09 октября (26 сентября) 1913 года

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ ГРЕКОВ.

Греки всего земного шара откликнулись, как один человек - говорит «М.А.», на обращенный к ним призыв о денежной помощи на нужды нации. Председателем совета министров за короткое время было получено 65 00 000 франков от греков, проживающих в Калькутте, Иркутске, на Мадагаскаре в Австралии, Сан-Франциско, в Карсе, на Кипре и проч. Кроме этой суммы, около двух миллионов франков поступило в распоряжение королевы Ольги на нужды госпиталей, сотни тысяч франков получило общество Красного Креста, 600.000 франков поступило специально для раздачи семьям запасных. Министр внутренних дел Репулис получил 200.000 франков с просьбою раздать семьям запасных афинского гарнизона. Поэт Мацукас, призывами которого были собраны миллионы на постройку военного судна и на увеличение артиллерии передал в распоряжение Белого Креста в пользу семей убитых воинов еще 500.000 франков.

Болгарское телеграфное агентство опровергает известия о мобилизации в Болгарии.
        Черногорские войска были атакованы близ Гусинья Арнаутами, но отбросили их за албанскую границу.
        Вся Люма и правей берег Черного Дрина в руках Сербов. Нападение Албанцев на Дьяковицу отбито. Сербы перешли на албанскую территорию для занятия стратегических позиций.
        По сообщению «Daily Telegraph”, между Турцией и Болгарией заключен ряд тайных протоколов.
       В Валоне учрежден Албанский банк под руководством итальянского и австрийского чиновников.
        Албанский вождь Ногга заявил в „Albanische Corrtspondenz”, что Албанцы не признают конценссий, данных иностранцам временным правительством Измаил-Кемаля.
       Между русским послом и Портой начались переговоры.
        Испанская королевская чета дала обед в честь Пуанкарэ. Во время обеда состоялся обмен тостами.
        Младочешская партия постановила обратиться к Крамаржу с просьбой вновь стать во главе партии.
        В возобновившихся заседаниях венгерской палаты депутатов не принимают участия члены партии независимости и народной партии.
       В Поле арестовано 14 молодых Итальянцев, в связи с делом о бомбах в Реке.
       В день рождения хутухты в Урге состоялся торжественный прием русского дипломатического агента, чинов консульства и русских офицеров-инструкторов.
        Японская газета «Дзи-Дзи» утверждает, что китайским правительством приглашаются 200 германских инструкторов.
       На аэродроме Бат. в Нью-Иорке, авиатор Линкольн Бичи, подражая опытам Пегу, упал с аэроплана и разбилcя, но несмертельно, аэропланом же убиты две женщины и изуродовано трое мужчин.
        Из Перта, в Западной Австралии, сообщают о новооткрытой комете.
        В Бейруте открыты обширные залежи нефти. Концессия выдана египетскому принцу Камель-паше-Юсуфу.

В Киеве началось слушанием дело Бейлиса.
        От Минской губ. избран членом Гос. Совета Г.А.Лошкарев.
        Во Владикавказе шайкой Ингушей ограблен во втором часу ночи на главной улице магазин золотых и серебряных вещей.
        В Петербурге забастовали некоторые заводы, были попытки устроить демонстрацию, предупрежденную полицией.
        В Одессе, в день тезоименитства великого князя Сергея Михайловича открыто Сергиевское артиллерийское училище.
       Началось слушанием дело об ограбление управления Свенцянского подъездного пути.
        В Ахалкалаках ощущалось колебание почвы.

Забастовки в Петербурге.

Вчера, 25-го Сентября, во многих рабочих районах столицы началось забастовочное движение в связи с московскими событиями и забастовками трамвайных служащих, а также в виде протеста против репрессивных мер по отношению к изданиям рабочей печати.
Забастовки носили мирный характер, хотя всюду были вызваны большие наряды конной и пешей полиции.
Кое-где были произведены аресты рабочих, пытавшихся петь революционные песни и выкидывать красные флаги.
В центре заводской жизни, на Выборгской стороне, бастовали следующие заводы: Парвиайнен (1,000 человек), Старый Лесснер (800), Новый Лесснер (800), чугунный заводь Барановского (700), минное отделение Парвиайнена (800), Эриксон (1,000), Нобель (1,000), завод Струка (150), автомобильный завод Пузырева (100), металлический завод (3,500), электро-механический завод (100), Айваз (200), Феникс (300) и другие мелкие предприятия.
У заводов Нобеля и Эриксона рабочие пытались массой двинуться с пением песен, но их рассеяли наряды полиции.
Несколько человек подверглись арестам.
На Петербургской стороне бастовала багетная фабрика (300).
Вь Новой Деревие прекратили работы; арматурный завод Вешана (120), электро-механический завод (600), завод Дюфрони (230), машиностроительный заводь Семенова (340), авиационное отделение Русско-Балтийского завода (150) и др. За Московской заставой не работали: вагоностроительный завод (1,500), Сименс-Гальске (1,000), Артур Коппель (600), Озолинг (200), Лигель (700), кожевенный завод Цеппелинскаго (50) и др.
У ворот вагоностроительного завода рабочие запели песни, но были рассеяны чинами полиции.
За Нарвской и Невской заставами все большие заводы работали. Бастовали лишь мелкие предприятия.
Ночью охранным отделением были про изведены многочисленные обыски.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Женщины-моряки.

На-днях из Бостона вышла шхуна „Гирам”, капитан которой и матросы—женщины. Единственный мужчина—муж командирши — исполняет должность старшего боцмана.
Капитан, мистрис Орн, собственница судна, она отечный моряк и командует уже несколько лет своим караблем, на котором совершила несколько переходов через океан. Сперва у нее были матросы мужчины; но когда они начали оказывать ей неповиновение, она с ними рассталась и набрала команду из женщин. Чтобы дать им пример, м-с Орн поставила своего старого шкипера начальником судна, а сама стала рулевым, исполняя беспрекословно наравне с матросами все приказания.
Когда весь экипаж был в достаточной мере обучен, м-с Орн отпустила шкипера и сама стала на место капитана.
С тех пор все у нее идет отлично, и „корабль. амазонок “, делая рейсы между Англией и Америкой, пользуется всеобщей симпатией моряков Старого и Нового света.

В Тулоне таможенная полиция арестовала даму, пытавшуюся привезти контрабандой опиум. Горшочек с тиишоте был найден в ее волосах.

В Нью-Йорке открывается на-днях самая большая гостиница в свете: в ней имеется 1,800 комнат, размещенных в 40 этажах.

В Копенгагене продано с молотка и куплено ютландским рыболовом самое старое судно в мире—„Конфиция”, спущенное на воду 193 года тому назад и до сих пор вполне годное для плавания.

В Чикаго, в эпидемической больнице устроены изоляционные стеклянные камере для заразных больных, снабженные телефоном. Приходящие навестить больных родные могут их видеть и разговаривать с ними без всякой для себя опасности.

В Париже скончался известный сыщик Калхас, подобно Шерлоку Холмсу не числившийся на официальной службе, а работавший из любви к делу, „чтобы дать восторжествовать правосудию”.

Гибель корабля в кинематографе.

Чтобы воспроизвести на экране гибель «Титаника», одна кинематографическая фирма снарядила специальный корабль, на котором были последовательно сняты все моменты паники перед гибелью корабля.

Для этой цели было специально построено бутафорское судно, которое и было потоплено в Каттегате. Актеры с опасностью для жизни бросались с него в воду и подбирались в спасательные лодки.

21 сентября в садах Виндавы вторично зацвели вишни. 23 сентября в Саратове распустился цвет на яблонях, расцветает также сирень.

В Валке ученик местного аптекарского магазина приготовил бомбу и взорвал ее в бассейне. Осколки бомбы раздробили „бомбисту" нос и выбили глаз.

В с. Поповке, Зеньковск. у., покончила жизнь самоубийством артистка Н.А.Краевская, по сцене Нинина.

В Лодзи домовладельцу Кейлю приснилось, что на него напали разбойники. В тот момент, когда он, проснувшись, с револьвером в руках бросился в комнату, где у него хранились деньги, в спальне обвалился потолок как раз над кроватью, где спал Кейль.

„Мертвые петли".

После первого опыта с „мертвой петлей" французский авиатор Пегу отправился в Лондон, где отважного летчика чествовал английский аэроклуб.
По возвращении во Францию Пегу решил публично демонстрировать несколько „мертвых петель" при одном спуске.
В назначенный день аэродром был переполнен.
Появившаяся перед трибунами авиатора публика приветствовала восторгами.
Пегу в несколько минут поднялся на 1,600-метровую высоту, откуда начал спускаться с работающим мотором.
Сделав резкий поворот рулей глубины, авиатор перевернул в воздухе аппарат и продолжал полет вниз головой.
В таком положении Пегу летал в течение 1 м. 20 с.
Затем оп привел аппарат в нормальное положение и тотчас же без перерыва совершил пять „мертвых петель".
Французский аэроклуб, многие представители которого присутствовали на этом полете, официально засвидетельствовал, что Пегу все вышеописанное совершил при спуске с высоты 1,100 метров.

Русские Ведомости (Москва)

Литературная хроника.

Издательство «Проблемы эстетики», издавшее уже на русском языке историю пластических искусств( «Аполлон» ) С. Рейнака, на-днях выпускает в свет книгу об импрессионистах Мейер-Грефе и книгу Фромантена «Великие мастера». Вместе с тем та же фирма приступает к изданию известной серии руководств по истории искусств Гашетта «Ars una—species mille», из которой в течение зимы выйдут «Искусство Франции» Готекура, «Искусство северной Италии» Коррадо Риччи и «Искусство Египта» Масперо.
— Вопрос об участии на всемирной выставке книжного дела в Лейпциге в 1914 г., как выясняется, мало интересует московских книгоиздателей. В то время как петербургские фирмы успели уже сговориться до этому вопросу и в специальных журналах появились списки будущих участников русского отдела выставки, для московских книгоиздателей вопрос остается открытым и обсуждение его не идет далее частных разговоров о желательности предварительного совещания.
- Ю.К.Балтрушайтис печатает третий сборник лирических стихотворений, «Лилия и серп», который имеет появиться в декабре.
- А.А.Блок издает отдельным изданием свою новую драму «Роза и крест».
- К.Д.Бальмонт закончил для печати новую книгу «Белый зодчий», сборник лирических стихотворений и поэм, который будет издан книгоиздательством «Скорпион».

Забастовки в Петербурге.

Брожение среди рабочих в Петербурге началось еще несколько дней назад, сейчас же после известия о трамвайной забастовке в Москве.
В ночь на 25-е сентября на крупных фабриках и заводах появились воззвания революционных организаций, приглашавшие рабочих объявить однодневную забастовку-протест.
Полиция, осведомленная о настроении рабочих, произвела среди них обыски и аресты. На окраинах были усилены полицейские пикеты и охрана казенных предприятий.
Первые забастовки сегодня, утром, начались на Выборгской, стороне, на телефонной фабрике Эриксона. Здесь прекратили работу 900 человек. Рабочие во дворе фабрики устроили собрание, после которого с пением вышли на Большой Сампсониевский проспект. У ворот фабрики шествие было встречено полицией. Несколько человек было арестовано.
До обеда в этом районе забастовали также рабочие заводов Подобедова, Лесснера, Барановского и «Парвиайнен».
В полюстровском районе забастовали рабочие металлического завода. На собрании во дворе завода одним из рабочих была произнесена речь по поводу процесса Бейлиса. На собрании была принята резолюция протеста против «кровавого навета».
Всего в выборгском районе бастовало 12,000 человек.
Бастовали также рабочие на Петербургской стороне и за Московской заставой. За Невской заставой работы шли обычным порядком».
У громадных заводов Путиловского и Невского судостроительного дежурила полиция.
Общее число бастующих в Петербурге за сегодняшний день около 20.000 человек.
Забастовка не коснулась рабочих газет «Правда», «Труд» и «Новая Рабочая Газета», а также типографий газетных и книжных.

Некультурность.

Городской санитарный врач И.К.Кондорский сообщал городской управе, что при осмотрах им учащихся 11-й городской школы на Казанской слободке приходится констатировать значительную их культурную отсталость: дети удирают, плачут, заявляют, что им родителями воспрещено прививать оспу и проч. На некультурность жителей Казанской слободки указывают и другие факты. Так, там чуть не быль избит санитарный фельдшер Богданов при выемке пробы воды из колодца („холеру пущаеть“), а при виде расклейки объявлений с советами не пить сырой воды и проч. некоторые жители сказали: „значить, опять морить будут". В виду отмеченных явлений д-р Кондорский просить управу организовать на Казанской слоб. медицинские чтения и устроить здесь библиотеку-читальню. Характерно, что на лекциях противотуберкулезной лиги в этом районе всегда бывало много слушателей.

СЕВАСТОПОЛЬ.

Турецкий клад.

В Севастополь прибыль турецкий полковник Ага-оглу Ахмет-оглу, участник крымской кампании, заявивший что во время осады Севастополя в его окрестностях было зарыто 2.000.000 турецких фунтов золотом, и получил соответствующее разрешение вырыть эти деньги с условием, что половина их должна поступить в русскую казну.
23-го и 24-го сентября в указанном Ага-огду Ахмет-оглу месте в присутствии ялтинского исправника г. Гвоздевича и правителя канцелярии губернатора г. Рыка были произведены раскопки. Несмотря на тщательные поиски, клад найден не был.

Среди морских врачей.

22-го сентября военно-морской врач надв. сов. П., зайдя к своему коллеге ст. сов. П., завязал с ним ссору во время которой нанес ему нисколько легких ран кортиком.