20 (07) сентября 1913 года

Вечернее Время

Редкое состязание.

Во время настоящего пребывания в Англия русского военного флота в Портсмуте имело место редкое спортивное состязание, собравшее несколько тысяч зрителей, преимущественно моряков.
Контр-адмирал сэр Роберт Арбутнот, один из профессоров портсмутской академии, заслуженный флотоводец! и ученый, состязался в гладком беге на дистанцию 100 метров с капитаном флота Эриком Беком. Условия состязания были выработаны еще 20 лет тому назад, когда оба почтенные спортсмены служили во флоте лейтенантами, под командой адмирала сэра Вильяма Мэя. В те времена они считались лучшими атлетами флота и условились встретиться через 20 лет для состязания в беге, с целью доказать, что и на пятом десятке истинный спортсмен сохраняет свои качества.
В начале дистанции опередил сэр Арбутнот, насчитывающей теперь 49 лет, но в середине Бэк его догнал.

АЭРОПЛАН ПРОТИВ ДИРИЖАБЛЯ.

На французских маневрах аэроплан, состязавшийся на высоту полета с дирижаблем, одержал победу и удачно бросил снаряд; (резиновый мяч) на дирижабль, если бы снаряду был настоящий, то гибель дирижабля была бы неизбежна. Этим опытом разрешен вопрос о превосходстве аэроплана на войне над дирижаблем.

ДЕЛО БЕЙЛИСА.

„Русское Знамя“ сообщаете, что министр юстиции И.Г.Щегловитов, интересуясь делом Бейлиса, будет лично присутствовать на деле. Во время разбора дела Бейлиса в залу судебного заседания будут допущены лишь представители столичных и пяти иностранных газет. Из провинциальных будут допущены лишь только представители киевских газет.

Убитый в Брюсселе барон Бер, владелец имения „Шлека” (Виндав. дорога), оставил миллионное наследство. Наследником его утвержден барон Гинтер фон-Бер. Пошлин за переход наследства взыскивается 102,000 руб.

Известного бывш. астраханского священника Строкова на-днях снимали в сыскном отделении. Он в арестантской одежде, расстрижен, с наручниками. Строков сильно похудел; ничто в нем по виду не напоминает бывшего пастыря. Снимали его перед отправлением в каторжную тюрьму.

В екатеринославское уездное воинское присутствие явился николаевский солдат Паныч, 101 года, с ходатайством о назначении ему усиленной пенсии. Пришел он без посторонней помощи, вид имеет бодрый. Ему назначили ежемесячную пенсию в 6 руб.

В Милане русский эмигрант дезертир из матросов Билинский убил русскую учительницу Вейнис и ограбил ее квартиру. Убийца арестован.

В с. Галлене (Швейцария) арестован торговец „живым товаром", некто Гольдштейн из Варшавы. Вместе с ним находились 4 женщины: 2 чешки, одна немка и одна венка, которая и донесла полиции на Гольдштейна.

4 сентября в люднейшей части Нью-Иорка завязалась перестрелка между пассажирами двух автомобилей, при чем убито нисколько человек.

Брюссельскими газетами получены известия, что отряд, состоявший из 250 солдат и 2офицеров, посланный для „наказания“ туземцев в бельгийском Конго, целиком уничтожен.

Новый „сверхдредноут“ аргентинского флота „Rivadavia” развил на пробном плавании скорость в 22,56 узлов и установил, таким образом, как величайший броненосец в мире, новый рекорд.

Горный инженер Моррис Рут, племянник бывшего министра Соед, Штатов С. А. убит мексиканскими революционерами.

По Россiи.

Взрыв на минном заводе.

На минном заводе «Русского общества изготовления военных снарядов и припасов» в одной из мастерских во время испытания произошел взрыв гидростатической коробки. Среди тяжело раненых—двое убитых. Причиной взрыва считают сильное давление воды. Убитые рабочие настолько обезображены, что пока не представилось возможности выяснить их личности. («В. В.»)

Кража 15 тыс. руб.

Вчера при отходе скорого поезда с Варшавского вокзала у отезжавшего в Белосток нотариуса Глобунова был вытащен бумажник с 15 тыс. руб. Вместе с Глобуновыж уезжал камергер Кавелин, заметивший, что какой-то молодой человек в модном пальто и цилиндре все время вертелся возле Глобунова. Благодаря сообщенным приметам, жандармской полиции удалось напасть на следы вора. («В.В.»)

«Иннокентьевцы».

Из южных епархий доносят, что, несмотря на отречение иеромонаха Иннокентия от своего учения и на ссылку его в Соловецкий монастырь, последователи Иннокентия не уменьшаются и продолжать проповедовать о приближении страшного суда, покаянии и отречении от имущества.
«Иннокентьевны» верят, что их учитель прилетит на огненной колеснице и будет с ними до страшного суда. Это будет в день праздника Воздвижения Креста, 14 сентября. В этот день Иннокентий воздвигнет креста и под этим знаменем соберутся все правоверующие.
Согласно указу Синода, архиепископы херсонский и кишиневский и епископ подольский распорядились, чтобы духовенство на молдавском языке разясняло «иннокентьевцам» их заблуждения и призывало к покаянию и подчинению учению церкви, не признающей появления самозванцев-чудотворцев. Распространяется также присланный Синодом переведенный на молдавский язык, акта отречения Иннокентия. (Наш. корр.)

Илиодор-Труфанов.

Донской архиепископ Владимир сделал распоряжение епархиальной власти командировать для последнего испытания в вере проживающего в хуторе „Большом" бывшего иером. Илиодора тех же самых членов консистории, которые в мае месяце имели с ним безрезультатный беседы.
Передают, что Илиодор приготовил уже на случай приезда к нему миссионеров большое послание к Синоду с изложением сущности своего нового учения, от которого не хочет отступить ни на шаг, и не остановится ни перед какими угрозами до анафемы включительно. {Haш. корр.)

Родительские комитеты.

С родительскими комитетами в Ярославле в нынешнем году повторяется печальная история прошлого года. Вчера должны были состояться собрания родителей в двух гимназиях — казенной и частной Щеголева. До требуемого кворума не хватило незначительного числа родителей, и выборы комитетов не могли состояться. В гимназии Щеголева в прошлом году родительский комитета был избран, но утверждение его министерством последовало только в мае, когда учебные занятия уже кончились.
В Рыбинске родительские комитеты в нынешнем году также не избраны 1 (Наш. корр.)

Необычайный случай.

В Вальговитса, Гельсингфорского уезда, скоропостижно скончался один из местных жителей. Покойника умыли, приодели, уложили в гроб и повезли на кладбище. Когда похоронная процессия поравнялась с трактиром, родные и друзья покойного решили заглянуть туда. Привязав лошадь к дереву, сопровождавшее гурьбой ввалились в трактир. Когда они через некоторое время вышли, то не застали ни лошади, ни гроба. Пустились в погоню. Через час у дороги нашли гроб, но пустым. Покойник исчез. Дальше по дороге заметили повозку, которой правил человек без шапки. Большинство попряталось по кустам. Бросившиеся же за повозкой смельчаки увидели в ней покойника, который... сам правил лошадью!..
        — Еду домой,—пояснил он опешившим родным.—Гроб упал с телеги и я проснулся. Не хотел никого пугать, и решил прямо ехать домой.

Ограбление 30,000 р.

Как уже сообщал телеграф, ограблен на 30 тыс. руб. артельщик феодосийского отделения Международного банка.
Подробности ограбления следующие.
Его совершили четыре молодых человека. Одному из них не более 16—17 лет. Ограбление произошло на перегоне Владиславовка - Сарыголь, возле дер. Камыши, на 106 версте от Феодосии. Когда прошел контролер в первом часу ночи, 4 молодых человека произвели переполох. Все были вооружены. Разыскав артельщика, один из них крикнул: «Вот он!» и, обращаясь к нему, потребовал: «Отдай деньги!»
        — У меня только 17 руб.
        — Нет, теперь нас не проведешь!
Оказывается, артельщик раз уже обманул их.
Двое были настраже, а двое развязали у артельщика пояс и забрала 30 т. руб. Затем остановили тормозом Вестингауза поезд и скрылись.
Один офицер, жандарм и околоточный надзиратель открыли стрельбу. Грабители, отстреливаясь, скрылись.

Русские Ведомости (Москва)

Новые границы на Балканах.

На новой карте Балканского полуострова прежде всего бросается в глаза чрезвычайное уменьшение размеров Европейской Турции: если нельзя говорить о полном ее уничтожении, то все-же дело не так далеко от этого, ибо от нее осталась приблизительно одна десятая часть той территории, которую она занимала раньше. Большим счастьем для Турции является все же то обстоятельство, что ей удалось сохранить за собой вдвое больше европейской территории, чем это предполагалось на лондонской конференции при границе Мидия - Энос. Помимо очень важного для Турции стратегического значения новой границы Марица – Адрианополь – Резвая она выгодна туркам еще и в том отношении, что оставляет за ним хотя часть Адрианопольского вилайета, справедливо считавшегося «житницей Стамбула».
Территории союзников, поделивших между собой 9/10 Европейской Турции возросли весьма неравномерно. Меньше всего в количественном и, пожалуй, в качественном отношении получила Болгария. Принужденная уступить Румынии плодородную Добруджу с такими торговыми пунктами, хотя и местного значения, как Силистрия с 15000 —20000 жителей, она взамен не получила во Фракии ни одного крупного города. Вместо Балчика, удобного, хотя и не вполне оборудованного порта, с его 5 милл. фр. ежегодного вывоза, она получила Дедеагач,— порт с менее развитой торговлей, без подъездных путей и требующий для своего оборудования, конечно, более значительных средств, чем Балчик. Правда, территория Фракии, отходящая болгарам, значительно больше Добруджи, ими уступленной. Но Фракия в настоящее время разорена, и хотя в конечном итоге Болгарии удалось увеличить свою территорию, она не сделала особенно большого приобретения.
Остальные союзники подучили гораздо более. Так, Греция на материке увеличила свою территорию не менее чем в полтора раза, получив при этом часть плодородной Фракии и южную Македонию. И без того богатая морскими портами, она получила еще Салоники, являющиеся прямым выходом к морю для всей Македонии, а также Сербии и даже отчасти Болгарии. Сo своим 150,000-ным населением и громадной торговлей, делавшей их вторым после Константинополя портом Европейской Турции, Салоники являются чрезвычайно ценным приобретением. Кроме того Греции удалось захватить также и другую гавань Эгейского моря, именно Кавалу, сосредоточивающую у себя почти всю торговлю табаком, вывозимым из Фракии. Далее, Греции достались многие торговые пункты и внутри страны, как Янина, с ее 30 000 жителей и торговыми оборотами в несколько миллионов франков, и другие, менее значительные.
Сербия и Черногория в количественном отношении получили относительно больше Греции, — они почти вдвое увеличили свои территории. Однако в качественном отношении приобретения их вряд ли могут считаться равноценными греческим. Прежде всего Сербии не удалось добиться непосредственного выхода к морю. Затем, хотя ей и удалось получить большую и притом самую лучшую часть Македонии с ее крупными центрами, в роде Монастыря, насчитывающего до 60,000 жителей, но зато государственно-хозяйственной работе сербов встретится немало затруднений в тех местностях, где необычайно сильно пылает сейчас национальная вражда. Можно, по-видимому, думать, что благодаря этой вражде хозяйственное значение Македонии к тому же совершенно разоренной второй балканской войны, должно значительно понизиться. Что касается Черногории, то для нее ценным приобретением может считаться лишь половина Новобазарского санджака, уступленная ей Сepбией. Кусочек же северной Албании также отошедшей к черногорцам, может доставить им лишь одни затруднения, так как, согласно последним известиям, населяющие его албанцы решили, повидимому, не подчиняться черногорскому владычеству.
Наконец, карта Балканского полуострова обогатилась еще новым государством — Албанией, предпоследним по величине между балканскими государствами. Обладая значительной полосой Адриатического побережья с достаточным Hinterland`ом, более или менее однородная по племенному составу населения, она подает, по-видимому, надежды сделаться из недоношенного детища европейской дипломатии настоящим, хотя и диким и бедным государством.

Переворот Эссада-паши.

ВЕНА, 6(19),IХ. Возникновение междоусобицы Албании обясняется интригами двух соперничающих между собой в Албании держав, Австрии и Италии.
Так называемое албанское правительство, имеющее местопребывание в Валлоне, находится под влиянием Италии, и поэтому переворот Эссад-паши не может быть неприятным Австрии.
Как говорят, Эссад–паша намерен расправится с Измаил-Кемаль-беем и забрал власть в свои руки.

Памятник П.А.Столыпину.

(По телеграфу от наших корреспондентов.).

Открытие памятника.

КИЕВ, 6, IX. Сегодня, в 2 ½ часа дня, открыт памятник Столыпину.
Около часа дня на думскую площадь стала собираться публика, которую пропускали по билетам через цепь жандармов. Сначала пытались установить какой-либо порядок, но потом все смешалось в одну кучу: певчие, депутации, семья и родственники покойного, представители администрации. В глаза бросается полное отсутствие порядка.
Даже для возложения венков не могли установить очереди. Первые пять-шесть венков были возложены по намеченной программе. Потом венки пошли гурьбой, в разброд.
Народу немного, но вследствие беспорядка все столпились вокруг памятника, и полиции с большим трудом удается освободить места для совета министров, явившегося на торжество в полном составе.
В два часа дня митрополит Флавиан начинает молебен, в сослужении нескольких священников.
В 2 ½ часа падает завеса, и открывается памятник.

„Уходящая Москва".

Несколько лет назад думой дано было управе поручение приступить в организации музея «Уходящая Москва».
Управа до сих пор этого не сделала. Вчера г. Челноков вошел в управу с заявлением, которым напоминает о забытом постановлении и указывает то направление, в котором следовало бы повести работу по составлению музея.
Г. Челноков думает, что в музей нужно собирать не только фотографии «уходящих домов» и целых владений.
Из употребления, например, выводятся и незаметно для современной публики исчезают многие предметы обихода общественного пользования. Исчезли старинные типы извозчичьих экипажей.
В настоящее время, как это ни странно, в Москве трудно найти фотографию недавно ушедшей из жизни «конки».
Наконец, уходят из жизни типы прежнего купца, подрядчика, разносчика, представителей некоторых видов промыслов и торговли.
Задача создателей, будущего музея - отыскать все эти типы и собрать фотографии их в музей.
По мысли Челнокова, в этот музей надо было бы собирать и портреты общественных деятелей всех поприщ и профессий.
Как ни странно, например, а московское городское управление не имеет до сих пор портретов всех своих городских голов.

Новые ограничения.

В Киеве имеют право жить все евреи, обучающие своих детей в учебных заведениях, пользующихся правами правительственных уч. заведений. На этом основании правом жительства пользовались и родители девочек, обучающихся в женском коммерческом училище Володкевич. Неожиданно полиция „разъяснила“ права этих евреев на том основании, что уставом не предусмотрено предоставление права жительства родителям евреев-учащихся. Многие из них выселяются. Прецедент для евреев очень печальный, так как в уставах большинства училищ это не предусмотрено.

ХРОНИКА

Забастовка портных.

На днях забастовали 10 портных, работающих у г. Горелика. Выставлено требование об увеличении заработной платы. Забастовка вызвана тем, что расценка у г. Горелика ниже, чем у других первоклассных портных, напр., у гг. Вульфовича, Брука и друг.

Поднадзорные.

Опубликовано о включении ялтинского, евпаторийского, феодосийского и симферопольского уездов в число местностей, в коих воспрещается жительство и пребывание лиц, подвергаемых по судебным приговорам надзору полиции. (П. А.)