11 сентября (29 августа) 1913 года

Киевлянин

Мертвая петля на аэроплане.

27 августа на Сырецком аэродроме в г. Киеве совершился знаменательный факт в области авиации: военный летчик поручик Нестеров на "Ньюпорте" постройки русского завода "Дукс" сделал мертвую петлю.
Поднявшись на высоту 1000 метров, авиатор выключил мотор и начал круто планировать - почти вертикально. Снизившись, таким образом, на высоту 600 метров и приобретя огромную скорость, летчик включил мотор, начал выравнивать аппарат, после чего заставил его круто подниматься вверх, и аппарат сделал круг в вертикальной плоскости. Самыми опасными моментами были, когда аппарат находился в вертикальном положении - хвостом вниз, и когда он вывернулся на спину - колесами вверх (вверх ногами): летчик же оказался вниз головой, и верхняя выпуклая поверхность крыльев мелькнула, освещенная снизу заходящим солнцем... Публика ахнула, но через несколько мгновений аэроплан шел уже носом вниз, и летчик, выключив мотор, начал планировать все положе и положе, подавая время от времени сильные свистки, и этим осведомляя публику о своем благополучии.
При спуске публика, летчики и солдаты устроили пор. Нестерову овацию. Это в мире первый случай, когда летчик сделал мертвую петлю на аэроплане и по заранее обдуманному плану. Этот факт надо поставить выше всех существующих рекордов, для его выполнения, кроме знания и умения, потребовалась колоссальная отвага. Нам, русским, только остается гордиться, что он совершен в России, русским и на аэроплане, построенном в России.
С последним также приходится считаться, так как при таких скоростях, которые были развиты в данном случае, давление на крылья и хвост были очень большие, а следовательно и аппарат оказался очень крепким.
Поручик Нестеров уже известен киевлянам красотой и оригинальностью своих полетов. Выступая в качестве изобретателя аэроплана-птицы и проповедуя особый метод управления, поручик Нестеров встречал много возражений: его взгляды настолько разнятся от обыкновенно-принятых, что многие, соглашаясь с теорией, боялись за их практическое применение.
Для доказательства своих взглядов поручик Нестеров, особенно много летал и давно уже решился сделать "Мертвую петлю". Рассчитав заранее все, выбрав крепкий аэроплан и отрегулировав его хорошо, отчаянный летчик и решил удивить весь мир, что ему к счастью, и удалось блестяще.
Состояние летчика во время этого полета было самое великолепное, о чем свидетельствует хороший планирующий спуск, которым был закончен полет, а также жизнерадостный и веселый вид летчика.
По словам пор. Нестерова весь полет шел совершенно нормально. Благодаря огромной центробежной силе, которая была развита, все работало и оставалось на месте, как при обыкновенном полете, несмотря на то, что баки, приборы и сам летчик некоторое время был вверх ногами: бензин все же подавался (мотор работал), приборы и инструменты не выпали и сам летчик не чувствовал приливов крови к голове и стремления отделиться от сидения.

ПОХИТИТЕЛИ ДЕТЕЙ.

В Монреале явился на-днях к властям молодой человек и рассказал, что 17 лет назад его похитили цыгане и таскали с собою под строгим надзором по всем Соединенными Штатам и Канаде; только теперь удалось ему обмануть бдительности цыган и убежать. Он помнит только, что в детстве его звали Фред.
Канадские власти произвели розыски и нашли в старых газетах извещение, что действительно в 1896 году в Нью-Йорке пропал мальчик Фред Броссо. Родители его потеряли уже надежду видеть своего сына, когда он вдруг был им возвращен.

ХРОНИКА

ЗАГАДОЧНЫЙ АЭРОПЛАН.

Аэроплан, ярко освещенный электричеством, пронесся 23 августа, в 9 ч. вечера, над Александровском, Екатеринославской губ. Летел он со страшной быстротой, высоко паря в воздухе, так что разглядеть детально конструкцию его не было возможности.

НОВАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ В ДОНЕЦКОМ БАССЕЙНЕ.

В главному железнодорожном управлении в настоящее время разрабатывается проект сооружения новых железнодорожных линий в тех местах Донецкого района, где открыты залежи мощных пластов каменного угля. Цель этих дорог—облегчить доставку угля из новых районов потребителям топлива.
Одной из таких местностей является Гришинский угленосный район, охватывающий до 1500 кв. верст с широкой полосой угольных отложений, находящихся в западной части Донецкого бассейна. Линия пойдет от станции Рутченково, Екат. ж. д., до ст. Гришино той же дороги, протяжением около 70 верст. О, этой последней станции предполагается строить ветки для обслуживания северной части Гришанского района, протяжением около 50 вер. Общая стоимость, означенных линий без подвижного состава и со старыми рельсами определяется около 9,400,000 руб. На производство окончательных изысканий и на приступ к работам требуется сумма в 900,000 руб.

Несчастье с аэронавтом Древницким.

НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 28-го Августа. В саду на ярмарке во время подъема шара, с которого должен был спускаться на парашюте аэронавт Древницкий, порывом ветра шар бросило о телеграфную проволоку. От сотрясения веревки, на которых висел аэронавт, оборвались, и Древницкий упал на крышу уборной театра, сильно расшибся. Положение его тяжелое, однако, смертельной опасности нет.

ЛИСТОКЪ

Автомобильное сообщение в Царском Селе.

Наконец, после долгих ожиданий, в Царском Селе начал ходить автомобиль, под названием «Пионер», для перевозки пассажиров между Царскосельским вокзалом и предместьем «София». Автомобиль рассчитан на 10 пассажиров, с платою по 10 коп. за рейс. По наружному виду автомобиль очень изящный.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Из приказа по полиции.

Екат. полицеймейстер подполк. П.У.Метленко издан следующий приказ по полиции: „Житель г. Ек-ва Иван Пешковский заявил мне, что в 11 час ночи на 27 августа им был найден на улице подкидыш - ребенок жен. пола, которого он из человеколюбия поднял и доставил в ближайшую полиц. часть, где дежурный окол. надзиратель Веселовский не только не принял сердечного участия в отправлении ребенка в подлежащий приют, но предложил г. Пешковскому обращаться в 5-ую часть, в районе коей ребенок был найден. В 5 части ребенок также не был принят, благодаря чему г. Пешковский целую ночь, до 9 часов утра следующего дня, бродил с ребенком. Считая полное непонимание окол. надз. Веселовским своих обязанностей, я объявляю ему, первый раз, строгий выговор, остальным же чинам вверенной мне полиции предписываю на будущее время более сердечно относиться к подобного рода заявлениям“.

ВЫГОДНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

« ТОКИО. По слухам, правительство намерено потребовать за убийство в Нанкине японцев, помимо наказания виновных и возмещения убытков, еще и особых компенсаций».         (Из газет).

Японец: - Еще несколько убитых, и... Китай будет завоеван мирным путем...

Открытие памятника Кочубею и Искре в Киеве назначено на 28 октября.

В Патта-Киссаре, Туркест. обл., выстрелом из револьвера покончил с собой шт.-кап. 3-го Туркест. стрелк. артил. дивизиона Анатолий Рождественский.

В Ряжске повесился прис. повер. А. И. Васильев, 60 с лишком лет.

( В колонии Мировка, Алекс, у., рабочий Р.Валобцев, выбирая из старого колодца кирпич, от шедшего оттуда удушливого запаха гнилой воды и разных отбросов потерял сознание и утонул. Бывший при этом Э.Бауэр спустился в колодец с целью спасти Валобцева, но тоже потерял сознание и утонул.

Томас Райан, американский миллиардер, пожертвовал 250,000 руб. на открытие новой художественной галереи в Нью-Иорке.

Из Симлы (Индия) сообщают о гибели 150 челч в том числе жен-1 щин/ и детей, переходивших реку в окрестностях Гошиарпура и утонувших.

Финансовая комиссия сената Соед. Штатов С.-А. постановила освободить от всякой пошлины произведения печати, изданные не на английском языке.

МИМОХОДОМ.

„Рыцарей легкой наживы с каждым днем в Москве становится больше.
Недавно в Москве появился новый «Делец», играющий на слабости доверчивых и наивных людей, жаждущих найти себе службой кусок для пропитания.
«Делец» открыл какую-то комиссионную контору в Столешниковом пер., поставил у себя в кабинете огромный письменный столь и стал вербовать себе штат служащих.
Понадобились ему и бухгалтер, и кассир, и конторщик, и машинистка, не обошлось и без нескольких рассыльных и сторожей.
Всем этим доверчивым труженикам «делец» импонировал своим деловым кабинетом, всем назначал усиленные оклады и со всех требовал залоги.
С кого 1,000, с кого 500, а кто чином пониже, не брезговал и 50 руб.
В результате, набрав несколько тысяч руб. задатков, «делец» скрылся из конторы.
Голодные, потерявшие свои последние трудовые сбережения, пошли обобранные труженики с жалобой в суд.
Повестки вручить «дельцу» очень трудно: он в Москве не значится. А в это время он разгуливает по Москве.

Эксцентричные москвички никогда не переведутся.
Дама в jupe-culotte на Кузнецком Мосту — это уже далекое прошлое.
Сегодня приносит новые изощрения в области дамской моды.
Третьяго дня, вечером, на Лубянской площади можно было видеть гулявшую в сопровождены девочки-подростка молодую барышню, облаченную в доподлинную мужскую пару - зеленоватый пиджак и такия же брюки.
Встречные, конечно, долго провожали взглядами одетую по-мужски барышню.
Юная новаторша, в свою очередь, с улыбкой оглядывала их.
Ея смелость, правда, не пошла пока дальше появления на улице в сумерках августовского вечера.

Речь

Полет на аэроплане вниз головой.

В петербургских воздухоплавательных кругах большую сенсацию произвело полученное известие, что 27 августа на киевском военном аэродроме пор. Нестеров повторил на моноплане "Ньюпор" рискованный опыт, проделанный на прошлой неделе на парижском аэродроме авиатором Пегу. Пор. Нестеров на высоте 600 метров поставил руль таким образом, что моноплан перевернулся: авиатор пролетел некоторое расстояние вниз головой, а затем снова выпрямил летательный аппарат, после чего благополучно спустился. <...>
Указывают также, что в то время как Пегу продела опыт на специально построенном для этого аэроплане, пор. Нестеров отважился перевернуться в воздухе на обыкновенном и довольно поношенном моноплане Ньюпорта. Помимо того. Пегу описал в воздухе латинскую букву "S", русский же летчик продела мертвую петлю. <...>

Русские Ведомости (Москва)

Сыроточно-бактериологический институт.

ХЕРСОН. Губернское земство вошло в соглашение с городским общественным управлением о совместном учреждении в Одессе большого сыроточно-бактериологического института, имеющего обслуживать кроме Херсонской смежные губернии. Постройка начнется весной 1914 года. (СПА).

Праздник трезвости.

Сегодня по указу синода празднуется в Москве «праздник трезвости». Во всех церквах будут совершены литургии и во время их произнесены речи о борьбе с пьянством. На площадях будут отслужены архиерейским служением молебствия. Вечером в Епархиальном доме устраивается собрание. Вчера, накануне праздника, во всех церквах были отслужены всенощные бдения, во время которых был произведен тарелочный сбор в пользу организованного Общества «борьбы с пьянством».

Запрещение курения духовенству.

ЦАРИЦЫН, 28,VIII. Епископ Алексий разослал благочинным епархии циркуляр, в котором настоятелям церквей вменяется в обязанность запретить священникам, дьяконам и псаломщикам курение табаку на улицах и в общественных собраниях.

ХРОНИКА

Праздник трезвости.

Сегодня день всероссийского праздника трезвости, назначенный в день усекновения главы с. Иоанна Крестителя великого постника и трезвенника. По случаю праздника в соборе будет совершено преосвященным Дмитрием и во всех церквах г. Симферополя местным духовенством особое моление „о чадах православной церкви, ревнующих о трезвой жизни, и о лицах, страждущих от пьянства". Завтра после литургии в соборе совершается крестный ход к братской часовне (на базаре); после крестного хода в Братской столовой (у Архивного моста) будет заслушан проект устава „общества трезвенников“. На собрание приглашаются все православные для записи в члены.

В психиатрической больнице.

Губернская земская больница сообщает сведения о состоянии отделения в комиссию по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. По этим данным прием одного амбулаторного больного обходился в 5,6 коп. В психиатрическом отделении в минувшем году было 1,710 чел. Продовольствие одного психического больного обходилось около 19 коп. в день.

Воздушная катастрофа.

27-го августа, утром, в 5-ти верстах от качинскаго аэродрома авиационной школы произошла страшная воздушная катастрофа, стоившая жизни летчику школы поручику 165-го пех. Луцкаго полка Е.Д.Дружинину.
Поручик Дружинин, пролетая над указанным местом на аппарате системы „Ньюпор“, был опрокинут порывом ветра, и вместе с аппаратом упал с высоты около 30-ти метров и был убит наповал. Аппарат разбит вдребезги. Тело погибшего авиатора было доставлено в морской госпиталь.
Родным покойного начальником школы посланы телеграммы. В ожидании их приезда тело поручика Дружинина будет находится во Владимирском соборе.

КЕРЧЬ. Ходатайство рыбаков.

В виду состоявшего постановления гор. думы о воспрещении рыбакам вылавливать рыбу хищническим способом, сеткой с малым размером ее глазков, поступило ходатайство рыбаков в думу с просьбой отсрочить это запрещение впредь до осени 1914 г. Дума ходатайство рыбаков удовлетворила.