16 (03) августа 1913 года

Вечернее Время

Как ищут экспедицию кап. Седова?

После того как известия об экспедиции капитана Седова перестали приходить, комитет по организации экспедиции к северному полюсу обратился в министерство внутренних дел с просьбою принять меры к отысканию отважных» исследователей. Министерство внутренних дел в свою очередь обратилось в министерство торговли и промышленности с предложением разыскать следы экспедиции кап. Седова, причем предлагало, чтобы с этой целью было отправлено судно «Ермак». С.И.Тимашев очень сочувственно отнесся к этому пожеланию, однако заявил, что не считает возможным послать «Ермака» в Ледовитое море, так как он для этой цели не пригоден. После этой неудачи министерство внутренних дел обратилось в морское министерство с соответствующей же просьбой. Здесь также сочувственно отнеслись ит предложили послать судно «Бакан». Министерство внутренних дел обратилось в главное гидрографическое управление с просьбой сделать соответствующее распоряжение «Вайгачу» и «Таймыру», чтобы сообщать все, что им будет известно о судьбе экспедиции кап. Серова. Ответ из главного гидрографического управления еще не последовал, но ничего утешительного управление не может ответить. Дело в и том, что «Вайгач» и «Таймыр» уже ушли в свое обычное плавание несколько недель назад и сообщить им об этом распоряжении сейчас уже нет возможности.
Министерство внутренних дел уведомило губернаторов Архангельской, Тобольской, Енисейской и Якутской губерний о необходимости принять все зависящие от них меры к отысканию следов кап. Седова.

На парусной байдарке из Петербурга в Киев.

3 июня из Петербурга, из гавани Императорского речного яхт-клуба отправились в путешествие на парусной байдарке «Рулевой» два члена-волонтера Императорского речного яхт-клуба Пищиков и Жаворонков. Вчера Императорским речным яхт-клубом получено сообщение, что смелые путешественники благополучно прибыли в Киев, пройдя весь путь по внутренним речным системам России (около 2,100 верст) в 7 недель. Яхтклубисты дорогой миновали целую сеть городов России — Шлиссельбург, Новую Ладогу, Новгород, Торопец, Витебск, Смоленск, Могилев, и, наконец, благополучно прибыли в Киев.
Суденышко, на котором смелые спортсмены совершили длинный путь, представляет собою тип деревянной байдарки, длиною в 5 метров 10 сант., обтянутой парусиной, при двух парусах и веслах.
Шестьсот лет назад наши предки ходили из Балтийского моря в Киев этим же путем, но после этого «Рулевой», первое судно, прошедшее этот путь. Рекорд быстроты перехода, конечно, за «Рулевым».

Затопленные миллиарды.

Более ста лет существует легенда среди колумбийских индейских племен в Америке, что на дне озера Гватавина схоронены миллиарды.
Основанием легенды служило то обстоятельство, что озеро почиталось священным и в него ежегодно индейцы всех окружающих племен с незапамятных времен бросали свои наилучшие сокровища в виде жертвы и приношения Верховному Существу.
Эти жертвы состояли исключительно из золотых самородков и драгоценных камней, кораллов и жемчуга.
Испанцы несколько раз предпринимали поиски этих сокровищ и для этого стали осушать озеро, но не довели работы до конца, так как произошел обвал и приходилось начинать сызнова. В 1900 г. взялись за это англичане. Они подрыли озеро тоннелем и выпустили воду. На дне, действительно, были найдены золотые слитки и жемчуга, что как бы подтверждало легенду. Но в скором времени ил затвердел до такой степени» что дальнейшая работа оказалась невозможной. Компания, истратив 150,000 р., бросила дело.

В средних учебных заведениях города Мариуполя.

В реальном училище, учрежденном Б. И. Гиацинтовым, открыть прием прошений для подвержению испытанию на поступление во все классы реального училища. Прием прошении будет продолжаться до 12 августа включительно. Экзамены будут производиться с 16 августа.

О Г Л О Х.

(Турецкая политика.)

«Представители европейских держав обратились к Турции с нотами, категорически требуя очистить Адрианополь, а, между тем, он продолжает укрепляться турками». (Из газет).

Турок: - За вашим шумом, господа, мне ничего не слышно...

В Судогодск. уезде, Владимирск, губ., пущен в ход новый, первый не только в России, но и в Европе, завод для приготовления из сосновых пней скипидара и канифоли.

На иваново-вознесенских фабриках, в виду большого урожая, небывалое оживление. Все фабрики Ивавово-Вознесенска вырабатывают в день до 60,000 кусков.

В р. Пеле гимназистка младших классов Ш. спасла, бросившись в воду в одежде, тонувшую девушку, продержавшись с ней на воде четверть часа.

ОПЬЯННИЕ ОТ БУЛЬОНА.

Недавно в Ливерпуле к одному врачу пришел человек в состоянии полного опьянения. Между тем, было известно, что этот человек никогда никаких спиртных напитков не пил и алкоголя ни в каком виде не употреблял.
Он сам объяснил доктору, что симптомы опьянения он ощущает каждый раз, когда напьется крепкого мясного бульона, который он имел привычку пить рюмками во время еды.
Врач констатировал образование токсических ядов в экстракте мясного сока, который употреблял заболевший и которые оказывали на него совершенно такое же действие, каш алкогольные напитки.

Уборные.

Дума ассигновала на устройство образцовой подземной уборной на Арбатской площади и сквера над ней 25 тысяч руб., но постановила, чтобы проект уборной и смета были представлены на утверждение финансовой комиссии. Но, в то время как Дума сделала такое постановление, возникла комиссия по благоустройству города и председателем ее оказался Н.В.Щенков, близко принимавший к сердцу вопрос об уборных. Здесь управский проект постигла неудача. Комиссия пожелала, чтобы в Москве уборные были устроены как в Вене. Приехал даже строитель их, но и он и комиссия должны были признать, что венские уборные по климатическим условиям для Москвы не подходят. Строитель обещал прислать из Вены новые проекты, но прошла зима, весна, миновал почти весь строительный период, управа неоднократно писала в Вену этому строителю, напоминая об обещании, но до сих пор никакого ответа нет.

Миллионер Вильямс, президент железной дороги Флориды и Алабамы, умирая, передал управление дорогой жене, которую он еще при жизни основательно познакомил с этим делом.

В харборнском ботаническом саду (в Англии), на выставке, демонстрировался крыжовник, ягоды которого достигали величины куриного яйца.

В Канаде за прошлый год выкурено 975 миллионов папирос, миллионов больше, чем в предшествовавший.

Из 4 ½ миллионного населения Нью-Иорка 900,000 евреев, т.-е. одна тринадцатая еврейского населения всего света.

Индийский врач Раш Бегари Хоз пожертвовал 600 000 руб. в кассу профессоров и студентов калькутского университета.

Умерла леди Кук, стоявшая во главе известной международной куковской компании для путешественников.

Лорд Крю, секретарь Индии, сделал распоряжение, чтобы вступающее в брак офицеры не брали свадебных подарков от местных жителей.

В Сеуле (Корея) американец Мэзон, директор Унсановских копей, приговорен к l8-месячному заключению за убийство китайца, который оскорбил его 12-летнюю дочь. Это первый случай, когда в этой местности европейцу приходится отвечать за убийство язычника, хотя в данном случае суд и признал смягчающие обстоятельства.

ОТБРАСЫВАТЕЛЬ РАДИОТЕЛЕГРАФА.

На последних маневрах британского флота впервые был испытан новый прибор: „режектор”, или „отбрасыватель“, беспроволочного телеграфа.
Этот режектор установленный на одном из судов, дает ему возможность, как показывает название, отбрасывать в пространство все те волны, которые не исходят из согласованного аппарата. Таким образом, не один посторонний собеседник не может вмешаться в разговор двух заранее согласованных станций. Второе преимущество отбрасывателя состоит в том, что он имеет силу перехватывать чужие депеши, передаваемые неприятельскими судами друг другу, и не давать им дойти до места назначения.
Это было испробовано на маневрах. Два парохода, не имевшие режектора, переговаривались посредством беспроволочного телеграфа Маркони. Флагманский корабль, на котором имелся „отбрасыватель”, перехватил депеши и спутал их передачу, которую пришлось прекратить.
Этот режектор составляет секрет английского военного флота.

Русские Ведомости (Москва)

«Ритуальное» дело.

КИШИНЕВ (От нашего корреспондента). Недавно владелец коньячного завода в Кишиневе Литовецкий пригласил к себе кузнеца Лебедева и поручил ему работу на своем заводе с условием закончить ее к условленному сроку. Лебедев явился на работу вместе со своим четырехлетним сыном. Вскоре однако Лебедев заявил, что не мог приступить к работе, так как пришедший с ним на завод сын его куда-то исчез. После этого Лебедев ушел, а затем, вернувшись, закричал на Липовецкого, требуя возвратить ему сына. На все попытки урезонить Лебедева последний отвечал, что по соглашению с Липовецким евреи-де украли его сына для какой-то «ритуальной надобности». Наконец, Лебедев «стал догадываться», что владелец коньячного завода Липовецкий будто бы уговорил своего кочегара за известное вознаграждение исколоть мальчика, выцедить кровь, а труп «сварить» в котле. Недолго думая, Лебедев заявил полиции, обвиняя Липовецкого в похищении и умерщвлении мальчика. Полиция нагрянула на коньячный завод и произвела тщательный обыск, оказавшийся безрезультатным. Вскоре мальчик был найден у знакомого Лебедева, жившего по соседству с заводом. Мальчик, как оказалось, вышел на улицу и забрел во ;двор к названному знакомому, который и приютил его. Зa последнее время это третья попытка создать ритуальное дело в Кишиневе.

Обвинения по адресу Японии.

ВЛАДИВОСТОК, 2,VIII. В циркулярной депеше председателям провинциальных советов и губернаторам китайский премьер оказываемую Японией повстанцам Юга помощь объяснил желанием ее содействовать разделению Китая на два отдельных государства, которые, конечно, стали бы игрушкой в руках соседей.
Подобные попытки, - добавил премьер, - уже делались Японией в первую революцию, но тогда эти попытки разбились о патриотизм китайского народа.
Токийская газета «Асахи» считает, что эта телеграмма нарушает долг приличия по отношению к Японии и не послужит к развитию добрых отношений между Японией и Китаем.

Кончина Бебеля.

Маска Бебеля.

ЦЮРИХ, 2(15),VIII. Известный берлинский скульптор Юлиус Обст снял маску с лица Бебеля.
При жизни Бебель, ссылаясь на недостаток времени, неизменно отклонял настойчивые уговоры друзей позировать для бюста.

Завещание.

БЕРЛИН, 2(15),VIII. Часть своего состояния, а также, по истечении нескольких лет, и авторское право на свои литературные произведения Бебель завещал социал-демократической пратии.

Телеграмма Максима Горького.

БЕРЛИН, 2(15),VIII. Максим Горький телеграфирует центральному комитету германской социал-демократической партии:
        - Глубоко потрясен смертью старого орла. пророка истины. Пусть горечь великой утраты напоминает о великой деятельности Бебеля, а его героический дух воплотиться в сердцах тех, кто борется за победу разума.

В Россiи.

Бунт каторжан.

ЧИТА, 2,VIII. Вчера в 7 часов вечера при возвращении с работ по постройке второго пути круглобайкальской дороги, в 68-ти верстах от Иркутска, близ ст. «Байкал», партия каторжан в числе 32-х человек, конвоированная тремя тюремными надзирателями, неожиданно набросилась на последних, обезоружила и изранила их. Затем, захватив у них три винтовки, три револьвера, 36 боевых и 18 револьверных патронов, 13 каторжан бежали в горы, в тайгу.
Была организована погоня. Один из каторжан при преследовании убит, другой тяжело ранен. Бежавшие каторжане, подобрав раненого товарища, скрылись.

Съезд футуристов.

Недавно футуристы на своем съезде в Усикирко обсуждали, говоря словами их протокола – «образиму» действий на предстоящий год и решили «трескамо взорвалей и резьбой пугалей» – «всколыхнуть предстоящий год искусства».
Цели, которые они себе ставят, по словам «Дня», формулированы ими следующим образом:
        1) Уничтожить «чистый, ясный, честный, звучный русский язык», оскопленный и сгложенный языками человеков от «критики и литературы».
Он недостоин великого русского народа!
        2) Уничтожить устаревшее движение мысли по законам причинности, беззубый здравый смысл, «симметричную логику», блуждание в голубых тенях символизма и дать личное творческое прозрение подлинного мира новых людей.
        3) Уничтожить изящество, легкомыслие и красоту дешевых публичных художников и писателей, беспрерывно выпуская все новые и новы е произведения в словах, в книгах, на холсте и бумаге.
        4)Устремиться на оплот художественной чахлости - на русский театр и решительно преобразовать его. Художественным, Коршевским, Александринским, Большим и Малым нет места с сегодня! – с этой целью учреждается новый театр «Будеманин».

Поправка.

В заметке о новых произведениях композитора Р.М. Глиера ошибочно упомянут в числе новых произведений балет «Хризис», тогда как речь шла в данном случае о его новой опере «Суламифь» по сюжету М.А.Куприна. (так в оригинале – С.С.)

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

МЕЛИТОПОЛЬ. Первый изготовленный в России трактор.

На машиностроительном заводе Генриха Шредера в Гальбштадте, бердянского у., заканчивается изготовление 16-тисильного с вертикальным двигателем для сырой нефти трактор собственными средствами и из своих материалов.