10 ноября (28 октября) 1913 года

Московская Газета

В академии наук.

(По телефону от нашего петербургского корреспондента).

Вчера в академии наук состоялось торжественное публичное заседание, посвященное памяти почетного академика графа Голенищева-Кутузова. Интерес заседания сосредоточился на Августейшем поэте К.Р.. выступившем с речью, в которой он охарактеризовал творения Голенищева-Кутузова. Августейший поэт с большим мастерством декламировал стихи покойного поэта. Большой конференц-зал академии был полон публикой.

Шаляпин и Мейерхольд.

(По телефону от нашего петербургского корреспондента.)

В Мариинском театре неожиданно снята с репертуара опера Даргомыжского «Каменный гость» и всем абонентам объявлено, что в текущем сезоне «Каменный гость» не пойдет. Распоряжение это явилось в результате личных переговоров Теляковского с Шаляпиным, который должен был петь партию Лепорелло в «Каменном Госте».
Говорят, что причины снятия оперы следующая:
        Мысль о постановке «Каменного гостя» принадлежит всецело Шаляпину, который представил на утверждение дирекции план постановки оперы «Каменный гость», причем выговорил себе право помимо участия в качестве певца, заведывать также и всей режиссерской частью. Фактически это значило следующее: дело постановки должно находиться в руках Шаляпина, а техническая часть возлагается на режиссера Мельникова. Дирекция этот план утвердила и заказала декорации академику Коровину. Недавно Коровин прислал дирекции заявление, о том, что он лишен возможности писать декорации для «Каменнаго гостя», так как занят работой по написанию новых <и ре>ставрации старых декораций «Псковитянки» и решительно оказывается писать декорации в «Каменному гостю».
Тогда дирекция обратилась к художнику Головину, который согласился писать декорации, причем им было, в свою очередь, поставлено условие, чтобы сценическая и художественная постановка оперы была отдана Мейерхольду. Дирекция согласилась, и таким образом фактически от Шаляпина была отнят режиссура. На днях Теляковский выезжал в Москву по служебным делам, но, как говорят, поездка имела целью уговорить Шаляпина передать постановку «Каменного гостю» Мейерхольду. Усилия Теляковского не увенчались успехом. Шаляпин категорически, как говорят, завил, то ни на какие уступки не пойдет и в «Каменном госте» в постановке Мейерхольда не выступит. Он добавил, что уже заготовлено официальное заявление в дирекцию, в котором он решительно отказывается от выступления в опере «Борис Годунов», так как находит ее слишком застилизованной Мейерхольдом и если «Борис Годунов» будет реставрирован и освобожден от мейерхольдовской стилизации, он не даст своего имени на афиши. По слухам, так или иначе инцидент с Шаляпиным относительно «Бориса Годунова» будет улажен. Что же касается «Каменного гостя», то опера снята с репертуара и вместо нее пойдет «Русалка».

Московская Копейка

Квартирники.

Еще при первом блеске дня,
       Приехав с дачи в город пыльный,
       Они блуждают, жизнь кляня,
       И проливают пот обильный,
       Бродя по жесткой мостовой
       И невозможным тротуарам,
       Они ругают жребий свой,
       Укоры шлют судьбы ударам.
       Старушка, дряхлая Москва—
       Громадный город, центр обширный,
       Но то не праздная молва,
       Что труден в ней вопрос квартирный.
       Уныло бродит тут и там
       Толпа искателей квартирных,
       Mужей почтенных, милых дам,
       Младых и старых, тощих, жирных.
       Без толку бродят день деньской,
       Пока в конец не хватит мочи,
       И возвращаются с тоской
       На дачу вновь под мраком ночи.
       — Найти квартиру, не пустяк!
       Ворчат они, уставши бегать:
       — Когда б не Шустовский коньяк,
       В Москву, на кой чорт было ехать!

Епископ и автомобили.

С характерным циркуляром к духовенству обратился католический епископ Августин, глава кемецкой епархии. Циркуляр этот гласит следующее:
        «До сведения моего дошло, что не только мальчики и девушки, но и взрослые католики при проезде автомобилей бросают в них каменьями, причиняя этим значительный вред владельцам автомобилей и часто раня проезжающих, и этим нарушают 5-ю и 7-ю заповеди Божии».
В виду этого, еп. Августин предлагаешь ксендзам воздействовать на исповеди и в проповедях на паству, дабы отучить озорников от этих выходок.

НОВЫЕ ЕГИПЕТСКИЕ МАРКИ.

КАИР. (Соб. кор.). Египетское правительство решило заменить существующие почтовые марки другими, изображающими различные виды Египта и исторические памятники. Это новые марки поступят в обращение 8 января нового стиля в годовщину дня восшествия на престол хедива. На новых маарах французские надписи будут заменены английскими. Со дня введении новых марок, настоящие марки не будут больше допущены к обращению.

Турецкие делегаты в Афинах сообщили министру иностранных дел, что Порта не только не идет на уступки, но выдвигает новые требования.
        Греческие газеты придают большое значение обмену тостов между греческим премьером Венизелосом и румынским министром Таке-Ионеску.
        Сербско-болгарская военная комисия по вопросу о Божедарицком военном посте пришла к соглашению о признании его нейтральным.
        Болгарский министр-президент Геннадиев высказал представителям печати свое удовлетворение по поводу результатов поездки в Париж.
        Статс-секретарь В.Н.Коковцов говорит с сотрудником газеты «Temps» относительно положения на Балканах и о русской внешней и внутренней политике.
        Наш корреспондент сообщает, что стремление Италии и Австрии захватить Албанию и Эгейские острова является лишь первым шагом к их расширенно на побережье Средиземного и Адриатического морей.
        По делу о шпионстве в Будапеште присуждены Бравура к 3 годам тюрьмы и штрафу в 1,000 крон и Велес*и, как венгерский подданный, к 4 годам и штрафу в 1,200 крон.
        Первая дивизия второй итальянской эскадры получила приказ крейсировать в водах Леванта.
        Кандидата на албанский престол принц Вид имел совещание с графом Берхтольдом.
        Ллойд-Джордж в речи, произнесенной в Миддльсборо, изложил точку зрения английского правительства на жилищный вопрос.
        Начата прокладка железнодорожных рельсов от Джульфинскаго моста в сторону Персии.
        В Кобе зарегистрован третей случай чумы.

В присутствии Их Императорских Величеств в Ливадии состоялся вынос тела дворцового коменданта В.А.Дедюлина.
        В Гельсингфорсе состоялось торжественное освящение часовни в память столетия заключения Фридрихсгамскаго мирного договора.
        В Ревеле состоялась закладка четырех миноносцев на заводе Беккер и Ко.
        На Черном море шторм.
        В Охотском и Японском морях бушует сильный шторм.
        По делу Бейлиса произнесены ответные речи представителями истицы и защиты. В последнем слове Бейлис не признал себя виновным.
        В Либаве открылась новая пассажирская линия для поддержания рейсов с Бременом.

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ БОЛДЫРЕВ.
Председатель Киевского суда.

Выселение жителей острова Нарген.

«Рижск. В.» передает, что эстляндский губернатор посетил о. Нарген. К прибытию губернатора все население острова было собрано в школьном здании. Губернатор обратился к населению с речью, в которой разъяснил жителям Высочайшее повеление о постройке крепости Петра Великого и об отчуждении для нужд крепости о. Наргена. Губернатор объявил островитянам, что им необходимо выселиться с острова не позднее весны будущего года. Затем жителям были сообщены условия оцеики земли, отчуждаемой под постройку крепости. Островитянам предлагается переселиться на остров Моон, где им будет отведена земля. Не желающим поселиться на о. Моон будет выдано денежное вознаграждение за землю.

Все предусмотрел.

Около Бахчисарая найден был на дереве повешенный труп молодого человека в студенческой форме.
В карманах, по словам «Южн. В.», найдены железнодорожный билет Феодосия — Джанкой и записка «Прости, моя милая! И Крым не спас меня от моего темного духа. Прости». Затем обнаружена фотографическая карточка женщины, на вид Армянки, и еще одно письмо следующего содержания: «Прошу гг. газетных репортеров не распространяться обо мне, главным образом убедительно прошу не называть в заметках ни имени, ни фамилии, а также инициалов, ни города, откуда я родом. Причина—необходимо скрывать это некоторое время от родных, для которых моя неожиданная смерть будет ударом и кое-кого сведет в могилу. Умоляю не называть. В свое время, подготовив почву, им напишут об этом. Прошу полицию не беспокоиться особенно —- я не беглец, не преступник, a просто «самоубийца». Тело предать земле возможно скорее, без всяких обрядов. Если нельзя совсем не называть, пишите, Бог с вами, неизвестный и т. д., но пожалуйста без имени, фамилии и города. Полиции обо всем заявить также своевременно. Врачам—не беспокоиться вскрытием и проч. Здоров физически и психически».
На оборотной стороне записки покойный написал: «документы уничтожаю».

МОШЕННИЧЕСТВО ЮВЕЛИРА.

ПАРИЖ. Известный здешний коммерсант Габриэль Куркин, родом из России, торговавший драгоценными камнями, обвинен в целом ряде мошеннических проделок. Куркин получил обманом от своих коллег на 700 тысяч франков различных драгоценностей. Обвиняемый сознался, что разорился на игре в карты и на женщин и предложил заплатить 30% указанной суммы; суд отказал ему в этом.

Деятельность лиги квартиронанимателей.

ПАРИЖ. Прославившийся своей энергией секретарь лиги квартиронанимателей Кошон отправил заказное письмо папе Пию Х, прося предоставить унаследованный его святейшеством от одной богатой парижской дамы пустой дворец в распоряжение членов лиги, оставшихся без крова вследствие притеснений домовладельцев.

Русские Ведомости (Москва)

Дело Бейлиса.

Отголоски дела.

КИЕВ. Чем ближе к приговору, тем более сгущается атмосфера, тем тревожнее настроение, хотя, по уверению администрации, меры приняты самые решительные, и никакие эксцессы, тем более—антиеврейские, как сказал мне правитель канцелярии губернатора, допущены не будут.
Приговор ожидается в понедельник. В вышедшем сегодня нумере «Двуглавого Орла» помещено большое объявление, приглашающее в понедельник в четыре часа дня в Софийский собор, где будет отслужена архиерейским служением панихида по Андрюше Ющияском, «зверски замученном жидами с ритуальной целью».
Согласно распоряжению губернатора, полиция ежедневно усиленно обходить притоны, особенно в еврейских кварталах, арестует десятками хулиганов и подозрительных лиц и отправляешь их по этапу («Наш. корр.»).
КИЕВ. По просьбе «Двуглаваго Орла» архиерей предполагал завтра служить панихиду по Ющинскому. Полицеймейстер доложил об этом губернатору, что еврейское население встревожено и начался отъезд еврейских семейств. Губернатор беседовал с архиереем о панихиде. В результате архиерей заявил Голубеву, что служить не будет. Голубев вызван завтра к губернатору. Из губернии стянуты шесть полков («Наш. корр.»).
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСК. Конфискован «Подолянин», орган националистов, за погромные статьи. («Наш корр.»).

ДЕЛО БЕЙЛИСА.

Последнее слово подсудимого.

По возобновлении заседания председатель поворачивает голову в сторону подсудимого:
        — Что вы можете сказать присяжным заседателям в вашем последнем слове? В зале сильнейшее напряжение.
Все, кажется, затаило д ы х а н и е.
Б е й л и с медленно встает со скамьи, с видом в конец измученного человека.
Он бледен, как никогда.
Говорить он начинает не сразу. Видно, волнение мешает ему найти нужные слова.
Начинает он очень тихо. Совсем невнятно. Ухо с большим трудом улавливает отрывочные слова.
        — Я устал. Я невиновен. Прошу вас, господа судьи, господа присяжные, оправдайте меня. Я могу многое кое-что сказать. Сейчас не могу. Я устал. Защитники все сказали обо мне. Дайте мне видеть семью, детей. Они ждут меня два с половиной года.
Бейлис как-будто хочет еще сказать что-то, делает продолжительную паузу, но вдруг садится или, вернее, как-то особенно беспомощно опускается на скамью.

Утро (Харьк.)

Цирк Злобина.

Общее внимание обращают удивительна дрессированные попугаи м-сс Артелло. Попугаи — настоящие акробаты, исполняющие все приказания дрессировщицы. Один из них ездит на колясочке, другие «упражняются» на трапеции и т. д. Публику эти артисты приводят в восторг. Интересны «музыкальные виртуозы» Миовские.