04 ноября (22 октября) 1913 года

Драка из-за Бейлиса.

В петербургский суд малолетних поступило дело одного купца, избившего в споре своего подручного приказчика. Спор заключался в том, что купец считал Бейлиса виновным, а приказчик невиновным в убийстве Ющинского.

К сессии очередного земского собрания.

Как у нас уже некоторое время назад сообщалось, состоявшееся недавно екатеринославское уездное земское собрание обсуждало, между прочим, вопрос о новой магистрали от Саратова к одному из южных портов.
В собрании этом и было постановлено ходатайствовать о направлении новой магистрали на Александровск и лишь в крайнем случае одобрить проект Елец-Таганрог.

Сибирские древности.

«Сиб. Ж.» обращает внимание на быстрое разрушение в гор. Илимске, Иркутской губернии, старинных деревянных церквей, башен и бойниц, заложеных, как гласить легенда, помощником Ермака Тимофеевича, Иваном Кольцо. Верна или не верна легенда, но во всяком случае несомненно то, что Илимск основали казаки, они же здесь строили крепостные башни и церкви, они же здесь воевали, покоряли и силою, и страхом пушек отражали несметные полчища инородцев, держа их в суеверном страхе, уживаясь с предводителями, князьями и царьками; они же явились первыми русскими жителями Илимского края.

День восшествия на престол Государя Императора.

Сегодня, в день восшествия на всероссийский престол Его Имлераторского Beличества Государя Императора Николая Александровича в храме Христа Спасителя московским митрополитом Макарием - в сослужении викарных епископов и прочего духовенства были совершены торжественная литургия и молебствие. При пении многолетия был произведен установленный салют с Тайницкой башни. В храме присутствовали: командующий войсками московского военного округа ген. Плеве, комендант Moсквы ген. Вишняков, московский градоначальник. ген. Адирианов, губеирнатор гр. Муравьев, заведующий дворцовой частью ген.-ад. кн. Одоевский-Маслов, генералитет, представители сословий, дворяне и должностные лица. В полках московского гарнизона -состоялись церковные парады. Все учащиеся московских учебных заведений были освобождены от занятий. В храмах при учебных заведениях совершены богослужения с возглашением установленных многолетий. Вечером Москва была иллюминирована.

Белграде скончался известный политический деятель генерал Савва Груич, бывший посланник в России.
       В Турции производится реорганизация армии.
        Сербское население в Новом Саде устроило овацию представителю сербского правительства, прибывшего на погребение патриарха Богдановича.
        В Париже состоялось свидание между французским премьер-министром Барру и болгарским премьером Геннадиевым.
        Французская эскадра покинула Александрию.
       В Лондоне была произведена попытка поджечь вокзал Стриттэм-Гиль, причем были найдены прокламации суфражисток.
        На муниципальных выборах в Англии рабочая партия выиграла 20 мест от унионистов и либералов.
       В Брауншвейг прибыли герцог и герцогиня брауншвейгские и были, торжественно встречены населением.. Герцог произнес тронную речь. :
       Американские суда, прибывшие в Веракруц для смены находящейся там эскадры, получили приказ усилить собой прежнюю эскадру.
        Голландская военная миссия выезжает в Валону.

Профессиональные отравители.

В Мариуполе арестована чета Чередниковых, сделавших своим постоянным промыслом отравление и ограбление людей. Ими совершен целый ряд преступлений. Оступились они, наконец, на последнем. На днях крестьянская девушка В.Гудова заявила кондуктору лесничества, что в лесу, в нескольких верстах от ст Волнаваха лежат без чувств, очевидно отравленные, ее три спутницы, также крестьянские девушки, шедшие вместе ней с заработков на родину.
Сама она, также утром впав в бессознательное состояние, только теперь очнулась.
        Из дальнейшего рассказа Гудовой выяснилось, что Чередниковы, соблазнив девушек льготными железнодорожными билетами, заманили их в лес и угостили их «завтраком».
        Вскоре после того, как девушки выпили вино, они все четверо впали в бессознательное состояние. Только к вечеру одна из них, Гудова, очнулась.
        Арестованные сознались в преступлении, а также в отравлении ими и ограблении вблизи Мариуполя четы Бондаренковых и в ряде других аналогичных преступлений.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

„Г и м н а з и с т к а“.

Несколько месяцев тому назад на станции „Екатеринослав“ была задержана по подозрению в краже, неизвестная девушка, 16 лет, назвавшаяся Р. Э—н. Задержанная заявила, что она—гимназистка и горячо протестовала против позорного подозрения. Негодование ее казалось столь искренним, что произвело впечатление и на многих видавших виды полицейских чинов, которые стали верить, что Э—н, действительно, гимназистка и сделалась жертвой прискорбного недоразумения.
В настоящее же время выяснилось, что Э—н, несмотря на свои молодые годы, очень ловко разыграла роль угнетенной невинности.
„Гимназистка “ оказалась „хипесницей “, завлекавшей мужчин в разные притоны и, там, обкрадывавшей их при помощи сообщников.
Р.Э—н, как „хипесница”, зарегистрирована в нескольких сыскных отделениях

В Николаеве найден зарытым в земле в мешке труп исчезнувшая богача хлебного торговца Мейтииа.

В с. Знаменском, Харьк. губ., свирепствует скарлатина. Виной — невежество крестьян. Умершего от скарлатины ребенка сверстники-малыши провожают до могилы. Традиционное „прощанье” и обед в доме умершего разносят заразу повсюду

О разрезах и о прочем.

(ПИСЬМО ИЗ БРЮССЕЛЯ.)

В тех разрезах, которые меня в данный момент интересуют, нет абсолютно ничего ритуального. Даже скорее наоборот. Это те самые разрезы, которые делаются в модных юбках внизу.
Дамы, следящие за модой, но недостаточно смелые и способные к новаторству, делают один или два небольших разреза. Дамы более смелые и способные к самопожертвованию делают два больших и два маленьких разреза. Наконец, дамы, ищущие новых слов, и портные, ищущие экстравагантных клиенток, смело ставят вопрос о том, чтобы обратить нижнюю часть юбки в целую серию разрезов, так, чтобы при каждом движении дамы взорам окружающих открывался уголок чего-то запретного и завлекающего. Брюссель не даром считается городом, живущим женщинами и всем тем, что идет на их потребу. Для него вопрос о каких-нибудь ухищрениях дамской моды играет не меньшую роль, чем, скажем, для Москвы выборы городского головы. С новым покроем женских платьев, с новыми шляпами, с колебаниями моды на различные украшения здесь связываются миллионные расчеты. И вот почему вопрос о разрезах и их возможном будущем для брюссельского населения — вопрос далеко не праздный и очень часто вовсе не смешной.
Выживут ли разрезы или погибнуть во цвете лет? Если они пойдут в ход, то нужны будут особые чулки, особая форма обуви, быть-может, снова «придется» носить панталоны подлиннее, чем теперь; подвязки тоже «должны будут» изменить свою форму и т. д. Уже и теперь одна сообразительная брюссельская фирма выпустила в продажу подвязки с длинными бантами, которые дразнят мужской взор при каждом движении женской ноги. В то время когда одна часть человечества живет политикой, делом Бейлиса или вопросами о цене баранины и картофеля, многие светлые бельгийские умы погружены в разрешение проблемы о том, нельзя ли поместить повыше правого дамского колена особую зацепку, на которую можно было бы прицеплять... не мужчин, о нет, а сумочку с деньгами, перчатками, носовым платком и всякой прочей необходимой дамам дрянью.
Вообще важных вопросов сколько угодно. Только вольтерьянцы и люди, стоящие далеко от жизни, могут думать, что в области одевально-раздевальной все обстоит так просто. В действительности стоит только однажды подойти к этим делам серьезно, чтобы голова пошла кругом, как от балканских дел.

Н. ГЛЕБОВ.

Классики на экране.

Репертуар русских кинематографов реформируется. Почти все кинематографические фирмы работают в настоящее время над инсценировкой произведений русских классиков.
Спрос на эти картины так велик, что инсценировка их идет быстрым темпом.
Каждая фирма старается опередить конкурентов, и вследствие этой гонки выпускаемые на рынок фильмы изобилуют грубыми дефектами.
Обилие таких дефектов иногда искажает лучшие произведения до неузнаваемости и они преподносятся публике в переработке кинематографических режиссеров.
Общество любителей российской словесности, по слухам, уже обратило внимание на эти сценарии русских классиков и предполагаете в самом недалеком будущем выработать меры к исправлению их.
Вопрос этот безусловно заслуживаете внимания.
О—во любителей российской словесности можете и даже обязано прийти на помощь кинематографу.

Орозовевший Бальмонт.

Негодующие крики... пощечина, прозвучавшая в зале... люди, бросающиеся друг на друга с сжатыми кулаками... звон бьющейся посуды... на скатерти пена шампанского из опрокинутой бутылки... мерзкие, отвратительные сцены...
Забудется все это... Забудется вечер в кабаре «Розовый фонарь»... Потускнеют, уйдут из памяти поступки, выкрики окружавших... Но что изгладит из сердца одну из картин футуристского шабаша этой ночи?.. Разве забыть ее?..
Забыть, как Бальмонт, стоя на стуле, протягивая руку с цветком на длинном стебле, жеманно-восторженно почти что декламировал:
        — О, Ларионов, ваш рисунок прекрасен... Он напоминает мне древних маори...
И вспоминалось, как давно-давно о самом себе Бальмонт сказал:
        — Я изысканность русской медлительной речи...
Бальмонт говорил...
Кто-то не выдержал, усмехнулся, бросил острое слово.
И медлительная речь завершилась изысканным выражением:
        — Идиоты окружают вас, Ларионов.
Разве забыть, как после этого с истерическим выкриком «я не могу больше оставаться здесь» Бальмонт бросился к двери, щедро рассыпая кулачные удары?..
За пять минуть до того, при первом появлении его в дверях, мы встретили Бальмонта, поднявшись с мест, аплодисментами.
Мы не возьмем назад этих аплодисментов. Ими приветствовали того поэта, который долго был нашей первой любовью, приветствовали вынужденного скитальца по парижским бульварам, по островам Океании.
Они относились к другому Бальмонту, которого мы любили заочно. А тот, который предстала перед глазами - опрокидывающий стулья, заносящий кулаки — был и гадок и жалок одновременно.
И хотелось крикнуть:
        — Зачем вы привели его сюда?.. Зачем разбили нашу розовую любовь к нему?.. Зачем сделали его героем мерзкой, ничего с искусством общего не имеющей сцены, героем почти что протокола?..

ЛИТТАЬ БОЙ.

Пушкин в описаниях своей жены.

По слухам, найдены дневники Наталии Николаевны Пушкиной.

(БЕСЕДА С СЫНОМ ПОЭТА А.А.ПУШКИНЫМ).

На-днях в одной из московских литературных организаций передавали интересную весть:
Будто у одной из знакомых семьи Гончаровых найдены дневники Наталии Николаевны Пушкиной, урожденной Гончаровой.
В дневниках имеются будто бы страницы, касающиеся Александра Сергеевича Пушкина.
Указывали даже и количество дневников — две тетрадки обычного формата, исписанные мелким женским почерком.
Одному из литераторов обещано через несколько дней прислать эти дневники, нигде еще не опубликованные.
Заинтересовавшись сообщением о дневниках Наталии Николаевны Пушкиной, мы решили обратиться к престарелому сыну великого поэта, почетному опекуну ген. А.А.Пушкину.
А.А.Пушкин по-прежнему живет в маленьком угловом особнячке, в Б. Никольском переулке.
Хотя и барская, но простая по внешнему виду квартира А.А.Пушкина сплошь увешана семейными и, вместе с тем, литературными реликвиями.
Когда вы входите в гостиную, сразу бросается в глаза хорошо знакомый оригинал портрета А.С.Пушкина, с которого воспроизводятся портреты во всех изданиях сочинений поэта.
Рядом портреты жены поэта, Наталии Николаевны, матери А.А.Пушкина.
Престарелый сын великого поэта сейчас болен и не выходить из дома. Все же он изъявил любезное согласие поговорить о своей матери.
        — Вы спрашиваете, верно ли сообщение о дневниках? Я сомневаюсь, чтобы слух о дневниках моей матери был верен. Когда мать умирала, я был уже в чине полковника; несомненно, если бы после нее остались какие-нибудь дневники, я бы знал о них, а, может-быть, и сам бы их имел среди груды всяких других наших семейных реликвий. То, что я ничего об этом никогда не слыхал и не знал, заставляет меня думать, что вряд ли действительно есть дневники моей матери.
Это, так сказать, сторона фактическая, но есть и другая—чисто «психологическая». У матери моей был не такой характер, чтобы она просиживала над дневниками и сообщала им свои сокровенные думы. Все, что она переживала, а пережила она, как вам известно, много, она скрывала в глубине своей души. Может-быть, я ошибаюсь или не совсем точно знаю все пережитое матерью, так как с 15 лет был уже взят из дома и отдан в военное учебное заведение; но почему никогда мне ничего не приходилось Слышать о дневниках от старшей сестры, Марии Александровны? Ведь сестра долго прожила вместе с матерью и, несомненно, о дневниках знала бы.
Мы заинтересовались, может-быть, А.А.Пушкину случайно не приходилось слышать о дневниках от сестры.
        — Нет,—возразил А. А. Пушкин,—ведь сестра моя, несмотря на то, что она значительно старше меня,— a мне 80 лет,—почти ежедневно у меня бывает (дочь поэта Мария Александровна проживаешь в Москве). Неужели вы думаете, что хоть когда-нибудь случайно не зашла бы речь на такую интересную для нас тему?
Мы спросили А. А. Пушкина:
        — A верно ли, что со смертью Наталии Николаевны Пушкиной над семьей ее родных—Гончаровых— тяготеет какой-то злой рок,—что она переживает неприятности?
        — Нет, не верно. Оставшиеся сейчас в живых Гончаровы все живут очень дружно между собой. Да и мы — я и сестра — с ними очень хорошо живем, часто видимся. По наследству к ним перешли два имения — одно в Рязанской губ., а другое недалеко от Москвы. Там они и живут.
В заключение А. А. Пушкин заинтересовался, откуда исходить слух о дневниках его матери.
        —Это меня очень интересует,— волнуясь заметил сын великого поэта. Я почти уверен, что не ошибаюсь, но все-таки, все-таки...

А.АРД.

А.А.Пушкин в своем кабинете.
(Фот. «Ранн. Утра»).

ФУТУРИСТЫ И БРАК.

Забавную историю из жизни итальянских футуристов рассказывает «Mercure de France». Когда футурист Джино Северини женился на дочери французского „короля поэтов" Поля Фора, он должен был предстать в Милане перед трибуналом футуристов, судившим его за этот проступок (женитьбу!). В числе судей были и две молодые женщины, ярые последовательницы свободной любви, тут же присутствовала и молодая жена Северини. Обвинения были чрезвычайно суровы, и молодая чета, бледная от волнения, слушала их не без возмущения.
Дебаты вскоре приняли такой повышенный диапазон, что молодая женщина в слезах бросилась мужу на шею, а сам Северини упал в обморок. Перед этой сценой высокой супружеской любви не могли устоять даже футуристы. Они переменили тон и поспешили простить поэту его тяжкий грех перед футуризмом.

В Мобене (Франция) год тому назад фермер Поль Марш продал жену за 200 франков своему соседу, который увел ее к себе. На-днях Марш стал требовать жену обратно. Когда сосед вместе с его женой вытолкали его из дома, он застрелил соперника из ружья.

Императрица Евгения, вдова Наполеона III объявила о продаже своей яхты „Тистль”, которой она до последнего времени пользовалась и на которой ее посещали коронованные особы.

В Кембридже, университетском английском городе, утонули на улице в грязи два человека: трактирщик и восьмилетняя девочка.

Русские Ведомости (Москва)

Лекция К. Д. Бальмонта.

В прошлом году К.Д.Бальмонт совершил плавание к островам Тихого океана. Отзвуком этого плавания быль цикл стихотворений, воспевавших океан, коралловые острова и островитян. Вчера поэт прочитал в Политехническом музее лекцию «Океания», в которой передал свои впечатления от плавания по океану.
Лекция не была ни связным рассказом путешественника, ни ученым анализом добытых данных и коллекций; это был ряд поэтических образов и картин, стихотворений в прозе, перемежавшихся рифмованными стихами, прекрасно звучавшими.
При плавании по Атлантическому океану вдоль берегов Африки поэту вспоминается таинственная Атлантида, покоящаяся на морском дне; ему чудится, как среди заснувших подводных колонн резвятся и устраивают свой шабаш рыбы. Чудная тропическая звездная ночь с великолепным южным крестом, этим «небесным распятием»; пурпурные зори и огненные закаты солнца; летящий около корабля сильный, быстрый альбатрос, — таковы впечатления от Южного океана. Как грёза всплывают на горизонте линии коралловых островов, с их пальмами и чудного зеленоватого цвета лагунами.
Среди пленительной природы, в царстве вечной весны наслаждаются жизнью счастливые островитяне — беспечные, доверчивые, освобожденные от тяжелой работы, не знающие преступления, красивые, стройные; поэту представляется, что каждый миг их жизни как сияющий кристалл, а вся их жизнь как вечная улыбка, царство смеха и веселья.
При расставании самоанская девушка поднесла поэту ветку дерева грусти. Красивым стихотворением, описывающим эту сцену, Бальмонт закончил свою лекцию.
Публика, совершенно переполнившая большую аудиторию, тепло проводила лектора.

Лекция К.Д.Бальмонта.

Вчера, вечером, задолго до начала лекции К. Д. Бальмонта, у входа в новую Большую аудиторию Политехнического музея начала собираться громадная толпа, состоявшая преимущественно из учащейся молодежи.
Большинству, однако, попасть на лекцию не пришлось.
Все билета были проданы.
Аудитория переполнена до последней степени.
К.Д.Бальмонта встречают шумными аплодисментами.
В начале лекции, озаглавленной «Океания», К.Д.Бальмонт рассказывает о своих впечатлениях «северянина, покинувшего туманную Англию, чтобы плыть по волнам Атлантики на благословенный Юг».
В прекрасной, по обыкновению, форме лектор говорит далее о красотах «Чуда-океана» и попутно читает некоторые свои стихотворения.
Главная часть лекции посвящена природе и народам Полинезии.
До словам лектора, он вынес из своего путешествия среди полудиких народов Австралии и Полинезии «целую гамму художественных впечатлений».
В конце лекции К. Д. говорит о поэзии Маори и читает несколько отрывков, переведенных им на русский язык.
Публика устроила лектору овацию.

«Розовый фонарь».

Открытие «Розового фонаря» закончилась-таки скандалом.
Конечно, когда явились футуристы, с г-жей Гончаровой и г. Ларионовым во главе.
На щеках последнего красовались кабалистические, начертанные черной краской, знаки.
За ним следовали молодые люди, тоже разрисованные.
Г. Ларионова вопрошают:
        — Во что веруете?
        — В себя верую,—отвечает тот.
Начинается «оживленный обмен мнений», переходящий в ругань.
Слышится:
        — Хамы, идиоты, презренная чернь...
        — Сами идиоты, сами болваны! Вон, долой!
Присяжный поверенный Шрейдер, обращаясь к забравшемуся на стол г. Ларионову, потребовал удовлетворения за нанесенные оскорбления.
Г. Ларионов, узнав, что г. Шрейдер не дворянин, величественно отказался.
        — И вы не дворянин, — я это знаю из достоверных источников, - ответил «маркизу» футуристов г. Шрейдер.
На Шрейдера двинулась г-жа Гончарова.
Скандал грозил разрастись.
Но принятыми полицией мерами его ужалось прекратить.
Публика разошлась.
На г. Ларионова составлен протокол.

Утро (Харьк.)

Богослужение.

Вчера, в день восшествия Государя Императора на престол, в Кафедральном соборе архиепископ Арсений и епископ Федор с духовенством отслужили благодарствен. литургии. и благодарственный молебен. На богослужении в соборе присутствовали: корпусной командир, ген.-от-инфант. Ф.В.Сиверс, и.д. харьковского губернатора Н.Н.Масальский, старший преподаватель окружного суда И.А.Филиппов, управляющий харьковской конторы Государственного банка Н.Х.Орда и много др. начальствующих лиц. После богослужения на Соборной площади состоялся парад войскам местного гарнизона.

Реставрация бахчисарайского дворца.

Министерство внутренних дед внесло в совет министров законопроект об отпуске средств на реставрацию бахчисарайского, бывшего ханскаго дворца, построенного в XYI веке и являющегося выдающимся образцом древнеазиатского зодчества. (Р. Р.)

МЕЛИТОПОЛЬ. Догадливый городовой.

Полицейский городовой Дроздов, случайно проходивший 19-го октября мимо почтовой конторы, заметил входившего в контору молодого парня, который показался ему подозрительным. Войдя вслед за ним в контору, Дроздов стал наблюдать за неизвестным молодым человеком, при чем заметил, что он терся около одного крестьянина-стекольщика, ожидавшего очереди сдать деньги. Подойдя к крестьянину, городовой спросил, есть ли у него деньги. Тот хватился за карман и завопил: оказалось, что киса с серебряной и медной монетой до 25 руб. исчезла. Городовой тут-же арестовал молодого парня, за которым он наблюдал, и у него нашли кису и деньги.

Ярмарочное Монако.

Жалуются на наплыв на Казанскую ярмарку разного жулья, обирающего, главным образом, крестьян разными способами и, главным образом, в походную рулетку. Ставится табуретка „в местах скопления народа", выкладываются три карты или три наперстка с горошинкой и—„красная выграет, черная програет“. Любопытные видят, где ложится красная масть или под какой наперсток кладется горошина, ставят на них деньги, а когда переворачивают карту или поднимают наперсток, то ни красной карты, ни горошины не оказывается. Дальше — азарт и проигрыш свое берут, и князь ярмарочного Монако к вечеру нагружается чужими деньгами. Полицейский обход, учиненный в ночь на 19-ое число для уловления неблагонадежного элемента, дал результаты по задержанию кое-кого из гастролеров, прибывших поживиться на Казанской ярмарке. <...>