10 сентября (28 августа) 1913 года

Крым. Курорт. Листок.

Новая тропа на Яйле.

Недавно партией крымских водных изысканий были предприняты обследования для проложения новой тропы по склонам Яйлы от водопада Учан-Су до ресторана на Ай-Петри. Тропа эта являлась необходимой для доступа к неприступным скалам, на которых намечены некоторые гидротехнические сооружения. В настоящее время изысканы эти закончены и на днях будет приставлено к работам по проложению тропы, длиною около 4-х верст.

Ткацкая школа.

Село Богатырь. (Корресп. «Мариуп. Жизни»).
В с. Богатыре заботами, гг. председателя и членов сельско-хозяйственного общества, открыта [?-нрзб.] августа сего года ткацкая школа, находящаяся в ведении департамента земледелия и государственных имуществ. Содержится она на средства департамента с небольшим пособием от местного населения. На открытие прибыли учительница—инструктор 3.Т.Базилевич и две учительницы,— одна учительница теории, другая практики. Эта школа первая в уезде и вторая в нашей губернии. Цель ее — распространение кустарного производства.
Население с удовольствием встретило такое начинание и охотно отдает своих детей. Желающих всех нет возможности поместить.

Местный.

ЖЕНЩИНА-ЮНГА.

Парусный барк „Эсси” совершал переход по Балтийскому морю в один из английских портов. В число экипажа недавно был принят молодой юнга Купс. Юнга вскоре завоевал симпатии всего экипажа и в особенности был очень дружен с матросом Лисамен, Во время последнего плавания Лисамен упал с мачты в воду. Юнга тотчас схватил спасательный круг и с ним бросился за борт. Обоим морякам бросили веревку и стали выталкивать их на палубу. Матроса вытащили благополучно юнга-же, поднимаясь ударился о край борта и лишился сознания. Его стали приводить в чувство. Когда с юнги сняли куртку, все присутствовавшие были изумлены — перед ними была женщина. Оказалось, что юнга - дочь рыбака Анна Лейков. У нея был роман с Лисаменом, но родители не соглашались на брак влюбленных, тогда девушка бежала из дома и при помощи Лисамена поступила на барк.

ТОРГОВЦЫ ЖИВЫМ ТОВАРОМ.

Из Лодзи „Гол. Москвы“ сообщают:
Съехавшиеся в Польшу из Америки и немецких портовых городов торговцы живыми товаром местом своей остановки избрали ближайшая железнодорожные станции Рокицины и Баба.
На указанных станциях живут „оптовики”, к которым почти ежедневно приезжают их агенты, поставщики „товара“. Забирая оптовиков они с ними уезжают на ст. Комошки, где происходят торги. В течение трех последних дней оптовиками, остановившимися на ст. Рокицины, куплено 26 девушек в возрасте от 14 до 20 лет. Покупаются исключительно красивые девушки, крепкого сложения. Цены от 50 руб. до 1.000 руб. за каждую. Один из агентов, постоянно проживающий в Лодзи, продал сестру своей жены за 1,250 руб. Первая партия в 26 купленных девиц отправлена уже в Бразилию. Переправа их через границу обошлась в несколько сот рублей. Среди жертв преобладают модистки, служанки, крестьянки, жаждущие легкого труда. Одного агента, везшего за границу четырех девушек, полиции удалось задержать в Граннице. Девушки отправлены на родину. Арестованный же в Петрокове по подозрению в торговле живым товаром приезжий иностранец Генрих Гельпер, освобожден под залог в 5.000 рублей, причем все его имущество в сумме 60.000 рублей задержано впредь до окончания следствия.

К началу учебного года.

Вчера, 27-го Августа, были объявлены результаты приема на первый курс историко-филологического института. Из 89 человек, подавших прошение, зачислено 20 человек на казенные вакансии, а 10 лиц приняты своекоштными; начало лекций в институте назначено на 2-е Сентября. Вчера же открылись занятия в с.-петербургском учительском институте. На 1-й курс института в настоящем году, по приемным, проверочным испытаниям из 79 державших экзамен принято 29 и, кроме того, принято одно лицо без экзаменов, как имеющее аттестат зрелости.

Магическое средство.

Несколько месяцев тому назад на Большом проспекте Петербургской стороны открылась мясная лавка, при чем на окне появился аншлаг «Чистый вес» и действительно убоину отпускали, отвешивая ее без толстой тяжелой бумаги; конкуренты ждали краха новатора, но число покупателей росло и оборот мясника заставил теперь конкурентов сделать то же самое.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

„Не зaбывaй моего живота”.

Интересное дело слушалось в уголовном отделении саратовского окружного суда без участия присяжных заседателей.
Некто П.Г.Ерохин прислал на имя управляющего казенной палатой прошение по поводу взыскиваемых палатой разных налогов. В этом прошении Ерохин между прочими, писал:
        „Начальник казенной палаты, ты отвечай мне по-русски. Если ты начальник и поставлен Богом, то по-Божьи и рассуждай. Наши живот ы по содержанию с тобой одинаковы - родные братья, и ты не забывай моего живота, не пей моей крови. Я прислал вам две гербовые марки, а вы их скрыли. Прощаю первую вину.“
Усмотрев в этом прошении оскорбление, управляющей казенной палаты подал прокурору рапорт, и Ерохин был предан суду за оскорбление должностного лица в официальной бумаге.
Ерохин на суде заявил, что писал он прошение под диктовку подпольного адвоката.
Суд приговорил Ерохина к 4 р. штрафа, а при неуплате его, к одному дню ареста.

Юбилей ...мужских брюк.

На-днях исполнился столетний юбилей длинных мужских брюк.
Эту принадлежность мужского туалета, находящуюся сейчас во всеобщем употреблении, ввел король английских дэнди, знаменитый Бруммель, тот самый Бруммель, о котором Байрон сказал, что он хотел бы им быть, если бы не родился Байроном.
Смелый почин Бруммеля навлек на него всеобщее негодование. Только у одного Веллингтона хватило мужества последовать его примеру.
Брюки, которые носил Веллингтон, расширялись книзу, имели по сторонам разрезы, в которые была продета лента.
Веллингтону пришлось платить крупные денежные штрафы за это новшество, на которое обрушило громы своего негодования духовенство. Но он продолжал выходить на улицу в длинных брюках и обратил в свою веру многих видных членов лондонского высшего общества.
Однако, при английском дворе, как отзвук старинных времен, сохранился обычай, в силу которого короткие штаны составляют необходимую принадлежность туалета лиц, принимающих участие в придворных торжествах.

Пастыри в мундирах.

Император Вильгельм подписал декрет, в силу которого все полковые священники германской армии, как католические, так и протестантские, будут обязаны носить во время войны особый мундир.
Новое форменное облачение немецких военных священнослужителей состоит из драповой сутаны серого цвета с стоячим воротником и нарукавниками, обшитыми широкими голубыми лентами.
Новая сутана очень коротка: она доходить лишь до колен. Это необходимо потому, что в Германии полковые священники следуют за армией всегда на лошадях. По этой же причине им будут присвоены серые рейтузы и высокие походные сапоги.
Мундир дополняется шинелью из серого же драпа с блестящими пуговицами и мягкой войлочной шляпой, украшенной так-же голубой лентой.
Эта лента прикрепляется государственной кокардой в виде креста из эмали. На левой руки шинели или мундира - голубой бант с красным крестом на белом фоне.

В двух венгерских деревнях на границе Галиции констатировано 30 случаев холеры.

В ознаменование своего пребывания в Познани император Вильгельм II пожертвовал из личных своих сумм 30,000 марок благотворительным учреждениям города.

В Тарнове арестованы грабители, подозреваемые в недавнем нападении на курьерский поезд в Сихове, близ Львова.

Снова Зелим-хан.

Более года «герой нашего времени» Зелим-хан ничем не проявлял себя. Создавались уже предположения, что кровавый абрек или прекратил свою деятельность или, может-быть, и вовсе оставил пределы Терской области и Кавказа, чтобы укрыться в Персии или Турции.
Предположения эти, однако, не оправдались, и Зелим-хан снова появился на сцене.
Как известно, в 1908 г., после пленения овцевода Месяцева, шайка Зелимхана, отступая с пленником в горы, имела жестокое столкновение с чеченской партизанской командой.
Результатом этого столкновения, начавшегося перестрелкой и дошедшего до рукопашной схватки, была смерть отца Зелим-хана Гушмазакова и брата Солта-мурада.
Сам Зелимхан, бежав, спасся, затаив кровавую месть, для выполнения которой, очевидно, лишь выбирал удобный случай, теперь представившийся.
Близ селения Цестой, на границе Веденского округа и Дагестанской области, им убиты трое кровников, два беноевца и урус-мартановец.
Зелимхан находился в сел. Цестой в гостях у некоего Эльбердиева, когда ему сообщили, что к селению приближаются его кровники.
Захватив с собою двух своих сподвижников, братьев Эльбердиевых, Зелимхан немедленно удалился из селения и устроил засаду.
При приближении кровников Зелимхан и его товарищи дали залп из винтовок, которым урус-мартановец был убит на месте, а оба беноевца смертельно ранены.
По другой версии, Зелимхан стрелял один и тремя выстрелами свел в могилу своих кровников.
Немедленно затем он скрылся в горах.

В 10 часу вечера 24 августа над Таганрогом в северо-восточной части неба пролетел очень яркий метеор, оставившей после себя блестящую белую полосу, похожую на хвост кометы. Продержавшись около минуты, эта полоса медленно погасла.

На участке земли, приобретенном в Сочи, Ф.И.Шаляпин строит себе дворец, где думает жить под старость.

На р. Зее, Благов, обл., обрушился мост. Погибло 18 человек, переправлявшихся по мосту.

Близ ст. Залесье, Либаво-Роменской ж. д., пронесся страшный ураган с градом. В лесу вывернуты с корнями столетние дубы. Лес усеян поломанными деревьями гигантами.

В недрах американских прерий был недавно найден автомобиль с четырьмя изъеденными трупами. Шины были съедены животными. Подушки и дерево изгрызены.

Охотясь в скандинавских лесах, молодой владелец одного богатого поместья подстрелил свою невесту, которая спряталась в кустах, чтобы сделать ему сюрприз. Несчастный жених тут же застрелился сам.

В Америке открыта новая комета, которая двигается к северу. Предполагают, что это вестфальская комета, которая возвращается каждые 60 лет.

В Квебеке некто Пуль выпрыгнул из окна второго этажа и спасся бегством за час до свадьбы с одной из богатейших девиц города. Оказалось, что он очень боялся ее матери.

Русские Ведомости (Москва)

Злоупотребления по казенным подрядам.

В виду частых злоупотреблений при исполнении заказов по казенным подрядами и поставкам, и в частности в виду сдачи Никополь-Мариупольским заводом негодных мостовых подпорок для железных дорог, министр путей сообщения Рухлов обратился к министру юстиции Щегловитову с просьбой обратить серьезное внимание на подобного рода злоупотребления и усилить ответственность для виновных в них лиц. Между прочим Рухлов указал на случай, имевший место на Сибирской жел. дор. во время его проезда, когда у паровоза, исполненного Коломенским заводом, лопнула ось, благодаря чему чуть не произошло крушение. В настоящее время вручен обвинительный акт директорам Никополь-Мариупольского завода и двум инженерам. Свидетелей по делу вызывается 60 чел. (Наш. корр.).

Пьеса «Моряки».

По просьбе морского министра министр внутренних дел предписал полиции отобрать у дирекции суворинского театра цензурованный экземпляр пьесы Гарина «Моряки», шедшей несколько раз на этой неделе. В пьесе были усмотрены крамольные места. Сегодня особое совещание у начальника главного управления по делам печати, рассмотрев эту пьесу, признало ее в общем цензурной и исключило лишь некоторые места, в которых говорится о «дворянской разрухе» и о дегенерации (Наш. корр.).

Положение в Дублине.

С 20-го августа столкновения между рабочими и полицией в Дублине более нe повторялись. Но воспоминание о бурных предшествовавших днях осталось у дублинского населения и отразилось между прочим 21-го августа в виде сцены неописуемой паники, разыгравшейся в связи с похоронами одной из жертв беспорядков, рабочего Нолана. Похороны носили глубоко трогательный и торжественный характер. В них приняли участие не только товарищи Нолана по стачке, но почти все рабочие Дублина. Город был в глубоком трауре. Тысячи женщин-работниц шли за гробом. Толпы народа наблюдали процессию с тротуаров, извозчичьих экипажей и автомобилей, со всевозможных возвышений.
Неожиданно звуки похоронной музыки были покрыты отчаянным женским криком. Процессия остановилась, a толпа зрителей моментально бросилась бежать. Улица наполнилась обезумевшей, пораженной паникой толпой, в страхе перед полицией метавшейся из стороны в сторону. Торговцы начали поспешно запирать свои магазины и баррикадировать двери. Только двери отелей остались открытыми, и «National Hotel» послужил убежищем для массы перепуганных женщин. В конце-концов заколебалась и процессия, начиная с женщин. Только лица, непосредственно окружавшие гроб, и музыканты остались все время на своих местах (в том числе лорд-мзр Дублина и член парламента Кейр-Гарди). Вскоре, конечно, толпа опомнилась, музыканты вновь заиграли, и процессия двинулась дальше. Действительную причину паники так и не удалось открыть. Всего при погребении присутствовало 50,000 человек.
В тот же день, 21-го августа, в Дублине состоялось собрание 400 с лишним предпринимателей, единогласно принявших резолюцию о локауте всех членов ирландского юниона транспортных рабочих, т. е. того именно юниона, из-за непризнания которого и началась дублинская забастовка. Резолюция, выражая весьма дружественный чувства к трэд-юнионизму вообще, заявляет, что положение, созданное транспортным юнионом, совершенно невыносимо, что оно составляешь угрозу для самого существования промышленности. Почти все присутствовавшее тут же подписали соглашение, которым они обязуются не принимать на работу членов юниона, a так же немедленно рассчитывать всех рабочих, не исполняющих их законных требований, к какому бы юниону те ни принадлежали. Аналогичные заявления опубликовали ассоциация дублинских углепромышленников и ряд пароходных компаний, а еще через день — ассоциация предпринимателей-строителей. Рабочие ответили на эти угрозы локаутом новыми забастовками. В первый день забастовало 1000 человек на угольных складах, что отразилось тотчас же на пароходстве. Через день рабочие Северо-западной дороги отказались грузить товар, поставленный одной из фирм, подписавших вышеупомянутое сообщение. Рабочие были рассчитаны, что вызвало опять-таки забастовку. Менее значительная забастовка вспыхнула по тому же поводу на одной мыльной фабрике. Интересно привести обязательство, которое дублинские предприниматели предлагают подписывать своим рабочим: «Мы, нижеподписавшиеся, сим обязуемся выполнять все законные приказания наших нанимателей без вопросов или возражений; мы соглашаемся далее отказаться от участия и впредь не принадлежать к ирландскому юниону транспортных рабочих, что даст нам возможность выполнять это обязательство без дальнейших пререканий». В случае осуществления локаута, число непосредственно от него пострадавших должно выразиться в 20.000 с лишком.
Как известно, дублинский лорд-мэр возбудил ходатайство о назначении расследования действий полиции. От лорда-лейтенанта получен ответ, что расследование до полного восстановления порядка невозможно.

Греко-германская дружба.

БЕРЛИН, 27,VIII-9,IX. Берлинская печать посвящает вопросу о геко-германском сближении ряд статей, в которых рассыпает по адресу Греции немало любезностей.
Перепечатаны в берлинских газетах и выдержки из афинских газет, проповедующих единение германизма с эллинизимом для отражения славянской опасности.
Однако, несмотря на всю эту греко-германскую дружбу, здешние банки не проявляют особой склонности принять участие в реорганизации греческих финансов.

Южная речь

Обнагление.

Перекупщики — великое зло, от которого страдает население как города, так и деревни. На базаре от них нет житья ни обывателю, ни мелкому торговцу. За последние дни шалость перекупщиков доходит до того, что они всецело начинают владычествовать над беззащитными продавцами овощей и т. п. На днях, напр., перекупщики „запретили“ торговать арбузами в 1 час дня родионовскому крестьянину. Благодаря содействию заст. место гор. головы М.К.Комджиева крестьянину разрешено было производить торговлю. Мужик про давал свои родионовские (лучшие) арбузы по 7 коп., тогда как перекупщики продают более плохие арбузы по 11 коп.

ХОРЛЫ. В имении члена третьей Гос. Думы Фальц-Фейна „Дорибурге” произведены пробные полеты на аэроплане нового типа, выстроенном студентом петербургского политехникума Фальц-Фейном. Аппарат оказался хорошо сбалансированным с большой грузоподъемностью и с приспособлением к планирующим спускам.

СЕВАСТОПОЛЬ. Начало паломнического движения.

25-го августа, вечером, в Севастополь прибыл первый паломнический пароход Русского общества п. и. т. „Афон“, который через два —три дня уйдет прямым рейсом в Бейрут. Паломнические помещения „Афона“ рассчитаны на 1.000 человек и ему, по-видимому, придется идти с далеко неполным комплектом пассажиров, т. к. в настоящее время в Севастополе находится лишь немного более половины этого числа паломников.

— В Севастополе в последнее время циркулируют упорные слухи о том, что в будущем году пункт отправки мусульман-паломников будет переведен отсюда в Феодосию.