31 (18) октября 1913 года

Наследство в 8 миллионов марок.

— В Севастополе ученик авиационной школы рядовой Адамревич, после умершего в Германии родственника получил наследство в 8 миллионов марок.

Новое изобретение.

Портсмуте были произведены опыты с открытыми итальянцем Ульви Ф.-лучами.
При помощи этих лучей можно взрывать на расстоянии взрывчатые вещества. Для опытов были взяты старый крейсер, в нижней части которого был прикреплен металлический ящик с взрывчатыми веществами. Канонерка, на которой находились Ф.-лучи была в 8 милях от крейсера.
В него были направлены лучи, вызвавшие сильный взрыв, крейсер начал тонуть, через полчаса он уже был под водой.

Сообщение Пашича благоприятно встречено в Англии и вызвало удручающее впечатлите в Вене.
        Сербская скупщина во втором чтении приняла законопроекта о займе в 250 миллионов.
       Болгарское военное ведомство приняло меры для роспуска запасных 35 призыва.
       В Париж прибыль болгарский премьер-министр Геннадиев.
       В Вену прибыл болгарский министр финансов Тончев с целью переговоров об авансе в 30 миллионов франков.
       Австрийское правительство внесла в палату депутатов новый законопроекта о национальной обороне.
       Император Вильгельм и прибывший в Потсдам эрцгерцог Франц-Фердинанд отбыли на охоту в Герде.
       В бреславльском театре впервые в Германии была поставлена опера Мусоргского «Борись Годунов».
       В Мюнхене принять законопроект об уполномочии регента уничтожить регентство.
       Пуанкарэ подписал декрет об образовании из Алжирско-Тунисской прибрежной области Приморского округа.
       Испанский король подписал декрет о роспуске палаты.
       Монгольский премьер-министр Саин-Ноин-хан выехал в Петербург.
       К северо-западу от Долонора Монголы разбили Китайцев и уничтожили целый батальон.
       Туземцы-сенуситы напали на французскую гарнизон в Дарфуре и разбила его. В Сан-Сальвадоре сильными, ливнями вызвано большое наводнение. Утонули 54 человека.
       Закончено оборудование порта Цуруги.

На станции Борки и по всей России отпраздновано 25-летие со дня спасения Царской Семьи во время крушения 17 октября 1888 года.
        Переходящий Императорский приз для линейного флота за наилучшую стрельбу из орудий ныне присужден крейсеру «Баян».
       Киевская городская дума предоставила территорию всероссийской выставки киевскому обществу сельского хозяйства для продления на ней выставки в 1914 г.
       В Москве судебная палата приговорила двух бывших трамвайных служащих за принадлежность к социал-демократической партии и содержание тайной типографии, одного к 4-годам каторги, другого— на поселение.
       На некоторых заводах в Риге забастовали рабочие.
       В Петербурге вспыхнуло забастовочное движение.
       По делу Бейлиса давал объяснения в ответ на заявления Павлова и Кадьяна проф. Косоротов. Эксперты психиатры удалились на совещание.

Борьба сибирских крестьян с иностранным синдикатсм.

От Каинска до Петропавловска, вдоль линии Сибирской жел. дор. и в сторону от нее, в городах и крупных селениях Тобольской губернии (Чаны, Ялуторовск, Тара, Татарск), разбросаны отделения и экспортные конторы крупнейшего в Сибири заграничного синдиката, оперирующего под фирмой «Сибирской компании». Синдикат этот имеет в районе Тобольской губернии свыше 3OO собствевных маслодельных заводов и кроме того является крупнейшим экспортером и скупщиком масла на всех главных западно-сибирских рынках. По местным сведениям, этот синдикат скупает за год и вывозит в свои распределительные пункты (Копенгаген, Берлин и Лондон) одну четвертую часть всего сибирского масла (около одного миллиона пудов), общей ценностью на 15— 18 мил. рублей. Синдикат ведет безпощадную конкуренцию с кооперативным объединением сибирского крестьянства. Особенной остроты, сообщает «Сиб. Ж.», достигла эта конкуренция в нынешнем году.

Экстренное заседание Седовского комитета с участием профессора Фритьофа Нансена.

17 октября в 11 часов утра состоялось экстренное заседание комитета по снаряжению к Северному полюсу экспедиции старшего лейтенанта Седова, на котором присутствовал известный исследователь полярных стран, профессор Фритьоф Нансен. Заседание состоялось в помещении редакции «Нового Времени».
Ровно в 11 часов утра прибыл профессор Нансен, любезно отозвавшийся на приглашение комитета высказаться по вопросу об экспедиции Седова и о научной ценности произведенных ею работ.
Знаменитому полярному исследователю комитетом был преподнесен золотой жетон. Вслед за этим секретарь комитета, кап. 2-го ранга П.И.Белавенец, сделал, на английском языке, доклад о настоящем положении экспедиции Седова и о произведенных ею научных изысканиях и работах.
Профессор Ф.Нансен с большим интересом выслушал, иллюстрированный картами и фотографиями, доклад и нашел, что работы: экспедиции Седова представляют громадный научный интерес.
        — Если бы даже,—сказал Ф.Нансен, — Седову и не удалось достичь земли Франца-Иосифа и полюса, то и в таком случае собранный им научный материал достаточен, чтобы считать результаты экспедиции очень и очень полезными.
Что касается необходимости посылки вспомогательной экспедиции, то, по мнению Ф.Нансена, таковая настоятельно необходима. С этим вопросом нужно поспешить, чтобы уже к июлю будущего 1914 года она могла выйти на соединение с Седовым. У Седова полный недостаток в угле, а без него достичь земли Франца-Иосифа можно только при полном отсутствии льдов, на что конечно нет никакого основания рассчитывать. Пробиваться через лед без угля «Св. Фока» не может без риска быть ими затертым, а в таком случае гибель экспедиции неизбежна. Правда «Св. Фока», несмотря на свой преклонный возрасту оказался еще очень крепким, но ему все-таки не выдержать напора полярных льдов.
Самое благоразумное, что может сделать Седов, это еще раз перезимовать на Новой Земле и уже в 1914 году, дождавшись вспомогательной экспедиции, посылка которой безусловно необходима, двинуться на землю Франца-Иосифа. Если же Седов рискует пробиваться через лед в этом году, всего вероятнее «Св. Фоку» раздавит льдами и тогда положение экспедиции будет очень критическим. Смогут ли они добраться пешком по льду до Новой Земли или до земли Франца-Иосифа — большой вопрос, так как льды постоянно находятся в движении. Это последнее обстоятельство может очень затруднить розыски экспедиции, носящейся на льдине по Ледовитому океану. Если бы, в случае гибели «Св. Фоки», экспедиции удалось достичь пешком земли Франца-Иосифа, то тогда конечно необходимость помощи еще настоятельнее.
Достичь земли Франца Иосифа, по мнению знаменитого путешественника, возможно далеко не всегда. Из Тромсе ежегодно отправляются к ее берегам норвежские зверопромышленники, но очень часто льды преграждают им дорогу. Кроме того, стоянка на якоре в виду берегов этой негостеприимной страны сопряжена с большой опасностью, по причине льда, зимовка же в одной из ее бухт совершенно безопасна.
Путь, избранный Седовым, единственный возможный в этой части Ледовитого океана. Именно с южной своей стороны земля Франца-Иосифа наиболее доступна, заход же с запада всегда заполнен льдами.
        — Выбор провизии по-видимому сделан удачно, так как цинги, как видно из писем самого Седова, а также и других участников экспедиции, не было.
То обстоятельство, что часть членов экспедиции возвратилась обратно, дает возможность дольше сохранить запасы провизии. Надо полагать, что ее осталось еще приблизительно на 2 ½ года. Тем не менее нужно стараться разнообразить стол охотой, так как отсутствие свежей провизии сильно способствует возникновению скорбута, этого бича полярных стран. В южно-полярных экспедициях Скотта и Дисковери после злоупотребления консервами наблюдались случай цинги, но ее удалось быстро прекратить, разнообразя стол добытыми на окоте свежим мясом. Существенным для экспедиции Седова вопросом является недостаток собак. Как и можно было ожидать, архангельские собаки не смогли выдержать тяжести полярной зимовки и почти все околели. Зато сибирские собаки оказались на высоте. Седову необходимо послать побольше собак, но исключительно западно-сибирских, например, обдорских или тобольских, которые единственные сохранили чистую породу ездовых собак. Bсе же другие собаки в настоящее время представляют собой помесь с собаками европейскими, а потому мало пригодны для упряжи. Собак нужно послать Седову побольше, без чего он вряд ли сможет добраться до полюса. На вопрос, можно ли полагать, что попытка Седова добраться до полюса на прирученных белых медведях будет иметь успех, профессор Ф.Нансен высказался в том смысле, что эта идея не нова.
        — Еще перед экспедицией к южному полюсу Амундсена содержатель гамбургская зоологического сада Гагенбек предлагал ему воспользоваться для этой цели специально дрессированными белыми медведями, но Амундсен отклонил это предложение, не будучи уверен в пригодности к упряжи медведей и не желая ставить результата своей экспедиции в зависимость от могущих быть случайностей.
        — Несомненно однако, что белый медведь обладает сравнительно с собакой громадными преимуществами благодаря своей колоссальной силе и выносливости. Кроме того он может в течение месяца ничего не есть, питаясь за счет подкожных жировых отложений. Однако вопрос о пригодности этих животных для упряжной езды, как никем не испробованный, остается открытым. Быть может как раз Седову суждено исследовать этот вопрос и тем внести в науку о полярных странах новые данные, которые несомненно произведут переворота в снаряжениях полярных экспедиций.
В заключение профессор Нансен, пожелав всего лучшего экспедиции Седова и еще раз подтвердив необходимость посылки в будущем 1914 году вспомогательной экспедиции, снялся в общей группе с членами комитета и, сердечно простившись с ними, уехал около 12 часов дня

Мурманский колонист.

ФРИТЬОФ НАНСЕН.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

В Персии.

Производивший смуту в Персии Салар-уд-Доуле, благодаря энергии русских войск, окончательно рассеявших его полчища, грабившие страну и причинявшие не мало беспокойств на нашей границе, наконец покинул страну и на этот раз навсегда.

МИЛЛИОНЫ ИЗ ИНДИИ.

Наследство в 25 миллионов рублей в бомбейском банке. – Один из наследников – москвич А.А.Хананушев.

Жизнь, как сказочный волшебный сундучок, обладает счастливым даром:
Извлекать из недр своих чудесные истории:
Сказки жизни.
Одну из таких сказок—историю с Кралевичем—москвичи, наверное, еще помнят.
Теперь в Москве появился новый «Кралевич»:
А. А. Хананушев—владелец одного торгового предприятия.
Он является одним из претендентов на колоссальное, чудесно «свалившееся» наследство.
В 25 миллионов рублей.
Раньше такие сказочные наследства оставляли «американские дядюшки».
А теперь в этой роли выступил «индийский дядюшка»...
        „Не счесть алмазов в каменных
                        пещерах,
        Не счесть жемчужин в море полу-
                        денном,
       Далекой Индии чудес“!.. Вчера наш сотрудник посетил счастливого наследника.
По его словам, вся эта история представляется в таком виде.
        — Я,—сказал г. Хананушев,— принадлежу к старой армянской фамилии. Мои родичи еще и сейчас живут в Александрополе, Эриванской губ. В маленькому, уездном городишке нас все знают.
40—50 лет тому назад, а может быть и больше, один из представителей нашей фамилии—брат моего прадеда—уехал в Калькутту. Некоторые время наша семья поддерживала с ним редкие сношения, а потом он куда-то исчез. В те поры железных дорогь не было.
Помню, как мои родные собирались ехать искать его... на лошадях. В моих детских воспоминаниях смутно сохранились рассказы о нем в кругу нашей семьи.
Помню любимую чашку прадеда и два яхонта, подаренные им деду.
Прошло много лет... И вот как-то я получаю от дяди из Александрополя письмо, что нас, Хананушевых, ищет какой-то адвокат-англичанин по делу о громадном наследстве, оставленном нам без вести пропавшим прадедом. Наследство лежите в бомбейском английском банке.
Оказывается, наш прадед поместил всех нас — своих наследников — в завещании.
Пользуясь этим, тамошние адвокаты и начали свои поиски.
Они искали нас в течение 7 лет.
Были сначала в Турции, где искали Хананушевых среди тамошних армян.
Переехали затем в Персию и искали безрезультатно там.
Наконец, попали на Кавказ и тут направили свои поиски в армянские центры.
В Тифлисе они напали на наш след, а в Александрополе, где, как я сказал, нас все знают, отыскать нашу семью было не трудно.
Всех нас, наследников, оказалось 18 человек.
Среди них прямых только четверо, и в том числе я.
Все мы достали документы из нашей консистории, удостоверили их нотариальным порядком, дали на утверждение местной администрации и с своим поверенным отправили в Бомбей.
На-днях я подучил от поверенного письмо, где он пишет, что наше дело выигрывает, в чем я и не сомневался.
Недостает только двух — трех документов, и я надеюсь, что мы будем утверждены в правах на наследство.

ЕФО.

ФУТУРИСТ ЛАРИОНОВ.

В съезде мировых судей вчера заслушано дело о скандале, устроенном художником В.Ф.Ларионовым на диспуте „Мишени" весной этого года в Политехническом музее.
Все ожидания, что г. Ларионов, путешествующий теперь по городу с раскрашенной физиономией, и в съезд явится в таком виде, не оправдались: г. Ларионов и его единомышленники поразила всех своей скромностью и во внешнем виде и в поведении.
Сущность дела должна быть памятна читателям.
Г. Ларионов председательствовал на диспуте „Мишени", устроенном футуристами с целью пропагандирования своих верований в искусстве. - Когда присутствовавший среди публики пом. прис. пов. Алексеевский выступал с критикой идеи футуристов, г. Ларионов лишил его слова.
Публика возмутилась и стала требовать, чтобы г. Алексеевскому дали договорить. Вступился за г. Алексеевского и ответственный распорядитель диспута г. Бонч-Томашевскии.
Тогда г. Ларионов запустил в него колокольчиком, а в публику—лампой и стулом.
Никто не пострадал, а за нарушение общественной тишины и порядка г. Ларионов был предан суду.
Мировой судья приговорил его к штрафу в 25 рублей.
Съезд утвердил приговор.

Сверх-рекорд.

В штате Георгия (Америка), в местечки Лагранш, арестована и предана суду за двумужество 17-летняя Гусси Мэшборн, побившая рекорд в матримониальных делах.
На суд явилось 25 молодых людей, с которыми она была формально обручена. Пять человек была привлечены в качестве подсудимых за похищение ее каждым из них по очереди из родительского дома с целью брака. Два раза она венчалась и оба раза бежала от мужа при помощи новых поклонников, которых разыскать не удалось.
Суд обязал ее возвратиться к первому мужу, но муж, узнав на суде о ея похождениях, отказался ее принять.

Капитан шхуны „Лиззи Грифин" Андерсон открыл в Атлантическом океане новый остров в 16 милях от маяка Песочного острова. Остров возвышается на 10 футов над поверхностью моря.

В Берлине 21,207 врачей заявили, на медицинском конгрессе, что они забастуют, если правительство введет таксу для врачей.

В Англии предположено в твчоние десяти лет перевести все железныя дороги на электрическую тягу, что даст экопомию угля в три миллиона тонн ежегодно.

Город Брест во Франции получил по завещанию от одной старушки 150,000 франков под условием поставить на ее могиле статуи ее любимого кота и собачки.

В городе Мексико существует специальный базар краденых вещей, которые открыто предлагаются покупателям. Торгуют не сами воры, а скупщики краденого, так как по местным законам они не преследуются.

Находящиеся в склепе митавского замка гробы курляндских герцогов в скором времени будут запаяны, Мера эта вызвана санитарными соображениями.

В Новороссийском университете на 1,000 мест зачислено всего у 502 студента (христианина, 448 мест остались свободными.

В Крыму, вблизи Георгиевского монастыря, между рабочими возникла драка. Один из них, спасаясь от преследования, перескочил через стену монастыря в виноградник. Караульщик-монах убил его наповал. Монах оставлен на свободе.

В Николаеве исчез богатый купец Мейтин, выехавший в экономию за зерном. Предполагаюсь убийство с целю грабежа.

В Николаеве от укуса мухи заболел сибирской язвой управляющий мануфактурным складом Шполянского Рогов.

Смерть от голодовки.

Альберт Девис, известный международный вор и аферист, за которым считалось несколько крупных дел, был заключен в лондонскую тюрьму.
Заметив, что суфражисток, объявлявших голодовку, конце-концов отпускали на свободу, он решил применить тот же прием и отказался принимать пищу с первого же дня своего заключения. Несмотря на мучения от голода, он не сдавался, а ждал каждый раз, как дверь его камеры открывалась, что его выпустят на свободу или накормят насильно.
Но ни того ни другого не случилось. Ему больше пищи не приносили и не думали уговаривать. Хлеб и вода стояли на его столике, но он к ним не дотрагивался.
Его нашли умершим от голода, а тюремный врач констатировал „естественную смерть”, что и было занесено в протокол.

ПРОДУКТЫ 12 НАРОДОВ.

Во время празднования столетия „битвы народов“ под Лейпцигом германские офицеры получили приглашение от военных атташе двенадцати государств в Берлине на специальный банкет в память 1813 года, при чем каждый иностранный офицер доставил к столу продукт своей страны.
       Россия доставила белужью икру.
       Бельгия — устрицы.
       Италия - ветчину.
       Болгария — гяурт (род простокваши).
       Япония - нагасакскую рыбу;-
       Соединенные Штаты — фартированных индюшек.
       Франция — шампанское.
       Англия — плум-пуддинг.
       Австрия — токайское вино.
       Турция – нугу (род халвы).
       Испания – малагу и херес.
       Бразилия — сигары и глазированные фрукты.
       Немецкие гости с своей стороны присоединили к этому интернациональному меню сосиски с кислой капустой и пиво и сделали честь предложенному им угощению.

Вмешательство полиции в семейные отношения.

В министерство внутренних дел поступил запрос о том, в каких случаях полиция может вмешиваться в семейные отношения.
По этому поводу министерство разъяснило, что вопрос о семейных раздорах представляется крайне деликатным и требует особой осторожности.
Дела о побоях начинаются в таких случаях только по жалобам и производятся в порядке частного обвинения. Дела об обидах и оскорблениях между супругами не должны быть возбуждаемы в судебном порядке, так как подобные дела несовместимы с существом супружеских отношений. Состояние опьянения супруга, не нарушающее общественной тишины и порядка, также не может служить основанием к вмешательству полиции.
Только определенные и бесспорные указания на наличность и возможность таких действии, которые влекут за собой уголовное преследование в общем порядке, могут вызвать немедленное вмешательство чинов полиции при семейном раздоре в квартире семьи.
Просьба домовладельца о лишении свободы, до вытрезвления его квартиранта, занимающего особую квартиру, не представляется основательным поводом, если не нарушены общественная тишина и порядок.

Отсрочка выступления Ф.И.Шаляпина.

Ожидавшееся на сегодня выступление Ф.И.Шаляпина, в Большом театре не состоится.
Артист чувствует себя не совсем здоровым.
Билеты, взятые на сегодняшнее представление «Бориса Годунова», будут действительны на вторник, когда пойдет вне абонемента «Борись Годунов» с участием Шаляпина.
Следующие выступления Шаляпина намечаются в том же «Борисе Годунове» в четверг - для абонемента и в воскресенье, утром, — для внеабонементного спектакля.
Вместо «Бориса Годунова» сегодня в Большом театре идет «Демон».

Художественный театр.

Генеральная репетиция «Николая Ставрогина» в Художественном театре назначена на понедельник.
Репетиция будет закрытая.
Первое представление «Николая Ставрогина» назначено на 23-е октябре. <...>

Побоище у Петровских ворот.

В третьем часу ночи на 17-е октябри произошло грандиозное побоище в ночной чайной лавке, у Петровских ворот, известной среди «темной Москвы» под названием «Комаровки», а среди «веселящейся Москвы» — под названием «Калоши».
Удивительное «учреждение», эта чайная.
Как в Париже...
Ночью она полна ворами, сутенерами и проститутками.
Под утро, когда закрываются «Яр> и «Стрельна», к ней подкатывают автомобили и лихачи.
Вчера драка началась сперва между несколькими посетителями, но скоро стала общей.
Дерущиеся высыпали на улицу.
Здесь побоище продолжалось.
Когда вмешалась полиция и начала водворять порядок, сборище возросло до полутораста человек.
Толпа провожала арестованных до 1-го участка Сретенской части.
В участке были составлены протоколы.

ЕВПАТОРИЯ.

Призыв новобранцев начался 14 октября. Жеребьевка и освидетельствование молодых людей производится в помещении Пушкинской аудитории. Небольшая улица, на которой расположена аудитория, ежедневно с утра и почта до вечера бывает запружена не только призываемыми на службу, но и их родственниками и знакомыми, оживленно обменивающимися доходящими сведениями о том—кому выпал высокий нумер, кто получил льготу или отсрочку и кого „забрили". Набор будет окончен 18 октября.

СЕВАСТОПОЛЬ.

К делу Бейлиса.

Градоначальник не разрешил демонстрировать в местных кинематографах картину „К делу Бейлиса».

С Новым годом.

Генерал-губернатор арестовал местного обывателя еврея Кизильштейна на три месяца без замены штрафом за оскорбление околоточного надзирателя Халинского. Оскорбление это выразилось в следующем. В день еврейского Нового года Кизильштейн, подойдя к Халинскому, крещеному еврею, по еврейски поздравил его с Новым годом.
Околоточный Халинский принял поздравление Кизильштейна за оскорбление, произошел крупный разговор и в результате последнего драка, протокол и пр.