06 августа (24 июля) 1913 года

Крым. Курорт. Листок.

В Коктебели.

На собрании общества куротного благоустройства, бывшем на днях, решено, между прочим, разделить берег на пять частей: две части для дам, две — для мужчин и одна — для купанья лошадей. Везде будут поставлены столбы с надписью „для дам“ или „для мужчин". Разделение берега вызвано требованием исправника, нашедшего нынешний порядок—подрывом основных начал приличия и нравственности. --         Прибыли в Феодосию: проф. Импер. политехнического института Петра I-го член инженерного совета А.А.Райков, горн инжен. В.В.Экземпляров, с. сов. Анцута, проф. Р.М.Глиер, инжен. Покровский, инженер Шульц и др.

Законодательное рвение женщин.

Женщины, получившие избирательное право в Калифорнии, проявили необычайное законодательное рвение, что повергло в ужас консервативных калифорнийцев. Консерваторы издали манифеста, резко порицающий гражданок Калифорнии за то, что они, «обезумев от восторга при виде новой игрушки», допущение женщин в парламенту вносить анархию в законодательство. Манифеста указывает, что за одну лишь сессию было обсуждено 4000 законопроектов, из них 1100 были приняты. Среди этих законопроектов имеется, напр., постановление о том, что государственные узники должны получать на свое содержание сумму, равняющуюся средней заработной плате рабочего; по инициативе женщин проведен был также билль, согласно которому, дети моложе 8 лет не имеют права появляться на улице без сопровождения родителей или воспитателей.

Вес мозга знаменитых людей.

Недавно умерший в Вашингтоне известный антрополог Ги завещал свой мозг филадельфийскому ученому Антонию Спицка, а тело — джефферсоновскому медицинскому институту для научных исследований. Д-р Спицка взвесил мозг своего коллеги, и оказалось, что мозг этот весит 1410 гр. Эта дало повод филадельфийскому ученому составить целую сравнительную таблицу, указывающую вес мозга знаменитых людей. Первое место в этой таблице занимает И.С.Тургенев, мозг которого весил 2021 гр. Большим весом обладал также мозг знаменитого естествоиспытателя Кювье (1830 гр.), Наполеона III (1500 гр.), генерала Скобелева (1457), Гельмгольца (1440), Франца Шуберта (1420).
По наблюдению д-ра Спицка, мозг людей, занимающихся астрономией и математикой, весит в среднем 1532 гр., мозг государственных деятелей— 1490 гр., а лиц, занимающихся естественными науками-1440 гр.

ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ ЛЫСЕЮТ.

Почему мужчины так часто лысеют, тогда как среди женщин встречается сравнительно мало лысых?
Этому вопросу ливерпульский врач Барендт посвятил свой доклад, прочитанный на съезде врачей в Брайтоне.
Но мнению Барендта, являющегося довольно известным специалистом по накожным болезням, частое облысение мужчин объясняется тем, что они не дают отрастать своим волосам до нормальной длины. Средняя длина мужских волос 2—3 сантиметра, тогда как они-должны была бы дорастать до длины в 30—34сант., — таково утверждение д-ра Барендта. Вместе с тем он полагает, что слишком частая стрижка волос делает их сухими и слабыми.
Доклад д-ра Барендта вызвал оживленнейшие прения. Некоторые из членов конгресса пытались объяснить облысение вообще неправильностью кровообращения. Один врач ставить облысение в связь с болезнями сердца. Многие указывали, что теория д-ра Барендта противоречит ежедневному опыту, свидетельствующему, что частое бритье не ослабляет волос бороды, а, напротив, укрепляет их.
Во всяком случае, вопрос о преимущественном облысении мужчин не нашел себе окончательного решения на брайтонском съезде.

Сегодня в Кронштадте предстоит открытие памятника адмиралу Макарову.
        Скончался начальник штаба отдельного корпуса жандармов Д.Г.Гершельман.
        К Красном Селе упал с аппаратом и убился на смерть военный летчик поручик Поликарпов с механиком.
        Между Россией и Францией произошло соглашение относительно взаимной выдачи лиц, обвиняемых в подделке и сбыте фальшивых кредитных билетов.
        В Якутске дворянин Астраханцев пожертвовал 10,000 р. на оборудование лечебницы Красного Креста с ежегодным взносом в 1,000 р.

На совещании мирных делегатов в Бухаресте Маиореску сообщил словесные ноты английского и австрийского посланников о намерении их правительств произвести пересмотр решений конференции в вопросе о Кавале.
        Закрылась чрезвычайная сессия болгарского народного собрания.
        Наш корреспондент беседовал с болгарским уполномоченным на мирной конференции генералом Фичевым.
        В Софии получено достоверное сведение о продолжающемся наступлении турецких войск против Лозенграда, причем турецкие войска и башибузуки производят насилия над мирным населением.
        Английский вице консул в Софии производить расследования среди беженцев в Македонии, собравшихся в Дубнице.
        На русском пароходе «Метеор» произошел взрыв в машинном отделении. Английский крейсер «Персеус» оказал помощь.
        Оттоманское агентство сообщает о движении пассажирских и товарных поездов до Адрианополя и Кирк-Килиссе.
        К английскому премьер министру Асквиту явилась парламентская депутация, ходатайствовавшая о прорытии туннеля под Ламаншем.
        Две английские подводные лодки, которых не досчитывались при окончании маневров в Рознте, благополучно вернулись.
        В Париже опубликованы итоги выборов в генеральные советы.
        По делу о злоупотреблениях на заводах Крупна и в военном министерстве военный суд в Берлине признал факт подкупов и неповиновения служебным приказам.
        В воды Южного Китая вышла японская эскадра в составе крейсера и восьми контр-миноносцев.

ПАМЯТНИК АДМИРАЛУ МАКАРОВУ В КРОНШТАДТЕ.

Церковный дела.

Строительный комитет по соображению храма в память 300-летия Царствования Дома Романовых постановил отлить колокола для храма, наименовав их именами членов Августейшей Семьи и украсив их отлитыми Романовскими гербами и барельефными портретами тех Особ, имя которых будет носить колокол. Главный колокол наименовывается «Николай-Михаил» и будет иметь портреты Императора Николая II и царя Михаила и даты 1613-1913 гг. Следующие колокола именуются: «Мария», «Александра», «Алексий», «Михаил» (в честь председателя строительного комитета, брата Государя Императора, великого князя Михаила Александровича), «Ольга», «Татиана», «Мария» н «Анастасия». Св. Синод дать свое согласие на подобное наименование колоколов. Это старорусский обычай.

-Вчера под председательством поправившегося после болезни митрополита Владимира состоялось заседание Св. Синода.

Воздухоплавание.

23 июля едва не произошла вторая авиациониая катастрофа. Военный летчик поручик Берницкий на аппарате «Фарман №16» летел, как и погибший поручик Поликарпов, на смотр в Красное Село. Около полустанка Горелово перестало литься масло в мотор. Поручик Ворницкий вовремя заметил это, остановил мотор и спланировал с высоты 200 метров на поляну около леса. Если бы мотор не был остановлен, то он должен был перегореть, что было очень опасно. Оказалось, что засорилась трубка подающая масло из бака в мотор. Летчик вечером вернулся из Петербурга, куда уехал из Горелова, и долетел на этом же аппарате до Красного Села. Вечером в Красном Селе, после смотра, летали аэропланы, одновременно в воздухе было по 3—4 аппарата. Из деревни Салюзи в Красное Село прилетел «Альбатрос».

Переодевание афонских монахов.

«Од. Лист.» передает, что доставленных в Одессу афонских монахов не расстригают, ибо пострижение в монашество, состоявшееся на Афоне, признается недействительным в России, но административные власти, по распоряжению духовного начальства, заставляют монахов снять только принятое в России верхнее одеяние монахов — подрясники и проч. Подрясники и монашеские шапки заменяются другим платьем, приобретенным полицией из особого фонда. Переодевание монахов происходит в Бульварном участие, откуда их в преображенном уже виде отправляют партиями на вокзал для рассылки п местам родины. Один пожилой монах категорически отказался переодеться в платье «мирянина», несмотря на настойчивые предложения чинов полиции. Монаха этого в конце концов изолировали в отдельную комнату участка до особого о нем распоряжения высшего начальства. 20 июля с парохода «Херсон» вновь были сняты полицией 150 афонских монахов, которые вчера же с разными поездами были отправлены в разные губернии, по местам приписки.

Клад.

В связи с предстоящими археологическим съездом в Псков командирован московским археологическим обществом студент Академии Художеств Биркенберг, который производить археологические раскопки и съемки некоторых древностей. Производя съемку Воскресенской церкви, г. Биркенберг, по словам «Пск. Ж.», зашел в подвальное помещение церкви в сопровождении священника о. Каведяева и церковного сторожа. Заметив небольшое, углубление в стене, г. Биркенберг начал рыться, и вскоре из углубления выкатилась старинная глиняная кубышка.
        — А что, если кладь найду, мой будет, — пошутил студент.
        — Ваш! — согласился о. Каведяев.
В кубышке были найдены монеты времен Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. В Воскресенской церкви монеты пересчитали; всего оказалось 1,728 серебряных монет.
Воскресенская церковь — одна из старинных псковских церквей, раньше принадлежала женскому монастырю. Предполагают, что монахини в подвальном помещении хранили свою «казну. Клад оставлен на сохранение в Воскресенской церкви.

В ОЖИДАНИИ УГОЛЬНАГО ГОЛОДА.

ЕКАТЕРИНОСЛАВ. Промышленный предприятия переживают тревожное настроена из-за опасения повторения прошлогоднего угольного голода. Запасы угля идут к концу. В рудниках все запасы закуплены крупными металлургическими заводами. Углепромышленники умышленно не изыскивают средств к увеличению кадров рабочих.

ЕКАТЕРИНОСЛАВ. Вблизи станции Ореховка пассажирский поезд наскочил на табун лошадей. 19 лошадей убито. С людьми несчастий не было.

ЕВПАТОРИЯ. Разорвавшеюся в городскому сквере во время гулянья ракетой ранено двое приезжих. Один из них ранен тяжело.

Урок сна.

Во многих начальных школах Букингеммайра (городок Англии) учат детей, как красивее и гигиеничнее отдаваться объятиям бога сна Морфея. Уроки эти очень популярны среди детей, видящих в них приятный перерыв среди обычных классных занятий. В теплую погоду коврики для сна выносят на открытый воздух и нечего говорить, что дети не нуждаются в понукании, чтобы прилечь и отдохнуть с полчасика.

«Титаник» ли?

Капитан одного американского парохода, который следовал вблизи места гибели парохода «Титаник», заявляет, что он видел на дне океана обломки «Титаника». Погибший гигант сидит на острой подводной скале. Капитан говорит, что существование этого подводного рифа давно подозревали моряки, но на карты риф нанесен не был. Это сообщение вызвало сенсацию в Англии и в Америке. Все до сих пор были уверены, что «Титаник» погиб от столкновения с ледяной горой. А теперь выясняется, что он вследствие глубокой осадки корпуса натолкнулся на подводную скалу.

МЕЛОЧИ.

В Дерби (Англия) в руках трехлетнего ребенка найден чек на 20,000 рублей. Мальчик, играя, вытащил письмо из почтового ящика, в котором оказался чек.

В Лондоне автомобиль налетел на двух полицейских, стоявших у зеркального окна магазина, и, пробив стекло, протолкнул их внутрь, не причинив особенно тяжких увечий.

Золотые часы Чарльза Диккенса с девятью им подписанными, чеками проданы на днях с аукциона за 440 рублей.

Кинематограф-автомобиль.

Некий предприимчивый москвич заказал заграницей автомобиль, приспособленный для кинематографических сеансов. На автомобиле установлена динамо-машина, приводящаяся в движение от его мотора и бросающая на складной экран сноп электрических лучей. Публика располагается перед этим передвижным кинематографом на лоне природы.

Кинематограф для музея.

На днях по предложению одного американского кинематографического акц. о-ва будут сняты крестьяне многих русских губерний в своих национальных костюмах и несколько картин русского крестьянского быта.
Эта фильма предназначается для нью-иоркского этнографического музея.

Гигантский слон, на котором восседал король Англии во время коронования его императором Индии, в 1911 г. прибыл в Бристоль. Он будет помещаться в клифтонском зоологическом саду, близ Лондона.

В Клернейвеле (Ирландия) умер от менингита ребенок, 4 ½ лет, { мозг которого весил, как у взрослого человека, 46 унций.

Пароход „Франкония“, совершающий трансатлантические рейсы между Америкой и Европой, по желанию пассажиров остановился в море в том месте, где погиб год тому назад „Титаник”. После заупокойваго служения, при пении гимна: „Ближе к Тебе, Воже“, были опущены в воду лавровые венки из растений сада погибшего при этой катастрофе Стеда.

Русские Ведомости (Москва)

Контроль законоучителей за воспитанием.

В высших церковных сферах решено, как говорят, поднять на предстоящем законоучительском съезде вопрос о предоставлении законоучителям права контроля за воспитанием учащихся с самыми широкими полномочиями, вплоть до права входить с докладами к попечителям учебных округов и заявлениях «упущениях» со стороны преподавателей. Мера эта, как говорят, встречает сочувствие со стороны министра народного просвещения Л.A.Кacco, который надеется этим путем поднять патриотическое настроение учащихся (Наш. корр.).

Финляндские выборы.

Но сведениям, полученным в официальных кругах Петербурга, крайне характерны данные относительно закончившихся выборов в финляндский сейм. Показателем настроения страны и служат, по мнению «Нов. Вр.», выборы по Гельсингфорсу. Здесь имели право избирательного голоса 71,713 чел. Воспользовались им 32,321 чел., или 45%. На предыдущих выборах право голоса имели 64,607 чел., осуществили его 35,673 лица, или 55%. Финляндская печать объясняет это летним временем, отрицая указания на политически индифферентизм в широких массах населения.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

ЯЛТА.Водные дела.

Крымским по водным делам присутствием постановлено разделить караузеньско-деирменкойский водный округ на два отдельные округа и образовать в связи с этим новый биюк-ламбатский округ в районе речки Кара-Узень. Разработка деталей проведения в жизнь намеченных изменений возложена присутствием на правление разделяемого округа.

Иногородняя полиция.

В Ялту командированы из разных мест таврич. губ. для несения здесь службы во время пребывания в Крыму Высочайшего Двора 23 городовых и 25 конных стражников. На этих днях в Ялту прибывают иногородние околоточные надзиратели и др. полицейские чины.

Болезнь скота.

Заболеваемость скота, особенно лошадей, повальным воспалением легких продолжается. За последние дни в разных деревнях вновь заболело до 10 лошадей. Кроме этого, ветеринарн. надзором уничтожено несколько лошадей больных сапом. годам, как сказано было у нас вчера, а к 1896 и 1897-му годам, т. е. к первым годам, с коих и начались претензии города на право взыскания сбора.

ФЕОДОСИЯ.

Капитан Холостов, производящей в Феодосии кинематографические снимки с достопримечательных мест, произвел в последние дни ряд снимков на центральной метеорологической станции, где, помимо бюллетеней, карт и приборов, им снята была также карта кривых циклона. После производства снимков в Отузах г. Холостов 24 июля произведет съемку упражнений команды водяного поло, занятия коей будут происходить в этот день у широкого мола.