06 ноября (24 октября) 1913 года

НОВЫЙ КИНЕМАТОГРАФ.

Вчера состоялось открытие вновь выстроенного театра-кинематографа „Гигант”. Демонстрирование картин сопровождалось игрою музыкального оркестра.
Вновь выстроенный кинематограф производит впечатление комфортабельности.

Городские дела.

Гласный думы Кишкин обратился к городскому управлению с указанием на огромное значение радия в клиническом лечении раковых заболеваний. До сих пор против рака средства не было, теперь это средство найдено, но оно крайне дорого, потому что радия очень мало. Автор заявления обращает внимание на предпринятые проф. Вернадским изыскания залежей радия в России и предлагает думе в виду важности этого дела ассигновать 20 000 руб. на работы проф. Вернадского по дальнейшему изысканию радия.

Близь Сасебо затонули 2 миноносца, команды спасены, суда подняты.
        В заседании баварской палаты депутатов прочитаны грамота и манифест нового короля Лудвига.
        В Пекине подписана русско-китайская декларация по монгольским делам.
        Ответная нота Греции, полученная в Риме, содержит обвинение в некорректных поступках некоторых членов международной разграничительной комиссии.
        Болгарский царь Фердинанд прибыл в Вену.
        Болгарское националистическое общество в Варне призывает население бойкотировать греческие товары и греческих торговцев.
        Черногорский делегат получил инструкцию подписать сербско-черногорское соглашение.
        Румыния заключила в Англии заем в 99 миллионов.
        Шедший из Марселя скорый поездь врезался в локомотив другого поезда, разгромив вагоны. Убито 15 человек, - ранено 14.
        В венгерской палате депутатов оппозиция продолжает обсуждение дела об игорном доме. Член оппозиции бросил в места министров игральные карты, вождь клерикальной партии том свода законов.
       Эдиктом китайского президента главной виновницей южной революции признается партия Гуомандан и объявляется вредной для государства. Депутаты обеих палат из этой партии—470 чел. высылаются на родину и лишаются депутатского звания.
        В двух верстах от Бирзулы потерпел крушение шедший в Одессу товарный поезд, на который налетел курьерский поезд. Двое ранены.
        Ночью на Московско-Казанской дороге между станциями Оброчное и Ужовка потерпел крушение пассажирский поезд. 14 человек убито, 15 ранено.
        По делу Бейлиса произнесена блестящая речь прокурором.
        Виленский окружный суд отклонил ходатайство бывшего члена Г. Думы Булата о включении его в состав виленской адвокатуры.

ЛИСТОКЪ

Редкая плодовитость.

На этих днях на Петербургской стороне жена торговца газетами А.Чашкина родила по счету семнадцатого ребенка; все дети Чашкиной живы и отличаются цветущим здоровьем., Восемь сыновей и трое дочерей помогают отцу: сыновья стоять на углах, дочери разносят по утрам газеты. Экзамен и лотерея. В управлении одной из железных дорог в начале октября освободилось место заведующего тарифным отделом. Так как cреди своих служащих не нашелся достойный заместитель, то принято было 138 прошений со стороны и всем просителям сделали экзамен; просеянных оказалось только 7, им устроили лотерею, и принятым оказался бывший служащий Юго-Западных дорог У—в.

Золотая свадьба.

20-го Октября спб. домовладелец Семен Матвеевич Матвеев и его супруга Матрена Федоровна праздновали день своей золотой свадьбы. После совершенного протоиереем от. Д. Кратировым молебствия чете были принесены многочисленные поздравления родственниками и знакомыми. Интересна биография С.М.Матвеева. Мальчиком оп поступил в услужение к одному из извозопромышленников и владельцу кузницы. Упорный труд дал ему возможность скопить некоторые средства и купить сначала у своего хозяина все дело, а позже и дом на Олонецкой ул. за № 14-16, которым он владеет вот уже 40 лет. Вся жизнь г. Матвеева протекла на этой Олонецкой улице.

Прибытие монгольского премьер-министра.

Монгольский премьер-министр Саин-Нойон-Хан с супругой в сопровождении князей Удай-Вана и Ценуна-Паи и свиты прибудет в Петербург 4-го Ноября. Как мы слышали из Петербурга он проедет в Крым.

Лов лососков и лохов на Неве.

В настоящее время крестьяне-рыбаки деревень: Пороги, Маслова, Оранжерейная, Островки, Кузьминка, Пески, Дубровка и Шереметьевка, расположенных по правому берегу р. Невы, довольно удачно производят лов лососков и лохов (самец); особенно хорошо идут мелкие лохи в мережки - за одну только ночь попадает по 15—20 лохов. На этих днях два рыбака поймали по редкому экземпляру лососок — один весом 1 пуд 18 фун., другой 1 пуд 16 фун. Несмотря на то, что как лососки, так и лохи имеют теперь некрасивый, бурый цвет и маловкусны, продаются они дорого— по 30 коп. фунт. Теперь-же на Неве происходит «лучение» рыбы новым способом, при помощи сильного керосино-калильного фонаря. Новинка дает блестящие результаты.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Ухо откусил.

В с. Знаменовке (новомосков. у.), кр. М.Миршавка, во время драки в трактире с кр. С.Разореновым откусил последнему зубами часть левого уха.

„Черный Орел".

Домовладельцем Ф. Ермолаевым (1 Чечелевская ул., д. 15) было получено по почте местное доплатное письмо с требованием об уплате 10.000 руб. „выкупа“.
Деньги эти, по требованию автора письма, должны быть в течение 18 дней доставлены по следующему оригинальному адресу: „Кавказ, Черниговская пещера, атаману шайки „Черный Орел”.
При этом г. Ермолаев предупреждается, что, в случае отказа доставить „выкуп” к сроку, он рискует жизнью.
По общему мнению, г. Ермолаев сделался жертвой глупой мистификации. Злополучный домовладелец, однако, не на шутку испугался...

Доктор Уайтхед, умерший недавно в Англии, оставил состояние в полтора миллиона рублей своему другу с тем, чтобы он постоянно хранил пепел его сожженного трупа в своем кабинете в урне.

Английский министр Лойд Джордж скупает для правительства земельные участки страны, преимущественно богатые лесом.

В Веллингтоне (Новая Зеландия) вспыхнула забастовка портовых рабочих. Такая же забастовка началась и в Окланде. В том и другом городе забастовщики были разогнаны штыками матросов с английских стационеров.

В Ливерпуле определена цена за повреждение рабочими глаз во время работ: 6 рублей пенсии в неделю за повреждение одного глаза и 9 руб., если потеряно зрение на оба глаза.

В Бромвиче (Англия) сова заклевала ребенка. Оказалось, что она нападала уже на пять человек, но владелец совы отказывался ее пристрелить, считая ее хорошим сторожем своего дома.

Принятие 60 гран аспирина директором лондонского кенсингтонского банка повлекло за собой смерть пациента и судебное преследование лечившего его доктора.

В Николаеве учительница городской начальной школы Шадурская, жившая впроголодь, неожиданно получила из Петербурга извещение о доставшемся ей миллионном наследстве. Бросив службу, Шадурокая уехала в Петербург.

„С. К. Кр.” передает, что в жизни кавказских сектантов замечается новый поворот. До последняго времени они имели сильное стремление уходить за пределы России для простора своим религиозным верованиям и переселялись в Америку. Теперь замечается их стремление работать над устроением жизни, не убегая на чужбину.

Дар неизвестного Третьяковской галерее.

Вчера лицо, пожелавшее остаться неизвестным, через гласного С.В.Пучкова пожертвовало Третьяковской галерее стихотворение-экспромт Я.П.Полонского к портрету М.И.Лопухиной.
М. И. Лопухина, урожденная графиня Толстая, приходилась родной племянницей Л.Н.Толстому. Портрет ее, принадлежащий кисти Боровиковского, достался Третьяковской галерее от графини П.Ф.Толстой, бывшей замужем за московскими губернатором» В.О.Перфильевым.
Я.П.Полонский при посещении галереи был восхищен портретом и тут же на небольшом клочке почтовой бумаги, украшенной его характерной монограммой, набросал следующие строки:
        Она давно прошла—и нет уже тех глаз
       И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень*) любви, и мысли — тень печали.
       Но красоту ея Боровиковский спас.
        Так, часть души ея от нас не улетела:
       И будут этот взгляд и эта прелесть тела
       К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его: любить — страдать, прощать — молчать.
*) Что лучше, — тень или след, — спросить Шумахера

Портрет М. И. Лопухиной, работы Боровиковского.

Нападение на помещицу.

НИКОЛАЕВ, Херсонской губ., 23, X. Вблизи селения Варваровки, Одесского уезда, вооруженный грабитель напал на проезжавшую помещицу Аркас.
Грабитель отобрал у помещицы брильянты, ценностью в 50,000 pyблей.

Агентские телеграммы.

ПЕТЕРБУРГ, 23,X. Приказом по военному ведомству опубликовано Высочайше утвержденное положение военного совета об изменении штата некоторых должностей военно-медицинской академии и изменении и дополнении нескольких статей Высочайше утвержденного 12-го марта 1913 года положения об этой академии.

Новые железнодорожные катастрофы.

17 убитых и 24 раненых.

(По телеграфу и телефону от наших корреспондентов).

Московско-Казанская жел. дорога.

Место крушения.

АРЗАМАС, Нижегородской губ., 23,Х. В ночь на 23-е октября потерпел крушение пассажирский поезд №27.
Поезд этот шел из Нижнего –Новгорода в Пензу по Нижегородской ветке Московско-Казанской жел. дороги.
Поезд состоял из девяти вагонов, в числе которых был и почтовый.
Вагоны были переполнены пассажирами, главным образом дальнего следования, на Челябинск, на Ташкент, на Кавказ.
Катастрофа произошла ночью, в четыре часа, на перегоне между станциями «Ужовка» - «Оброчное», в шести верстах от станции «Ужовка» и в 230 верстах от Нижнего –Новгорода.

Картина катастрофы.

АРЗАМАС, 23,Х. Поезд шел со средней скоростью приближаясь к станции «Оброчное».
Вдруг совершенно неожиданно под колесами паровоза раздался треск, и паровоз вместе с 7-ю вагонами, следовавшими за ним, сошли с рельсов. Вагоны полетели друг на друга и разбились в дребезги, образовав груду обломков.
Тотчас же послышались стоны раненых, плачи крики.
Опомнившись от первого впечатления, оставшиеся в живых члены кондукторской бригады поспешили сообщить о случившемся на станции «Тимирязево» и «Лукоянов», отстоящие от места катастрофы в 48-ми и 54-х верстах.

Жертвы катастрофы.

ЛУКОЯНОВ, 23.Х. В первый же момент обнаружилось, что катастроф колоссальна по свои печальным результатам.
Из-под обломков было вынуто 15 убитых, из них часть пассажиров, часть прислуги поезда.
Тяжело раненых, освобожденных из-под обломков вагонов, 14 человек; кроме того, многие получили более легкие поранения и ушибы. <...>

Причина крушения.

ЛУКОЯНОВ, 23,Х. Предварительным дознанием, произведенным чинами железнодорожной полиции, было установлено. что причиной крушения послужили два рельса, положенные неизвестными злоумышленниками поперек пути.

АРЗАМАС,23,Х. Циркулирует слух, что причиной катастрофы является озорство пьянствующих рекрутов, положивших на путь рельс.
Два дня назад на путь также был положен рельс, но сброшен паровозом.

Утро (Харьк.)

КУРСК. Объединяющее лото.

Председатель совета старшин купеческого клуба Я.П.Сыромятников на-днях явился к губернатору Муратову с ходатайством о разрешении клубу вновь открыта игру в лото, мотивируя свое ходатайство грозящей клубу гибелью без лото.
Как и следовало ожидать, губернатор отклонил категорически ходатайство Сыромятникова.
Таким образом клуб, лишенный поддержки администрации, должен, по признанию председателя совета старшин, погибнуть.
Любопытно, что основатель и организатор клуба г. Гинсбург, ходатайствуя об открытии клуба, ссылался на патриотические задачи клуба, имеющего цель объединение курских патриотов.
Но, очевидно, без лото объединение не удается.