11 июля (28 июня) 1913 года

Голос Москвы

АВИАЦИЯ.

Приезд авиатора Лерхе.

Вчера возвратился в Москву после годового отсутствия авиатор Лерхе. Он совершал по провинциальным городам публичные полеты на моноплане «Лям», сконструированном триумвиратом Лерхе, Янкковский и Моска.
На этом аппарате авиатор Янковский поставил в прошлом году на московском аэродроме всероссийский рекорд высоты 1750 метров. Теперь «Лям» перешел в собственность Лерхе. Послений публичнй полет авиатора, имевши местов в Вологде, прошел неблагополучно: г. Лерхе потерпел аварию и его «Лям» жестоко пострадал.
Вчера вечером г. Лерхе посетил аэродром.

На аэродроме.

Вчера на аэродроме московского общества воздухоплавания, несмотря на резкий ветер, совершил прекрасный полета авиатор А.А.Красильников. Ею новый биплан положительно бросало из стороны в сторону, но, несмотря на это, авиатор достиг значительной высоты и сделал ряд эффектных, планирующих спусков.
Интересно отметить, что шумная и вездесущая реклама наших торговых фирм, свившая себе гнездо на крышах домов, облепившая столбы, стены и киоски, начинает теперь забираться в воздушный сферы, в поднебесную высь.
Одна из московских фирм поместила свою рекламу на нижней стороне крыльев аппарата А.А.Красильникова, и тот, привлекая к себе внимание своим полетом, изображает летающую рекламу.
Как мы слышали, А.А.Красильников уезжает в турнэ по провинции.

Пилотский экзамен.

Перипетии с экзаменом на звание пилота ученицы школы инструктора Б.С.Масленникова Е.П.Самсоновой подходят к концу. Сегодня она предстанет перед комиссией спортивного комитета и подвергнется следуемому для получения пилотского свидетельства испытанию.

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА.

На игры записалось 173 детей. Ежедневная посещаемость, после установившейся погоды достигает до 100 чел. Программ игр составлена разнообразно и, по-видимому, доставляет большое удовольствие детям. По воскресным и праздничным дням предполагаются экскурсии детей за город—в поле, в порт, на местные заводы и фабрики, с научной целью.

Когда же конец?

Вторая балканская война по убеждению борющихся, ведется в их собственных интересах. По существу она ведется для облегчения Австро-Венгрии установить на Балканах свое полное верховенство. Чем больше самоотвержения стороны проявят в своем кровавом споре, тем обессиленнее они выйдут из него после войны, те беззащитнее окажутся перед лицом требований, которые Австро-Венгрия предъявят к ним в "психологический момент". [...]

Новая война на Балканах.

Поражение болгар.

(От наш. корресп.)

ВЕНА, 27/VI. Из опасения оцепления на севере и востоке – сербами и на юге – греками, болгары отступили к Радовиту и Печову. Атака болгар при Вратарнице, в Тимокской области. отбита. АФИНЫ, 27/VI. Болгарская армия отступает по всей линии. ВЕНА, 27/VI. По слухам, Серес и Кавалла оставлены болгарами.

Радость наивного человека.

«В Петербурге открылся сыскной съезд».
(Из газет.)

- А что это, друже, за вывеска, не питейное ли заведение?
- Сыскной съезд собрамшись...
- А нельзя ли мне сюды обратиться, коровенку мою сыскать по кличке консти-и-иту-у-у... Тьфу! язык сломаешь... Никудышная была, а все своя скотина

"ПЕРЕАМЕРИКАНИЛИ".

В московских трактирах обнаружены граммофонный пластинки с сектантскими проповедями.

Кажется, что даже в Америке еще не дошли до того, чтобы передавать проповеди посредством граммофона.
До этого додумались в России.
Наиболее известные в сектантском мире проповедники обратились к этому средству, чтобы знакомить публику с своим учением, не подвергая себя всем тем затруднениям и неприятностям, которыми сопровождается почти всякое их публичное выступление.
Они произносили свою речь в фонограф, фабрика изготовляла пластинки и рассылала по России, где они раскупались любителями, а иногда и бесплатно предоставлялись в трактиры, пивные и вообще в публичные места, посещаемые преимущественно простонародьем.
Подобные пластинки были на-днях обнаружены в некоторых трактирных заведениях и по приказанию из градоначальства сняты с репертуара.
На будущее время предложено всем фабрикантам граммофонных пластинок, ни в каком случае не выпускать пластинок с проповедями на религиозные темы и во избежание злоупотреблений, отмечать каждую вновь выходящую пластинку в шнуровой книге, а также представлять таковую в московское градоначальство специально заведующему этим делом чиновнику.
Цензура пластинок существуете уже не первый год. Каким образом могли появиться подобные пластинки, совершенно необъяснимо. Фабрики жалуются, что им придется потерпеть значительный убыток, так как пластинок с проповедями заготовлено очень много, и они все подлежать конфискации или уничтожению.

НАЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В дер. Островке, Гродненской губ. сын кр. Матысевича, Сергей, рассорившись с отцом из-за дележа имущества и застав последнего в сарае, набросил на шею его веревку, но в суматохе сам уронил другой конец веревки, и отец спасся, пробежав через всю деревню с петлей на шее.

В Одессе отравился 14-детний мальчик Ольяненко, после того как родные отказались купить ему башмаки.

В Кишиневе приказчики местных магазинов Росси и Бадинтер поспорили, что съедят 20 порций мороженого. Росси дотянул до 13 порций, Бадинтер до 16. Оба вскоре скончались.

В Хороле, Полт. губ., ночью бросилась в колодец гимназистка 6 класса Никифорова. Причина самоубийства не установлена.

В Каидаках, Екатерин, губ., на трубопрокатном заводе, произошел взрыв картечи; рабочему, находившемуся в момент взрыва в коробке, снесло череп.

КРУПИНКИ.

Три студента из Цюриха, пытаясь перейти через расселину в Альпах по снежному мосту, обрушились вместе с мостом со страшной высоты. Один погиб, но двое, упав на снежную глыбу, спаслись.

При постройке дороги в Триполи, близ Киренаики, итальянские инженеры были захвачены врасплох арабами: 7 офицеров и 100 нижних чинов убиты, 9 офицеров и 103 человека ранены.

Земли, находящиеся в Палестине и принадлежавшая бывшему султану Абдул-Гамиду, будут распроданы.

В июне в Берлине находилось 124,352 иностранца. Из них русских подданных— 11,829.

МЕЛОЧИ.

В Англии все публичные здания застрахованы. Так, собор св. Павла в Лондоне застрахован в 3,000.000 D

На каждой улице японского города имеется общественная печь, в которой за небольшую плату хозяйки могут приготовить свой обед.

В бельгийских тюрьмах разрешается курение, как награда за хорошее поведение.

Недавно на аукционе в Бертоне, близ Лондона, продан за 233 гинеи исторический биллиард, оцененный в тысячу гиней (10,000 р.). На великолепно инкрустированных краях его воспроизведена генеалогия королевы Виктории от Вильгельма Завоевателя.

В самом южном посту на Антарктическом материке доктором Моусоном издается ежемесячник в 26 страниц и в семи экземплярах для всех обитателей этого пункта. Новости передаются посредством беспроволочного телеграфа.

Русские Ведомости (Москва)

Рабочие-художники.

2-го июля из Москвы выезжают на этюды в Крым ученики народной академии художеств - рисовального класса при пречистенских курсах для рабочих.
Ученики «академии» - рабочие и ремесленники. Едут они в Крым под предводительством своего преподавателя, художника Д.Н.Комаровскаго, на трудовые гроши.
Как ни грустно, но нужно отметить, что симпатичной экскурсии пытались «вставлять палки в колеса».
Так, ялтинское городское самоуправление отказало пречистенцам в бесплатном помещении.
Обычно в Ялте для экскурсантов местом ночлега служит помещение городской школы.
Художники-рабочие пробудут на черноморском побережье до осени.

Трудовая Копейка (Москва)

Изъ достовѣрныхъ историческихъ анекдотовъ.

Герцогъ Биронъ и кабинетъ-министръ Волынскій были непримиримыми врагами. Было время, когда начала обозначаться наибольшая сила правдиваго Волынскаго, и коварному Бирону угрожало паденіе.
        Въ это время герцогъ Биронъ, ища сближенія съ Віолынскимъ, вдругъ на одномъ дворцовомъ собраніи предложилъ Волынскому выпить брудершафтъ.
        Волынскій отказывался, Биронъ настаивалъ.
        — Ну, тогда выпьемте просто. Лиха бѣда чокнуться, а тамъ все пойдетъ по-хорошему. Я только что раздобылъ Шустовскій коньякъ. Слышали вы о немъ?
        - Слышалъ, -но не пробовалъ.
        И они за ужиномъ распили бутылку.
        Но разно подѣйствовалъ волшебный напитокъ на пьющихъ.
        Биронъ, какъ былъ, такъ и остался коварнымъ. Его курляндскій желудокъ не имѣлъ соприкосновения съ мозгомъ; благородный же Волынскій переполнялся высокимъ благородствомъ и сталъ еще больше обличать коварнаго Бироиа. Вражда разрослась, и Волынский героически погибъ на плахѣ, не уставая изобличать гнусные козни курляндскаго конюха.

№ 1585

Рабочая жизнь.

Ссудо-сберегательная касса официантов при ресторане Метрополь.

Сегодня, от 9 ч. утра, до 1 ч, дня. состоится общее собрание. Порядок дня: выборы правления, председателя, казначея и ревизионной комиссии, утверждение сметы расходов, доклад ревизионной комиссии и текущие дела. Если собрание не состоится сегодня, то оно переносится на 7 июля.

Общество народных развлечений.

29-го июня, общество устраивает экскурсию в Кусково, для осмотра Шереметевского дворца, картинной галереи и биологической станции. Сбор на Курском вокзале, к 10 ч. утра. 30-го устраивается экскурсия в Третьяковскую галерею с руководителем. Число участников ограничено. Запись в обществе.
— На стекольном заводе Дютфуа забастовали рабочие-подростки, предъявив экономические требования.
— На Грузинском заводе (бывшем Мориц Пальм) забастовка окончилась. Требования рабочих не удовлетворены.
— На заводе Зингера забастовка продолжается. Объявлен расчет, но рабочие за расчетом не являются.
Общество чаеразвесочников. Назначенное на вчера собрание общества чаеразвесочников не состоялось.
- На Сущевском заводе 360 забастовавшими рабочими предъявлены требования: повышение заработной платы сдельщикам и поденным на 50 проц., подросткам на 15 проц., малярам на 30 проц.. вывесить расценки за подписью фабричного инспектора, 8-часовой рабочий день, а для подростков 6-часовой, вежливое обращение, выдача жалованья в рабочее время, устройство вентиляции, упорядочение медицинской помощи, бак с кипяченой водой, умывальники, повесить часы, признание профессиональной организации и др.
На механическом заводе бр. Гантерт забастовка возникла вследствие новых условий труда, вводимых заведующим заводом А.Я.Исаковичем. Им введены новые расценки, по которым рабочий при сдельной работе едва-едва вырабатывает поденную плату, а иногда и меньше. Определенных расценков не существует и их назначают произвольно, заведующий и мастер. Штрафы процветают. В уборной помещаются только 2 человека и содержится она грязно и неряшливо. На дворе завода поставлена пила для резки железа. Она находится под открытым небом и рабочему приходится работать во всякую непогоду. Однажды рабочий попросил непромокаемый плащ, но получил отказ.

Кто изобрел почтовую марку?

Если брать это слово в широком смысл е его, т.-е. понимать под ним оплату почтового расхода, то изобретение это следует отнести к 1653 г., когда король Людовик XIV выдал графу Ножан патент на 40 лет на эксплоатацию почты «в нашем добром городе Париже и других городах»...
Патент был выдан в июле, a месяц спустя почта начала действовать. Каждое письмо должно было быть снабжено особым «билетом», ценою в один «соль», с надписью «post paye»; публике предоставлялось прикалывать этот билет к письму, заворачивать, в него письмо, и т. д.
Почти около двух столетий эти марки-билеты не выходят за пределы Франции. Лишь в 1837. г. появляются первые марки — прообраз настоящих—в Англии. Но эти первые марки — претенциозный апофеоз Англии, сидящей на скале с львом у ног, - не имели у публики никакого успеха, а печать обрушилась на безвкусицу их. На этой марке Британия отправляет гонцов во все четыре части света; в одном углу, американские Индейцы беседуют с миссионерами, а Негры упаковывают сахар в ящики; в другом — группа китайцев и арабов с караваном верблюдов, индусы на слонах, и английский негоциант, диктующий письмо своему толстощекому клерку; внизу — парусные суда и лапландец на своих санях, везомых собаками, в глубине — юноша, пишущий письмо своей матери, a немного дальше — мать, прижимающая это письмо к своей груди. Поэтому вскоре выпущены были другие марки — с изображением королевы, а неудачные изъяты из обращения.
Первая страна, последовавшая примеру Великобритании и выпустившая приклеивающиеся марки, была Швейцария в 1843 г.; затем Соединенные Штаты в 1847 г., Россия—в 1848 г., Франция, Бельгия и Бавария в 1849 г.
Некоторые марки достигают огромной стоимости; так, например, марка о-ва св. Маврикия 1847 г. в два пенса продавалась в январе 1904 г. с аукциона. Назначенная цена была 500 ф. стерл. и достигла 7Q0 ф. ст. через каких-нибудь пять минуть; дальше сражались два лица и дошли до 1,400 ф. ст.; здесь один из покупателей отступил, а другой предложил последнюю сумму в 1,450 ф. ст.; марка эта была куплена им для короля Георга V. Особую ценность для коллекционеров имеют маркие в две пени, эпохи короля Эдуарда VII.

ХРОНИКА

Уничтожение растительности.

Лучшее украшение Симферополя — растительность, богатством которой он может гордится перед другими городами. Жаль поэтому бывает видеть истребление насаждений, а особенно хороших. Недавно перед домом А.М.Милановой по Семинарскому пер. были срублены прекрасный деревья. Перед фасадом этого же дома, но по у. Жуковского еще ранее были срублены также большие хорошие деревья. Неужели всякий хозяин вправе взять топор или пилу и в каждую минуту обезобразить улицу перед своим домом?

О поднятии грамотности в учебных заведениях.

Как сообщает „Ш. и Ж.” попечитель одесского учебного округа предложил педагогическим советам учебных заведений обсудить вопрос о мерах к поднятию грамотности в этих заведениях.

Т р а в л я б р о д я ч и х с о б а к.

В виду участившихся случаев укушения бешеными собаками, городской управой сделано распоряжение об организаций травли бродячих собак стрихнином, которая начнется с сегодняшнего дня и будет продолжаться около недели в продолжение всего дня. Единственный способ оградить домашних собак от опасности проглотить отравленную пилюлю — не выпускать их в это время на улицу, так как предупредить случаи случайного отравления собак, не подлежащих уничтожению, для агентов городского управления будет совершенно невозможно.

Меpы против краж в п о е з д а х.

По поводу участившихся случаев краж из товарных поездов, начальник Южных жел. дорог пришел к заключению, что причина краж лежит в недостаточности надзора за поездами поездной прислуги-кондукторов и смазчиков, в виду этого он сделал распоряжение увольнять в случае кражи из товарного поезда всю бригаду этого поезда.

Какого мужа ищут современные французские женщины.

Парижский журнал „L’Opinion“ произвел! недавно анкету среди парижанок, чтобы узнать, как относятся современные французские женщины к браку. Результаты оказались неожиданными. Типичная молодая француженка, по-видимому, не находится во вражде с этим устаревшим институтом, как думают футуристы. На вопросы „Желаете ли вы выйти замуж?“— все ответили утвердительно, а одна из корреспонденток, по-видимому, пылкого характера поспешила написать: „О! да, конечно!“. Таким образом, насчет брака современные молодые француженки держатся такого же мнения, как и их прабабушки, но сама идея брака, конечно, подверглась изменению.
В настоящее время молодая французская женщина не хочет идти замуж за первого сколько ни будь подходящего претендента на ее руку, как это было 20 лет тому назад, и делает тщательный выбор; ее идеал: „энергичный и интеллигентный товарищ в совместной жизни, притом здоровый в физическом и моральном смысле, не пошло-сентиментальный, в стиле героев Уйда, но обладающий „mens sana in corpore sano“.
Большинство из спрошенных стоят за превосходство мужа над женой, и ни одна не хочет иметь спутником своей жизни человека, стоящего ниже ее в каком-либо отношении. Чреватый подводными камнями вопрос: „Должна ли жена повиноваться своему мужу“ обойден ими чисто по-соломоновски: все ответили — „конечно, да“, но... с прибавлением: „это должно быть актом нашей доброй воли“.