы.
Окончание работы по укладке труб не ранее чем через 10—12 дней.

Юрин.

ВОКРУГЪ СВѢТА.

Первая школа служанок.

На прошлой неделе, в одном из небогатых лондонских кварталов. Соутуорке, открыта первая школа служанок.
Организована школа по американскому образцу. В нее принято 60 молодых женщин. В школе находится 60 классных комнат, представляющих самостоятельное хозяйство. В этих комнатах живут и обучаются ученицы. В их распоряжение все новейшие усовершенствования кухни, где они проходят полный курс кулинарного искусства. Кроме того их учат убирать постели, чистить комнаты, мебель, платье, посуду.
По окончании повседневных трудов они проходят общеобразовательные предметы и литературу, что вызывает недоумение у чопорных лэди очень нуждающихся в опытной прислуге и в то же время не желающих видеть у себя в доме работницу, «которая в разговоре с хозяйкой может цитировать Гомера».

В каком возрасте нужно вступать в брак.

Вот результаты конкурса, организованного французским журналом «Le Gout Parisien» среди своих читательниц.
На первый вопрос:
        — В каком возрасте молодой человек должен жениться?
Получилось 11.447 ответов, которые дали, почти одну и ту же цифру—32 года.
На второй вопрос:
        - В каком возрасте девушка должна выйти замуж?
Ответ: в 22 года.
На третий вопрос:
        - Какая разница должна быть в летах супругов?
Ответы пропорционально первому и второму разошлись.
Так 1916 голосов высказались за разницу в 5 лет, 1781 чел. за 4 года, 1420 -голосов за 3 года и 936 за равные лета.
Нужно добавить, что 357 читательниц просто ответили на три вопроса:
        — Вовсе не нужно вступать в брак.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

Ф Е О Д О С И Я.

В порт прибыл германский пароход „Грегор“, нарушивший долгую могильную тишину утихшей гавани. Пароход этот прибыл за сеном для нужд турецкого правительства, прибытие же первых пароходов за хлебом ожидается в июле месяце.

МЕЛИТОПОЛЬ. Фрукты.

Появились на базаре абрикосы-дички и благородных сортов—по цене от 60 коп. до 2 р. пуд. Вид абрикосов хороший—калированные, крупные, еще зеленоватые. Идут на Орел, Пензу, Могилев. Об этих городах мы раньше не слыхали, как о пунктах отправки фруктов. Могилевские торговцы имеют здесь своих представителей. Вскоре, говорят торговцы, абрикосы будут дешевле, на них у нас обильный урожай. Вишен, черешен, слив обилие. Есть яблоки и мелкие груши по 5—6 коп. фунт.