28 (15) августа 1913 года

Киевлянин

Пребывание Царской Семьи в Севастополе.

СЕВАСТОПОЛЬ, 13 августа. В 4-м часу Государь Императора с Великой Княгиней Ольгой Александровной и Августейшими Дочерьми в сопровождении свиты и начальствующих лиц на паровом катере изволили отбыть в урочище Инкерман, где осмотрел пещерный храм. Отсюда Государь Император в автомобиле проследовал в окрестности Инкермана для осмотра памятников балаклавского сражения, и в 6 1/2 час. вечера возвратился морем через Инкерман на яхту „Шандарт“, провожаемый восторженными кликами жителей поселка Инкерман.
СЕВАСТОПОЛЬ, 14 августа. Государь Император Всемилостивейше пожаловал для раздачи бедным города 10 000 руб.

Воздухоплаванiе

ДИКТОФОН на АЭРОПЛАНАХ.

В виду того, что при полетах на аэропланах пилот не имеет возможности записывать замеченное им в пути, в военном ведомстве предполагается в помощь летчику придавать диктофон.
В настоящее время такие опыты производятся с довольно громоздкими диктофонами, но изобретатель предполагает их облегчить. Во время опытов на гатчинском аэродроме выяснилось, что шум мотора нисколько не мешает записи.

С АЭРОПЛАНА НА ПАРАШЮТЕ.

Замечательный подвиг совершен во Франции молодым летчиком Пегу, который, не смотря на свой 26-летний возраст, уже не мало прославился своими исключительно смелыми полетами.
Пегу в присутствии особой комиссии в Шагерор, близ Парижа, рискнул броситься с аэроплана с высоты 250 метров вниз, чтобы медленно упасть на землю с парашютом. Всякому ясно, как опасна эта попытка.
Пегу, к спине и плечам которого был подвязан парашют особой конструкции, развертывающийся еще во время быстрого парения вниз аэроплана, выбросился из сиденья, надеясь только на свой парашют, который осторожно спустил его над лесом. Пегу благополучно уцепился ногами за дерево и повис, а аэроплан, качаясь в воздухе, спустился планирующим спуском на землю.

СЛУЧАЙ С РУМЫНСКИМ КОРОЛЕМ.

В Вене распространились слухи, что банда цыган при Синайе пробовала остановить автомобиль, в котором ехали

СТЕКЛЯННАЯ МОСТОВАЯ ВО ФРАНЦИИ.

Муниципалитеты Лиона и Ниццы вводят с этой осени в своих городах новую мостовую из прессованного стекла. Опыты, произведенные в Генуе (Италия) этим летом, оказались весьма удачными.
Стеклянная мостовая прочна, не размягчается, как асфальт, от жары, легко чистится и моется и не дает пыли. Копыто лошади на ней не скользит, а для колес она идеальна своей ровностью. Она не дает грязи и не требует частой починки. Единственный недостаток такой мостовой—дороговизна ремонта, которая, однако, окупается ее прочностью.
Если опыты этих трех городов не выяснят каких-нибудь новых недочетов, то, по всей вероятности, в скором времени все европейские города перейдут на этот способ замощения своих улиц, как наиболее изящный и экономный.

Ванна из крахмала.

Парижские доктора, всегда падкие до нововведений относительно модных лечений, выдумали новое средство, исцеляющее будто бы от всех болезней, укрепляющее мускулы, очищающее кожу и чуть ли не возвращающее молодость. Средство это —горячие ванны с крахмалом.
Берется самый обыкновенный картофельный крахмал, растворяется в стакане горячей воды и выливается в ванну с температурой 27 град.
Пациент садится в эту ванну, но не опускаете голову, так чтобы не замочить лица и волос (на голову дамам советуют надевать клеенчатые купальные чепчики, плотно закрывающие шевелюру) и остается в ванне от 20 минуть до получаса, но не более.
Время покажет, действительно ли так полезен крахмаль для кожи, как уверяют парижские медики, или это только новое косметическое средство, почему-то выдаваемое за гигиеническое.

Открытие первого русского завода моторов «Гном».

МОСКВА, 14-го Августа. В присутствии прибывших из Петербурга представителя отдела воздушного флота барона Каульбарса и начальников воздухоплавательной части генерала Шишкевича и воздухоплавательной школы генерала Кованько, торжественно открыт первый русский завод воздухоплавательных моторов «Гном».

ЖЕНЩИНЫ-ПОЛИЦЕЙСКИЕ.

Весьма сомнительное „поприще» труда открылось перед женщинами в некоторых городах Америки, где женщин стали принимать на службу в городскую полицию в качестве обыкновенных городовых. Часть американской и европейской прессы усматриваешь в этом новый успех феминизма, забывая о коренной реформе, которой должна подвергнуться полицейская служба даже и в Америке, прежде чем стать пригодным поприщем для деятельности женщин, сколько-нибудь порядочных.

На нашем снимке изображен арест женщинами-полицейскими проститутки на улицах Чикаго.

Конфликт в Америке из-за «Хованщины» Мусоргского.

Из Нью-Иорка нам пишут:
Мусоргский за последнее время служить причиной конфликта между дирекцией «Метрополитэна» и главным дирижером Тосканини.
С тех пор, как знаменитый итальянец, благодаря Ф.Шаляпину, познакомился с партитурами Мусоргского, он буквально бредит ими (по просьбе Ф.И.Шаляпина Тосканини специально ездил в Париж смотреть «Бориса Годунова» с участием Ф.И.Шаляпина. Это было несколько лет тому назад.
Пользуясь своим исключительным положением и авторитетом в дирекции «Метрополитэн», Тосканини стал убеждать дирекцию поставить «Бориса Годунова».
После долгих интриг «Борис Годунов» был поставлен с Адамом Дидуром в заглавной роли.
Опера имела успех, но дирекции почему-то этот успех казался «малым» и «временно» сняли эту оперу с репертуара.
Благодаря Тосканини, «Бориса Годунова» опять включили в репертуар.
Теперь Тосканини предложил дирекции поставить «Хованщину» Мусоргского.
Дирекция наотрез отказалась.
Тосканини послал дирекциии ультиматум: «Если «Хованщина» не будет поставлена— я ухожу».
Было созвано экстренное совещание главных пайщиков, поставили вопрос о «Хованщине» на баллотировку, но явился на совещание Тосканини, и заявил, что никакой баллотировки он не признает.
Словом, решили поставить «Хованщану», но горячий итальянец не успокоился и тут-же заявил, что он не допустит, чтобы «Хованщина» была поставлена так «глупо», как «Борис Годунов» (постановка «Бориса Годунова» обошлась дирекции «Метрополитэна» несколько тысяч долларов, но благодаря незнанию режиссером эпохи Бориса Годунова, постановка была лишена всякого стиля. Тосканини настаивает, чтобы для постановки «Хованщины» был приглашен первоклассный русский режиссер, который за одно «переставит» и «Бориса Годунова».
Тосканини взял на себя миссию уговорить Ф.И.Шаляпина, как участвовать в «Борисе Годунове» и «Хованщине», так и руководить постановкой обеих опер в их главных деталях.
«Хованщина», таким образом, будет поставлена в Метрополитэне в Апреле или Мае 1914 года.

В Харькове за недоимку в 33 к. электрическая станция прекратила ток в квартире и. д. старшего врача глазной больницы имени проф. Л.Л.Гиршмана в момент приема больных. Пришедшим на прем многочисленным больным пришлось уйти без врачебной помощи.

В Саратовской губернии небывалый урожай вишни. Продают и считают вишню уже не пудами, а возами.

На Чукотский нос отбыла экспедиция инженера Кринского для разведок золота. Экспедиция выехала на зиму.

Новый тариф за электрическое освещение.

О—во 1886 года с 1 августа вводит для освещения небольших и средних квартир новый тариф за освещение квартиры до 4 комнат — 24 руб. в год, в 5 комнат— 30 pуб. Количество ламп не ограничивается. Вводится лишь максимум энергии, которую может использовать потребитель за эту плату, а именно: для квартиры до 4 комнат – 1200 гектоуатт-часов в год в 5 комнат – 1 500. Если потребление энергии превысит это количество, то излишек оплачивается по 1 коп. за 1 гекто-уатт-час.
Норма в 1200 гектоуатт-часов для квартир до 4 комнат и l,500 для квартир в 5 комнат является по статистическим данным одной из наименьших.
При существующем в настоящее время тарифе {2,5 коп. за гектоуатт-час) потребителю приходится уплачивать за 1200 гектоуатт-часов 30 p., а за 1 500 гектоуатт-часов — 37 руб. 50 коп.
Прежний способ расчета за энергию по счетчику остается в силе и от самого потребителя зависит выбрать тот или иной способ расчета.

ЗА РУБЕЖОМЪ

Кинематограф и школа.

В начале учебного года в американском штате Нью-Джерсей по почину Эдиссона будет открыта школа, в которой книги будут совершенно заменены кинематографом. Курс школы будет продолжаться 8 лет. Эдиссон придает большое образовательное значение кинематографу и полагает, что он возбудит в детях иитерес и любовь к знанию. Преподаватели школы с помощью кинематографа будут обучать детей даже и азбуке.

Система двух детей.

По инициативе социал-демократов в Берлине состоялось грандиозное женское собрание с целью обсуждения вопроса об ограничении числа детей в супружествах. Собрание не приняло никакой резолюции, но постановило вновь собраться для продолжения дебатов на ту же тему.

Таинственное исчезновение невесты.

В Берлине при таинственных обстоятельствам исчезла 35-летняя Гертруда Галле. Недавно г-жа Галле получила крупное наследство. Разбогатев, она решила выйти замуж и, обратилась за содействием в одно из брачных бюро, которых не мало развелось в Берлине. Брачный посредник познакомил г-жу Галле с красивым брюнетом, который назвался инженером. Инженер заявил, что Гертруда Галле ему нравится, и предложил ей выйти за него замуж. Она ответила согласием. Жених и невеста начали делать покупки для свадьбы. Г-жа Галле, как потом выяснилось, взяла из сберегательной кассы и из банка хранившиеся там ее деньги. И вдруг Гертруда Галле исчезла. Родственники ее сделали заявление об этом в полицию. Начались розыски „инженера”, но он тоже исчез. Ныне полиция Берлина обещает 800 марок тому, кто укажет следы, по которым можно разыскать исчезнувшую невесту или ее жениха, который подозревается в убийстве Гертруды Галле с целью грабежа.

Знаменитый норвежский мореплаватель Роальд Амундсен, достигший как известно, южного полюса и готовящийся отправиться в июне будущего года в экспедицию к северному полюсу, намерен еще до отъезда научиться летать на аэроплане. Дело в том, что в выработанном им плане экспедиции аэропланам отведена значительная роль.
«Если, как мы предполагаем,— поясняет Амундсен,—наше судно будет находиться в непрерывном движении вместе со льдом, то придется отказаться от далеких поездок на санях, так как при возвращении из таких поездок мы рискуем не найти судна. Я намерен поэтому, прежде всего, совершать возможно более высокие подъемы на гидроплане, чтобы осматривать местность, которая будет нас окружать. Мы, таким образом, будем знать, окружает ли нас только вода, или где-нибудь видны признаки земли и т. д. С вершины мачты нашего судна мы не могли бы осмотреть пространство больше, чем на 12 верст в окружности, тогда как с аэроплана, поднявшегося на высоту хотя бы только 300 метров, мы будем в состоянии осмотреть громадные пространства. Это может дать гораздо более важные результаты, чем самое достижение северного полюса. Но аэропланы являются не единственной новинкой в нынешнем снаряжении «Фрама». Мы будем располагать, вообще, более совершенными научными инструментами и приспособлениями, а потому надеемся, что наша экспедиция даст много весьма ценных результатов. Предполагаю, что продолжительность экспедиции не превысит пяти лет; в благоприятном случае она закончится в 4 года; на более короткий срок мы едва ли можем рассчитывать.

Кардинал Белло выехал из Лиссабона в Зигмаринген (Германия), чтобы лично возложить венцы на экс-короля португальского Мануэля и его невесту, принцессу Августу-Викторию Гогенцоллернскую.

В Франкфурте-на-Майне открыта третья астрономическая обсерватория в Германии, при которой будут устроены особые палаты для фотографирования звезд и для магнетических наблюдений.

Панамский канал уже прорыт, но окончательно готов он будет только в сентябре, после уборки всего ненужного материала и загромождений. 16 октября н. ст. он будет открыть для мелких судов, a официальное его открытие для судов большого размера осуществится в начале 1914 г.

На реке Уат, в Англии, устроен автоматически действующий пловучий маяк 27 футов вышины. Он имеет запас карбида на один год. Свет маяка виден за 15 верст.

АМЕРИКАНСКИЙ ДЯДЮШКА.

Один эксцентричный американец, умерший в Филадельфии (Америка) ©ставид по завещанию своему племяннику 500,000 долларов (около миллиона рублей) с тем, чтобы тот в продолжаете шести лет прослужил буфетчиком в одной из филадельфийских гостиниц.
Две тетушки молодого человека состоят душеприказчицами этого оригинального завещателя. Они обещают, в свою очередь, оставить племяннику по 80,000 долларов каждая, если он до 1 января 1914 года найдет себе невесту и вступит в брак.
Оказывается, что у счастливого наследника уже есть невеста, но она категорически отказывается выйти замуж за буфетчика.
Времени остается всего четыре месяца, и молодой человек совершенно потерял голову и не знает на что решиться: отказаться ли от полумиллиона и жениться или отказаться от невесты и получить наследство?

Кинематографы и священнослужители.

Могут ли священники посещать кинематографы?
Косвенное указание по этому вопросу можно найти в решении Синода по одному частному делу.
Епископ саратовский Алексий подверг одного из священников своей епархии строгому наказанию перевел его на должность псаломщика и сослал на покаяние на два месяца в монастырь.
Против священника были выдвинуты два обвинения: он посещал кинематографы и был избит на улице детьми церковного старосты.
Священник в жалобе, представленной в Синод, резонно указал, что нападение на кого-либо не есть еще доказательство виновности избиваемого: избиениям подвергались и епископы. Что же касается кинематографов, то это не что иное, как движущиеся туманный картины. Между тем, духовенству не только не воспрещается посещение сеансов туманных картин, но даже и рекомендуется применять туманные картины в духовных школах.
Синод с этим последним толкованием, по-видимому, согласился: по крайней мере, он снял со священника наложенное епископом Алексием наказание и постановил лишь перевести его в другую епархию.

ХРОНИКА

Крестьянский банк назначил в публичную продажу с торгов свыше 400 имуществ, находящихся в единоличном владении у крестьян таврической губернии за невзнос срочных платежей.

Лекция В.Е.Жаботинского.

Известный публицист В.Е.Жаботинский предполагает прочесть в Симферополе публичную лекцию на тему „Ассимиляция народностей“. Лекция предполагается 7 сентября.

Ф Е О Д О С И Я.

- Вблизи купален Р. Штранга стала „тонуть“ 12-го августа неизвестная девица, вопившая благим матом о помощи. Как оказалось, пузырь, взятый ею с собою, не оказывал ей более помощи, и она уже выбилась из сил. Находившейся по близости инженер Р.Штранг посоветовал „тонувшей“ попробовать стать на ноги, что та с большим опасением и сделала, при чем оказалось, что всю эту процедуру с криками о помощи и пр. „тонувшая“ в суматохе проделала на глубине в аршин максимум.

Стоящие здесь греческие пароходы, отстаивавшиеся все время в ожидании мира, ныне понемногу уходят на родину. Пока ушло два парохода, и на днях покидает, гостеприимный порт и последний пароход. За время пребывания в Феодосии между греками и частью местного населения, произошло — надо это констатировать, — значительное сближение, и потому проводы отдыхавших здесь два года моряков проходят при довольно грустной обстановке.