12 сентября (30 августа) 1913 года

Киевская Мысль

Воздухоплаванiе

ПЕТЕРБУРГ, 29 августа. По поводу полета киевского военного летчика поруч. Нестерова, сделавшего в воздухе "мертвую петлю", начальник воздухоплавательной части генерального штаба генерал Шишкевич, в интервью с сотрудниками газет заявил: опыты военных летчиков, подобные тому, который произвел Нестеров, бесполезны. Эти акробатические номера находят себе оправдание в исполнении профессионалов, но я удивляюсь, что начальство разрешило это офицеру.
Другое лицо, занимающее высокий ответственный пост в военном ведомстве, в интервью сказало: первое впечатление ошеломляющее: полет Нестерова обнаружил отвагу, но в нем преобладал акробатизм.

День праздника трезвости.

С особою торжественностью состоялся вчера, 29-го Августа, в день усекновения главы Крестителя Господня Иоанна, нарочито установленный в текущем году св. синодом праздник трезвости.
Церковное торжество столичных трезвенников сосредоточено было в Исаакиевском кафедральном соборе и на площади этого храма.
С раннего утра из всех петербургских, и многих пригородных церквей направились сюда по особо выработанному маршруту крестные ходы.
Церковный процессии разделились на несколько групп.
Довольно большая группа их из-за Нарвской заставы, с Гутуевского острова и других пунктов объединилась первоначально у Воскресенского храма общества распространения религиозно-нравственного просвещения, что близ Варшавского вокзала.
Отсюда соединенная процессия с множеством хоругвей, запрестольных крестов и образов, усиленная на пути еще несколькими крестными ходами из-за Невской заставы, с Выборгской стороны, из церквей Литейного района и центральных столичных храмов, проследовала к Казанскому собору.
По изнесении из этого собора чудотворной иконы Казанской Божией Матери, грандиозный крестный ход двинулся далее—к Исаакиевскому собору по Невскому проспекту и Морской улице.
Но пути следования величественной процессии многотысячная народная толпа с воодушевлением пела разные церковные песнопения.
В виду массового скопления богомольцев внешний порядок во время шествия крестных ходов поддерживали усиленные наряды полиции, а равно и особые уполномоченные Александро-Невского общества трезвости.
К началу поздней литургии соединенные у Казанскаго собора крестные ходы сгруппировались у западного портала Исаакиевского собора, куда прибыло еще несколько крестных ходов с Петербургской стороны и Васильевского острова. Для встречи всех крестных ходов вышел на паперть владыка-митрополит Владимир с сонмом духовенства кафедрального собора.
Архипастырь осенил св. образом Богоматери предстоящих.
Вслед затем, пред совершением литургии, отслужена была высокопреосвященным митрополитом сначала вселенская панихида по православным воинам, за веру и отечество на брани убиенным, а также по умершим деятелям насаждения в народе трезвости.
После того в соборе началось торжественное служение для трезвенников божественной литургии.
Служил митрополит Владимир с настоятелем Исаакиевского собора, митрофорным протоиереем А.И.Исполатовым, и прочим соборным духовенством.
Пели сами трезвенники и посторонние богомольцы под руководством организатора вчерашнего трезвенного праздника, настоятеля Воскресенской церкви, протоиерея П.А.Миртова.
Пение было необычайно мощное и вместе с тем стройное.
По окончании литургии, на соборной площади многочисленным сонмом духовенства, прибывшим с крестными ходами, отслужено было, во главе с владыкой-митрополитом Владимиром, по особому чину молебствие «об исцелении страждущих пьянственным недугом».
Молебен пред святынями служился в шатре на обширном помосте, сооруженном Александро-Невским обществом трезвости.
Как и в соборе, — за молебствием пел сам народ, управляемый от. Миртовым. Богомольцам и трезвенникам роздано было множество (свыше 100,000) духовных листков на темы о трезвенной и христианской трудовой жизни.
За богослужением организован был сбор пожертвований на борьбу с пьянством, давший довольно крупную сумму. Этот сбор производился во всех храмах.
По случаю праздника трезвости продажа пива и водки во всех казенных винных лавках, трактирах, погребах и в пивных вчерашний день распоряжением градоначальника была запрещена.
Крепкими напитками торговали только заведения 1-го разряда, и то по желанию.

Крестный ход. Сбор в храме.

Начальник томского учебного округа принял на службу г-жу Бабушкину на должность техника.

В м. Остроленке муха укусила в лоб 5-летняго мальчика. У укушенного появилась опухоль, a через несколько часов температура поднялась до 40° енок на другой день умер. Вскрытие обнаружило, что ребенок был заражен трупным ядом.

Из Симферополя в музей земства. доставлен редкий экземпляр поросенка-феномена. Поросенок имеет от груди к задним ногам два ясно определившихся туловища, груди туловищ плотно срослись; два уха нормальных и два уха недоразвитых, хотя ушные отверстия и имеются; ног 4 пары и двойной ряд зубов—верхних и нижних.

В Таганрогском округе в громадном количестве появился хлебный червь, пожирающий на своем пути лежащий на полях в копнах хлеб.

Один из сотрудников Эдиссона сделал оригинальное изобретение: пианино—швейную машину. Отныне пианистка может сыграть вальс и... простыня подрублена.

В Париж прибыла Алиса Крести, оправданная убийца аббата Тассэна; она намерена издать книгу, носящую заглавие „О женщине, которая любила слишком страстно“.

В Мюнхене застрелился известный химик Адольф-Вильгельм Кейм, открывший так-называемый „кеймовские краски“.

В окрестностях Нью-Иорка выловлено из Гудзоновой реки разрезанное на две части туловище женщины; голова и ноги не найдены. Установлено, что убитая и разрезанная на части женщина была беременна и принадлежала к высшим слоям общества.

Речь

К полету пор. Нестерова .

По слухам, сенсационный полет в Киеве пор. Нестерова вызвал в военных кругах недовольство тем обстоятельством, что летчик без разрешения начальства рисковал собой и казенным аэропланом. Полагают, что командиру второй авиационной роты будет предложено посадить пор. Нестерова под арест за совершение опасного полета.
Небезынтересно отметить, что в 1910 г. предполагалось подвергнуть наказанию летчика Пиотровского за совершенный им без разрешения рискованный для того времени перелет на моноплане из Петербурга в Кронштадт. Мера эта, однако, не была тогда применена к храброму летчику.

Русские Ведомости (Москва)

Трезвенный праздник.

ПЕТЕРБУРГ. Сегодня, в день праздника трезвости, после ранней литургии из всех церквей столицы вышли крестные ходы к Казанскому собору, откуда процессия, при участии нескольких тысяч трезвенников, двинулась к Исаакиевскому собору. После поминовения усопших деятелей трезвости митрополитом петербургским отслужена обедня. На открытом воздухе перед собором, на специальном помосте, состоялось торжественное молебствие об исцелении пьянственного недуга Руси. (СПА).

БРАЙАН В ЦИРКЕ.

Иностранные газеты сообщают о новой сенсации в Соединенных Штатах. Конфликт с Мексикой, дело нью-иоркского губернатора, — все это потеряло свой интерес перед известием, что статс-секретарь (т. е. министр иностранных дел) Брайан собирается для пополнения своих доходов выступить в Variete. Брайан заявляет, что дополнительные доходы ему необходимы, так как жалованья статс-секретаря ему нехватает. Поэтому он заключил контракт с директором передвижного цирка, в котором он будет выступать с докладами. Ему предстоит совершить турнэ по 12-ти городам Северной Америки. Первое представление цирка с участием Брайана состоится в Сольсбери (в Мэреленде). В программе кроме его доклада имеются жонглер, флорентийский оркестр и т. д. За каждый из 12-ти вечеров Брайан получает 10,000 долларов и путевые издержки. В политических кругах поведете Брайана вызывает серьезное осуждение. И действительно, вся эта история по своей необычайности почти выходить из границ правдоподобного.

Доклад А.Ф.Керенского.

САРАТОВ {От нашего корреспондента). 26-го августа член Государственной Думы А.Ф. Керенский в городской народной аудитории прочел докдад на тему об итогах первой сессии четвертой Думы. Докладе прошел с огромным успехом, при переполненной зале. Масса желающих не могла попасть на доклад из-за тесноты помещения. При упоминании A.Ф.Керенским о съезде приказчиков представитель полиции сделал докладчику предостережение.

Оштрафование волостного суда.

«Смоленский Вестник» сообщает о незаурядном случае оштрафования волостного суда.
Субботниковский, Гжатскаго у. Смоленской губернии, волостной суд, при рассмотрении дела по обвинению домохозяев дер. Подберезья в неисправном содержании дороги признал дело это неподсудным себе, так как сумма, потребная на приведение дороги и мостов в исправное состояние и подлежащая взысканию с виновных, превышает 300 руб. Земский начальник 1-го уч. Гжатского у., найдя постановление это волостного суда неправильным, подвергнул в административном порядке наказанию весь состав волостного суда: председатель оштрафован на, 3 р. и каждый из трех судей на 1 р.

Головоломный полет поручика Нестерова.

КИЕВ, 29,VIII. На местном военном аэродроме событие. Военному летчику поручику Нестерову удалось сделать головоломное сальто-мортале в воздухе.
В присутствии массы публики и многих военных летчиков поручик Нестеров поднялся на «Ньюпоре», на высоте 1,000 метров выключить мотор и круто, почти вертикально начал планировать.
Спустившись с громадной скоростью до 600 метров, поручик Нестеров опять включил мотор, ринулся вверх и сделал круг в вертикальной плоскости. Публика ахнула.
Один момент аппарат оказался колесами вверх, а летчик вниз головой. Но уже в следующее мгновение аэроплан принял нормальное положение и плавно опустился на аэродром.
Поручику Нестерову устроили грандиозную овацию.
По словам летчика, он не чувствовал прилива крови к голове, - с такой быстротой был исполнен рискованный маневр.

Южная речь

Цена на хлеб.

Цена на хлеб падает не по дням, а по часам. Но почему? Это известно только г.г. хлебным спекуляторам. Достаточно сказать, что в 18-ти верстах от нас в Михайловке цена на каждой четверти выше на 50 копеек, а в Геническе почти на 2 рубля.
Многие крестьяне решили повезти хлеб прямо в Геническ, а оттуда набрать соли; расстояние немалое, но все же выгоднее его преодолеть, чем дома отдавать хлеб за бесценок разным г.г. Элиовичам, Зельцерам и Ко.