12 октября (29 сентября) 1913 года

Матч «Мариуполь»—Сборная зав. команда.

26 сентября на футбольной площадке первой мариупольской футбольной команды состоялся матч между командами „Мариуполь” и сборной командой заводов „Провиданс“ и „Никополь”. По свистку рефери г. Ревеста, игру начала заводская сборная команда в лице г. В. подавшего мяч в ворота противника. Голькипер мариуп. команда г. Л. ловко отражает мяч, чем и предотвращает возможность забить им гол. 3атем игра идет вяло и ровно в продолжение некоторого времени, при чем сборная команда держится мариупольских ворот. Спустя минут 20, форвард Бич ударяет мяч в голь сборной команде, но хорошо и внимательно играющий голкипер Новичков отбивает мяч. Мяч очутился у мариупольских ворот и только благодаря беку Н. мариупольцам не был забит гол. Положение меняется. Игра становится более оживленной, при чем во все время игры отличается г. Жируль. «Энтш»-ом воспользоваться мариупольцам не удалось: мяч подает Антонато; его принимает форвард К. и бьет в гол, но голькипер Новичков его не пропускает.
На 30 минуте Гончаров подает мяч с корнера. Мяч был принят Швецовым, который и забивает первый гол мариупольской команде. Через несколько минут Швецов забивает второй гол мариупольцам и первый хавтайм заканчивают со счетом голей 2:0 в пользу сборной команды.
Во втором хавтайме не наблюдалось красивых комбинаций. Пассовка подчас была бесцельной и проявила несыгранность мариупольцев, несмотря на то, что мариупольска команда была представлена в своем лучшем составе. Отсутствие тренировки имело нежелательные для мариупольцев последствия, вследствие чего они были побиты. Даже г. Антонато не оправдал возложенных на него надежд и играл вяло. Лучше прежнего играл хавбек с. и форвард К. Сборная команда играла лучше мариупольской. Особенно отличались Новичков, беки Ф. и Майс и форвард В.
Второй хавтайм, был закончен в ничью со счетом голей 0:0.
Таким образом, матч был закончен в сухую при общем результате 2:0 в пользу сборной команды.

Долой рукопожатие.

В одесском городскому театре за кулисами среди артистов установлено правило об отмене рукопожатий, крайне вредных в теперешнее тревожное время, да и отвлекающих от срочной работы. При той массе народа, с которою каждому артисту приходится встречаться во время репетиции, обязательные рукопожатия — вещь действительно нестерпимая, а с одним обменяться рукопожатием, с другим - нет, неудобно.
В виду этого установлен штраф с того, кто протянет руку для пожатия. Принявший протянутую руку не штрафуется. Штраф идет в общую кружку — для товарищеских пирушек. Артисты и артистки, не желающие принципиально подчиниться этому правилу, считаются почетными членами и облагаются ежемесячным налогом, который идет в ту же кружку.

В день столетия со дня рождения композитора Верди в Милане открыт памятник композитору.
        Король Альфонс и президент Пуанкаре посетили Картахену и присутствовали на маневрах испанского флота. Во время завтрака состоялся обмен тостов.
        Затонул японский миноносец «Икатсукси», вследствие взрыва котла.
        В Афганистане не прекращаются восстания.
        В Исфагани начались беспорядки.
        На пароходе «Volturno», шедшем в Нью-Иорк, вспыхнул пожар. Вызванные по беспроволочному телеграфу пароходы спасли 523 из 657 человек. Пароход погиб.
        На митинге в Бедфорде министр казначейства Ллойд-Джордж начал свою кампанию о реформе землевладения.
        Б Мексике 110 депутатов, протестовавших против продолжения случаев исчезновения депутатов, высказавшихся против Хуэрты, арестованы. Объявлены новые выборы.

В Петропавловске, на Камчатке, ощущалось землетрясение.
        Военно-окружным судом в Нижнем-Новгороде приговорен к смертной казни приставь Корчагин, убивший полицеймейстера.
        Редактор «Киевлянина» Шульгин привлекается к судебной ответственности за передовую статью о деле Бейлиса.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Эпир подымается.

Специальный корреспонденте „Neur Witner Tageblatt“, объехавший северный Эпир, удостоверяет, что все местное население безусловно высказывается за присоединение к Греции. Молодежь поголовно стала в ряды «святого легиона». Офицеры к унтер-офицеры греческой службы действуют в качестве инструкторов. Греческое правительство раздаете оружие и амуницию.

Солнечное затмение.

Екатеринославские астрономы-любители готовятся к интересному наблюдению. В 1914 году предстоит полное солнечное затмение, центральная полоса которого пройдет по России от г. Риги до Крымского полуострова.
Министерство народного просвещения предполагает оказать возможное содействие русским ученым учреждениям, который пожелают принять участие в научных наблюдениях этого явления. В принципе решено выдать пособия на снаряжение экспедиции русскому астрономическому обществу и университетами: московскому, харьковскому, казанскому и юрьевскому.

Футбол.

26 сентября на площадке общества „Сокол“ состоялся футбольный матч между духовной семинарией и 1-й классической гимназией. Команда духовной семинарии, организовавшаяся только две недели тому назад, выиграла у гимназистов с результатом 2 – 1.

Соперничество союзников.

Соперничество между Австрией и Италией из-за Албании все более и более обнаруживаются.
Несколько дней назад итальянский посол в Париже, беседуя с французскими» дипломатами, заявил, что австрийские виды на Албанию очень смущают и тревожат Италию.
По мнению римского кабинета, образ действий Австрии должен заставить Европу взяться поскорее за устройство Албании, а, главное, должен побудить европейский концерт оказать поддержку временному албанскому правительству, заседающему в Валоне и находящемуся, как известно, под покровительством Италии и под подозрением у Австрии.
Французские дипломата, конечно, должны были ответить, что ни ставленники Италии, ни ставленники Австраи не являются, по их мнению, элементом, могущим своим авторитетом содействовать прекращению в Албании анархии. Устройство Албании, как указали далее французские дипломаты, может успешно завершить международная комиссия, на которую возложена эта задача.

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ.

В воскресенье, 31 августа (нов. ст.), рано утром, взрывом динамита барьер у Тихого океана уничтожен, и волны наступившего несколько часов спустя прилива вкатились в новое сооружение человеческого гения. В 3 часа пополудни Панамский канал в 500 футов ширины в этом месте и 5,000 футов длины наполнился водой. Землечерпательный машины унесли последние остатки барьера.

Два дня спустя начаты были работы по уничтожению последних насыпей и преград со стороны Атлантического океана, которые в свою очередь благополучно окончены, и теперь канал уже вполне пригоден для плавания.

ОСВОБОДИТЕЛЬ ВЕРЕИ.

Сегодня в Верее открывают памятник И.С.Дорохову.

Сегодня в г. Верее торжественно открывают памятник одному из популярнейших героев войны 12 года — ген. Ивану Семеновичу Дорохову, освободителю Вереи от французов.
Дорохов — старый вояка, принимавшей участие в нескольких кампаниях.
Боевое крещение Дорохов получил во время второй турецкой войны под командой Суворова.
Участвовал Дорохов и в польской камлании 1794 г. и в войне 1807 года.
Но славу боевого генерала Дорохов получил во время Отечественной войны.
Отрезанный французами от нашей первой армии, Дорохов с честью вышел из затруднительного положения и после нескольких дней боя удачно прорвался с своим отрядом на соединение со второй нашей армией.
Под Бородиным он был в жестоком огне на левом фланге.
После сдачи Москвы Дорохов наряду с другими очень удачно «партизанил» в окрестностях Москвы.
Только ему г. Верея обязан своим освобождением от французов.
Под Малым Ярославцем старый генерал был серьезно ранен в ногу и выбыл из строя.
После 12-го года Дорохов жил только 8 года:
Он в умер в 1816 году.

Памятник ген. Дорохову, герою Отечественной войны, поставленный в гор. Верее. Памятник – работы скульптора Пациорковского по проекту ген. Рахманинова.

Какая будет зима?

„Зимы ждала, ждала природа,
                        Снег выпал только в январе”.

А в этом году снег поспешил и выпал в сентябре.
Вчера, рано утром, Москва имела совершенно зимний вид.
Довольно глубокий слой снега лежал на крышах. Запорошены были белым пушистым снегом улицы.
Снег выпал на неуспевшую еще облететь совершенно листву.
Контраст между белизной снега и желтизной листвы представлял красивое зрелище.
Снег в сентябре явлеше крайне редкое для Москвы.
Обычно первый снег бывает после Покрова.
Бывают годы, когда первый снег выпадает только в ноябре.
Москвичи-старожилы помнят только две ранних зимы:
В 1891 и 1893 году, когда зима уже стала и установился санный путь в половине октября.
По метеорологическим наблюдениям первые осенние заморозки в среднем бывают около 7 сентября, а Москва-река замерзает около 1 ноября.
В 1891 и 1893 годах Москва-река стала необыкновенно рано—около 20 октября.
Зато эти зимы отличались необычайною лютостью.
Морозы доходили до 37,7° по Цельcию.
В этом году первые заморозки были 10 сентября, т.-е приблизительно нормально.
Конечно, выпавший первый снег «не делает» зимы, как и первая ласточка—весны.
Снег и холодная погода вызваны, по данным обсерваторий, большим антициклоном, надвигающимся с Ледовитого океана.
Антициклон несет значительные морозы.
Даже в Крыму будет холодая и ветреная погода.
Будет ли грядущая зима жестокой, сказать сейчас, конечно, трудно.
По некоторым данным, можно ожидать ранней и холодной зимы.

Очистка улиц от снега, выпавшего вчера в Москве.
(Фот. "Ранн. Утра").

В Гольдингене управляющей крупной местной фирмы в нетрезвом виде торжественно шествовал по улице, наклеив на щеки для пущей важности 25-рублевыя кредитки. Масса публики и уличных мальчишек со свистом провожала захолустного „Ротшильда".

В Новороссийске застрелился местный старожил H.A.Маевский, гласный городской думы, бывший судебный пристав.

В Виленской губ. выпал град величиной с лесное яблоко.

Катастрофа в океане.

Погибло 236 чел.

ВЕНА. Сюда телеграфируют, что в Атлантическом океане, по пути из Роттердама в Нью-Иорк, произошла катастрофа с голландским пассажирским пароходом «Вольтурно», напоминающая по своей обстановке гибель «Титаника».
27 сентября, в открытому море на пароходе, везшем 757 пассажиров, возник большой пожар.
Стали спускать спасательные шлюпки, но они запутались в веревках и разбились. Спустить на воду удалось только две лодки. Но отплытию их мешало бушевавшее море.
Ища спасения, пассажиры столпились на корме. Поднялась обычная в таких случаях паника.
В это время раздался ужасный взрыв. На воздух взлетели два паровых котла парохода.
Паника усилилась.
Пароход все время сигнализировал о помощи ракетами и по беспроволочному телеграфу.
К счастью, поблизости были другие пароходы, которые и поспешили на помощь.
Скоро на месте катастрофы собрались 10 пароходов, которые энергично спасали пассажиров.
В результате из 757 пассажиров, бывших на «Вольтурно», спасено 521.
Остальные 236 пропали без вести.
Большинство пассажиров — эмигранты из России.
Под утро «Вольтурно» еще держался на воде. (Наш. корр.)
ЛИВЕРПУЛЬ. Судно принадлежало „Ураниум-Линне“ и приписано к Роттердаму. Оно перевозить главнымь образом переселенцев в Нью-Иорк и Канаду. Пожар на судне вспыхнул в 9 час. 20 мин. утра под 48° 25' сев. широты и 34° 33' зап. долготы. <...>
В 9 часов вечера огонь прорвался посредине судна. Затем последовал взрыв, и судно начало погружаться в воду.
Захватывающую картину представлял горевший «Вольтурно», окруженный со всех сторон пароходами, на палубах которых толпились тысячи пассажиров, бессильных оказать какую-либо помощь, так как волны поднимались с гору вышиной.
Всю ночь „Karmania" прожекторами освещал море, стараясь обнаружить боровшихся с волнами пловцов или лодки.
В 9 ч. 30 м. вечера на воде близ „Кагтапиа" слышен был крик и были замечены плававшие со спасательными поясами пассажиры третьего класса и другие. Эти призывы на помощь вскоре умолкли.
На рассвете „Вольтурно" еще держался на воде. Пассажиры все еще тесно толпились на корме.
Так как волнение в значительной мере улеглось, флотилия спасательных лодок окружила корму „Вольтурно". Теперь собралось уже 10 пароходов. „Karmania” спас 10 пассажиров, „Tonraine"—40, „Minne-Apolis” -30, „Rappahanock"—19, пароход Восточно-Азиатского о-ва „Царь“—102, в том числе провиантмейстера и врача; „Narragansett"—29, „Aevonian"—59, „Kroonland"—90, в том числе капитана, а также перваго, второго, третьего и пятаго инженеров и двух телеграфистов; „Grosser Kurfurst“ — 105, „Seydeitz”—36 чел. В общем итоге спасены 521 человек. Неполный список спасенных находится на „Karmania”.
БРЕМЕН. Пароход „Grosser Kurfurst” сообщает по беспроволочному телеграфу с места катастрофы „Вольтурно": „Спасены 523 человека. Погибли около 100”. <...>

В Париже арестованы за ночной разбой сын сенатора Дельпеш и его друг студент-юрист Жирарден. Оба сознались.

В Тулоне обнаружены два притона, в которых производилась торговля, опиумом. Один быд для простонародья, другой—для высшего общества. Содержала их одна дама полусвета.

В Леккене (Бельгия), на станции беспроволочного телеграфа, получена радиотелеграфная депеша из Конго, в центральной Африке, на расстоянии 6,300 верст.

В Корноране(Калифорния) сгорел: огромнейший стог свежескошенного сена в 2,000 тонн, оцененный в 70,000 руб.

Во время пожара в Довере (Англия) дворца лорда Гшиьфорда сгорело более чем на 20,000 руб. драгоценных камней и мехов.

В Париже бросилась с ребенком в руках на улицу из окна 6-го этажа жена музыканта. Она убилась на месте, но ребенок остался цел и невредим.

Император Вильгельм получил наследство в 400,000 марок от некоего Кнорра, жителя Карльшвица. Деньги эти завещаны на военные нужды.

В Нью-Иорке таможенные чиновники срывают эгретки с дамских шляпок, так как по законам страны запрещено пользоваться убитыми птицами для украшений.

Иоахимстальские рудники радия приобретены правительством в полную собственность с согласия английского правительства.

МОЛЬ— УБИЙЦА.

В Неаполе недавно была найдена застреленной княгиня Каравела. Подозрение пало на ее мужа, которого знали за ревнивца. Единственной уликой был пистолет, лежавший на столике рядом с постелью, на которой лежала княгиня.
Тщательно осмотрев комнату, следователь нагнулся, чтоб исследовать коврик у кровати, и нашел у самого столика большую моль с опаленными крыльями. На столике стояла горевшая свеча. Ему стало очевидно, что моль, опалив крылья, упала на стол, где лежал пистолет, и горящими крыльями коснулась пистона, который, воспламенившись, произвел выстрел. Действительно, следы моли оказались на ручке пистолета, курок был не спущен и пистолет лежал как раз в таком направлении, что пуля могла попасть в сердце лежавшей княгини.

Русские Ведомости (Москва)

Холодильная экспедиция.

Вчера прибыла в Москву с Кавказа холодильная экспедиция. Во главе ее - представитель главного управления жел. дорог инж. В.А.Гроттен. Холодильный поезд состоит из 10-ти вагонов-ледников и холодильников различной конструкции с различными системами охлаждения погрузки. Он находился в пути от Тифлиса до Москвы около 8-ми суток. С поездом доставлено до 7 000 пуд. продуктов. Из Тифлиса и Кисловодска – молодые барашки; рыба, преимущественно красная, с бакинских рыбных промыслов и из озера Гокча. Есть форели в ледяных глыбах. Рыбы два вагона. Вагон вина. Из Тифлиса. Батума. Эривани, Кутаиса, Елисаветполя – виноград, кишмиш, инжир, персики, груши, яблоки, гранаты, дыни, баклажаны, помидоры. Фруктов пять вагонов. Есть несколько мест цветов из Батума. В пути в вагонах -ледниках и холодильниках поддерживалась температура смотря по грузу от 0 до +6°R. <...>

Южная речь

За неграмотность.

В Донской области в последнее время участились случаи увольнения полицейских чиновников за неграмотность. Чтобы избежать увольнения, полицейские прибегают к оригинальному средству, о котором, как сообщает „День", приветствует (? – повествует) следующий характерный приказ наказного атамана войска Донского.
„При рассмотрении поступающих ко мне переписок часто приходится наталкиваться на подписи должностных лиц, сделанные столь небрежно и неразборчиво, что совершенно бывает невозможно прочитать фамилию подписавшаяся лица. Особенно неразборчивостью, должно сказать, отличаются подписи полицейских чанов: приставов, их помощников, заседателей и д. п. Обращая на это внимание подведомственных мне начальников отдельных частей и утвержденных частей и учреждений, предписываю принять меры к тому, чтобы все подписи должностных лиц были ясны и отчетливы".

Молебен в театре.

27 сентября, в 2 1/2 часа дня, в помещении театра таврического дворянства состоялось торжество открытия зимнего сезона. Перед молебном о. Сердобольский произнес речь о воспитательном значении театра. После молебна городской голова В.А.Иванов в краткой речи, обращенной к О.В.Писареву, благодарил его за доставление учащемся возможности знакомиться на сцене с произведениями русских писателей. Затем все присутствовавшие были приглашены на сцену, где им было предложено шампанское и фрукты. За столом было предложено много тостов с пожеланиями процветания театру.

ЕВПАТОРИЯ.

Греческий пароход „Amphitrita" все еще продолжает стоять на мели у евпаторийского маяка. Несмотря на выгрузку значительного количества зерна, снятого на несколько парусных судов, и помощь двух буксирных пароходов, вытребованных из Одессы и Хорлов, гигантское судно не удается никак стянуть с косы. Последним непродолжительным штормом его занесло песком фута на три.
О причинах аварии, случившейся днем около маяка и при совершенно благоприятной погоде, производится дознание, На место вызвали на днях представителя портовой власти.