11 ноября (29 октября) 1913 года

Приговор по делу Бейлиса.

КИЕВ 28 октября. В 4 часа 12 минут присяжные удалились на совещание.
КИЕВ 28 октября. В 5 ч. 45 м. пополудни вынесен вердикт присяжных: по первому вопросу: да, доказано, по второму о виновности Бейлиса: нет, не виновен.
КИЕВ 28 окт. Бейлис оправдан. По первому вопросу ответ утвердительный.
КИЕВ, 28 октября. В 5 ч. 45 минут присяжные выходят, из совещательной комнаты. В глубокой тишине старшина оглашает вердикт, отвечая на первый вопросу да, доказано. На второй вопрос: нет, не виновен.
Бейлис опускается на скамью. Его окружают конвойные и подают ему воду.
Суд удаляется в совещательную комнату. Затем в 6 ч. пополудни выходит председатель, оглашает акт определения и заявляет Бейлису, что он свободен от суда и следствия.
Конвойные вкладывают шашки в ножны.
Заседание закрыто.

Дело Бейлиса.

КИЕВ. Присяжные покинули совещательную комнату. Старшина читает вердикт. На вопрос: доказано ли убийство, присяжные ответили: "да, доказано". На второй вопрос о виновности Бейлиса присяжными дан ответ: "Нет, не виновен".
<...> Все устремляют глаза на Бейлиса. Подавшись вперед, он крепко ухватился за решетку и в лице его не дрогнул ни один мускул. Он смотрит из-под очков своим тяжелым взглядом на старшину и не выражается волнения на его лице.
"Нет, не виновен", - опять подчеркивает старшина. Бейлис вскакивает и падает на скамью. Публика поражена и из оцепенения ее выводят глухие рыдания Бейлиса. Несколько минут длится тяжелое молчание. <...>

Необходимый конец .

Суд народной совести оказался вполне на высоте общественного доверия. По необычайно сложному, искусственно запутанному киевскому делу сермяжный состав присяжных, смущавший своим чересчур мужицким составом даже воинственных в кадетском стае народников, вроде Вл. Короленко, вынес приговор, отвечающий самым строгим требования нравственной осторожности и юридической точности. Серые судьи обнаружили духовную устойчивость и не поддались тем страстным внушениям, на которые стороны затратили столько усилий. Они не взяли на свою душу ни прикрытия страшного преступления, характерные признаки которого перечислены в первом вопросе, ни обвинения подсудимого, участие которого осталось неподтвержденным прямыми неоспоримыми данными. <...>

Сербский делегата в Константинополе Павлович получил инструкции от своего правительства для заключения мирных переговоров с оттоманским правительством.
        Посещение Таке-Ионеску Афин ставится в связь с греко-турецкими переговорами относительно куцовлахов.
        В Вене состоялось совместное совещание министров обеих частей империи.
        В Цаберне, в Эльзасе, произошли беспорядки и демонстрация против офицера, заявившего в казармах, что он готов дать 10 марок за убийство Эльзасца.
        Французский флота прибыл в Бейрут и был приветствован тысячной толпой сирийцев.
        В Иокосуке в присутствии императора состоялся смотр первой и второй эскадрам, состоящим из 55 вымпелов.

В Измаильском уезде зарегистрованы три новых холерных заболевания.
        В Киеве отслужена при огромном собрании народа в Софийском соборе панихида по Ющинском.
        По делу Бейлиса вынесен приговора, присяжными, устанавливающей факта убийства Ющинского на заводе Зайцева и невиновность Бейлиса.

Взрыв негодования.

ЦАБЕРН (Нижний Эльзас), 28-го Октября. В казармах одного из пехотных полков лейтенант Форотнер в обращении к новобранцу, между прочим, сказал, что он не подвергнется наказанию, если заколет вакеса (вакес—презрительное прозвище эльзасцев) и что от себя лейтенант выдал бы ему за это 10 марок. Находившийся тут же, унтер-офицер присовокупил: а я прибавлю от себя еще 3 марки.
Печать весьма резко осудила это заявление лейтенанта. Возбуждение среди местного населения с каждым днем растет. 26-го Октября перед офицерским собранием была устроена шумная демонстрация.
Вчера около 400 человек собрались перед домом, в котором лейтенант случайно находился, и начали шуметь и угрожать лейтенанту. Офицеру удалось возвратиться домой только в сопровождении двух солдат с заряженными ружьями.
Вечером тысячная толпа собралась перед домом лейтенанта и требовала выдачи офицера с намерением линчевать его. Обербургомистр не был в состоянии успокоить толпу. Полиция и жандармерия также оказались бессильными. Вызванные пожарные первоначально отказались пустить в толпу струю воды, a затем народ перерезал пожарные трубы.
Спокойствие удалось восстановить лишь при помощи вызванной роты солдат. Произведено несколько арестов.
Вышеупомянутый унтер-офицер был оттеснен в темный переулок и сильно избить толпой.
Военные повсюду подвергаются оскорблениям. Солдатам временно запрещено посещение ресторанов. (СПА).

Приднепровский Край (Екатеринослав).

ХРОНИКА

В а к а н с и и         для         у ч и т е л е й .

Ек. епархиальный училищный совет обратился к губ. земству с просьбой предоставить на летних общеобразовательных курсах для учителей не менее 48 - 50 вакансий учащим церковных школ, с выдачей каждому из них по 25 руб. пособия.

О с в я щ е н и е         школы.

27 октября, в час дня, состоялось торжественное освящение 11-го женского и 12-го мужского гор. училища на Александро-Невской площ. На освящении присутствовали: гор. голова И.В.Способный, з. м. гор. головы П.Ф.Волков, директора учебных заведений, директор нар. училищ, некоторые гласные и др. После молебна, ученическим хором были пропеты народный гимн и кантата. Гостям был предложен завтрак.

Целое состояние, забытое в автомобиле.

Инженер Р., прибывший в Берлин из Лаиквнца по делам, обнаружил большую рассеянность: он забыл в автомобиле свой портфель, в котором находились ценные бумаги на сумму в 115,000 марок (около 53,000 рублей). Можно себе представить его отчаяние. Шоффер, однако, доставил портфель в полицию, где его вскрыли и, выяснив адрес инженера, возвратили портфель его собственнику.

Чествование И.Е.Репина.

В воскресенье, днем, в гостинице „Княжий двор" состоялось чествование И.Е.Репина.
К 1½ час. дня в гостинице собрались: художники А.М.Васнецов, К.А.Коровин, В.В.Переплетчиков, академик И.А.Бунин, директор Строгановского училища Н.В.Глоба, С.И.Мамонтов, граф С.Л.Толстой, прис. пов. А.Р.Ледницкий, М.Н.Климентова-Муромцева, Н.Д.Телешов, Н.М.Кишкин, В.М.Фриче, К.И.Чуковокий и др.
Появившегося И.Е.Репина приветствовали оглушительными аплодисментами.
С.В.Яблоновский обратился к И Е.Репину с приветственной речью и прочитал адрес, покрытый сотнями подписей. Далее художника приветствовали: В. М. Фриче—от о—ва деятелей периодической литературы, Н.М.Кишкин—от Литературно-художественного кружка, И.А.Бунин и А.Р.Ледницкий.
И.Е.Репин был очень растроган и со слезами на глазах благодарил за приветствие.
        — В прежнее время, в годы моей молодости, я бы убежал и малодушно спрятался от такого чествования,—сказал И. Е. Репин.—Теперь я приближаюсь к грани потусторонней жизни, могу спокойно выслушать приветствия, радоваться, что на мою долю пришлось так много признания. У меня сейчас такое состояние, я так умилен всем происходящим, что у меня является желание выслушать панихиду, я готовь упасть на колени и молиться за упокой моей души... Я люблю свое искусство, ему отдаю всю жизнь и бесконечно радуюсь тому счастью, которое мне выпало.
Чествование закончилось обедом в „Праге”.
На обед после утреннего спектакля в Большом театре приехал Ф.И.Шаляпин.
Обед прошел очень оживленно, провозглашались тосты, говорились речи, пели.
Ф.И.Шаляпин рассказывал эпизоды из своей жизни и поднял бокал за друзей-художников и зa И.Е.Репина—„папашу художников”.

В Киеве 12-летний мальчик Баранов нанес кухонным ножом смертельную рану своему отцу за то, что он избил его за потерю рубля.

В Либаве 5-летняя девочка, найдя на дворе коробку с мышьяком и приняв его за лакомство, поела ^его и умерла в страшных мучениях.

В Гробинском у., чтобы увеличить доходы волости, сход выборных Гавезенской волости обложил всех незамужних женщин своей волости сбором по 1 руб. с души. Из бухтеевской тюрьмы освобожден по постановлению следователя по важнейшим делам, привлеченный по делу „кредитной панамы” прис. пов. Варшавер. За него внесен залог в 45 тысяч рублей. -

В Кременчуге администрация запретила музыкальному кружку устройство вечера памяти Чайковского

Инвалид: - Чего удивляетесь? Поезжайте во Владикавказ и вы будете похожи на меня.

В Петербурге.

(По телефону).

Интерес к делу Бейлиса сегодня достиг в Петербурге наивысшего напряжения.
С раннего утра в редакциях газет непрерывно трещали телефонные звонки. Многие являлись в помещение редакций.
Около 6 часов вечера к зданию телеграфа „Вечернего Времени” собралась тысячная толпа народа, заняв помещение конторы газеты, панели перед домом и часть улицы.
Когда в 7 часов вечера на улице появились экстренные прибавления газет с известием об оправдании Бейлиса, громовое „ура!" прокатилось по улице.
В помещение газеты „Вечернее Время” явился полицейский наряд и запретил выставлять в окне светограмму с приговором по делу Бейлиса, потому что это собирает на улице толпу.
За газетные летучки платили 20— 50 коп. Публика окружала продавцов их и покупала летучки не торгуясь.
На окраинах летучки подоспели к тому времени, когда на заводах окончились работы, и рабочие массами высыпали из ворот заводов. При первых криках „экстренное прибавление”, “телеграммы из Киева" „Бейлис оправдан”-—рабочие окружали, газетчиков, раскупали летучки и разбивалась на группы. В каждой группе один громко читает телеграмму. Раздаются возгласы „ура!" “Да здравствует правда, суд совести!"
Рабочие восторженно комментируют душевное настроение присяжных.
Порядок на улицах, несмотря на большое скопление народа, не нарушался. Не обошлось дело и без инцидентов. На Аничковом мосту какой то субъект, прочитав летучку, торжествующе заявил:
        - Ага, все-таки для мацы понадобилась кровь!
Проходивший мимо студент, услыхав эту фразу, в возмущении ударил говорившего по лицу.
Поднялся скандал, который удалось ликвидировать без вмешательства полиции. (Наш корр.)
Студенты-академисты и члены русского собрания устраивают торжественную * встречу Замысловскому и прокурору Виннеру по возвращении их в Петербург. Виннера постановлено избрать почтенным членом русского собрания. В русском собрании Замысловский прочтет доклада о деле Бейлиса. {Наш. корр.)

В Хемпшире (Англия) земледельческое общество выдает награды за семейные добродетели. Первый приз выдан отцу детей, Генриху Коксу.

За допущение двухлетнего ребенке фигурировать на подмостках театре в Букингаме в пьесе „Хижина дядв Тома* режиссер оштрафован не 250 руб.

Женщины-пиратки.

Капитан Холмс телеграфирует, что на его пароход, делающий рейсы по водам южного Китая, было совершено нападение пиратов. В числе пассажиров оказались китаянки с подозрительным багажом. Когда его осмотрели в таможне, в нем нашли одиннадцать револьверов и пару скорострельных ружей, При осмотре помещения китаянок было найдено несколько револьверов в койках и масса кинжалов и ножей.
Пока производился осмотр, опасные пассажирки скрылась, оставив свой багаж в распоряжении таможенных офицеров.
Холмс предполагает что пиратки имели соучастников среди прислуги парохода, состоящей из китайцев.

Граф де-Кастилион де-Сен-Виктор, известный спортсмен и член парижского аэроклуба, прилетавший в Россию на воздушном шаре вместе с де-Во, поступил в иезуитскую коллегию в Кентербери (Англия).

В Ирландии, в Ульстере, родители учащихся в школе в Доулисе решили не пускать туда детей пока два учителя не будут удалены за сочувствие социалистам.

В прошлую среду в Лондоне во время столкновения суфражисток с жандармами один из полицейских» агентов получил опасную рану от удара кнутом, но успел вырвать его из рук нападавшей. Ремень оказался усеянным гвоздями.

Команда английского парохода „Уандерер", погибавшаго во время бури на Немецком море, зажгла палубу парохода, облив ее керосином, чтобы обратить на себя внимание. Экипаж с трудом был спасен датскими рыболовами.

Провинцiя.

Наследство царевича Арчила.

Грузинский царевич Арчил, первый русский фельдцейхмейстер, возведенный в это звание Петром Великим, как передает грузинская газета «Имерети», после смерти оставил состояниё наличными деньгами в размере 10 миллионов рублей, каковые хранятся по настоящее время в Государственном банке. Последний потомок имеретинского царя Соломона, правнук его Давид Багратион, по словам той же газеты, возбудил недавно ходатайство о возврате этих денег ему, как единственному наследнику.

Наследство царевича Арчила.

Священники и кинематограф.

Во многих епархиях архиереи налагают взыскания на священников за посещение кинематографов. Один из оштрафованных иереев принес жалобу в Синод, доказывая, что посещение духовенством кинематографа не может считаться предосудительным, так как кинематограф есть не что иное, как движущиеся туманные картины. Синод постановил освободить жалобщика от наложенного на него епископом саратовским взыскания («Б.В.»).

ТЕАТРЫ

Открытие студии.

Вчера на Тверской, в д. Варгина, открылась новая студия Художественного театра. На открытии присутствовали директора Художественная театра Станиславский и Немирович-Данченко, которые сказали речи о целях и задачах студии.

Новый скандал на „Ревности”.

Вчера в театре Незлобина на пьесе „Ревность" во время сцены в последнем акте, когда Семен Семенович душит Елену Николаевну, с верхов раздались свистки и крики: „Долой!"
Публика партера стала кричать: „Хамы, хулиганы!.. Стыдно мешать!” Свистки и крики усиливались.
Появилась полиция, успокоила протестантов и прекратила скандал.

Театр Зон.

Вчера состоялось первое представление нового злободневного обозрения под названием „Арапские сказки».
Обозрение, как и прежде шедшие, состоит преимущественно из разных отдельных злободневных номеров.

Речь

Да здравствует народная Россия!

Она сказала свое слово, народная Россия, - слово здравого смысла, слово народной честности! Она доказала, что для русского суда общественной совести "несть эллина, ни иудея", что в ХХ веке суд народной России над жертвой кровавого навета не судит "по одному побуждению", а судит по уликам, как того хотел еще Александр I. В совещательной комнате, наедине со своей совестью, русский человек остался верен себе, своим лучшим духовым вождям; простой русский человек от сохи остался еще раз в духовном единении со своей интеллигенцией. <...>

Русские Ведомости (Москва)

К борьбе с раком.

В ближайшие дни вновь возникшее в Москве Общество борьбы с раком намерено устроить в актовом зале университета многолюдное собрание для пропаганды идеи борьбы с раком путем приобретения и национализации в России месторождений радия и самого радия. С целью вызвать интерес и сочувствие к вопросу имеется в виду пригласить в заседание представителей самых разнообразных общественных групп Москвы: представителей научного мира, гласных думы, представителей торговли и промышленности и т.д. Намечены речи и доклады директора ракового института при университете проф. В.М.Зыкова, В.Ф.Снегирева, П.П.Лазарева и др.

Утро (Харьк.)

ГРАЙВОРОН.

Отпадение в баптизм.

В сл. Головчине чрезвычайно успешно развивается баптизм, возбуждая сочувствие в одних, других увлекая к открытому отпадению. Для борьбы с баптизмом туда летом выезжал окружный миссионер о. Дятлов и вел, казалось, довольно успешную беседу. Однако, после этой беседы, случаи отпадения от православия не только не прекратились, но, наоборот, стали учащаться. В сентябре и октябре зарегистрировано десять случаев отпадения. Продолжают поступать все новые и новые заявления о вступлении в баптистскую общину.

За отказ от винтовки.

В здешней тюрьме отбывают наказание двое крестьян головчанской волости — Безматный и Безродный, осужденные киевским военно-окружным судом к заключению в крепость на 1 год 4 мес. Преступление названных крестьян заключается в том, что при отбывании учебного военного сбора в мае этого года они, по религиозным убеждениям, отказались взять выдаваемые им винтовки. Безматный и Безродный называют себя евангелическими христианами.

Корреспонденцiи

СЕВАСТОПОЛЬ. Арестованный редактор.

В местную тюрьму доставлен по этапу из Одессы редактор житомирской газеты „Волынская Почта" бывший кандидат на судебные должности симферопольского окружного суда Маресевич де-Крешево, арестованный, как уклонившийся от суда по делу о подлоге векселя в 1907 году.
Из Севастополя арестованный по этапу будешь отправлен в Симферополь. Маресевич де-Крешево — бывший сотрудник „Ялтинского Вестника” и бывший редактор „Полтавской Речи“.

Шторм.

27-го октября у берегов Крыма свирепствовал жестокий юго-западный шторм, вследствие которого в местной бухте вынуждены были отстаиваться много парусных судов и даже грузовых пароходов.

En. Феофан и Гр. Распутин.

В синодских кругах циркулируют слухи, что Григорий Распутин слова начал агитировать против бывшего таврического, ныне полтавского епископа Феофана, стремясь к тому, чтобы его удалила на покой. Передают, что на днях еп. Феофан обратился в таврическому епископу Димитрию с просьбой разрешить ему приехать в таврическую епархию, чтобы посоветоваться с врачами. Во время получения телеграммы у еп. Димитрия находился Распутин, который просил епископа не давать согласия на приезд Феофана.
Просьба Распутина была исполнена.
Вместе с тем, как сообщает „Ю. К.“, еп. Димитрий сообщил всем благочинным, что он не разрешает епископу Феофану совершать богослужения в таврической епархии. Одному из приятелей Феофана было поставлено на вид, что в случае приезда Феофана в таврическую епархию, он не может принимать его у себя.