10 октября (27 сентября) 1913 года

РОМАН HA 160.000 СТРАНИЦАХ.

Из Токио сообщают, что всемирный рекорда писательства побит японским романистом по имени Кон Те Бакин.
Последний на днях вручил своему издателю заключительную главу романа, начатого им в 1852 году. По договору, заключенному тогда между романистом и издателем, последний обязался „довести печатание романа до конца“. Это условие дало романисту возможность писать роман в течение 61 года. За это время издатель напечатал 106 томов романа, из которых каждый содержит не менее 1000 страниц, каждая страница 30 строку, а каждая строка—10 слов. В общем, роман японского писателя состоит из 106 объемистых томов или 106 000 страниц, 3 180 000 строк и 31 800 000 слов. Вес романа составляет почти 7 пудов.

СОКРОВИЩА АНГЛИЙСК. КОРОЛЯ.

Несметные, накопившаяся в течение столетий, сокровища английского королевского дома, составляющие личную собственность царствующего монарха, хранятся в специальных подземельях Букингэмского дворца в Лондоне. В трех громадных помещениях под массивными каменными сводами хранятся различные высокой ценности предметы, приносившиеся в дар английским королям. В первом подземелье хранятся старинные картины, миниатюры, оружие, знамена и предметы искусства. Во втором — драгоценные старинные книги и манускрипты, редкие коллекции инструментов, дорогие ковры, одежда и фарфор. Третье подземелье сплошь обито сталью и в нем хранятся подарки иностранных государей, преимущественно драгоценности. Большинство этих подарков, стоимость которых положительно не поддается оценке была преподнесен королеве Виктории в дни неоднократных юбилеев ее царствования. Одни дары азиатских монархов и многочисленных индийских раджей составляют баснословное состояние. Коронные бриллианты хранятся особо, за стеклом и решеткой, в лондонскому Тоуэре.

Между царем Фердинандом и турецким султаном состоялся обмен телеграммами по поводу ратификации турецко-болгарского договора.
        Румыния грозит в случае несоблюдения Болгарией бухарестского договора прибегнуть к тем же действиям, что и во вторую балканскую войну.
       Австрийская печать заявляет, что Россия должна отказаться в пользу Австрии от интересов в Европе и обратиться на Дальний Восток.
       Вылетевший из Иоганнисталя в Петербург авиатор Стиплошек на аппарате Луцкого спустился близ Ландсберга на Варте, причем аппарат сгорел. Авиатор невредим.

Временный губернатор Алессио Дието Коку убит подчиненными ему жандамами.
       Английский морской министр Черчилль произнес речь в Денди в которой осуждал подстрекательство оппозиции к междоусобной войне в Ульстере.
        Испанский король с президентом Пуанкаре посетил Толедо, откуда вернулся в Мадрид. По пути состоялись совещания президента с испанским министром-президентом.
        Германия заявила протест в Вашингтон против пятипроцентного понижения пошлин с судов С.-А. Штатов. Баденское министерство народного просвещения предложило гейдельбергскому и фрейбургскому университетам строго придерживаться правил о принятии иностранных студентов.
        Юаньшикай по телеграфу выразил благодарность за признание Китайской республики великими державами.
       В Китае намечается перемена кабинета.
       В Симлу прибыл китайский представитель для участия в тибетской конференции.

Государь Император удостоил Юаньшикая ответной телеграммой на телеграмму с выражением благодарности по случаю признания Китайской республики.
       Забастовка в Петербурге разрастается.
        Закрыта выставка Приамурского края.
       В Мангуш-Еале во время раскопок обнаружены древняя гробницы, относящаяся к XIV веку.
       В Москве возобновляется нормальное движение трамваев.
       Офицером конного Дагестанского полка Кибировым убит известный разбойник Зелим-Хан.
        Во время шторма близ о. Сосновца, потерпел крушение норвежский пароход «Ароко».
       Начался допрос свидетелей по делу Бейлиса.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

РАЗНЫЯ ИЗВѢСТIЯ

Официозный журнал „Неа Химера" сообщаете, что возбуждение среди афонских монахов растет.
Монахи, якобы, крайне недовольны выступлением некоторых русских монахов, которые послали в Петербург делегацию ходатайствовать об объявлении Святой горы международной территорией.
Главари монахов уже составили новое обращение к послам и правительствам великих держав с протестом против интернационализации Афона и с просьбою присоединить его к Греции. Под этим обращением, как сообщает „Неа Химера”, находятся подписи не только монахов-греков, но также русских, румын и болгар.

Из Албании в Константинополь сообщают, что сербы, в подавляющем количестве, окружили повстанцев округа Дибры и разбили их. Часть повстанцев спаслась бегством. Окруженные повстанцы были поголовно перебиты. Усмирение повстанцев совершается посредством жестоких способов, зачинщики вешаются. Сербы постарались ко дню открытая скупщины подавления восстания

СМЕРТЬ ЗЕЛИМХАНА.

Близ Владикавказа убит Зелимхан.

ВЛАДИКАВКАЗ, 26/IX (Срочная). Только что Владикавказ облетела сенсационная весть: убит глава кавказских бандитов, легендарный абрек Зелимхан, столько лет наводивший панику на весь Кавказ. Последнее выступление Зелимхана в Teрской области имело место 11 декабря 1909 года. Тогда, как известно, была открыта пещера, в которой скрывался неуловимый разбойник. Зелимхан был окружен. Почти целый день велась перестрелка. Но Зелимхан все-таки бежал. С тех пор о нем не было никаких известий. Циркулировали усиленные слухи, что Зеламхан эмигрировал в Турцию. Несколько месяцев тому назад во Владикавказ была возвращена из Сибири находившаяся в ссылке семья Зелимхана. После долгих мытарств она поселилась на жительство в Грозном. Естественно, что за нею был установлен строгий надзор: ждали, что Зелимхан вернется в родные края для свидания с семьей. Уже несколько дней в городе носились глухие слухи о появлении Зелимхана, им и верили и не верили. И вот сейчас с быстро. той молнии город облетело известие:
        — Зелимхан убит! (Наш. корр.)
ВЛАДИКАВКАЗ. Агенты воинского отряда, несколько лет занятого розысками Зелимхана, сообщили, что абрек ночью явится в Шалинские хутора, в дом своего почитателя.
Селение с большими предосторожностями было окружено войсками и было установлено наблюдение 18 казаков за указанным домом.
Глухой ночью к дому приблизились два всадника, постучали в окно и вошли в дом. Засада стала приближаться к дому, желая взять Зелимхана живым. Однако, казаки были замечены, и из дома начали стрелять. Пули посыпались с обеих сторон градом.
Видя, что взять Зелимхана живым в плен не удастся, войска решили убить всех засевших в доме. Перестрелка продолжалась два часа. Во время перерыва Зелимхану предлагали сдаться.
На это он ответил выстрелами. Ранены тяжело поручик Кибиров и три всадника.
Наконец, из дома перестали стрелять. Спустя несколько времени казаки приблизились к дому и нашли Зелимхана около окна убитым. В руках у него была зажата винтовка. (Наш. корр.)
ВЛАДИКАВКАЗ. Зелимхан убит офицером Конно-Дагестанокаго полка Кибаровым, который ранен. (CПА.)

ОТРЫВКИ ИЗ БИОГРАФИИ ЗЕЛИМ-ХАНА.

Напомним хотя бы в нескольких словах биографию легендарного абрека:
        — Кто такой Зелимхан и откуда он явился? Лет 10 тому назад в селении Хорочой, Грозненского округа, разыгралась обычная для тамошних мест драма.
Жители селения Хорочой Шугант Аласханов и Солтамурад Гушмазакаев, брат Зелимхана, влюбились в одну и ту же девушку, Зоргу Хушалову. Так как Зорга не хотела и слышать о Солтамураде и явное благоволение оказывала Аласханову, то Солтамурад попросту увез ее. Родственники нашли Зоргу и вернули домой. Вскоре девушка добровольно ушла к Шуганту Аласханову.
Семейные Гушмазакаевых обявили Аласхановым, что отобьют девушку.
В декабре 1900 года брат Шугана Аласханова Суганп отправился в аул Эшель-Хотой, чтобы окончательно переговорить с родней Зорги относительно свадьбы брата. На другой день по дороге домой, Суганп встретил Зелимхана, его отца, Солтамурада и еще нескольких горцев. Гушмазакаевы, обезоружив Суганпа, потребовали от него клятвенного обещания, что Шугани Аласханов откажется от Зорги. Суганп отказался говорить за брата. Тогда горцы накинулись на Суганпа и хотели сбросить его с обрыва.
Завязалась борьба.
Суганп выхватил у одного из горцев кинжал и нанес ему смертельную рану.
Воспользовавшись замешательством товарищей раненого, Суганп бежал в горы. Когда он на другой день вернулся домой, то нашел своего отца убитым. В ту же ночь, услышав шум на дворе, Суганп вышел из сакли. Здесь на него набросились несколько человек, и он был смертельно ранен. Перед смертью он показал, что ранил его старик, Гушмазакаев и его сыновья Зелимхан и Солтамурад. Дело это слушалось в Грозном, в мае 1901 года. Зелимхан, его отец и его брат Солтамурад были приговорены в арестантские роты. В конце 1901 года Зелимхан и Солтамурад бежали. А в 1905 году уже весь Кавказ говорил о братьях Гушмазакоевых.
Зелимхану еще нет 45 лет.
Видевшие Зелимхана горцы говорят, что он ростом выше среднего, широкоплечий. Поражает своей замечательно тонкой, стройной талией. Глядит Зелимхан исподлобья. У него довольно длинная, начинающая седеть, борода. Зелимхан любил одеваться офицером.
И при этом так держал себя, что невозможно было подумать о его самозванстве.

В Одессе изобретатель самоучка А.В.Михайлов сделал интересное изобретение, посредством которого можно безошибочно узнать без ведома лица, остановившегося в гостинице, находится ли он у себе в номере или нет.

В Азове, в трактире, четыре старика, местных жителя, Стаценко, Петренко; Погибаев и Пархомеико, не желая платить по счету, убили полового. Самому молодому из убийц 58 лет.

В Кишиневе, на улице, у возчика лопнула бочка с керосином, и весь керосин разлился на большое расстояние. Проходивший рабочий, желая убедиться, керосин это или вода, зажег спичку; и бросил на мостовую. Керосин воспламенился и улица оказалась объятой пламенем

Англия в военном отношении далеко не так могущественна, как это обыкновенно предполагают. На каждых двух солдат, которых может выставить Англия, Италия может выставить 5, Австро-Венгрия~6, Франция—10, Германия—11 и Россия—12.

На берегах Англии за последний год выловлено рыбы 14½ миллионов пудов на сумму 92½ миллиона руб.

В Шотландии найден белый гриб более фута вышиной, четырех футов в обхвате и весом в 8½ фунтов. Он оказался совершенно свежим и годным для еды, Гриб этот был изжарен и подан на банкете, на котором присутствовали 80 человек.

Один немецкий окулист рекомендует лицам, много читающим или пишущим, время от времени останавливать взор на какой-нибудь картине, раскрашенной яркими красками.

На Аляске город Нома совершенно уничтожен бурей. Убыток 3 миллиона долларов. 500 домов совершенно разрушены. Число жертв громадно.

В окрестностях Скарборо, в Англии, на берегу моря по распоряжению городского совЬта запрещена езда верхом по пескам пляжа с 7 ч. утра до 8 ч. вечера во все время купального сезона - с 1 мая по 15 сентября.

На берегу Персидского залива, в своем маленьком государстве, числящемся вассальным по отношению к Турции, скончался султан Муската. Ему наследовал его старший сыв Теймур, сторонник Англии.

Корнвалийская стачка рудокопов в Англии, длившаяся 11 недель, прекратилась. 5,000 человек стали на работу.

Русские Ведомости (Москва)

Рукописи Толстого.

ПЕТЕРБУРГ. В.Г.Чертков перевез из своего несгораемого помещения в Англии и отдал на хранение в академию наук около 25-ти пудов бумаг Л.Н.Толстого, составляющих архив тех его рукописей, которые он в течение почти 30-ти лет передавал или пересылал Черткову для хранения. Рукописи эти, являются, согласно завещанию Л.Н.Толстого, собственностью Александры Львовны, подлежат теперь разборке, с целью постепенного опубликования тех вариантов и отрывков, которые еще не появились в печати. В английском хранилище остались только: личная переписка Льва Николаевича с Чертковым, которую последний надеется скоро издать, некоторые собственноручные частные письма Толстого, отданные их собственниками лично Черткову на хранение, копии с общей переписки Толстого, точный копии со всех его произведений последнего периода, а также оригиналы тех его произведений, которые Чертков считает не совсем удобным хранить в России при существующих условиях.

Рабочая жизнь

Ювелирное отделение фабрики Фаберже (37 рабочих) предъявило вчера требования о 9-часовом рабочем дне, о прибавке к заработку и др. Требования были тотчас же удовлетворены, так что работа не прерывалась. Забастовали вчера рабочие завода «Урбан» (70 человек), предъявив экономические требования.

Южная речь

с. Ефремовка.

(От наш. кор.)

Писаря уволили.

На одном из последних сходов наше сельское общество уволило своего писаря С. Черныша, прослужившего здесь всего около одного года и за это время, заслужившего всеобщую нелюбовь к себе. Человек он был гордый и необщительный, часто отказывал обывателям в необходимых по управлению нуждах.
Черныш был прислан в Ефремовку неким земским начальником в начале 1912 года и, все время до своего увольнения, не был назначен на должность писаря сельским сходом, который ее желал иметь его у себя и назначал ему жалованья, вместо 600 руб. всего 400 руб. в год. Теперь он уехал куда-то в Екатеринославскую губ., искать место.

Албанская война.

ЦЕТИНЬЕ. Арнауты атаковали близ Гусинья черногорские войска; бой восстановился сегодня; черногорцы отбросили арнаутов, преследовали на албанскую границу и заняли некоторые стратегические пункты около Дьяковицы; черногорцы потеряли убитыми двоих и ранеными шестерых.
СКОПЛЕ. После нескольких кровавых столкновений в Люме между сербскими войсками, наступавшими на Призрен, и албанцами вчера около Браништы албанцы совершенно разбиты; вся почти Люма очищена от арнаутов. Сербские войска перешли на албанскую территорию для занятия стратегических позиций для обеспечения сербской границы от возможных албанских нападений.

ХРОНИКА

Камера судьи.

Камера городского судьи 2 участка помещается в таком маленьком помещении, что часто при скоплении дел публика, буквально, в нем задыхается. Многие свидетели и, вообще, лица причастные к судебному делу, предпочитают во всякую погоду ожидать своей очереди па улице под открытым небом, чем задыхаться в комнатке судебного разбирательства. Вследствие этого, угол Архитекторской улицы, где помещается камера, нередко принимает вид базара.

Мусульманские артисты.

В Симферополь прибыла мусульманская труппа драматических артистов из Закавказья для постановки целого ряда пьес из бытовой жизни русского мусульманства. Труппа состоит из 4 мужчин и 3 женщин мусульманок, что является беспримерным фактом в летописях крымско-татарской жизни.