24 (11) сентября 1913 года

ХРОНИКА

Температура.

Температура воздуха в Мариуполе, несмотря на сентябрь месяц, продолжает быть высокой: 8-го сентября температура воздуха была максимум в тени 23 градуса, минимум — 16. 9-го сентября температура была максимум-24, минимум — 16 град.

Собаки—сыщики.

Мариупольским уездным исправником г. Самойловым был командирован в Петербург в школу дрессировки полицейских собак помощнику пристава сыскн. части г. Павленко, для изучения приемов дрессировки, где и пробыл три месяца. Затем г. Самойловым были приобретены 1 дрессированная и 2 недрессированные полицейские собаки. В настоящее время г. Павленко производится дрессировка двух недрессированых собак и обучение стражников в качестве проводников собак. Сельские общества уезда выразили желание отчислить из общественных сумм необходимые средства для приобретения еще двух полицейских собак. Для собак предполагается устроить питомник. На-днях в городском саду предполагается устроить демонстрирование собак в целях установления результатов их дрессировки в смысле способности их к розыскам.

Сведения об урожае.

По последним сведениям, урожай в пределах Мариупольского уезда определяется в следующем виде: урожай озимой с десятины — 80 п., урожай яровой от 20 до 80 пуд. Местами хлеб скошен на сено. Урожай трав средний.

ОТКРЫТОЕ ПОХИЩЕНИЕ.

Крестьянин И.Поликашкин обвинялся в разбойном похищении мешка пшеницы с казенной платформы в порту. Поликашкин был вооружен ножом которым угрожал сторожу, в случае преследования, убить его.
Присяжные заседатели признали Поликашкина виновным в открытом похищении.
Суд приговорил Поликашкина к лишению всех, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения сроков на три года, с сокращением этого приговора, в силу Высочайшего указа от 21 февраля, на одну треть.

Матч «Провиданс»—«Мариуполь».

В воскресенье, 9-го сентября, на заводе „Русский Провиданс” на заводской площадке состоялся футбольный матч между командами завода „Провиданс” и „Мариуполь». Матч собрал много публики. Несмотря на неблагоприятную погоду, игра была очень вялая. Матч закончился в ничью. Реферировал г. Майс.

АМЕРИКАНКИ ПРОТИВ М-сс ПАНКХЕРСТ.

Мистрис Панкхерст, героическая предводительница английских суфражисток, находится в настоящее время, как известно, на пути в Северную Америку, где она намерена совершить в интересах суфражизма агитационную поездку и прочесть ряд докладов в важнейших городах.
Но, по-видимому, неутомимую защитницу женского равноправия ждут в Америке большие неприятности. Так, например, один из представителей нью йоркских правительственных сфер заявил, что мистрис Панкхерст будет удалена в 24 часа за пределы Соединенных Штатов, если она позволит себе принять участие в какой бы то ни было политической агитации. С другой стороны общество американских антисуфражисток обратилось к властям с воззванием, в котором требует или запретить мистрис Панкхерст пребывание в Соединенных Штатах вообще, или по меньшей мере, воспрепятствовать ей читать лекции, рефераты и т. п. А к этому обществу принадлежат самые влиятельные американские дамы.

На границе Албании и Сербии на протяжении Дибра—Дьяковица происходят кровавые стычки. Сербы отбила нападение Албанцев от Дьяковицы и Призрена. Албанцы завяли Дибру.
        Албанцы сожгли правительственные здания в Дренице и убили представителей власти.
        Малисоры заняли горы к югу от Гусинья. Сербский совет министров постановить призвать для отправки на границу Албании три очереди запасных.
        Сербское правительство уполномочило своего посланника в Цетинье продолжать переговоры с черногорским правительством.
        В Вену прибыл начальник болгарского генеральная штаба для переговоров о союзе между Австрией и Болгарией и заключения конвенции.
        Черногорское правительство подписало договор с парижским «Banque des Pays Bas» и с миланским «Banca Commerciale» относительно аванса в счет гарантированного великими державами займа.
        Президент Пуанкарэ с супругой дал обед в честь С.Д.Сазонова и его супруги.
        Президента Пуаикарэ пожаловать греческому министру большой крест ордена Почетного Легиона.
        Суфражистки сожгли дом, выстроенный для душевно-больных в Сифорт. 6лиз Ливерпуля.
        В Ирландии совершаются подготовления к междоусобной войне. В Белфасте собрано до 15,000 добровольцев.
        На верфи Шихау в Данциге состоялось освящение закладки двух малых русских крейсеров.
       В Могадоре военный летчик упал в море и погиб. Пассажир спасен.
        Мятежники в Мексике к югу от Сальтильо взорвали поезд. Убито сорок человек союзных войск и десять пассажиров.

В Смоленске на бульваре в память Отечественной войны состоялись освящение и передача городу памятника в честь боев 1812г.
        В Киеве открылся всероссийский съезд представителей городов по вопросам улучшения городских финансов.
        В Севастополь состоялось торжественное погребение военного летчика Фишера.
        В Тифлисе на 16 день забастовки объявлен день расчета служащим трамвая.
        В одном из аулов Пржевальского уезда вспыхнула эпидемия с признаками легочной чумы.

ТАЙНА, УНЕСЕННАЯ ПРИНЦЕССОЙ ЗА ГРОБ.

Корреспондента «Berl. Tag.», собравший все сведения о трагической кончине принцессы Софии Саксен-Веймарской, приходит к выводу, что намерение принцессы вступить в брак с простым смертным не представляло собой ничего неосуществимого.
В истории владетельных домов Германии это отнюдь на первый случай.
Вдова известного хирурга профессора фон-Эсмарх — по происхождению принцесса Шлезвиг-Голштинская.
Вдове наследного австрийского эрцгерцога Рудольфа эрцгерцогине Стефании ничто не помешало вступить во второй брак с графом Лонниай.
Вот почему предполагают, что причиной самоубийства была какая-то неразгаданная тайна, которую принцесса унесла с собой в могилу, тайна же вскрытия трупа принцессы останется навсегда погребенной в архивах герцогского дома.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Обварила борщом.

Т. Куличенко, 46 л., торгует на Троицком базаре арбузами.
Вчера, на базаре, во время варки обеда, между супругами произошла крупная ссора. Жена, рассердившись, схватила горшок с горячим борщом и бросила его мужу в голову.
В. Куличенко получены серьезные ожоги глаз и лица. По оказании первой медицинской помощи пострадавший каретой скорой помощи доставлен в губ. земскую больницу.

А. И. К у п р и н         о         к и н е м а т о г р а ф е         и         граммофоне.

Вокруг кинематографа идут непрерывные споры противников мигающей ленты и ее сторонников. Ф.И.Шаляпин вынес резкое осуждение кинематографу, другие знаменитости отстаивают его с ожесточением и упорством.
Интересно мнение о. кинематографе и граммофоне А.И.Куприна.
        -Я не являюсь противником кинематографа, но всегда чувствую поразительно неприятное чувство, когда мне приходится наблюдать на полотне самого себя.
Когда смотришь в зеркало, то, по привычке, не замечаешь ни особенных достоинств, ни особенных недостатков.
А в кинематографе совсем другое дело...
Мы, в конце концов, не знаем ни своего лица, ни своего голоса — и в кинематографе глянуло на меня чье-то до ужаса знакомое лицо...
Оказывается — это был я, собственной своей персоной.
Чувствовал я себя отвратительно и моментально из кинематографа ушел.
То же самое могу оказать и о граммофоне. Сами мы совершенно не знаем своего голова, и вот, когда я впервые услышал свой „граммофонный голос“ — я был неприятно поражен. И мой - и не мой голос.
Да, мне неприятно видеть себя в кинематографе и слышать свой голос в граммофоне.

Человек, посещающий планету Марс.

Английский окультист Лидбитерт выпустил описание своих путешествий на планету Марс. Он хорошо изучил жизнь обитателей Марса и уверяет, что окультисты этой планеты, в свою очередь, посещают нашу землю и даже вдохновляют земных писателей и поэтов, без ведома, впрочем, последних.
Совершить путешествие на Марс весьма легко. Для этого необходимо умет выделить свое астральное „я“ из телесного „я“, тогда тело останется в сонном состоянии на земле, а „астральная сущность“ быстро полетит на планету Марс. Для человека есть много любопытного на этой планете.
Марсиане отличаются небольшим ростом, но все имеют сильно развитую грудь по причине разреженного воздуха на планете. У них светло-русые волосы и голубые глаза.
На Марсе господствует многоженство, причем все дети воспитываются государством.
Во главе правительства стоит король, который из числа сановников сам назначает себе преемника.
Марсиане давно уже не пользуются перьями или грифелями для письма. Они говорят, когда нужно что-либо записать, в особые трубочки, и звуки сами записываются знаками, которые все жители Марса бегло читают.
Медицина находится на такой высокой степени развития, что фактически болезней на этой планете не существует, и марсиане живут столько, сколько хотят. Но двухсотлетним, трехсотлетним старцам в конце концов надоедает жизнь и они обращаются к особым врачам-специалистам, которые прекращают их жизнь без всякой боли.
Техника у марсиан стоит тоже весьма высоко. Почти все работы производятся усовершенствованными машинами, а также великолепное дрессированными животными.
Города на Марсе изумительно красивы. Дома построены из особого стекла. На улицах много цветов и роскошных деревьев.
Так рассказывает окультист. Но кто может проверить его слова?

Первый снег.

На северо-востоке России выпал первый снег, покрывший белой пеленой огромный район между Чердынью, Пермской губернии, и Усть-Цильмой, Архангельской губернии. Температура в этом районе стоит ниже нуля.
По данным главной физической обсерватории, сегодня в Петербурге ожидается наступление заморозков.

ЗАПОЗДАЛИ

«Для облегчения автомобильного движения автомобильное общество возбудило ходатайство, чтобы крестьянские подводы с наступлением темноты освещались фонарями». (Хроника).

Крестьянин: - Давно уже с фонарями ездим...

Поход на курильщиков!

Образуется синдикат табачных фабрикатов с капиталом в 15 миллионов рублей.

Еще один синдикат.
На этот раз — синдикат табачных фабрикантов.
При чем настолько серьезный, что с ним придется считаться, пожалуй, всей русской табачной промышленности.
Табачные фабриканты Богданов, Дукат и Лаферм давно проводить в жизнь идею треста крупных промышленников.
Желая убить, с одной стороны, конкуренцию, а с другой—диктовать цены потребителю, они еще несколько лет тому назад вошли в блок с французскими капиталистам.
Вскоре между союзниками произошел раскол.
Дукат вышел из треста, и последний распался.
Гг. Богданов и Лаферм, не успокоились и стали искать новых компаньонов.
Предлагали на юге Стамболи, Месаксуди; но те не пошли.
И вот теперь вошли Асмоловы.
Табачные фабриканты решили дело треста поставить широко.
Пригласили англичан.
Не сегодня—завтра договор о новом синдикат будет подписан, и табачная промышленность увидит угрозу в лице треста с капиталом в 15 миллионов рублей.
Эта цифра зафиксирована на первое время. Если понадобится, найдут еще.
У потребителей табаку остается одно средство борьбы с синдикатом:
        — Бросить курить!
Вряд ли, однако, у большинства хватить на это силы воли.
И копеечка курильщика, превратившись в рубль, густой волной потечет в карман фабрикантов.
Постепенно потребитель предметов первой необходимости попадет в исключительную кабалу производителя.
Нужно было бы все-таки положить конец хищническим тенденциям фабрикантов.
Иначе жизнь россиянина обратится в сплошное экономическое рабство, которое, пожалуй, хуже того рабства, которому положил конец 1861 год.

ИТО.

В Лилле (Франция) арестован старик, заманивавший к себе юношей и развращавший их. При аресте старик был почти до полусмерти избить толпою женщин.

Крестьяне окрестностей Граца (в Австрии) терроризованы какими-то крупными хищными животными, истребляющими скот. Полагают, что это тигры, вырвавшиеся из какого-нибудь зверинца.

В Гамбурге арестованы директора Ганзеотическаго банка фон Клоусбург и Бутте по обвинению в мошенничестве.

В Кутаисе постригся в монахи кн. Мечитадзе. Его мать, англичанка, некоторое время была гувернанткой в доме Л.H.Толстого.

В Екатеринославе в половине октября в военно-окружном суде будет слушаться дело Куща и его сообщников. Обвиняемых 70, свидетелей—700.

В Казани, за р. Казанкой, в кустах, обнаружен труп неизвестного мужчины, удавившегося опорными своих лаптей.

В Оренбурге 73-летний батрак К. С. Мавмитов кухонным ножом убил свою 25-летнюю сноху и перерезал себе горло.

СТАРИКИ-СКОРОХОДЫ.

Спортсмены преклонного возраста – Готвальд (78 лет) и Мюллер (68 лет) принявшие участие в состязаниях германских скороходов на дистанции Берлин - Бреславль.

В Россiи.

Исключение шлиссельбуржца Н.Морозова.

ЯРОСЛАВЛЬ, 10,IX. (По телефону). Как сообщалось в «Русское Слово», ярославское губернское земское собрание исключило из списка земских гласных по Мологскому уезду шлиссельбуржца Н.Морозова на том основании, что «не доказано, возвращены ли ему права после осуждения его на год в крепость в 1911 году».
Н.Морозов пождал в губернское присутствие заявление, в котором говорит что приговор 1911 года не только не лишил его каких бы то ни было прав, но даже и не ограничил его в правах.

Золотая горячка.

ЧИТА, 10,IX. После открытия золота по берегам реки Зеи, законтрактованные на прииски в верховьях Зеи русские рабочие массами оставляют работы.
Прибывают новые партии рабочих, на другой же день они покидают рабьоыт на приисках и отправляются искать «свое счастье».
На приисках крупнейшей золотопромышленной Верхнеамурской компании осталась только половина русских рабочих. Вести дальнейшие работы на приисках почти невозможно.
Компания ходатайствует перед администрацией о скорейшем льготныом провозе новых рабочих до закрытия навигации.

Южная речь

ХРОНИКА

Инкерманский монастырь с разрешения Преосвященнейшего епископа Таврического и Симферопольского приступает в средних числах сентября с. г. к постройке храма на земле, подаренной монастырю местным домовладельцем Ф. Салпацким, для каковой цели г прибыли: настоятель архимандрит о. Яков, казначей иеромонах Пантелеймон и делопроизводитель о. Феодор.

Постройка нового моста.

Б. Белозерский волостной сход просит Мелитоп. уездную земскую управу доложить земскому собранию ходатайство схода о постройке нового моста, вместо существующего, пришедшего в негодность. Мост этот расположена на трактовой дороге через с. Б.-Белозерка.

Благодарный М. Горький.

„Трибуна" сообщаете, что Максим Горький, в благодарность за оказанное ему гостеприимство на о. Капри, пишет книгу об этом острове. Он посвящает ее, конечно, не пышным отелям, известным элегантному миру, a бедному населению Капри, рыбакам и виноградарям, и истории этого острова. Интересную главу этой книги составить описание русской колонии, сгруппировавшейся вокруг писателя.

ФЕОДОСИЯ.

Турецкий спектакль, состоявшейся 8 сентября в зале общества приказчиков, в художественном отношении оказался не особенно выдающимся: примитивность построения пьесы, отсутствие в труппе настоящих турок, замененных прибывшими из Константинополя армянами,—все это расхолодило любителей настоящих татарских пьес.
Все же спектакль этот представил некоторый интерес, и скорее всего—в этнографическом смысле.
Самый зал представлял картину довольно эффектную и интересную: море голов в фесках, наличие всех местных „младотурок“, своеобразные вольности: зрителей, восседавших не на сиденьях, а на спинках кресел и принимавших в действии самое оживленное участие,—все это носило характер забавного зрелища, в особенности для лиц, впервые знакомящихся с настоящими ! азиатскими увеселениями. В заключение состоялись кавказские и татарские танцы, вызвавшие у многочисленной публики бурю восторга. Следующий спектакль, в виду такого материального успеха, состоится в воскресенье, 15 сентября, причем на этот раз пойдет пьеса из жизни персидского принца.

В армянской общине получен указ синода с резолюцией по поводу известных междоусобиц, происходивших здесь 2 года назад, когда возникли недоразумения между двумя группами армянского общества. Как известно, тогда состоялись, между прочим, постановления о необходимости перевода из Феодосии священника Вартанянца, и ныне синод постановил предложить ему переехать в Мелитополь, а оттуда заместителем его назначен г. Мамигонянц.