18 (05) октября 1913 года

Киевская Мысль

Воровская квартира.

Вчера сыскная полиция явилась в д. №60 по Бульонской ул. и здесь в квартире Г. Воронцова обнаружила склад краденых вещей - большие часы в футляров, 2 больших бронзовых канделябра, швейную машину, серебряные часы с государственным гербом и др. вещи.

Закрытие Дарданелл.

(От нашего корреспондента).

ОДЕССА, 4 октября.
Закрытие Дарданелл для прохода греческих коммерческих судов подорвет, по мнению одесских экспоргеров, экономическое благосостояние азовских портов, преимущественно грузящих хлеб на греческие пароходы. Порты же Черного моря к этому закрытию равнодушны, так как они грузят на английские и германские пароходы. Опасаться ущерба в сношениях с Востоком нет никаких оснований.
НИКОЛАЕВ, 4 октября.
В связи с закрытием Дарданелл для греческих пароходов, страховыми агентами получено распоряжение не страховать греческие суда из- за риска войны. Биржа спокойна. В порту греческих пароходов нет.
ХЕРСОН, 4 октября.
На местной бирже паника в связи с слухами о закрытии Дарданелл. В порту запасы хлеба достигают трех миллионов пудов.

Перегруженный пароход.

2-го октября, днем, в порт устья р. Кальмиус пришел из Ейска пароход «Неожиданный», зафрахтованный Азово-Черноморским пароходом Андрейса.
На пароходе было привезено 127 голов скота и 207 пассажиров. Небольшой пароход, каковым является «Неожиданный», был в буквальном смысле битком набит пассажирам и грузом. На палубе в носовой и кормовой части парохода находился скот.
Между тем, согласно пассажирскому свидетельству, пароход имеет право перевозить классных пассажиров не более 56 человек, а права перевозить палубных пассажиров совершенно не имеет.
Капитан парохода при составлении портовой администрацией по данному поводу протокола заявил, что входы в помещение 2-го и 3-го классов на пароходе были свободны и скотом заставлены не были.
Несомненна то, что пароход быль сильно перегружен, что, по мнению компетентных лиц, при следовании парохода по морю в случае значительного волнения на море, легко могло послужить причиной несчастья.

В Лейпциге состоялось освящение храма-памятника битвы народов в присутствии вел. кн. Кирилла Владимировича.
        На завтраке, данном вел. кн. Кириллом Владимировичем в Лейпциге, великий князь выразил благодарность представителям города Лейпцига и председателю комитета по постройке памятника генералу Жилинскому.
        Сербский король пожаловал орден Милосердия княгине Елене Петровне.
        Министр иностранных дел С.Д.Сазонов в Париже был принят Пуанкаре; a затем Пишоном, у которого состоялся парадный обед.
        Установлены новые правила для прохода судов через проливы.
        В беседах с сотрудниками «Figaro» и «Temps» С.Д.Сазонов высказал удовлетворение по поводу постоянного тесного сотрудничества петербургского и парижского кабинетов в течение балканского кризиса.
        В Иоганнистале произошел взрыв на дирижабле «L 2», причем погибли. все пассажиры.
       Пуанкарэ послал телеграмму императору Вильгельму с выражением сочувствия по поводу катастрофы с дирижаблем.
       Близь Бамберга упал биплан, летчики убиты. Близ Альтенграбова сгорел моноплан при спуске в Швейницком лесу. Один летчик убит, другой сильно обожжен.
        По сообщению кореспонденц-бюро, Сербы перешли албанскую границу и наступают по направлению к Эльбасану.
       В Валоне состоялось первое заседание контрольной комиссии,
        Сербский минстр финансов внес в заседание скупщины срочный законопроект о займе в 250 миллионов.
        По сообщению «WestminsterGazette», надзор над исполнением реформ в Армении будет вверен русским генерал-инспекторам с турецкими помощниками.
        Президент С.-А. С. Штатов, заявил, что решил прервать сношения с правительством Хуэрты.

Торжественно отпраздновано во всех военных частях 100-летие битвы, народов.
       Мищук в Петербурге.
       На Западной Двине произошло столкновение пароходов. Один из них затонул. Пассажиры и команда спасены. Закрылась навигация по Туре, Тоболу и Иртышу.
       По делу о столкновении пароходов «Ярославна» и «Граф» на Волге командир «Графа» оправдан, командир «Ярославны» приговорен к 4 месяцам тюрьмы и в силу манифеста освобожден от наказания.
       Продолжается допрос свидетелей по делу Бейлиса.

Обвинение графини Тышкевич.

Польские газеты уделяют много вниманья случаю, происшедшему на днях в Вильне во дворце графини Клементины Тышкевич, дочери бывшего галицийского наместника гр. Потоцкаго.
«Курьер Краевый» передает, что графиня привезла с собою из Парижа, в качестве прислуги, Француженку Салей и платила ей по 100 франков в месяц. Графиня Тышкевич в течение долгого времени истязала свою прислугу, запирала ее в отдельную комнату и лишала пищи. Салей уведомила об этом французского консула в Варшаве путем письма, выброшенного из окна. Письмо поднял прохожий и передал его полиции. Чины сыскной полиции произвели обыск во дворце. Дело о незаконном лишении свободы направлено к судебному следователю. Теперь графиня привлечена к ответственности за жестокое обращение и лишение свободы гувернантки-Француженки. По распоряжению следственных властей гувернантку освобождена и помещена во французской колонии.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Воздухоплаванiе

ПЕТЕРБУРГ. Воздухоплавательною частью генерального штаба объявлено распределение премий военного ведомства участникам международного конкурса военных летательных аппаратов. Первая премия—5 т. р. присуждена русско-балтийскому заводу за биплан Сикорского, на котором летал поручик Алехнович; вторая — 15 т. р. тому же заводу за моноплан Сикорского; летал Янковский; третья в 10 т. р. французской фирме Лепер-Дюссена за моноплан, летал Жаннуар; четвертая — в 5 т. руб. французской фирме Моран-Сольнье за моноплан; летал Одемар. Конкурса приборов бомбометания решено продолжить до 15 окт.

Воздухоплаванiе

Протест Италии и Австрии.

По венским сведениям, Италия, присоединяясь к протесту Австрии, выразила Сербии надежду, что правительство устранить необходимость энергичных выступлений против нарушения границ и зверств. Обход лондонских постановлений не будет допущен.
Ответ Сербии, — что она будет удерживать оккупированные пункты до установления в Албании порядка и окончательного установления границ, — вызывает здесь живое обсуждение.

У ЗЕМЛИ НИКОЛАЯ II.

КАТАСТРОФА В ВОЗДУХЕ.

Сгорел дирижабль и 25 человек.

БЕРЛИН. В Иоганнистале во время полета сгорел морской дирижабль «L2» Еще до полета погибшего дирижабля было обращено внимание на неисправность одного из моторов. Однако, мотор привели в движение, и полет состоялся. Грандиозный воздушный крейсер поднялся на 300 метров.
Внезапно на нем показался огонь и послышались удары взрыва.
Через несколько секунд дирижабль представлял собой огромный факел.
На дирижабле погибли пассажиры и военная испытательная комиссия.
Всего погибло 25 человек. Среди них -4 чиновника морского министерства

В таганрогском театре во время спектакля скончался быв. член ставропольская окружного суда Д. С. Воскресенский, 67 лет.

В Вильне рабочий Томкевич, 20 лет, заболел столбняком (tetanus). Причиной болезни являются бактерии, находящиеся в земле и чаще всего попадающие во время земляных работ в царапину на руке или ноге.

В Ростове-на-Дону о—во истории, древности и природы возбудило ходатайство о разрешении о-ву произвести всероссийскую подписку на пожертвования для сооружения памятника Петру I.

2 октября на ст. Казанка, Южных ж. д., злоумышленники пытались вызвать крушение пассажирского поезда, положив на рельсы шпалы. Попытка была во-время замечена. Разыскать злоумышленников пока не удалось

В Фонтенебло, близ Парижа, открыта выставка грибов. Насчитывают 250 различных видов, преимущественно съедобных.

В Руане (Франция) рабочий Фердинанд Пино, 26 лет, взобрался на шпиц колокольни кафедрального собора и с высоты 56 сажен бросился вниз. Причину самоубийства—неудовлетворенность жизнью.

Гибель „Цеппелина" „Л 2“.

(По телеграфу от наших корреспондентов).

БЕРЛИН, 4 (17), X. В Иоганнистале сегодня, в 10 час. утра, на «Цеппелине» «Л 2», в тот момента, когда он находился на высоте около 400 метров, произошел взрыв.
Обгоревшие остатки дирижабля упали со всеми находившимися па нем.
БЕРЛИН, 4 (17), X. Гибель «Цеппелина» «Л 2» произошла на глазах публики, следившей за полетом воздушного судна.
Очевидцы рассказывают, что, когда дирижабль поднялся на высоту до 400 метров, в передней части его показалось облако дыма, a затем пламя. Судно стало опускаться, сначала довольно медленно, a затем быстрее, и упало недалеко от Трептовского канала.
Сбежавшаяся публика стала извлекать из горящих обломков пассажиров. Только один лейтенант Блейель оказался еще в живых, но в безнадежном состоянии. Он кричал, умоляя убить его, чтобы прекратить страдания.
Всего погибли при катастрофе двадцать семь человек. Почти все трупы страшно обгорели.
У места катастрофы разыгрывались страшные сцены. Родные погибших не могли опознать трупов.
БЕРЛИН, 4 (17), X. Погибший дирижабль «Л 2» быль только-что приобретен морским ведомством и совершал пробный полета с участием приемной комиссии.
Специалисты доказывают, что самая конструкция «Цеппелинов» обусловливаете постоянную опасность самовозгорания.

Впечатление в Австрии.

ВЕНА, 4 (17), X. Известие о катастрофе с «Цеппелином» произвело здесь удручающее впечатление.
        — Авcтрия, — заявляет «Neue Freie Presse»,—относится к несчастью своей союзницы, Германии, с особым соболезнованием. Ведь, кто знает, не предстоит ли воздухоплавателям обоих государств действовать на войне сообща.
Печать, естественно, поднимает вопрос о пригодности летательных аппаратов типа «Цеппелин» вообще.
Председатель венского аэроклуба барон Экономо заявляет, что делать какие-либо общие заключения пока преждевременно. Катастрофа произошла ота взрыва двигателя, а несовершенство бензиновых двигателей общеизвестно. Взрывы этих двигателей бывают и на автомобилях, и на аэропланах.
Высказывается также предположение, что взрыв произошел в гондоле, и этот взрыв вызвал взрыв газа, или же газ в дирижабле воспламенился от трения материи внутри оболочки, произведшая электрическую искру. Такая искра может быть вызвана и воздушным электричеством. Такие случаи бывали на обыкновенных воздушных шарах.

Телеграмма Пуанкаре.

ПАРИЖ, 4(17),X. Президента Пуанкаре отправить императору Вильгельму телеграмму с выражением соболезнования по поводу гибели «Цеппелина».

Авиация.

Перелет Киев - Москва.

На московском аэродроме тщетно ждали вчера прилета поручика Клещинского, вылетевшего 2-го октября из Киева и опустившегося в 154 верстах от Москвы, вблизи Тихзоновой пустыни, из-за отсутствия бензина.
Третьего дня ему был послана бак с бензином.
Вчера летчик телеграфировал на московский аэродром просьбу выслать ему еще бак бензина, в виду того, что сильный противный ветер принуждает его лететь медленно и расходовать очень иного бензина.
С аэродрома послали бензин в 1 ч. дня с первым поездом, шедшим в Тихонову пустынь; летчик получил его только к 6-ти часам вечера, когда продолжать полет было уже поздно.
Сегодня поручик Клещинский намерен вылететь из Тихоновой пустыни и к 10-ти час. утра быть в Москве.

Падение аэроплана.

(По телеграфу от нашего корреспондента).

ТЕГЕРАН, 4(17),X.
Из Тавриза телеграфируют:
Русский военный аэроплан во время полета над городом на подъеме ударился об стену и упал на землю. Летчик невредим.

ХРОНИКА

Пениe народного гимна в средней школе.

Обошедшее все газеты распоряжение попечителя одесского учебного округа о том, чтобы воспитанники средне-учебных заведений обязательно пели ежедневно народный гимн, дошло и до Симферополя. Со вчерашнего дня в средних учебных заведениях ученикам и ученицам вменено в обязанность ежедневное исполнение хором народного гимна. Нам сообщают, что в одной из гимназий учащийся поставлено на вид, что уклонившихся в той или иной форме от исполнения гимна ожидают неприятности от учебного начальства.

Запрещение л е к ц и и.

Известный редактор издаваемой в Петербурге на русском языке татарской газеты Саид Габиев, будучи недавно в Симферополе, предполагал 1-го октября в помещении городского клуба прочитать лекцию на тему: „Арабско-мусульманская культура". Почти все было приготовлено к чтению лекции, когда неожиданно получилось запрещение от полицеймейстера ротмистра Соколова.

Торжества в память „Битвы народов”.

ЛЕЙПЦИГ. Состоялось торжественное перенесение праха русских воинов, павших под Лейпцигом во время Битвы народив. Останки находятся в четырех белых гробах. В первом из них находится прах генерал-лейтенанта Шевича, во втором — князя Кудашева, в третьем— подполковника Поргенева, в четвертом—останки других воинов. Перенесение состоялось из протестантской часовни на Иоганновском кладбище в склеп православного храма.
ЛЕЙПЦИГ. Останки русских воинов, временно поставлены в часовню, убранную живыми цветами. В 10 час. утра в аллее кладбища, ведущей в часовню, выстроились войска. Перед часовней стояли 4 лафета. Собрались депутации от частей войск лейпцигского гарнизона, саксонский военный министр и русские официальные лица, члены комитета по сооружению храма-памятника, депутация от лейб-гвардии казачьего полка, русский посол Свербеев <...>.

Высылка девушки... за красоту.

Модные теперь дамские платья с разрезом, позволяющим видеть часть ноги, вызвали митинги протестов в американском штате Виргиния.
При ближайшем участии почтенных дам, матерей семейств, граждане Виргинии постановили признавать платья с разрезом неприличными и оскорбляющими общественную стыдливость.
Одна из красавиц штата, дочь богатого банкира, мисс Флора Браун не обратила внимания на митинги протеста и продолжала показываться на улице в платье с разрезом.
Кончилось плохо. Против Флоры Браун поднялась буря негодования, ей начали грозить судом Линча. Дамы требовали высылки „бесстыдницы“ за пределы штата и кричали, что она соблазняет мужчин, демонстрируя свои красивые ноги.
Дамы добились своего: губернатор штата Виргиния в административном порядке выслал Флору Браун.

„Сверх-женщина“ в американском коллэже.

Директора одного американского женского коллэжа в „Bruu Mauro“ убеждены в том, что через несколько лет им удастся, благодаря особой системе воспитания, представить миру „сверх-женщину”.
Дирекция уже выбрала девочек 10 и 12 летнего возраста, здоровых, умных и совершенных в физическом отношении. Их будут воспитывать в продолжении 7 лет в образцовой школе на открытом воздухе. Летом и зимой они будут учиться на дворе, зимой под особым навесом одетые в эскимосские костюмы. Первые годы они будут заниматься лишь гимнастикой, английским, французским и немецким языками, затем начнут заниматься живописью, скульптурой, музыкой и танцами. В 17 лет будущие образцовые женщины перейдут на высший курс, где им будет дано классическое образование. По окончании курса лучшая ученица будет объявлена „сверх-жеищиной“ и ей будет назначена стипендия в 12.500 фр. в год.