27 (14) августа 1913 года

Вечернее Время

ХРОНИКА

Сегодняшним приказом. по полиции спб. градоначальник предлагает полицейским чинам иметь строгое наблюдение за тем, чтобы пароходы, плавающие по водам гор. Петербурга, не выпускали густого дыма. На виновных в неисполнении этого постановления градоначальник предлагает составлять протоколы и направлять их мировым судьям, донося ему о времени разбора дела и последовавшем приговоре.

Отовсюду.

«New-York Herald» рассказывает, как Елене Келер, слепой, глухой и немой от рождения девушке, удалось на днях услышать в первый раз музыку. Для того, чтобы уловить звуковые колебания, она захватила зубами деку скрипки, на которой играл профессор консерватории штаба Мичиган Колер. Таким путем оказалось вполне возможным дать ей представление о различных тонах.
Маэстро сыграл Елене Келер несколько отрывков из оперы Сен-Санса. Несчастная глухонемая была в восторге и по окончании оригинального концерта заявила:
        — Это звучит, как голоса ангелов.

На этот раз оповещение о близком открытии Панамского канала оказалось верным. Полковник Вильсон, один из строителей канала, прибывший недавно в Нью-Иорк, сообщает, что уже в конце текущего месяца или в начале сентября воды обоих океанов сольются. К 1 октября нового стиля через канал пройдет первое судно, К 15 октября он будет открыт для движения судов небольшого измещения и к будущей весне суда всего мира смогут пользоваться каналом.

Любительницы эксцентричных мод решили взяться за преобразование купальных костюмов. Находя, что костюмы этого рода не достаточно элегантны, западно-европейские модницы начинают появляться во время купанья в довольно сложных головных уборах с эгретками, эспри и т, д.

Крым. Курорт. Листок.

Закрепление меридиана на Ай-Петри.

На днях закончено сооружение на Ай-Петри оригинального монумента, определяющего направление меридиана в данном месте. Монумент состоит из каменной площадки с двумя ступенями, на которой установлен каменный пьедестал, вышиною в два аршина, и на нем чугунный земной шарь, диаметром 1/2 аршина. Шар охватывает красная сетка меридиана и параллелей. Направление ай-петринского меридиана обозначена золотой линией. Монумент этот является весьма ценным сооружением при съемках планов, метеорологических наблюдениях и других подобных работах, так как он навсегда показывает направление в данном месте меридиана, каковое можно определять только по небесным светилам и при большой затрате времени и труда. Монумент сооружен в 30-ти саженях от ресторана в сторону Ай-Петри партией крымских водных изысканий под руководством инженера Кельтсера. Оборудование его обошлось около 600 р. (Р.Р.)

Я Л Т А.

Оригинальное ходатайство курортных дам.

Одно из известных в обществе лиц получило от группы приезжих в Ялту дам письмо следующего содержания: „Глубокоуважаемый В.К! Группа молодых дам просить вас убедить члена городской управы А.Э.Подгурского не зажигать электрические фонари на Александровском сквере в лунные вечера. Этими идиотскими фонарями он губить всю поэзию лунной, крымской ночи. Мы уверены, что вы поймете нас своей чуткой, поэтической душой и поддержите нашу просьбу“.
Не менее оригинальна также и подпись: „Сердечно вперед признательные вам дамы с севера, востока и запада“.

Гонки.

В четверг, 15 августа, отдел екатерининского яхт-клуба устраивает гонки. Программа гонок: 1) гребные; 2) парусные; 3) состязания в плавании; 4) ватер-полло (футбол на воде), состязание на кубок ялтин. отд. екатер. яхт-клуба феодосийской и ялтинской команд; 5) морская гимнастика и 6) фигурное плавание.
ВО время гонок будет играть оркестр военной музыки. Начало состязаний в 12 ч. дня.

ХРОНИКА

Пыль... Пыль...

За последние дни установилась знойная погода. Как отмечалось в нашей газете, температура на солнце нередко достигала 39 град. по Реомюру. Дождей в течение последних дней почти не было. Дующие сильные ветры подымают, почти в буквальном смысле слова облака пыли, которые носятся над городом. Пыль не только на окраине, но и в центре города на таких улицах, как Екатерининская. В пыльной атмосфере улиц при температуре почти в 40 градусов порой трудно дышать. В видах устранения этого явления в прошлом году, согласно распоряжению городской управы, производилась в жаркие дни поливка; правда поливка производилась лишь на одной Екатерининской улице, что, конечно, далеко не удовлетворяет потребности в устранении пыли, а с нею и удушливой атмосферы, хотя бы в городском центре. Но в текущем году не производилось поливки даже на Екатерининской улице. Кстати необходимо заметить, что к городскому центру также непосредственно прилегают части Николаевской, Георгиевской и Итальянской улиц, которые также требуют поливки в жаркие дни. Не мешало бы городской управе озаботиться поливкой.

Инфекционные заболевания.

Зa последнее время зарегистрированы эпидемические заболевания в уезде: корь—13, скарлатина—35, оспа—3, брюшной тиф—14, дифтерит—33, дизентерия-52, заушница—4, коклюш—17, инфлуэнца—62, сибирская язва—2, рожа—4.

ЛИСТОКЪ

Поразительный двойник.

В последние дни за Нарвской заставой на Ульянке удивляет всех поразительного сходства двойник покойного графа Льва Толстого, некто С.С-в, щеголяющий в блузе и высоких сапогах.

ИНЦИДЕНТ С МИЛЮКОВЫМ.

БЕЛГРАД. Намерение международной комиссии выяснить объективно на месте справедливость известий о зверствах на Балканах оказалось в Сербии и завоеванных сербами областях безрезультатной в виду участия в комиссии П.Н.Милюкова. Последнего в Сербии считают болгарофилом и сербофобом.
Сербское правительство предложило комиссии объехать страну без П.Н.Милюкова, но комиссия из солидарности отказалась от этого предложения (Наш. корр.)
БЕЛГРАД. Вчера вечером группа студентов явилась в кафе «Москва», где находился П.Н.Милюков, и потребовала от последнего, чтобы он немедленно оставил Сербию. После резких объяснений со студентами П.Н.Милюков дал слово, что он в тот же день уедет. (Наш. корр.)

МОСКВА

Погода.

Вероятная погода на 14-е августа: тепло во всех районах, дожди местами на крайнем севере, грозы в бассейне нижнего Днепра и Дона.

Темное дело.

Проживающее в квартире Беликовой, в д. Яковлева, наб-м проезде 2-й улицы, в Марьиной Роще, супруги Калинцевы, покушаясь на самоубийство, выпили цианистаго кали. Отравившиеся в бессознательном состоянии отвезены в больницу, где Калинцева вскоре умерла, а Калинцев, принявший, очевидно, очень маленькую дозу отравы, остался жив. Из расспросов соседей и других лиц, знавших супругов Калинцевых, выяснилось, что Калинцев обращался с женою плохо; у них постоянно была брань, и он очень часто наносил ей побои. По отзыву некоторых свидетелей, есть предположение, что Калинцев отравил свою жену и с целью скрыть преступление выпил и сам отравы. Калинцев уже из больницы выписался. Полиция его арестовала и передала на распоряжение судебного следователя.

Покушение на самоубийство.

В д. Константинопольского подворья, в Крапивенском пер., капельдинер Большаго театра Осин, покушаясь на самоубийство, нанес себе бритвой рану в шею.

На стройках.

На стройке дома Череповой, на Старой Басманной ул., десятник Царьков, проходя по неприбитым доскам, положенным над входом в подвал, упал вместе с провалившимися под ним досками. Пролетев значительную высоту, Царьков получил тяжкие ушибы всего тела.
— На стройке д. Филатова, в Калошином пер., рабочий Лозовой нес по лесам мешок с алебастром, весом в 5 пуд., причем на высоте около 3-х аршин доска под ним проломилась, и Лобовой вместе с тяжестью упал на щебень и получил тяжкие ушибы.

В Эдинбурге (Шотландия) суфражистки сожгли два дома и училище, принадлежавшие их политическим противникам.

В Сижене, на западном побережье Англии, морем принесло массу мертвых мух, занесенных ураганом в море и там утонувших. Лодки с трудом передвигались в этой массе.

В Вольвергамптоне (Англия) продолжаются таинственный нападения на лошадей, которым неизвестные наносить глубокие колотые раны, делающие их негодными к службе.

В Лондоне на-днях получено адресатом письмо, отправленное ему 25 августа 1904 года, т.-е. 9 лет тому назад.

Спасая любимую собаку, упавшую в море в Гулле (Англия), таможенный сторож Бургойн утонул, успев передать животное на берег.

Некто Тульстон, австралийский земледелец, узнав о полученном им наследстве в 3.750,000 рублей, сошел с ума и бросился в воду, откуда его успели вытащить.

Провинцiя.

Ценный клад.

Крест. Ф.Ротарь подал на Высочайшее Имя прошение, в котороы он сообщает, что в вершине известной в Бессарабии горы «Мегура», Белецкаго уезда, сохраняется огромный склад денег, зарытый много лет тому назад Флором Колимоняся и Григорием Колиманом, румынскими господарями. Свыше двух месяцев он, Ротарь, копает, и в настоящее время докопался до каменной крепости, в которой сохраняется клад. Но так как одному работать дольше невозможно, а привлечь кого-либо из односельчан опасно, то Ротарь просить продолжить дальнейшие раскопки на средства правительства и командировать для охраны роту солдата. Губернатор предписал белецкому полицейскому управлению произвести расследование.

Похищенный перерезал горло похитителю.

Служащий лесопромышленной фиркы Зброявикка, в д. Сачилово, неподалеку от Батума, г. Лoco быль похищен и отведен несколькими злоумышленниками в горы. Злоумышленники заставили г. Лосо написать письмо в правление с требованием выдать 100,000 р. выкупа. Получив письмо, заведующий заводом г. Корели поехал в Тифлис для переговоров с хозяевами предприятия.
Между тем, злоумышленники оставили г. Лосо при одном вооруженном, который скоро уснул. Воспользовавшись моментом г. Лосо перерезал горло спящему его же кинжалом, пустился бежать и благополучно добрался до Самтреди.

В Севастополь вследствие засухи начался водяной голод; в водопроводе вода имеется лишь утром; на северной стороне несколько дней водопровод совершенно не действует; население бедствуют.

Близ Таганрога, на хут. Ив. Костанди, в амбаре обвалилась деревянная стена, за которой находилось около 150 четв. пшеницы. Под стеной спали работницы Московченкова, Садовникова и Руденкова, которые оказались погребенными под зерном. Первые две были откопаны живыми, Руденкова задохлась.

В Коканде у 60-летней вдовы Фейзии была 14-летняя красавица дочь. В нее влюбился старик Хаджа Зериф. Недолго думая, он посватался, прося выдать за него 14-летнюю девочку. Старуха на брак дочери согласилась, но под условием, чтобы 16-летний сыи ее будущего зятя женился на ней, старухе. Старик согласился и заставил сына силой жениться на старухе, а сам обвенчался с ее 14-летней дочерью.

Брат известного писателя Мордовцев в своем духовном завещании оставил по 35 тыс. руб. на стипендии в обеих кисловодских гимназиях.

„Покорение Кавказа" в кинематографе.

Одна из московских кинематографических фирм инсценирует в настоящее время на Военно-Грузинской дороге „Покорение Кавказа“.
Вчера в окрестностях древней грузинской столицы Мцхет раздавался гул артиллерийских орудий.
Войска в исторических костюмах времен покорения Кавказа штурмовали аул Ахульго.
В съемке этой картины принимали участие полки: 16-й гренадерский Мингрельский,. 17-й драгунский нижегородский, 18-й драгунский Северный короля датского, конвой наместника, 1-й Лaбинский казачий и дивизион 51-й артиллерийской бригады.
За исторической точностью съемки наблюдал редактор исторического отдела штаба кавказского военного округа С.Есадзе.

ПЯТЬ ДНЕЙ МОЛЧАНИЯ.

Один англичанин держал пари, что он проведет пять дней в Лондоне в полнейшем молчании. При этом он должен был известное число часов прогуливаться по улицам. Несмотря на кажущуюся легкость этого пари и на то, что ни один из знакомых англичанина не пытался заставить его заговорить, он не в состоянии был выдержать.
Первый день, как он после рассказывал, англичанин чувствовал себя очень довольным. Он видел многих знакомых, но все они, сговорились, не обращали на него внимания. На второй день он уже этим тяготился и искал встреч, но от него отворачивались и никто с ним не заговорил. На третий день он нарочно выбирал людные места, но, так как никто на него не обращал внимания, — это тяготило его. На четвертый он сам себе надоел со своими мыслями, а на пятый, боясь сойти с ума, не дождавшись одного часа до установленная срока, вбежал в лавочку и спросил себе четвертку табаку.

Желанный кинематограф.

«Запрещено воспроизводить кинематографические снимки картин, в коих показывается тяжелая судьба рабочего люда».
(Из газет).

МОСКВА

Памяти Льва Толстого.

При городской думе с 1911 года состоит особам комиссия по увековечению имени гр. Л.Н.Толстого. Председательствует в ней Н.И.Гучков.
Главною особенностью толстовской комиссии является полная ее бездеятельность.
Собравшись один раз, два года назад, для обсуждения вопроса о покупке владения гр. С.А.Толстой, комиссия с тех пор ни разу не собиралась.
Между тем, приближается 7-с ноября, — третья годовщина со дня смерти великого писателя, — а 28-го августа исполняется 85 лет со дня его рождения.
Об этих датах вспомнил гласный И.А.Шамин, который обратился вчера с письмом к и. д. городского головы В.Д.Брянскому.
В своем письме гласный просит г. Брянского собрать толстовскую комиссию хотя бы 28 августа.
        «Было бы желательно, — пишет г. Шамин, — чтобы в этот день комиссия обсудила вопрос о постановке во дворе дома, принадлежавшего гр. Толстому, его памятника-статуи, изготовленного художником С.Д.Меркуровым.

Памятник Лермонтову.

На-днях должно состояться первое заседание думской комиссии по организации сбора пожертвований на сооружение в Москве памятника М.Ю.Лермонтову.
Председатель комиссии А.А.Бахрушин предполагает не ограничиваться объявлением об открытии всероссийской подписки на памятник, но и разослать по России во все казенные и общественные учреждения подписные листы для сбора пожертвований.
Кроме того, г. Бахрушин проектирует устройство спектакля, посвященного памяти Лермонтова, сбор с которого послужит основанием для денежного фонда на сооружение памятника.