14 (01) октября 1913 года

Целый ряд германских торгово-промышленных организаций и учреждений обратился в русские торгово-промышленные организации с жалобой на крайнюю медлительность телеграфного сообщения Германии с Россией.
Оказывается, что срочные телеграммы, отправляемые из Германии на юг России, например в Одессу или Николаев, находятся в пути 12-18 часов, благодаря этому задерживаются срочные сделки.
В виду важности вопроса, организация биржевой торговли решила обратится к министру внутренних дел с ходатайством о выполнении проектируемого ускорения телеграфного сообщения при обмене международными телеграммами.

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ.

Из Вашингтона телеграфируют:
        На-днях президент Вильсон взорвал последнюю плотину Панамского канала, отделявшую воды Атлантического океана от вод Тихого океана.
Взрыв был произведен при помощи 15-ти тонн динамита.
Президент, находясь в Вашингтоне, нажал электрическую кнопку, и полученная от контакта искра воспламенила динамит.

Литература на татарском языке.

В виду большого спроса на переводную литературу, уфимское, оренбургское и казанское книгоиздательства решили выпустить новые переводы. Кроме повторных изданий сочинений Пушкина, Лермонтова, Тургенева и друг. классиков, в ближайшем времени будут изданы переводы из современных писателей: Куприна, Л.Андреева, Горького, Немировича-Данченко, главным образом сочинения Л.Толстого, произведения которого всегда пользовались большой популярностью среди мусульман. Составленная по этому случаю комиссия имеет намерение издать наиболее полезные для нужд мусульманского населения произведения русских авторов.

Государь Император удостоил своим посещением сельско-хозяйственную выставку в Ялте.
        По делу Бейлиса в Киеве происходит осмотр местности, где найден труп Андрюши Ющинского.
        Скончавшийся в Сухуме домовладелец Дал завещал недвижимое имущество, стоимостью в 200,000 р. обществу для борьбы с туберкулезом.
        Новочеркасскими казаками была справлена тризна по предкам, погибшим во время борьбы с Татарами.
        В Закавказье, в местечке -Дарчели, пожаром уничтожены лавки. Убытки достигают 200,000 р.
        Маркиз и маркиза Паулуччи пожертвовали свияжскому земству землю на школу садовых рабочих и взяли на себя половину расходов по постройке.

В Болгарии опубликован: указ о роспуск народного собрания и назначении новых выборов.
        Вопрос о западной Фракиии и Гюмюльджине решен так, что болгарское правительство приняло на себя обязательство назначать помощников префектов и набирать жандармов из мусульман.
       Закончилась чрезвычайная сессия сербской скупщины. Начинается очередная сессия.
        Сербское правительство приостановило дальнейшее наступление войск, сходящихся на сербско-албанской границе.
        Официально объявленная турецкая демобилизация осуществляется лишь частично. Турецкая печать ведет кампанию против Греции.
        Русская шхуна «Майзит», находясь на пути из Россий в Англию, подобрала унеceнных в море и считавшихся погибшими двух моряков и высадила их в Копенгагене.
        В связи с празднованием столетия дня рождения Верди в Триесте произошли иридентистские демонстрации Итальянцев. Полицией арестовано 10 человек.
        Суда, участвовавшие в спасения пacсажиров с парохода «Volturno», сообщают по беспроволочному телеграфу подробности гибели парохода.

Футуристы на Морской.

29-го Сентября, около 4-х часов дня, на Морской появились в числе «гранящих мостовую», два московских футуриста, один с позолоченными ногтями, которые он все время показывал, другой с ярко зелеными бровями и усами. Петербуржцы только косились на них, но никакого внимания не оказали им. В начале 6-го часа дня оба футуриста скрылись на таксомоторе.

У РАМПЫ.

На последнем представлении Зимина оперетки „Цыганский барон” появление на сцене дрессированного поросенка вместе со „свинским князем”, г. Олениным, вызвало гомерический хохот у переполнившей театр публики.
Поросенок после первого своего выхода на сцену записался в лигу футуристов и на последнем представлении выбежал на сцену с разрисованной мордой. Фурор был неописуемый.

В харьковскую городскую санитарную лабораторию доставлена для исследования бутылка меда с тремя маленькими мышами. При наружном осмотре бутылка оказалась закупоренной, пробка не тронута и на пробке штемпель завода минеральных вод.

В Самаре у городского судьи назначено к слушанию дело, возбужденное учителем танцев И.М.Шабловским, «о причинении повреждения его физиономии через облитие ее некоей Дубровкиной соляной кислотой».

В Кишиневе в ночь на 28 сентября скоропостижно умерла двор. Елизавета Гилевич, 63 л., мать известных Гилевичей.

В Ялту доставлен якорь, поднятый со дна моря в Алупке, пролежавший там более 100 лет. Якорь — 300 пудов весом. Конструкция оригинальная и старинная, какой теперь нет.

В Бирмингаме (Англия) перерезаны 24 телефонных проволоки. На месте повреждения найдены суфражистские флаги.

В Мексике новым президентом казнены в один день: генерал Альварец, весь его штаб и 126 человек из бывших под его командой.

Во время маневров английского флота в Шотландии истребитель-миноносец „Джакаль“ столкнулся с сверхдредноутом „Тундерер“. Он сильно поврежден и с трудом был доставлен на буксире к ближайшему доку. Броненосец невредим.

В южной Англии благодаря теплой погоде вторично поспела земляника.

В Лондоне более 20 дней лежит, не приходя в себя, авиаторша мисс Стокс, упавшая с аэроплана и потерявшая сознание. Ее кормят искусственно.

В Париже одна женщина, выходя из вагона трамвая, нечаянно коснулась зонтиком электрического провода и получила сильный удар. Жизнь ее в опасности.

Из Лондона неделю тому назад вышел пароход „Лэди Жоселин” в Дублин с штрейкбрехерами. Пароход на место назначения не прибыл и о нем нет никаких известий.

Из Петербурга в Москву по воздуху.

В воскресенье, утром, из Петербурга вылетел в Москву для оспаривания Романовского приза военный летчик шт.-кап. Самойло.
Аппарат «Ньюпор» с 80-сильным мотором «Гном» давал авиатору возможность развивать скорость свыше 100 верст в час.
Перелета начался в 10 часов утра.
Поднявшись с комендантского аэродрома, авиатор взял высоту 700 —800 метров.
На этой высоте он пролетел над Петербургом, нашел Новгородское шоссе и полетел над ним.
Ориентироваться было легко, но сильный мокрый снег сильно мешал.
Он залеплял стекла очков, все части мотора и аппарата.
Около полудня шт.-кап. Самойло увидал золоченые купола новгородского собора.
Снег усилился.
Поднялась снежная буря, бороться с которой было очень тяжело.
Авиатор решил «приземлиться». Спустился он вполне благополучно на обширной поляне около города.
До половины пятого дня пришлось вследствие непогоды оставаться в Новгороде.
Отправившись даже в 4 ч. 38 мин., ш.-к. Самойло до захода солнца успел покрыть дистанцию до Валдая.
Там он остался ночевать.
Вчера, в 7 ч. 26 м., авиатор вылетел далее.
Надь Валдаем сильно качало.
Из всей дистанции это было самым опасным местом.
Тут победитель недавнего перелета Петербург—Москва, авиатор А.А.Васильев с трудом преодолел разнообразный воздушный течения.
Благополучно миновав валдайские леса, авиатору уже легко было лететь далее.
Вез спуска миновал он Тверь, Клин и около 10 час. утра увидел на горизонте Москву.
Колокольня Ивана Великого и купола храма Христа Спасителя рельефно вырисовывались на фоне многочисленных построек города и служили авиатору воздушными маяками.
В 10 ч. 5 м. ш.-к. Самойло достиг аэродрома и, встреченный шумными аплодисментами, благополучно опустился у членской беседки.
Он сильно озяб и первые несколько минут плохо слышал:
        Шум мотора оглушил его.
Пока механики осматривали аэроплан, ш.-к. Самойло завтракал и делился с присутствовавшими своими впечатлениями.
Он торопился в обратный путь, и как только аппарат был осмотрен и пополнен запасами бензина и масла, решил лететь.
В 1 ч. 53 мин., напутствуемый лучшими пожеланиями, отважный летчика улетел в Петербург.
До полустанка Машкино, Николаевской жел. дор., его провожали на «Ньюпоре» военные летчики шт.-кап. Б А.Иванов и шт.-кап. С.А. Бойно-Радзевич.
Вечером на московском аэродроме получена телеграмма о том, что ш.-к. Самойло в 4 ч. 48 м. пролетел ст. Спирово.
На 348-й версте от Петербурга, не долетая Вышняго-Волочка, в 6-ти верстах, шт.-капитан Самойло, вследствие темноты и остановки мотора ; 1 вынужден был опуститься.
При приземлении аппарат поломан, авиатор невредим. Он телеграфно просит выслать ему из Москвы механика и сегодня предполагает продолжать полет в Петербург.

А. В.

Штабс-капитан Самойло у своего аппарата.
(Фот. "Ранн. Утра").

Русские Ведомости (Москва)

Выставка картин Н. С. Гончаровой.

Если бы среди русских модернистов нужно было назвать самого одаренного, самого работоспособного и самого «модернистичного»,—пришлось бы назвать Гончарову. Что Гончарова очень талантлива, это—несомненно. У нее хватает дарования создавать вещи, равные но ценности тому, что дал в лучших своих достижениях западный модернизм. Если подавляющее большинство русских модернистов лишь уныло плетутся в хвосте иноземных школ, неизменно обнаруживая все признаки эпигонства, то Гончарова в этом смысле -— не эпигон. Мы можем отдать ей должное: ее импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм и пр., и пр. —высокого достоинства и «не посрамят земли русской». Ее манера вести контур и класть краску, ее «pаte», обличают не только опытного, до и очень одаренного живописца. Она чрезвычайно работоспособна: за тринадцать лет в ее активе—восемьсот картин; это громадное число почти целиком вошло на выставку, которая подводит итоги ее тринадцатилетней работе! Она чрезвычайно модернистична: с ее картин смотрят все эстетические «—из ы», какие только выдвигались за последние полтора десятилетия. «Одаренность, работоспособность, современность», — эта триада могла бы, казалось, создать из Гончаровой явление совершенно индивидуальное и цельное, со своими особенным, ни на кого не похожим, «гончаровским» лицом.А между тем действительность иная. Есть у Гончаровой одно свойство, которое проложилось трещиной через все ее творчество.
Это свойство — эклектизм, выраженный столь же напряженно, что и все остальные черты творчества этой художницы, — эклектизм, ставший системой. Если кто из художников и может повторить брюсовския строки «Мне близки все мечты мне дороги все речи и всем богам я посвящаю стих», это—прежде всего Гончарова. Пройдитесь по выставке н вы увидите, что ея творчество какое-то «полосатое»: полоска импрессионизма, полоска примитивизма, полоска кубизма, — полоски, полоски, полоски, создающие рябь, заставляющие в глазах зрителя Гончарову двоиться, троиться, четвериться на целый ряд Гончаровых, каждая с иными художественными теориями и убеждениями, одинаково страстно исповедуемыми и друг другу враждебными в своей исключительности. Нет такого течения, нет такой крупной художественной индивидуальности, которых не отразила бы Гончарова; а переходов, связей между всеми ними у нее нет. Художница лишена высшей печати индивидуальности, той преемственности творчества, которая сделала бы из работ Гончаровой одно единое целое. Ея творчество не знает органического развития, а знает лишь простое сосуществование разнородных, пусть прекрасных, частей, между которыми — незаполненная пустота.
Причина этого «порока эклектизма» лежит в той исключительной модернистичиности гончаровского творчества, которую я отметил выше. Эта черта властнее всех остальных. Художественная работа Гончаровой всегда «злободневна». Что бы ни носилось в воздухе, какие бы лозунги ни выкидывал сегодняшний день, — все она ловит налету и претворяет в живопись. Гонимой художественными тревогами дня, спешащей дать «на всякий звук свой отклик», ей некогда остановиться, пораздумать, вглядеться глубже, исчерпать до дна.
А между тем большая «разборчивость» в своих эстетических увлечениях спасла бы Гончарову от многих тупиков, куда занес ее безоглядный модернизм. Эстетическая вдумчивость, художественный такт заставил бы ее отказаться от пресловутого «лучизма», и от эксцессов футуризма, и от всей прочей «абракадабры», которой на выставке она платит такую щедрую дань. Но чувство меры для Гончаровой непонятно и чуждо, а это значит, что ея творчеству никогда не суждено избыть своей губительной трещины.

Россций.

Перелет из Парижа в Россию.

ПЕТЕРБУРГ, 30, К. (По телефону). Согласно ходатайству Императорского всероссийского аэроклуба, министерство внутренних дел телеграфно предложило губернаторам оказать содействие аэронавтам, в случае их спуска в пределах России, вылетевшим 29-го сентября из Парижа в Россию на сферических шарах на соискание приза Гордона Беннета.

СЕВАСТОПОЛЬ.

К розыскам турецкого клада.

Турецкий полковник Ага-Ахмет-оглу, в виду прекращения работ по розыскам зарытого турками на Корабельной стороне двухмиллионного клада, выехал в Константинополь. В день отъезда полковнику было объявлено, что он может возобновить свои поиски лишь получив на это новое Высочайшее разрешение.

Отравление папиросой.

Приезжий г. X заявил полиции, что он, гуляя вечером на Историческом бульваре, познакомился там с каким то господином в форме чиновника и дамой.
В одной из уединенных аллей на скамейке чиновник предложил ему папиросу.
Г. X., ничего не подозревая, выкурил ее, и сейчас же лишился сознания. Через несколько часов придя, наконец, в себя, г. X. нашел, что все содержимое его карманов исчезло.
Почтенная пара не забыла даже захватить и квитанцию на сданные им на хранение на вокзале вещи и взяла их задолго до прибытия г. X. на вокзал.

БАХЧИСАРАЙ. Союз Михаила Архангела.

Ходят слухи, что у нас в скором времени учредится союз св. Михаила Архангела; подтверждение этому видят в том, что с некоторых пор стали появляться у отдельных лиц уставы этого союза и приглашаются записываться в члены посетители в трактирах и по некоторым кофейням. Говорят, что нашлось сочувствующих десятка три... Едва ли эта националистическая затея будет успешна.