07 ноября (25 октября) 1913 года

ВОИНСТВЕННАЯ РЕЧЬ ГЕРМАНСКАГО ГЕНЕРАЛА.

В Страсбурге генералу Деимлинг, командующий 15 армейским корпусом, произнес во время смотра запасных Эльзас-Лотарингии воинственную речь, которая произвела сенсацию. Генерал заявил, что в будущей войне запасные солдаты должны выказать наравне с другими храбрость и твердость, ибо «немецкая родина» окружена соперниками и врагами. Традиционный враг ее, Франция, только и дожидается удобного момента, чтобы напасть на Германию, и надо быть готовым на всякое самопожертвование и смело идти против „красных штанов”.

Комиссия по народному образованию Г. Думы высказалась в присутствии представителя ведомства, что объяснения могут давать только высшие представители министерства.
        Член Г. Думы Н.И.Антонов отказался от обязанностей председателя октябристской фракции.
        По делу Бейлиса Замысловский произнес длинную речь, обосновывающую ритуальность убийства и совершение его на заводе Зайцева. Шмаков начал свою речь, продолжение которой отложено до утра.
        Статс-секретарь В.Н.Коковцов посетил место железнодорожной катастрофы в Мелене и пожертеовал 500 франков семьям пострадавших. Царь Фердинанд был принят в аудиенции императором Франц-Иосифом.
        Австрийский министр иностранных дел граф Берхтольд принят был болгарским царем в Вене.
        «Tribuna», отвечая известной части французской печати, заявляет, что державы солидарны в решении осуществить постановление Европы, что возобновлено конференции послов нежелательно и что адрианопольский прецедент по отношение к Грекам в Албании применен быть не может.
        Румынский министр Таке-Ионеску прибыл на пароходе в Константинополь. Министр внутренних дел Талаат-бей посетил Таке-Ионеску на пароходе.
        Бельгийский король прибыл в Потсдам для посещения германской императорской четы.
        Коммунальная джунта в Риме во главе с синдиком Натаном и джунты в Сассари, Асколи, Анконе, Бари и Бергамо подали в отставку, в виду победы на выборах демократических элементов.
       В Триесте от бубонной чумы скончался грузчик парохода «Sophie Hohenberg».

Чествование женщины-ученого.

Вчера, 24-го Октября в 11 часов утра высшие женские курсы чествовали первую преподавательницу курсов В.И.Шифф, по случаю исполнившегося 30-летия ее ученой и педагогической деятельности. В.И.Шифф была встречена рукоплесканиями. Адрес от слушательницы курсов был прочитан слушательницей Ахте, после чего профессор С.Е.Савич приветствовал юбиляршу от лица физико-математического факультета и охарактеризовал ученые ее заслуги. Затем были произнесены приветственные речи директором курсов С.К.Буличем и деканами И.М.Гревсом и М.Я.Пергаментом. Депутацией слушательниц физико-математического факультета В.И.Шифф был поднесен букет белых роз, и чествование закончилось чтением многочисленных приветственных телеграмм от разных ученых обществ и представителей науки.

ШАБАШ ФУТУРИСТОВ.

«Розовый Фонарь».
Так называется новое кабарэ в Москве, открытие которого состоялось 19-го Октября в помещении театра миниатюр.
Серьезных требований предъявить к новому кабарэ не приходится. Организаторы не дали ничего нового, оригинального, кроме скандала, который разыгрался, когда в зале появились столпы футуризма Н.Гончарова и Ларионов.
До открытия кабарэ организаторы усиленно рекламировали свое предприятие, как «кабарэ футуристов». В действительности же оказалось, что гг. футуристы не заинтересованы в материальной части нового кабарэ, а являются лишь гостями.
Об этом просил оповестить публику г. Ларионов, прежде чем выступить со своим «манифестом».
Все, что дали устроители кабарэ, не интересно ж скверно: публика протестовала против такой программы и требовала обещанных футуристов которые, по программе, «должны разрисовать лица».
После настойчивых требований устроители выпустили поэта-футуриста Маяковского, который, начав с заявления, что он «рыжий русской литературы», сталь декламировать свои стихотворения. Кончил поэт-футурист тем, что «плюнул в лицо публике».
Поднялся неистовый шум и гвалт.
Атмосфера сгущалась. Публика все настойчивее и настойчивее требовала футуристов. В 2 ч. ночи в зале, наконец, показываются расписанные футуристы во главе с Н.Гончаровой и М.Ларионовым. С трудом удается восстановить спокойствие. На стол становится один из футуристов и начинает читать «манифест футуристов».
Раздаются отдельные протесты, но большинство пытается понять, что хочет сказать представитель футуризма. Вновь поднимается неистовый шум.
        — Ларионова, Ларионова на стол! — требует публика.
После долгих уговоров на столе появляется Ларионов.
        — Скажите, во что вы верите? Вашу программу? —раздаются голоса.
       — Вы ослы современности! — следует ответ.
Терпеть дальше грубого издевательства публика не могла. Началась свалка.
       — Я десять лет работаю, вы должны знать мою программу! — кричит разукрашенный футурист.
Некоторые из присутствовавших пытаются восстановить порядок, но напрасно.
В зале в это время появляется Бальмонт. На время наступает спокойствие, и Бальмонт обращается к Ларионову со словами:
       — Все, что вы делаете, красиво. Все, что вы рисуете, прекрасно.
Один из окружавших Ларионова перебил оратора, и этого было достаточно, чтобы г. Бальмонт раздраженно закричал:
       — Да здравствуют окружающие Ларионова идиоты!
Мгновенно наступило молчание. Никто, видимо, не ожидал такой грубой, некультурной выходки со стороны «короля рифмы».
       — Стыдно! Совестно! — раздались возгласы вслед удалявшемуся Бальмонту.
       — Я был врагом Бальмонта, теперь я считаю его своим другом,—гордо заявляет Ларионов — и на обращенные к нему негодующие возгласы поднимает бутылку из-под шампанского с намерением бросить ее в публику.
Друзья удерживает «храброго» футуриста, который без сопротивления «сдается», но продолжает ругаться.
Между прис. пов. Шрейдером и Ларионовым тут же разыгрывается инцидент, который заканчивается за кулисами.
По словам очевидцев, г. Шрейдер требовал удовлетворения от г. Ларионова за оскорбление действием, нанесенное ему Н.С.Гончаровой.
Шум в зале все разрастается. Тушат огни. Полиция требует очистить зал.
Скандал, как сообщает «Ран. Утро», продолжался до утра.
Возмущенная публика с негодованием покинула театр.
Устроители кабарэ благоразумно спрятались в кулисы, где подсчитывали барыши.

Пособие балалаечнику Андрееву.

Бюджетная комиссия внесла в Гос. Думу доклад по законопроекту м—ва торговли и промышленности об отпуске надв. сов. Андрееву ежегодного пособия на содержание великорусского оркестра. В докладе указывается, что никаких сведений о действительном значении сбыта великорусских музыкальных инструментов, сравнительно с прошлым временем в законопроекте не приводится. Комиссия предлагает Гос. Думе законопроект отклонить. («Д.»)

Из Виго (Португалия) сообщают, что вожди реакционного восстания Куцейро и Кутинья спаслись бегством на пароходе „Амазонка”, шедшем по направлению к Англии. Женщина, скрывавшая их в своем доме, Юлия Кунья, арестована. *** На горе в 2,000 футов высоты, в Уэльсе (Великобритания), найдены доски и листы железа, снесенные уpaгaном с домов подгорных селений.

В верхнем течении Конго за минувшую неделю на новооткрытых бриллиантовых копях найдено 830 бриллиантов выше карата и нисколько тысяч мелочи. В общем, итог за неделю свыше трех тысяч каратов. Бриллиантовая горячка продолжается.

Лекция о футуризме.

Вчера в Политехническом музее Петербургский критик К.Чуковский читал подробный доклад о сущности и течениях российского футуризма. В последнем нужно отличать 2 направления: петербургский эго-футуризм во главе с Игорем Северянином и московский кубо-футуризм Крученых, Ларионова и др.
Как в первом, так и во втором нет настоящего футуризма, литературного течения, развившегося в Италии и Франции, и отцом которого является Маринетти.
Эго-футуризм Петербурга—отрыжка вчерашнего русского модернизма. Новизна и заслуга салонно-будуарной поэзии Игоря Северянина заключается лишь в том, что она делает попытку американизировать нашу речь, создает новые «слова-молнии», «слова-экспрессы». В этом отразилась современная, городская культура, которой всегда некогда, которая из экономии и убыстрения речи несколько слов превращает в одно: «окалошить», «оэкранить»... Этот язык будущего есть единственный подлинный футуризм петербургских эго-футуристов, которых, между прочим, как кружка представителей литературного направления, уже более не существует.
У московских кубо-футуристов нет ни одной черты западного футуризма. В их бунте против красоты, против разума и слова, докладчик усматривает слепой и стихийный русский нигилизм, душевный надрыв и обывательскую скуку.

В Нижнем обнаружена прокаженная, крестьянка Тяпкина, державшая бакалейную лавку. Тяпкина помещена в больницу. Товар в лавке уничтожен и лавка закрыта.

Недалеко от станции Перевал Унгенской ветви, на проезжавших землевладельцев Фустери и Василато напали шесть грабителей, забрали у них деньги и вещи и скрылись. Второе нападение совершено теми же грабителями. Они напали на проезжавшего по дороге пассажира Фукса. Третий грабеж имел место недалеко от местечка Ганчешт. Восемь замаскированных вооруженных грабителей напали на винокуренный завод Фукельмана и принялись взламывать кассу. Предупрежденные о приближении полиции, случайно узнавшей о нападении, они скрылись, захватив у служащих нисколько десятков рублей.

Русские Ведомости (Москва)

Читинский музей.

ЧИТА, Забайкаль., обл. (От нашего корреспондента). В Читу возвратился А.К.Кузнецова, основатель нерчинского и читинского музеев. Как известно, военным судом ген. Ренненкампфа А.К. был приговорен в 1906 г. к каторжным работам. По отбытии каторги А.К. был отправлен в один из улусов Якутской облaсти. Благодаря хлопотам якутского губернатора г. Крафта А.К. разрешено было переселиться в Якутск и заняться приведением в порядок Якутского музея, что и было сделано A.Б. безукоризненно. Теперь он получил разрешение вернуться в Читу и заняться устройством ь читинского музея, который в отсутствие г. Кузнецова остановился в своем росте. В настоящее время А.К. 72 года, но он сохранил полную, бодрость духа и жизнерадостность.

И. Е. Репин в Москве.

В Москве находится в настоящее время И. Е. Репин, приехавший сюда по делам, связанным с организацией очередной передвижнической выставки.
Как сообщает маститый художник, «передвижники» в этом году выступягь перед публикой особенно интенсивно, ибо решено, что кроме обычной большой выставки товарищество передвижников устроить еще выставку эскизов, куда войдут наброски, этюды, зарисовки и прочий, как выразился И.Е.Репин, «материал кухни художника», обычно остающийся публике неизвестным, хотя и представляющий собою в отдельных частях несомненную ценность.
Сам И. Е. Репин будет на этой выставке представлен рядом эскизов, главным образом — теми, которые были им сделаны для его новой большой картины «Дуэль»; на эту же выставку художник даст большой этюд «Царь-Освободитель». Этот этюд был сделан по заказу, полученному художником от официальных кругов Болгарии, и должен был быть разработан в громадную картину, которую предполагалось поместить в одном из муниципальных зданий Софии. Но несчастная война, обратившая все помыслы и ресурсы страны в иную область, помешала заказчикам ассигновать намеченную в более счастливые дни сумму на выполнение заказа, и этюд остался неразработанным. По замыслу автора картина должна была представлять Царя Освободителя, в белом кителе, на белой лошади едущего по балканским горам, озаренным восходящим солнццем; вокруг всадника толпятся фигуры, символизующие освобожденные балканские народы; картина должна была быть написана в тех полу-реальных, полу-фантастических тонах, в которых выполнено большинство последних работ художника.
Что касается очередной передвижнической выставки, то на ней И.Е.Репин будет представлен несколькими портретами, в том числе, портретом проф. Бехтерева. Большой же его картины «Дуэль» в Москве на выставке не будет, ибо она совершает сейчас турнэ по провинции и попадет лишь на выставку в Петербурге.
Вчера И. Е. Репин посетил Третьяковскую галерею и подробно знакомился с произведенными в ней реформами. По словам И.Е.Репина, то, что он увидел в галерее, произвело на него самое отрадное впечатление. Очень доволен он прежде всего залой, отведенной его работам, той ясностью и логичностью, с какой они развешаны. Далее обратили на себя внимание художника зала Сурикова и большая 2-я зала, где стройность размещения материала особенно бросилась в глаза, после путаницы, царившей в ней прежде. Из законченных в последние дни комнат И.Е.Репин отметил залу В.М.Васнецова, где теперь очень отчетливо выражены две стороны творчества этого художника: левая стена заполнена религиозными композициями, расположенными так, что вся стена производит «впечатление церкви»; правая же стена и противоположная входу отдана сказочным и былинным картинам, развешанным так, что все достоинства и особенности картин выступили много яснее, чем раньше. Вообще осмотр галереи убедил И.Е.Репина, что все опасения, высказывавшиеся последнее время по поводу работ, производимых в галерее, совершенно напрасны, дело находится в очень уверенных, любовных и знающих руках.
Как выразился И.Е.Репин, для него «несомненно, что если бы покойный П.М.Третьяков мог сейчас взглянуть на все сделанное в галерее И.Э.Грабарем, он одобрил бы вполне работу попечителя галереи. И.Е. Репин при этом добавил, что и он из былых бесед с П.М.Третьяковым вынес убеждение, что покойный основатель галереи не считал своего размещения законченным, и, когда как-тo раз И.Е.Репин обратил его внимание на ужасную тесноту верхней 2-й валы, П.М.Третьяков ответил, что, конечно, это не хорошо и надо разместить все по-иному, да не хватает времени. Таким образом, по мнению И.Е.Репина, ссылаться на П.М.Третьякова в доказательство нежелательности перемен в галерее совершенно неправильно.

Соглашение рафинеров.

КИЕВ, 24, X. Сегодня, под председательством г. Бродского, состоялось собрание представителей рафинадных заводов.
Обсуждался вопрос об урегулировании рафинадной промышленности, в виду, надвигающегося кризиса.
Г. Бродский предложил восстановить соглашение рафинеров, а также образовать взаимное общество заводчиков для централизации торговли рафинадом.
Общество должно закупать рафинад у заводчиков по заранее определенной цене и перепродавать рафинад потребителям по расценке, не превышающей цену песка более одного рубля.
Предложение это встретило принципиальное одобрение.

Нападение на молитвенный дом.

ХАРЬКОВ, 24, X. (По телефону}. В молитвенный дом при еврейском кладбище вчера, ночью, ворвались нисколько вооруженных неизвестных лиц. Проникнув в комнату сторожа и грозя ему револьвером, неизвестные потребовали выдачи денег.
Сторож ответил, что у него имеется только один его собственный рубль.
Злоумышленники отказались взять этот рубль.
Захватив две кружки со сбором, они скрылись.

Утро (Харьк.)

ТАКТИКА С.-Д.

Состоявшаяся заграницей конференция с.-д. большевиков приняла ряд резолюций, большинство которых, как сообщают «Р»., тождественны с постановлениями лондонского и штуттгартского съездов. По вопросу об общем характере думской работы, вероятно в связи с известной ошибкой при голосовании за рабочий день почтово-телеграфных служащих, конференция приняла два следующие тактические указания: 1) когда в законопроектах, формулах и т. д. дело идет о непосредственном, прямом улучшении положения рабочих, низших служащих и трудящихся масс вообще, то следует голосовать зa все те пункты, которые содержат эти улучшения. 2) По всем запросам, крупным законопроектам социал-демократическая фракция должна вносить свои самостоятельные формулы перехода к очередным делам. В случаях, когда после отклонения формулы с.-д. голосование фракции совпадает с голосованием других фракций, необходимо, чтобы с.-д. фракция мотивировала свое голосование за чужую формулу.

ХРОНИКА

У с и л е н и е         п о л и ц и и         в         городе.

В виду возбуждения пред министром внутренних дел ходатайства об усилении штата городской полиции двумя помощниками пристава, 8-ю околоточными надзирателями и 10-ю конными городовыми, на содержание коих потребуется до 8.000 руб. в год, а также, в виду телеграфного требования министра внутренних дед о срочном доставлении сведений, губернатор просит городскую управу представить ему сведения о числе жителей, отзыв управы об участии города в проектируемом расходе, о задолженности г. Симферополя, недоимках казне, а также бюджет города, с подразделением расходов по статьям.

Лечение городских школьников.

Третьего дня в городской управе состоялось совещание врачей специалистов и заведующих городскими шкодами по вопросу о практическом осуществлении специальной помощи городским школьникам врачами окулистом и лярингологом.

Земский кинематограф.

Днепровское земство сообщает губернскому земству, что, по его мнению, замена световых картин кинематографическими лентами была бы убыточной для земства.

МЕЛИТОПОЛЬ. Веселые воры.

Время ярмарочное, суетливое. На площади гудит. Звенит музыка, шарманки, бубенцы, разные голоса и звуки. Весело, а выпить не на что.
Время осеннее, запасливое; в каждом погребе есть чем поживиться—и съестное и выпивка, надо только уметь забраться в погреба и кладовые, знать при этом и характер домовладельца, что он хранит в них.
„Исходя из этих соображений", ярмарочные молодцы проникли в погреб пом. бухгалтера гор. банка г. Ключникова и как раз нашли то, что нм нужно.
Погреб, видно, не плотно замыкался, а хозяева крепко спали и поэтому непрошенные гости хозяйничали в погребе как знали, с полной неторопливостью и совершенно спокойно, оставив во свидетельство своего пребывания 11 выпитых бутылок наливки-вишневки. Принялись и за двенадцатую бутылку, но в ней оказался томатовый морс. И не только выпили наливку, но из бутылок с широкими горлышками поели и ягоды, оставив хозяевам косточки.