15 (02) октября 1913 года

Киевская Мысль

ЗА ГРАНИЦЕЙ

(От наших корреспондентов).

ПЕТЕРБУРГ, 1 октября.

Энвер-бей серьезно заболел.
        Изобретатель антропометрической системы доктор Альфонс Бертильон, в Париже, вследствие крайнего малокровия подвергся удачной операции переливания крови, предоставленной его братом, доктором Жоржем. Самочувствие обоих братьев хорошо.
        Салар-Доуле перевел в германский банк в Багдаде значительную сумму.
        Регент отложил выборы в меджилис до будущей осени.

МОСКВА, 1 октября.

„Local Anzeig” пишет: „Ограничивая прием русских в наши университеты, мы оскорбляем национальное чувство России и наносим себе непоправимый вред, возбуждая против Германии русское общественное мнение".
        Близ Амстердама к устьям Шельды бурей прибило тело погибшего Дизеля. Находившиеся в его карманах документ имеют большую ценность.

Английский уголь в Мариуполе.

Из первой партии английского угля, вышедшего из Англии для нужд южных железных дорог, поступит в Мариуполь в пятницу 4-го октября, первый пароход „Борен-Си” с грузом уголя в 300 000 пудов. В порту произведены уже подготовительные работы к выгрузке угля, который сейчас-же поступит в пользование железных дорог. Вслед за этим пароходом будут постепенно прибывать последующие пароходы, груженные английским углем.

К ПРЕБЫВАНИЮ ИХ ВЕЛИЧЕСТВ В КРЫМУ.

ЯЛТА. В здании Ялтинского цирка розданы Высочайшие подарки, пожалованные Государем Императором артистам, участвовавшим в представлениях, состоявшихся в Высочайшем присутствии. Владимир Дуров получил перстень с бриллиантовым гербом, жена его кулон с бриллиантами, ученик Дурова Погребняк часы с золотым гербом.

НОВЫЙ МАТЕРИК — ЗЕМЛЯ НИКОЛАЯ II.

НЬЮ-ИОРК. Полученная из форта Св. Михаила на Аляске телеграмма сообщает со слов Вилькицкого, что ему пришлось вести суда на обратном пути через Берингово море вследствие того, что заболевший ген. Сергеев сдал ему командование экспедицией. Собраны замечательные коллекции полярной морской флоры и фауны. На новооткрытом материке, названном землей Николая II, собраны богатые минералогические и биологические коллекции. Новый континент был открыт 21 августа ст. стиля, а 22-го на нем был водружен русский флаг. Суда были свидетелями красивого арктического феномена, а именно «зеленого солнца», которое было видно в течение 90 секунд при закате солнца каждый вечер с 17 июля no 1 сентября. Это зрелище зарисовано в красках главным механиком судна Пользеном. (Аг. Рейтера).

Телеграмма из форта Св. Михаила на Аляске сообщает, что открытый лейтенантом Вилькицким материк назван Землею Николая II.
        Греческий король произвел смотр двум дивизиям в Сарикиойе среди шумных приветствий войск.
        Албанцы совершили нападение на черногорский фронт от Плавы и Гусинья до Дьяковицы, но были отброшены и разбиты.
        Открыты заседания обыкновенной сессии сербской скупщины. Австро-Венгрия увеличивает контингент новобранцев на 31,300 человек.
        Сокольский союз в Любляне отпраздновал 50-летие своего существования.
        Венгерский премьер-министр граф Тисса не признал концессии на устройство игорного дома в Будапеште, выданной Дукачем за полтора миллиона крон с обязательством признания ее следующим правительствами, в виду чего возбужден иск в 4.000,000 крон против правительства.
        Германское правительство посылает военное судно в мексиканские воды.
        В Шпандау упал с аппаратом и получил смертельные поранения ученик воздухоплавательной школы Кениг.
        В Симле состоялось при закрытых дверях заседание тибетской конференции.
        В протоке Ромпот, в устье Шельды, обнаружен в воде труп инженера Дизеля.
        Во время митинга суфражисток в Боу возникла драка между полицией и женщинами при попытке арестовать Сильвию Панкхерст.
        В Вену прибыл румынский министр-президент Маиореску с супругой.
       В рудниках «Универсаль» близ Кардифа произошел взрыв. Из находившихся под землею девятисот рабочих спасены 327.
        Генерал Брикола, командовавший военными силами в Киренаике, подал в отставку и отзывается, причем на место его назначен генерал Амелио.
        По сообщениям из Нью-Иорка, пожар на «Volturno» является следствием злого умысла.

Государь Император пожаловал участникам представления в ялтинском цирке Владимиру Дурову, его жене и ученику Погребняку драгоценные подарки.
       Членом Г. Совета от Виленской, Ковенской и Гродненской губерний избран вновь Скирмунт,
        Поручик Павленко, совершающий перелет Петербург —Москва—Петербург, прибыл в Москву и вылетел в Петербург, но через час вынужден был вернуться, пробыв в воздухе один час.
        Из Талданскаго почтово-телеграфного отделения похищено 54.910 руб., причем скрылся стражник Редько.

В роли Бориса Годунова.

(К выборам городского головы).

«Придется Н.И.Гучкова сильно просить, чтобы он поставил свое имя на баллотировку» (Н.В.Щенков). (Из газет).

Неудачный побег суфражистки.

В английском городке Пьюсей содержалась в рабочем доме 19-летняя суфражистка Элиза Кингстон. Почему она сидела не в тюрьме, а в рабочем доме,—это тайна английского судопроизводства. За ней числилось: поджог; двух домови, оскорбление действием жандармского офицера, порча телефонной проволоки и скандал в храме во время богослужения. Теперь к этому прибавилось похищение чужого платья и побег из места заключения.
Мисс Кингстон, пробыв недели две в рабочем доме, нашла, что эта тихая и трудовая жизнь совершенно не подходит к ее натуре, и решила с ней покончить. Она сумела заинтересовать собой сына своего тюремщика, мистера Хумпфрей, 17-летнего юношу, и явилась к нему на свидание, после чего оделась в платье молодого человека, взяла его шляпу и тросточку и преспокойно вышла на улицу. Ночь она провела в пустом свином хлеве по соседству и только на следующее утро, обрезав волосы захваченными ножницами, она двинулась в путь по большой дороге по направлению к Лондону.
Между тем, ее исчезновение не прошло незамеченным. Смотритель дома, зайдя в комнату сына, увидел арестантский халату и поднял тревогу.
Так как приметы суфражистки были известка, то как только она появилась при дневном свете на большой дороге, ее схватили.

В Могилеве судебной палатой техник Петров за двоеженство приговорен к двум годам арестантских отделений.

В г. Сумах, Харьк. губ., обнаружена больная проказой.

В р. Уссури (Восточ. Сибирь) Казак Чимарев неводом поймал белугу весом 24 пуда.

В с. Погорельском, близ Красноярска, повесился мальчик, 11 лет.

В Люблине работники, копая землю в подвале, нашли горшок с золотыми и серебряными монетами XV столетия. Монеты польские и немецкие.

18 октября в ст. Баклановской открывается памятник г.-л. Я.П.Бакланову.

В Париже, в ярмарочном цирк, на бульваре Сен-Жан, тигр загрыз своего укротителя на глазах зрителей.

Застрелился известный английский боксер Гонникс. Причина самоубийства — безнадежная любовь.

Муниципалитет городка Шпандау недалеко от Берлина, установил налог на детские колясочки.

В Вестминстере, аристократической части Лондона, дамами общества объявлен поход против модных туалетов для молодых девушек.

Каноник Барнет, недавно умерший в Лондоне, оставил все свое состояние (более ста тысяч рублей) своей прислуге за то, что она 50 лет усердно ходила за ним и его женой, недавно умершей.

Перелет Петербург – Москва шт.-кап. Павленко и Самойло.

Военный летчик шт.-кап. Павленко, вылетевший на «Ньюпоре» из Петербурга в понедельник, утром, и ночевавший в Валдае, вчера продолжал свой путь в Москву.
Поднявшись из Валдая в 6 ч. 35 м. утра по петербургскому времени, авиатор в 7 ч. 10 мин. пролетел Вышний-Волочок и в 8 час. уже опустился в Твери.
Там шт.-кап. Павленко оставался около 2 часов.

ПРИЛЕТ В МОСКВУ.

Поднявшись из Твери в 10 ч. 15 мин., авиатор в 10 ч. 53 м. пролетел Клин и в половине двенадцатого дня уже прибыл на московский аэродром.
Аппарата его был поставлен в один из ангаров, где его детально осмотрели военные механики, а сильно утомленный шт.-кап. Павленко после обеда, лег отдыхать.
        — Через час я полечу обратно — заявила он присутствовавшим в членской беседке аэродрома членам спортивного комитета московского о—ва воздухоплавания.

ОТЛЕТ В ПЕТЕРБУРГ.

Аэроплат, оказался в исправности, и в 8 ч. 15 м. щт.-кап. Павленко, в сопровождении двух московских военных летчиков — гг. Войко-Радзевнча и Иванова, полетевших да «Ньюпорах», отправился в обратный путь.

ЗАБЛУДИЛСЯ...

К сожалению, шт.-кап. Павленко по обращал внимания на указывавших ему дорогу московских летчиков.
Он резко повернул вправо и через пять минут скрылся на горизонте за Петровским парком.
Летчики Бойко-Радзиевич и Иванов, не видя аэроплана шт.-кап. Павленко, пролетели над Петербургским шоссе до Окружной дороги и вернулись на аэродром.
Прошло минута сорок.
Вдруг около аэродрома показался «Ньюпор».
Администрация аэродрома была очень удивлена появлением неизвестного аппарата, ибо все московские аэропланы находились в ангарах.
Сделал круг над Ходынским полем, неизвестный аэроплан опустился у членской беседки.
Это был шт.-кап. Павленко. Оказывается, он заблудился и после тщетных попыток найти Петербургское шоссе решил вернуться в Москву.
Уже темнело, и авиатор должен был в Москве остаться на ночлег. Сегодня, рано утром, он вылетает в Петербург.

НЕУДАЧА ШТ.-КАП. САМОЙЛО.

Обратный полета шт.-кап. Сшоил-з; из Москвы в Петербург закончился аварией.
Около Вышнего-Волочка авиатор вследствие наступивших сумерек вынужден был опуститься. Приземление было неудачно.
От сильного толчка, шасси аппарата поломалось.
Авария, при которой авиатор остался невредимым, оказались столь серьезной, что вызванный из Москвы механик не мог починить аппарата и он отправлен вчера по железной дороге в Петербург.

Духовенство и электричество.

(От нашего уфимского корреспондента).

Закончились заседания съезда духовенства уфимской епархии.
Одним из вопросов, обсуждавшихся на этих заседаниях, заслужившим особое внимание, был вопрос об обложении церквей, имеющих электрическое освещение и, таким образом, не пользующихся епархиальными свечами.
Нужно заметить, что в уфимских церквах существует обычай не скупиться на освещение.
По большим праздникам иконостас и стены уфимских храмов бывают буквально залиты электричеством.
Многочисленные лампочки, укрепленные в виде инициалов и треугольников или изображающие собой фигуру креста, озаряют лики святых и придают богослужению особенно торжественный характер.
Но среди местного духовенства, особенно из захолустных уездов, нашлись люди, которые рассуждают об электричества совершенно с такой же точки зрения, как незабвенные чеховские герои—гости в доме вдовы Мымриной в Пятисобачьем переулке.
Им тоже подавай «настоящий» огонь, а не «умственный».
Электрическое освещение, на их взгляд, если не жульничество, то, по меньшей мере, роскошь» нежелательная в храмах.
Это, якобы, «утонченная прихоть».
Отсюда в уфимской епархии возникает негодующее подглядывание на эти новшества, a затем возбуждается вопрос об обложении церквей, имеющих электрическое освещение, совершенно непосильным сбором, по 50-ти коп. с лампочки.
Сбор этот установлен быль епархиальным съездом два года назад.
До сих порть ни одна церковь не уплатила этого налога.
Противники электричества, не на шутку встревоженные таким неожиданным результатом своего постановления, для взыскания недоимок пустились на разные хитрости.
В одном случае съезд, между прочим, вынес такое остроумное постановление: просить консисторию взыскать с церквей электрический налог и взысканные деньги обратить в погашение 1,450 руб., ассигнованных съездом на канцелярию консистории.
Давая делу такой коварный и хитросплетенный ход, съезд быль уверен, что консистория для себя не может не постараться, и что налог будет взыскан до копеечки. Так «уповал» съезд и вместе с сим внутренне принимал непоколебимое решение: как только недоимка поступит, сделать легкую надбавку в обложении электричества.
Хитрость эта, однако, не удалась.
Консистория, привыкшая к точности и аккуратности, отказалась от сомнительных «умственных» денег, предпочтя таковым настоящие, и епископом Михеем постановление это не было утверждено.
В текущем году заправилы епархиального съезда, сбитые с толку этой резолюций архиерея, решились на самую крайнюю меру.
Они сделали следующее постановление: предложить церквам уплатить налог за 1912 и 1913 годы, церквам же, не желающим платить налог, воспретить пользоваться электричеством.