21 (08) августа 1913 года

Вечернее Время

ХРОНИКА

На днях группа врачей выступает с обращением к обществу, в котором разоблачаются шарлатанские продажи различного рода целителей, заполняющих газеты своими многообещающими рекламами. Инициатором этого выступления называют академика профессора В.М.Бехтерева, которому на практике приходилось не раз убеждаться в громадном вреде здоровью легковерных больных, вовлеченных в сети целителей-шарлатанов.

Сегодня с утра на минном заводе начались работы во всех отделениях.

Киевлянин

Полет Дунаева.

Вчера утром пилот-авиатор Дунаев летал на новом би-моноплане системы известного киевского конструктора А.Д.Карпеки., Авиатор поднялся в 5 час. 40 мин. утра с куреневского аэродрома киевского о-ва воздухоплавания и, забирая высоту, направился к Вышгороду. На обратном пути летчик пролетел куреневский аэродром, держась на высоте 100 метров, и направился к заводу дубильных экстрактов, над которым, описав поразительно крутой и красивый вираж, повернул к аэродрому. Здесь он выключил мотор и гладко спустился планирующим спуском у ангаров. Аэроплан г. Карпеки в полете показал отличную устойчивость и скорость свыше 100 километров в час.
На днях на аэродром будет доставлен еще и другой аппарат г. Карпеки, нa котором после регулировки мотора г. Дунаев совершит более продолжительный перелет.

Футбол.

В Мариуполе, по примеру других городов, образовались группы любителей легкой гимнастики.
Эти группы занимаются, главным образом, футбольной игрой. Группам предоставлена в безвозмездное пользование площадка за городской больницей, где тренировка лиц, участвующих в футбольной игре, происходит почти ежедневно.
В воскресенье, 11 августа, если погода будет благоприятствовать, предполагается матч между городскими и заводскими футболистами.

Инцидент в парке.

В кассе театра Александровского парка продаются билеты без обозначения „ученический“, но с предоставлением возможности посетителям театра по этим билета занимать свободные места. Г-жа Э. купила в кассе такой-же билет и на правах ученицы заняла свободное место. Шла пьеса „Дворянское гнездо“, и публика внимательно следила за игрой. В это время к г-же Э. подошел билетер и дернув за рукав г-жу Э., попросил освободить место (в партере имелись еще свободные места. На возражение г-жи Э., что она, как ученица, имеет право на это свободное место, билетер ответил грубостью и бранью. Поднялся шум, а в результате истерика обиженной г-жи Э. Инцидент вызвал, недовольство в публике. Вo избежание повторения таких случаев дирекции театра следовало бы внушить билетерам более корректное обращение с публикой.

Разоблачение в Париже медиума Каранчини.

В кружках парижских спиритов новый скандал.
На этот раз разоблачен пользовавшийся большой известностью медиум Каранчини.
Свои сеансы он производил обыкновенно в совершенно темной комнате. Его сажали в особую будку, на верху которой находились разные предметы, которых впоследствии касался материализованный дух. Медиуму связывали ноги и участники сеанса крепко держали его за обе руки.
Несколько раз опыты удавались. Однако, участникам стало казаться, что они как будто держат руку медиума не так, как держали при свете.
И вот, совершенно неожиданно во время сеанса была сделана вспышка магнии, при свете которой обнаружилось, что медиум освободил одну руку, ловко заставив обоих наблюдателей держать его за одну руку. Освобожденной-же рукой он производил разные манипуляции с предметами, находившимися на верху будки.

Воздухоплаванiе

Всероссийский рекорд скорости.

Представители спортивного комитета московского о—ва воздухоплавания кн. В.В.Оболенский, Ю.X.Меллер и Р.Ф.Фульда, наблюдавшие за перелетом авиатора Габер-Влынского на моноплане „Дукс №3-й“ с аэродрома в имение А.Я.Пегова, составили протокол в котором удостоверяют, что вся дистанция - 75 верст — пройдена в 25 минут, т.-е. аэроплан летел с колоссальной скоростью - 180 верст в час.
Скорость эта является в России рекордной.

Спуск авиатора на парашюте.

Нам телеграфируют из Парижа, что 6 августа авиатор Пегю при полете спустился на парашюте о высоты 400 метров.

В Кенте (Англия) один садовник, работая в саду, упал, ударился лицом о камень и потерял сознание. Его нашли в луже крови уже умершим; врачи определили, что он захлебнулся кровью.

В Гулле (Англия) молодая мать бросила своего 14-дневнаго младенца в лицо своему мужу, которого застала в трактире. Ребенок был подхвачен одним из посетителей, после того как перелетел через всю комнату, и остался невредим.

В приморском местечке Ля-Рюдемер (Франция) мальчик, играя в дюнах, был засыпан песком. Хотя его тотчас же вытащили из-под песка, он умер на руках матери от удушенья, захлебнувшись песком.

Охотясь на кроликов, один 16-летний шотландец подстрелил лесничего, его жену, ребенка и собаку — и всех нечаянно. Он был оправдан.

САМОУБИЙСТВА ОТ РАДОСТИ.

Недавно в Лондоне были два совершенно непонятных случая самоубийства.
Сорокавосьмилетний служащий в одной городской конторе, двадцать пять лет добивавшийся безуспешно прибавки жалованья, вдруг был переведен на высший оклад. Он вернулся домой в радостном возбуждении, говоря, что теперь цель его жизни достигнута и что ему нечего больше желать.
В тот же вечер он отравился.
Почти в то же самое время один кондуктор железных дорог, надеявшийся получить другую должность, более для него подходящую, узнал, что его назначили обер-кондуктором.
На другое утро его нашли под поездом, покончившим с собой.
Никто из родных, которых он оставил, не сумел объяснить его самоубийства иначе, как помешательством от радости.

Четырехлетняя арестантка.

(Письма из Лодзи).

Прусскими властями выселена из пределов Пруссии и передана русским для водворения по месту жительства, в Волын. губ., четырехлетняя русская подданная Эмма Гертруда Глязман, еврейка, которой вменяется в вину: 1) бродяжничество, 2) неимение личных документов и 3) попрошайничество. «Опасная преступница» и говорить еще не умеет, как следует.

В Боржоме комиссионер по приемке и сдаче товаров Ароянц шёл на вокзал ж.д., на полпути его встретили двое туземцев и увели в лес, как полагают, с целью получить выкупа его освобождение.

В Вольском у., Сарат. губ., в большом лесу гр. Орлова-Денисова, обитает неуловимая шайка разбойников, нападающих на проезжих и прохожих. На-днях разбойники увели из ближайшего села молодую женщину.

B экономии Мехеда-Мехединского, Лохвицкого у., кухарка, поссорившись с рабочими, подмешала к обеду белены. Десять работниц отравлены. Усилиями врача удалось спасти их жизни.

ЗА РУБЕЖОМЪ

Конгресс католиков.

В Метце состоялось открытие 60-го конгресса немецких католиков. В нем приняли участие лидеры центра рейхстага и многие видные представители немецкого общества и чиновничества.
На первом заседании было составлено письмо папе Пию X, в котором выражается протест против ненормального положения папского престола с 1870 года.
Затем был поднять вопрос о религиозном воспитании юношества и о тех практических мерах, которыми можно ему способствовать. Вынесена резолюция: «Дать возможно широкое научное просвещение в клерикальных школах, чтобы нельзя было сказать, что они уступают в этом отношении школам не католическим».

„Сверх-женщина” в американском колледже.

Директора одного американского женского колледжа в Bryn Mawro убеждены в том, что через несколько лет им удастся благодаря особой системе воспитания представить миру «сверх-женщину».
Дирекция уже выбрало девочек, 10 и 12-детняго возраста, здоровых, умных и совершенных, в физическом отношении. Их будут воспитывать в продолжение 7 лет в образцовой школе на открытом воздухе. Летом и зимой они будут учиться на дворе; зимой — под особым навесом, одетые в эскимосские костюмы. Первые годы они будут заниматься лишь гимнастикой, английским, французским и немецким языками. Затем начнут заниматься живописью, скульптурой, музыкой и танцами. В 17 лет будущие образцовые женщины перейдут на высший курс, где им будет дано классическое образование. По окончании курса лучшая ученица будет объявлена «сверх-женщиной» и ей будет назначена стипендия в 12,500 фр. в год.

«Без провожатых».

Красавица-артистка берлинской оперы Сальватини гостила в Свинемюнде несколько дней тому назад, как раз в бытность там же императора Вильгельма. Артистке вздумалось осмотреть императорскую яхту «Гогенцоллерн». Получив соответствующее разрешение, она в сопровождении нескольких хороших знакомых ждала на берегу того момента, когда император также сойдет но берег, так как осмотр яхты разрешается посторонним лицам только в его отсутствие. Но император Вильгельм, увидев артистку в подзорную трубу, узнал ее и милостиво распорядился пригласить ее немедленно на яхту только... без провожатых.

ДРАМА В ВОЗДУХЕ.

Известная английская актриса мисс Пикеринг участвовала на-днях в захватывающей по обстановке инсценировке драмы в воздухе для „Британской синематографической компании“. Она поднялась на аэроплане и на высоте 8,000 футов должна была повиснуть на канате, спущенном с воздушного шара, вскарабкаться по веревке до корзины, дать поймать себя петлей на весу в пространстве и после этого влезть в корзину. С другого воздушного шара, пока мисс Пикеринг с храбростью и самоотвержением это проделывала, производился синематографический снимок. Мисс Пикеринг рисковала жизнью, ловя капать налету, и поплатилась ожогами и ссадинами руки, но все же удержалась и исполнила до конца программу.

Китайский министр путей сообщения и представитель бельгийской компании подписали контракт на сооруженеи железных дорог на 10 миллионов лан.

Забастовали в Британской Колумбии (Америка) более 3000 человек.
Три тысячи человек забастовали в доках Суанси (Англия) и работа там остановилась из-за ареста одного стачечника, оскорбившего полицейского констебля.

Известный банк у Каире «Мансур и Адес» прекратил платежи, потеряв 3 400 000 руб. на турецких бумагах, которыми он спекулировал и которые внезапно упали, когда ожидалось их повышение.

Русские Ведомости (Москва)

Алкоголизм среди школьников.

САРАТОВ (От нашего корреспондента). Некоторыми земствами (напр. владимирским) в последнее время были произведены исследования алкоголизма среди детей-школьников. Подобное исследование было произведено в истекшем учебном году и саратовским уездным земством. Исследование было произведено в 15-ти наиболее многолюдных школах, где учащими было опрошено 1,350 мальчиков и 600 девочек, что составляешь 15% всех школьников. В настоящее время произведена сводка полученных данных. Детям задавались следующие вопросы:
        1)Пил ли когда-либо водку или пиво? 2) Скольких лет первый раз пробовал водку или пиво? 3) По какому поводу пил? 4) Кто угощал водкой или пивом?
Из мальчиков, знакомых с алкоголем, оказалось 79%, из девочек— 48. Знакомство с алкоголем начинается с пятилетнего возраста. В пять лет пили 2,39% мальчиков и 2,72% девочек, в шесть лет соответственно 4,63% и 4,42%, в семь лет –18,37% и 19,04%, в восемь лет — 26,12% и 29,90%, в девять лет—19,23% и 19,42%, в 10 лет—15,27% и 14,62%. Остальные 13,49% мальчиков и 9,38% девочек познакомились с алкоголем после 10-ти лет. Угощали детей главным образом по случаю свадеб (502 ответа), праздников престольных (173 ответа), праздников вообще [117 ответов). Поводом для „угощения“ служили также крестины, „могарычи“ по случаю покупки лошади, возвращение брата с военной службы и т. д. 15% мальчиков и 15% девочек пили сами, 41,3% мальчиков и 37% девочек получали „угощение" от родных, 9% мальчиков 10% девочек — от товарищей. Допьяна напивались 296 мальчиков и 35 девочек.

Из Москвы в Астрахань на лодке.

(По телеграфу от нашего корреспондента).

АСТРАХАНЬ, 7.VIII. Трое студентов московского университета, — Григорьев, Лукомский и Склабинский, — отправившиеся на лодке из Москвы в Астрахань, благополучно прибыли туда 6-го августа, после полудня.

Тайна князей Гагариных.

В «Русском Слове» недавно сообщалось о чугунной доске, найденной на Немецкой улице, в фундаменте печи дома Л.В.Стеженского. На этой доске, кроме надписи: «Се созидали, по милости Вышняго, князь Иван Петрович, да князь Матвей Петрович Гагарины», и даты «1702», имеются таинственные латинские буквы:
        TBNON — SNBNT — TBNON.
Теперь открыта вторая совершенно такая же доска и с теми же надписями. Она вделана в стену дома в имении князя Ю.М.Козловского «Ивановское-Козловское», близ ст. «Подсолнечная».
Указывают, что лет десять—пятнадцать назад в Москве, на Тверской, при перестройке одного из домов была найдена третья доска с тою же загадочною надписью.
Дом в имении князя Козловского, по преданию, принадлежал Гагариным. Перестраивавшийся на Тверской дом также, по преданию, принадлежал Гагариным.
Князь М.П.Гагарин, упоминаемый в надписях на этих загадочных досках, был когда-то московскими, а потом сибирским губернатором и за злоупотребления властью был казнен— посажен на кол.
Потомства после другого упоминаемого в надписи па досках князя, И.П.Гагарина, не осталось, а род князя М.П.Гагарина угас в 1793 году.
Было бы интересно, если бы наши археологи попытались вскрыть тайну латинских надписей на гагаринских досках.

ХРОНИКА

В Пушкинском сквере.

Гуляющей в Пушкинском сквере публике приходится вечерами часто быть свидетельницей безобразных выходок со стороны группы молодых людей (большинство ее-—гимназисты). Усевшись все гурьбой на одной—двух скамьях, они встречают всякую проходящую мимо барышню диким, чуть не звериным, гоготаньем, заставляющим публику шарахаться в сторону. Люди, не часто бывающие в сквере и ёще не привыкшие к этому гоготанью, не на шутку пугаются. Не мешало бы кому следует обратить внимание на это и предпринять что-нибудь для того, чтобы унять этих хулиганствующих мальчишек в ученических формах.

Отстраненный мулла.

Таврический губернатор запретил имеющему духовное звание Сеит Ибраиму Эфенди Аджи Абибула Эфенди Халиль-оглу исполнять обязанности муллы при соборной мечети д. Aй-Василь. (Р.Р.)

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

Ф Е О Д О С И Я.

В Лазаревском сквере после исполнения „Трех Пальм“ А.А.Спендиарова публика устроила присутствовавшему в сквере композитору шумные овации, вызывая его бесконечное число раз. В заключение такие же овации были устроены и при выходе из сквера и на улице.

Выступление А.A.Cпендиарова на студенческом вечере 6-го августа сопровождалось шумными и бесконечными овациями по адресу талантливого композитора, продирижировавшая своей первой серией „Крымских эскизов“ и новой, второй серией, представляющей полную разработку татарских мелодий и исполненных на вечере в первый раз и по рукописи. А.Спендиарову был поднесен венок от студентов, были сделаны подношения от дирижера А.Брискина и публики, и вообще прием оказан был весьма внимательный. Вечер вообще привлек порядочно публики и прошел оживленно.