18 (05) сентября 1913 года

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ.

В свое время г-жа Тихонова возбудила перед министерством народного просвещения ходатайство о разрешении открыть в г. Екатеринославе высшие женские педагогические курсы. Ходатайство это попечителем одесского учебного округа было передано на предварительное заключение комиссии начальников средних учебных заведений.
На-днях под председательством Н.Ф.Щербинского состоялось заседание вышесказанной комиссии, которая нашла открытие в г. Екатеринославе высших женских педагогических курсов крайне необходимым и своевременным в виду наличности в городе большого количества женских средних учебных заведений.

Продление усиленной охраны в Петербурге.

Именным Высочайшим указом, данным 3-го Сентября, продолжен срок положения усиленной охраны в Петербурге и Петербургской губ. по 4-е Сентября 1914 г. или по день издания новаго закона об исключительному, положении, если закон этот последует ранее этого срока. Вчера, 4-го Сентября, на основании положения об усиленной охране спб. градоначальником издано обязательное постановление об учете населения, о внутреннем наблюдении в границах владений, о дворниках и ночных сторожах, о безопасности движения по улицам, о порядке в типографиях, о сборищах и собраниях, о принуждении к забастовкам, о воспрещении ношения кинжалов, об устранении дворников и швейцаров, о печати, о распространении! ложны х слухов. Вчерашнее постановление является повторением прежде изданных постановлений, с незначительными лишь изменениями.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

„Аблакат”.

М.Н.Островский известен в городе, как подпольный, „аблакат“ и специалист по части исходатайствования заграничных паспортов.
Недавно к нему обратился по делу некий Блат. Что произошло между ними, неизвестно, но на-днях г. Блат заявил полиции, что сделался жертвой мошенничества со стороны „аблаката”, взявшегося получить для него заграничный паспорт. Островский, однако, свою вину отрицает.
„Аблакат” был задержан, a затем освобожден. У него отобрана подписка о невыезде из города.

Могила Столыпина.

Для Киева наступили: Столыпинские дни.
Сегодня состоятся заупокойное богослужение и торжественное собрание, посвященное памяти Столыпина, завтра —освящение памятника покойному премьеру.
Месяца полтора назад проездом через Киев мне пришлось побывать на местах, которая сегодня и завтра привлекать к себе почитателей человека, так своеобразно мечтавшего о создании «великой России”.
Окрашенный в шаблонный серый цвет досчатый забор скрывал место, где должен возвыситься памятник Столыпину.
Когда нам придется увидеть этот памятнику мы не порадуемся новому художественному приобретению. Не потому, что судьбе угодно было, чтобы создателем памятника русскому министру явился итальянец. Гордимся же мы у себя созданиями Фальконета, Растрелли-отца, Витали. Не порадуемся просто потому, что новый памятник, банальный, надуманный, не выделится среди монументов Киева, некоторыми из которых древний город по праву может похвалиться.
За серым забором смотреть было еще нечего. Но можно было увидать другой памятник—надгробие на могиле Столыпина в Печерской лавре.
Могила Столыпина — на лаврском дворе, у северной стены здания братской трапезы.
Напротив возвышается соборная лаврская церковь Успения.
Массивный черный крест издали уже обращает на себя внимание.
За решеткой низкая черная гранитная плита, над которой возвышается этот крест из такого же гранита. На плите высечена краткая надпись: «Петр Аркадьевич Столыпин».
У плиты, около креста, груда венков из фарфоровых цветов. Под дождем, под солнцем загрязнились, выцвели их ленты.
Одна из них, виднее других, бросается в глаза.
На ней надпись:
        — От «Петербургского Телеграфного Агентства».
В соседстве с могилой Столыпина другая решетка ограждает почти вросшую в землю чугунную доску.
Неуклюжая старинная надпись на доске рассказывает о том, что под ней скрыты тела Кочубея и Искры.
Две другие доски рядом прикрыли собой могилы каких-то полковников, ходившихи еще на штурм турецкого города Хотина.
Нельзя было и выбрать для могилы Столыпина лучшего места, чем здесь, в этом уголке русских патриотов.

Ю.

Памятник П.А.Столыпину.

Памятник статс-секретарю П.А.Столыпину в Киеве строился в течение года и на средства, собранные путем пожертвований особым комитетом под почетным председательством начальника Юго-Западного края ген.-адют. Ф.Ф.Трепова и под председательством городского головы И.Н.Дьякова.
Сооружение памятника производилось под наблюдением автора проекта памятника, итальянского скульптора Э.Клименеса, и гор. архитектора И.В.Николаева.
Постройка монумента обошлась в 120000 руб.
Памятник представляет высокий четырехгранный постамент из серого шлифованного гранита, на котором установлена фоновая статуя П.А.Столыпина во весь рост, в форменном сюртуке, с обнаженной годовой.
Памятник поставлен на площадке перед зданием городской думы; лицом статуя обращена на Крещатик, а спиною к зданию городской думы.
Бронзовая статуя П. А. Столыпина имеет до 5 аршин высоты и весит около 200 пуд.
На памятнике имеются следующие 4 надписи:
У основания статуи: «Петру Аркадьевичу Столыпину—русские люди».
На тыльной стороне: «П.А.Столыпин родился в Москве. Жизнь посвятил служению родине. Пал от руки убийцы 1-5 сентября 1911 г. в Киеве».
Над витязем вырезана такая надпись: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».
Над фигурой изображающей женщину, надпись: «Твердо верю, что свет русской национальной идеи, зародившейся в Юго-Западном крае, не померкнет, а разовьется и озарить всю Россию».

Памятник П.А.Столыпину в Киеве.

Опять суфражистки.

Новые подвиги «передовых женщин» Англии, как называют себя суфражистки, опять стали достоянием печати всего мира.
Как лондонская полиция, так и провинциальная буквально ничего не могут поделать с суфражистками. В Нью-Кестле суфражистки снова сожгли вокзал; они его подожгли со всех сторон. На многих ящиках с товарами оказались надписи:
        «Асквит (премьер) виновен в этих пожарах, и пусть потерпевшие обращаются к нему за возмещением убытков».
Цинизм, не знающий предела!

В Кракове арестован по подозрению в шпионстве гимназист. При обыске у него нашли компрометирующие документы, между прочим, и инструкцию для шпионов.

Во время боя быков в Сиудад-Реане (в Испании) разразилась сильная буря. Зрители бросились в крытые ложи и так их переполнили, что ложи провалились. Около 50 человек ранены более или менее тяжело.

Сгорела одна из крупнейших бумажных фабрик в Тиволи (в Италии). Убытки громадны.

Во Флоренции сгорела часовня, построенная в XIII веке. В огне погибло множество ценных древностей.

Над Мангеймом (в Германии) разразилась страшная буря. Град величиной с куриное яйцо покрыл улицы города слоем в нисколько дюймов толщины.

Новый „Джек-потрошитель“.

Красавица-девушка, дочь одного из обитателей Лонг-Айленда, близ Нью-Иорка, ушла днем из дома. Так как к ужину она не возвратилась, то родители, обеспокоенные ее отсутствием, заявили полиции, которая немедленно же отправилась разыскивать пропавшую, но без всякого успеха. На следующий день, когда мать девушки находилась одна дома, вдруг кто-то позвонил. Женщина пошла открывать и в это время какой-то господин подал ей большой пакет. Прежде чем она успела спросить, откуда эта посылка, тот уже ушел. В пакете оказался изрезанный в куски труп ее дочери. По мнению врачей, осматривавших труп, операцию производил человек, опытный в хирургическом деле, по всей вероятности, какой-нибудь доктор. Полиция же по некоторым данным думает, что в данном случае идет дело о каком-нибудь новом подражателе „Джека-потрошителя", и старается найти преступника.

Таинственное убийство в Нью-Иорке.

Около недели тому назад в Гудзоновом заливе найдены были части трупа молодой девушки. Разгадка этой ужасной находки теперь найдена. Убийцей оказался 32-летний священник церкви св. Иосифа Ганс Шмидт. Убитая им девушка, Анна Аумюллер, раньше была служанкой в священническом доме св. Бонифация, в котором жил и Ганс Шмидт. По слухам, последний сознался в своем преступлении. Он уроженец Германии и лишь в 1909 году прибыл в Америку.

300-летняя черепаха.

В нью-иоркском зоологическом саду находится исполинская черепаха, возраст которой определяют в 300 лет. Это очень редкий экземпляр, тем более, что крупные черепахи вообще вымирают.

Иркутская судебная палата утвердила приговор красноярского окр. суда, которым гласный ачинской городской думы и попечитель городской больницы Паведковский за нанесение удара кулаком по шее врачу Глейхенгаузену присужден на 4 месяца в тюрьму. Когда Паведковскому сообщили об этом, он скончался на месте.

В Полтаве, в театре, во время спектакля в партере застрелился сын местного домовладельца Дьяченко, 18 лет.

Покушалась на самоубийство посредством принятия яда жена бывшего члена Гос. Думы А. А. Сыртланова, убитого, как известно, своим шурином. Ее удалось спасти.

В Дмитриеве, Курск, губ., отравилась карболовой кислотой классная надзирательница женской гимназии Е.Ф.Шиле.

В виленскую губернскую тюрьму доставлен редкий арестант—ссыльно-каторжный Калашников. В 1886 г. за святотатство он был осужден в каторгу на 10 лет. Три раза он бежал. Получил в общем 270 ударов плетьми. По совокупности Калашникову остается пробыть на каторге 42 года. В настоящее время ему 67 лет.

Увоз девушки.

На ст. Елисаветполь жила молоденькая, очень красивая девушка Варсеника Хачатурова у своего дяди Баграта Хачатурова. Сам Баграт вел замкнутую трудовую жизнь, но Варсеника, как современная барышня, пользовалась свободой. Ночью к квартире Хачатурова подъехал фаэтон, на котором сидели четверо мусульман, вооруженных кинжалами. Пользуясь тем, что окна и двери были открытыми, злоумышленники незаметно проникли в квартиру Хачатурова и, найдя спавшую Варсенику и схватив ее, тем же путем вышли из дома и скрылись с драгоценной ношей на фаэтоне. Не обошлось без кровопролития. На крики Варсеники при ее похищении проснулись дядя и жена его; они бросились на помощь племяннице, но один из злоумышленников, загородив им дорогу, поранил их обнаженным кинжалом.

Киевская олимпиада.

На-днях в Киеве закончились состязания, названные по недоразумению „первой русской олимпиадой”. Воспользовавшись временным пребыванием в Москве председателя всероссийского легко-атлетического союза Г.A.Дюпперона, одного из главных судей состязаний, мы из беседы с ним узнали следующее: на олимпиаде был представлен собственно лишь один легко-атлетический спорт, все остальные в виду отказа союзов участвовать в олимпиаде представляли жалкие потуги местных спортсменов; на играх царил полный беспорядок, местные судьи технически были совершенно неопытны; по окончании игр участники были приглашены для получения призов, а последних не оказалось вовсе, и их обещали дослать потом.

Русские Ведомости (Москва)

Оклады членов Государственного Совета.

В Государственную Думу поступила смета расходов Государственного Совета на 1914 год. Из общего числа 119-ти членов Государственного Совета по назначению жалованье получают 101, причем общая сумма получаемого ими содержания составляет 1,365,944 рубля. Наибольший оклад присвоен председателю Государственного Совета Акимову, получающему 25 тыс. руб. в год. Его товарищ Голубев получает 16 тыс. и кроме того 1,500 рублей, как добавочный оклад за труды по ипотечной системе. Из членов Государственного Совета наивысший оклад, до 20-ти тыс. рублей, получают Витте, Горемыкин, бывший наместник Дальнего Востока Алексеев, бывший главноуправляющий канцелярии Его Величества по принятию прошений барон Будберг. Оклад в 18 тыс. получает 17 членов Государственного Совета, и среди них большинство бывших министров. Такие оклады получают Ермолов, Дурново, Бирилев, Редигер, Макаров, Шварц и Лукьянов. Огромное большинство членов Государственного Совета получают оклады в размере от 12-ти до 16-ти тыс. рублей и только 17 членов Совета получают минимальный оклад, в сумме 10 тыс. рублей. Этот последний оклад подучают между прочим Кони и проф. Герье.

Роберт Росс.

Вчера приехал из-за границы в Москву мистер Роберт Росс, ближайший друг и душеприказчик Оскара Уайльда.
Мистер Росс впервые в России, которой он живо заинтересован в виду внимания, проявляемого русскими читателями к сочинениям и личности покойного Оскара Уайльда.
Мистер Росс в настоящей время и числится в Англии главным художественным экспертом при Соммерсет-Голле—судебной палате, ведающей делами наследства.
Обязанности мистера Росса заключаются в оценке родовых картинных галерей для взимания с них наследственных пошлин.
Мистер Росс интересуется русским искусством, особенно иконописью и иконографией.
Он рассчитывает ознакомиться с московскими музеями, храмами и частными собраниями художественных произведений старины.
У самого мистера Росса, в его английском музее, посвященном Оскару Уайльду, собраны все русские издания сочинений писателя, а также вышедшие в России очерки и монографии о нем.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

К Е Р Ч Ь. Взрыв „Кальмиуса“.

Пароход,„Кальмиус”, лежащий на дне у косы Тузы, наконец, взорван. Для взрыва „Кальмиуса“ пришлось заложить три мины с пироксилином, весом каждая по 8 пудов. Пароход от первых двух взрывов лишился носовой и кормовой части, машинное же отделение не взорвалось, а лишь перевернулось вверх днищем. При взрыве „Кальмиуса“ издали можно было наблюдать столбы воды, вышиною до 10 сажен; картину взрыва некоторым любителям с воды удалось сфотографировать.