23 (10) сентября 1913 года

В Албании.

— Возникшие междоусобицы в Албании объясняются интригами двух соперничающих между собой в Албании держав - Австрии и Италии. Так называемое «албанское правительство», имеющее местопребывание в Валоне, находится под влиянием Италии и потому переворот Эссада-паши не может не быть не приятным Австрии. Как говорят, Эссад-паша намерен расправиться с Измаил-Кемаль-беем и забрать власть в свои руки.

Русские суда встречены в Бресте с необычайным энтузиазмом.
        В Париж прибыл С.Д.Сазонов и присутствовал на обеде у президента Пуанкарэ.
        Международная комиссия Карнеджи закончила работы на Балканах и выехала из Софии в Париж.
        В Вене состоялось совещание по вопросу об усилении военной мощи Австро-Венгрии.
        В Милане открыт четырнадцатый антиалкогольный конгресс.
        Итальянский министр почт и телеграфов Калиссано скоропостижно скончался на банкете в Касано.
        В «Post» напечатана статья генерала Бернгарди, выясняющая замыслы Германии на Ирландию.
        Умеренные сербские депутаты боснийского сейма отказались от своих полномочий в виде протеста против преследований сербских союзов и усиления католической пропаганды.
        Б Дублине произошли новые беспорядки. При столкновении с полицией многие ранены.
        Эссад-паша поднял австрийский флаг в Тиране и захватил таможни в Дураццо.
       В Японии выдвигается вопрос об отношении к С.-А. С. Штатам в виду многочисленных оскорблений, наносимых Американцами Японии.

Скончался экзарх Грузии архиепископ Иннокентий.
        В Киеве открыты всероссийская выставки животноводства и птицеводства.
       В Аккерманском уезде на ст. Минск обнаружены случаи заболевания холерой.
       В Николаеве закончилась забастовка портовых рабочах.
        В Гельсингфорсе по поводу празднования 50-тилетия провинциального финляндского сейма произведены были демонстрации у памятника Александра II.

Епископ — украинец.

Бывший епископ кременецкий Никон, переведенный по распоряжению Синода в Красноярск, по-видимому не намерен слагать звание члена Гос. Думы. Об этом свидетельствует недавно составленное епископом «Законодательное предположение об украинских школах и обществах», отосланное им в Гос. Думу. Копия этого документа послана им в редакцию малорусской «Рады». В законопроекте пишет «Киевск. М.», предлагается Гос. Думе: 1)разрешить вести преподавание в украинских начальных школах всех ведомств (по крайней мере первые два года обучения) на родном украинском языке; 2)назначать учащими в эти школы преимущественно украинцев и лиц, знающих местный язык, 3) ввести преподавание в украинских начальных школах украинского языка и истории Украины наравне с языком русским и русской историей; 4) не преследовать, изыскивая и подыскивая вины и провинности, обществ «Просвита», как учреждений исключительно просветительных, распространяющих знания, — дозволенные брошюры и книги, - на украинском родном языке; закрытие сих обществ производить впредь только по решению надлежащего законного суда, а не в порядке административного усмотрения - часто голого произвола.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

М а с о н с к и й       к о н в е н т.

Как уже вкратце сообщалось, на-днях в Париже открылся конгресс или, как обыкновенно называют его во Франции, - конвент представителей всех масонских лож, примыкавших к крупнейшей французской масонской организации, - „Великому Востоку Франции”.         Beликий Восток Франции насчитывает теперь более 400 лож, включает в свои ряды весьма видных представителей политики и неизмеримо большее значение, чем так называемая Великая ложа Франции, - строго придерживающаяся шотландского ритуала, управляемая „великим мастером”, довольно чуждая политическим и социальным вопросами и имеющая всего около 100 отделений. Конвенту по уставу принадлежать право вносить изменения в организацию масонства и давать руководящие директивы избираемому на конвентах совету (Великий Восток не послал своего „великого мастера“; он управляется советом, президент которого не имеет каких-либо особых прав по сравнению с другими членами).
Открывшийся теперь конвент обещает быть оживленным. Вопросы, поставленные на его обсуждение, следующие.
Прежде всего, — как передают „Р. В.“, некоторые из масонов выражают неудовольствие по поводу того, что совет в прошлому году зарегистрировал Великий Восток, как ассоциацию, подходящую под действие закона 1901 года. Большинство встретило, правда, этот шаг сочувственно, так как организация получает благодаря этому, права гражданского лица, получает право получать по завещаниям, владеть имуществом, выступать на суде и т. д. но многие выражали опасение, как бы, подобная декларация не привела к обнаружению секретов, к указанию на участников отдельных лиц; а надо заметить, что многие из 30000 масонов Великого Востока тщательно скрывают свою принадлежность к нему. По этому вопросу ожидаются прения но совет заверил сомневающихся, что о раскрытии секретов и об обнаружении участников не может быть речи.
Далее следует вопрос об отношении масонства к социализму: В Великий Восток входят теперь многие социалисты: М. Самба, Груссье и др. являются членами совета. Социалисты в последнее время рекомендуют масонам больше знакомиться с социальными проблемами и зовут их к сближению с социализмом.
Будет еще обсуждаться вопрос о „светской морали”; будут обсуждаться и текущие политически дела. Предполагается обратить внимание на усиливающуюся „милитаристскую и клерикальную реакцию “ и вынести осуждение политики Барту и его кабинета.

Захотела „помолодеть”.

Недавно в газете сообщалось о 3 ялтинских дамах, которые, желая „помолодеть“, подчистили свои паспорта. Такой же случай зарегистрирован 7 сентября и в нашем городе. Захотела „помолодеть “ г-жа К—з и для этой цели переделала указанный в ее паспортной книжке год своего рождения.
Любопытно, что г-жа К-з всего несколько дней тому назад приехала из Ялты. Не ялтинские ли дамы внушили ей эту мысль?
Пример, как известно, заразителен...
Г-жа К—з привлекается полицией к ответственности.

Предсказания монаха.

Историк де-Поли нашел в падуанских архивах рукопись одного монаха умершего в сороковых годах прошлого века чуть не столетним старцем, содержащую предсказания о судьбах папского престола.. По странной случайности его предсказания почти совпадают с известными предсказаниями монаха Малахии, жившего в XVI веке, который правильно указал смену пап по их девизам. Новый предсказатель называет пап по именам и в отношении Льва XIII и Пия X его предсказания уже оправдались. Далее он говорит, что будут папы Павел XI, Пий XI, который восстановит светскую власть папы, Григорий XVII, Павел VII, Климент XV, Пий XII, Григорий XVIII, Лев XIV и последний папа Петр II, при котором наступит конец мира.
Принимая среднюю продолжительность правления одного папы в 20 лет, выходит по этому предсказанию, что кончина мира наступит менее чем через два века.
Обнародование этого предсказания вызвало в Италии сильное смущение.

На проволочном заводе Беккера и Ко в Либаве сквозь ступню ноги рабочего Карла Бика прошла раскаленная проволока длиной около 3 саж.

В селе Рождествене, Ставроп. у., в колодце найден труп мальчика Кологреева, 13 лет, Б убийстве подозревается его мать, Александра Кологреева.

В Балте, в камере мирового судьи разыгралась тяжелая драма. На глазах публики обвинявшийся Вахлер убил свидетеля Безноса, боясь его ' показаний.

В Бахмуте задержан по подозрению в бросании взрывчатого снаряда в квартиру помощника пристава Карлова П.Гутарев, состоящий под следствием и находящийся под надзором полиции.

БРАТ—ЖЕНИХ.

(Письмо из Лодзи.)

Несколько лет тому назад в дер. Сломниках, Мехов. уезда, умерли супруги Хмелевские, оставив троих детей — 9-летнего Станислава, 6-летнюю Владиславу и 3-летнюю Анну. Сирот из жалости приютили соседи. Скоро семья, в которой жил Станислав, уехала в Америку и взяла мальчика с собой. Там он оставался до тех пор, пока не наступил срок отбывания воинской повинности. Тогда С. вернулся из-за океана на родину. На военную службу он не быль принять и стал работать на каменноугольных копях «Челядзь». Здесь ему приглянулась служанка одного чиновника, Владислава Хмелевская. Встретив у нее взаимность, С. решил на ней жениться. Когда Станислав поехал в дер. Сломники за метрикой невесты, то оказалось, что она его родная сестра. Неудачник жених с горя уехал в Америку, не будучи в силах встречаться с своей сестрой-невестой.

ЗА РУБЕЖОМЪ

Наследство Бебеля.

Родственники покойного вождя социал-демократов в официальной бумаге заявили городскому управлению г. Цюриха, что наследство Бебеля исчисляется в 1.700,000 франков. Городское управление постановило поддерживать средствами города богатую библиотеку Бебеля.

Гимназист-шпион.

Арестованный в Кракове по подозрению в шпионстве ученик гимназии Кашек, обязан был, главным образом, следить за иностранными подданными, входящими в состав военных стрелковых обществ и дружин. По-видимому, Кашек готовился к провокаторской деятельности, так как констатировано, что им приобретена в одном из краковских магазинов партия браунингов. Вообще, дело Кашека обещает стать сенсационным.

Безумное желание влюбленного.

На одно из кладбищ в окрестностях Парижа явился господин, лет тридцати, по-видимому, глубоко опечаленный, и обратился к сторожу кладбища с просьбой показать ему могилу г-жи Сансон, молодой женщины, погребенной около трех лет тому назад.
Сторож проводил незнакомца к могиле и оставил его там одного. Был уже сравнительно поздний час вечера, наступала ночь, и сторож не заметил, когда и каким образом этот господин покинул кладбище.
На другой день, рано утром, сторож с ужасом увидел, что могила г-жи Сансон разрыта, гроб извлечен из нее и раскрыть! Само собой разумеется, что сторож тотчас же бросился сообщить о совершенном преступлении полицейским властям, которым рассказал также о таинственном молодом человеке, приходившем на кладбище накануне вечером.
На-днях розыски этого господина увенчались успехом. Его арестовали, и он, назвав себя Гербером, тотчас же сознался в разрытии могилы г-жи Сансон.
        — Я безумно любил ее!—говорил Гербера, рыдая.—Но она вышла замуж за другого... Лишь недавно я узнал, что вскоре после замужества она умерла. Тогда мной овладело такое желание еще раз взглянуть на черты дорогого лица, что я не мог противиться ему...
Я предполагал, что буду в силах опустить гроб обратно в могилу и закопать его... Но когда я снял крышку гроба и увидел то, что в нем находилось, меня охватил такой ужас, что я бросил все и убежал, куда глаза глядят...

Женщина — капитан.

В Копенгагене получила диплом на право командования морскими судами г-жа фон-Баудиц, блестяще выдержавшая все необходимые для этого испытания.

В Кракове инженер Станкевич, сидя в кафе, внезапно выхватил из кармана револьвер и начал стрелять в присутствовавших. Владельцу кафе удалось обезоружить Станкевича. Но когда затем револьвер был Станкевичу возвращен, то последний ранил владельца кафе и застрелился сам.

Главнокомандующим английских войск в Индии назначен лорд Гамильтон.

В одной из лиссабонских аптек произошел взрыв бомбы. При обыске найдено в помещениях аптеки еще 4 бомбы. Владелец аптеки—роялист.

В Гамбурге задержан пароход с грузом оружия и боевых припасов, предназначенных для Марокко.

Плавание «Корректа».

ХРИСТИАНИЯ, 9(22), IX. Плавание «Корректа» сильно затруднялось плавучими льдами. Продвигаться вперед приходилось с большою осторожностью. Поэтому весь путь продолжался 21 сутки. 10-го августа прошли Карские Ворота, 25-го повернули на юг, по направлению к устью Енисея.
Здесь прибытия «Корректа» дожидались три разгрузочных судна. На «Корректе» было привезено 1.500 тонн цемента, сельдей, соли и колониальных товаров. Вывезено обратно такое же количество тонн пеньки, мехов. ржи, сала, орехов, 1000 лосиных рогов, клыки мамонта. Был и живой груз – два медведя, два монгольских верблюда и две лани. Эти животные предназначаются для зверинца Гагенбека, лес – для Голландии, остальные товары - для Англии.
Обратный путь пройдет в 10 дней. Общие результаты экспедиции блестящи. В будущем году общество отправит три парохода, которые, в целях освобождения грузов от таможенных пошлин, пойдут под русским флагом.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

ФЕОДОСИЯ.

Лекция В.Е.Жаботинского об ассимиляции народностей, разрешенная первоначально к прочтению 7 сентября в театре-цирке Безкровайного, 7, утром, администрацией запрещена.
Приехавшему вечером на пароходе В.E.Жаботинскому, благополучно прочитавшему накануне свою лекцию в Керчи, было сообщено о запрещении лекции, после чего лектору только и оставалось купить билеты для дальнейшего путешествия на том же пароходе в Одессу.

КАРАСУ-БАЗАР. Гримасы захолустья.

Отсутствие здоровых развлечений и зеленая скука дают возможность заезжим „ловкачам“, если не больше, дурачить публику и выуживать из ее кармана рубли и полтинники. Огромный детина, вырядившись индейцем, на подмостках в клубном садике „пленял своим искусством свет“. Вероятно г. Бломыну было стыдно за карасубазарцев, и он решил продержать город этот вечер в темноте, чтобы не видели карасубазарцы, как покрывает краска стыда их лица. Даже луна, которую злой рок поставил быть свидетельницей сего „мерзопакостного лицедейства“ состроила кривую, брезгливую гримасу.
A дикий детина, став ногами на битое стекло, пыхтел, сопел и надувался, стараясь показать, какой он сильный, даже обручное железо гнет вокруг жирной своей руки.
Но верх глумления был его танец. Джанкойские тачечники, они же и музыканты, играли ойру со своими вариациями, а дикарь глупо прыгал на одном месте, сопя, как бык.
После этого номера публика, краснея, начала разбегаться, a вслед ей грубо хохотала ойра.
Если, читатель, тебе придется встретить афишу, где некий г. Сальвини будет обещать тебе чудеса, беги подальше, это все что угодно, но не артист.