13 ноября (31 октября) 1913 года

ХРОНИКА

По поводу коммерческого училища.

Камарское волостное правление сообщает, что в районе Камарской волости среди родителей существует стремление давать своими детям образование и это стремление растет из года в год. Волостное правление полагаете, что многие из родителей пожелают поместить своих детей в предполагаемое к открытию в Мариуполе коммерческое училище.
Ялтинское волостное правление сообщило биржевому комитету, что предполагаемое к открытию в Mapиуполе коммерческое училище может рассчитывать на поступление 10 учеников из Ялтинской волости.

Находка.

Начальник мариупольской почтово-телеграфной конторы извещает, что утерянный при покупке марок деньги найдены и хранятся в мариуполькой почтово-телеграфной конторе.

НОЧНЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ.

ЛОНДОН. Частные сведения корреспондента «Вестника» дают основание предполагать, что трения между державами по вопросу об Албании уменьшились. Австрийские делегаты получили инструкцию придерживаться более примирительного образа действий. Существующие еще разногласия касаются подробностей о южной границе, намеченной лондонской конференцией в общих чертах. Вероятным основанием для проведения границы будут географические и стратегические соображения.

МЕКСИКА. Хуэрта оставил ультиматум Соединенных Штатов без ответа. Ультиматум приглашал Хуэрту до 6 час. вечера 30 октября заявить, что им не будет созван конгресс, и уведомлял его, что в случае отклонения Штаты прервут дипломатические сношения.

ЛОНДОН. Газете. „Таймс” сообщают из Вашингтона, что президент Вильсон по поводу мексиканских дел заявил, что если финансовое давление окажется недостаточным для удаления Хуэрты от власти, то придется произвести блокаду мексиканских портов или ввести с.-американские войска на мексиканскую территорию. Вильсон заверил иностранные державы, что Соединенные Штаты отнюдь не стремятся к. территориальным приобретениям в Мексике.

МОНГОЛО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА.

МУКДЕН. Китайскими войсками после упорного боя заняты Чефынсян. Монголы потеряли убитыми 1 офицера и 490 солдат.

РЕЗНЯ В КРЕПОСТИ САНДУН В ИЛИЙСКОМ КРАЕ.

ВЕРНЫЙ. Из Кульджи сообщаю, что по распоряжению урумчинского генерал-губернатора перебиты почти все чиновники в новом Сандуне и Чимпандзах, оказавшиеся сторонниками Суньятсена. Спаслись немногие, успевшие бежать в наши пределы. В числе убитых начальник штаба Ульджинского округа Суйдунжай, губернатор, чимпандзинский уездный начальник. Русские подданые невредимы. Убито до семидесяти чиновников и солдат, Резня устроена с одобрения Пекина.

В.Н.Коковцов заявил представителю Армян-католиков о соглашении держав относительно реформ в Армении.
        В Риме арестован Тулио Меноцца по обвинению в шпионстве.
        Между державами происходить обмен мнений по вопросу о греко-албанской границе.
        Опубликованы статьи договора между Греками и Турками.
        В Глазго спущен на воду крейеер «Benbow».
        В Вилла-Кублей упал с аппаратом, попал под мотор и разбился на смерть авиатор Лагард.
        В Мюнхене состоялось коронование нового короля и его супруги.
        Шведская королевская академия наук присудила Нобелевскую премию по физике профессору Камерлинг Онесу, а по химии— Альфреду Вернеру.
        На банкете комитета по исследованию земельного вопроса в Англии Ллойд Джордж произнес речь.
        Во время обсуждения программы выборов в Персии бывший депутата от Исфагана в резких выражениях критиковал деятельность регента и кабинета, вследствие чего произошло столкновение между экс-депутатом и Сепехдароа.
        Японское правительство посылает крейсер в воды Мексики.
       Землетрясение разрушило город Абанкай в Перу.
        Румыния настаивает на подписании греко-турецкого соглашения, чтобы гарантировать себе помощь Сербии и Греции в случае столкновения с Болгарией или Австрией.

В заседании Гос. Думы признаны неудовлетворительными объяснения военного министра на запрос по поводу взрыва на Охтенском заводе. Левые произвели в заседании обструкцию по поводу недопущения председателем запроса о провокации Шорниковой, заключавшего резкости.
        В Москве закончился первый северный мелиорационный съезд. Следующий съезд решено созвать в Москве в 1915 году.
        В станице Лабинской упал авиатор Арутюнов, который тяжело ранен.

Характерная резолюция.

В земских кругах Киевской губернии чрезвычайно заинтересовались характерной резолюцией, вынесенной александровским уездным земским собранием Екатеринославской губернии. Резолюция эта, - по словам «Киевл.», гласить следующее: «Александровское уездное земское собрание находит, что развитие пьянства дошло до чрезвычайно опасных размеров, совершенно разрушая народное здравие и народное хозяйство, и считает, что правительству необходимо принять самые решительные меры к борьбе с пьянством, вплоть до прекращения торговли спиртными напитками». Допускают возможность обсуждения этого вопроса и киевским губернским земским собранием.

ЛИСТОКЪ

Двойник.

Вчера, 30-го Октября, утром, на Невском, около Гостиного, кучка людей шла вслед за каким-то евреем, считая его за Бейлиса, успевшего якобы приехать в Петербург. Мног раз двойник клялся , что он не Бейлис и ничего общего с ним не иммет ; в конце концов выведенный из терпения незнакомец нанял извозчика и уехал свернув на Садовую.

Пари из-за Бейлиса.

Месяц назад торговец Александровского рынка С-н и московский мануфактурист В-ов заключили на 20 бутылок шампанского пари по поводу исхода процесса Бейлиса. Проигравший пари С-н 29-го Октября , в ресторане «Воронеж», на углу Казанской и Гороховой угощал своего приятеля. Количество выпитого шампанского далеко превысило условленные 20 бутылок, так как в помощь к себе разошедшиеся друзья вызвали хор. Верный родным традициям москвич под шампанское хлебал привезенное с собой толокно.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Воздухоплаванiе

Для привлечения военных летчиков к службе в отдаленных военных округах России военным м-вом разработан проект улучшения материального положения военных летчиков, командируемых в пограничные части войск. К общеустановленным льготам в виде ускоренного прохождения службы и сокращения срока выслуги пенсии проект присоединяет выдачу подъемных и проездных в двойном размере, удвоенное содержание и квартирные в все время пребывания в отдаленном округе. Каждый летчик взамен данных льгот будет обязан прослужить в>пограничном участке не менеё 3 лет.

Их реформы!

Алло! Европа требует реформ для Армении?! Мы уже приступили к ним

В Ватикане 80-летний садовник Антолино покушался на самоубийство, бросившись со стены высотою в шесть сажен. Он остался жив, упав на свеже-взрытую землю, но сломал себе руку.

В Уанстеде (Англия) найден скелет допотопного носорога.

В Нью-Иорке арестован граф Розенберг, служивший гарсоном на пароходе Закара. Оказалось, что граф и давно отыскиваемый разбойник „король взломов" - одно и то же лицо.

ПО МОСКВЕ.

Несколько москвичей объявили войну рулетке в Монте-Карло.
Они образовали товарищество «на паях» с основным капиталом в 38.000 рублей, т.-е. немного более 100.000 франков, и на-днях выезжают в царство азарта.
Для ведения бухгалтерии на службу приглашено специальное лицо.
Члены товарищества убеждены, что при правильной игре они смогут «работать» успешно.
Интересно отметить, что большая часть членов товарищества с высшим образованием, а один из них, избранный «председателем правления», весьма популярен.
На одном из последних собраний был детально разработан «план кампании» вообще и система игры в частности.
Оправдаются ли радужные надежды или их постигнет общая участь, покажет недалекое будущее.

Парижские хирурги сосчитали, что из 10,000 операций которые были совершены для излечения рака, только 3,000, т.-е. менее одной трети, окончились выздоровлением пациентов.

Преемник Лепина, префект парижской полиции Генион, устроил в своей приемной особую комнату для дам в стиле маркизы Помпадур, со всеми принадлежностями туалета - пудрой, одеколоном и т. д.

Некто Геральд Максвель в Ричмонде (Англия), возвращаясь с банкета масонской ложи, мастером которой он состоит, растерял на улице все знаки своего достоинства: передник, рыцарскую цепь с голубой эмалью, старинную медаль и четыре символических масонских брелока. Несмотря на обещанную награду в 500 рублей, вещи не найдены.

ЖЕНИТЬБА НА СОБСТВЕННОЙ ЖЕНЕ.

На-днях в Чикаго некто Люис выиграл в лотерею, устраиваемую мебельным магазином в виде премии за покупки, богатую невесту-красавицу с полумиллионом приданого. Его удивлению не было границ, когда он узнал в ней собственную жену с которой он развелся пять лет тому назад! За это время его экс-супруга скопила себе кругленький капиталец и, соскучившись рассеянной жизнью, решила разыграть себя в лотерею за приличный куртаж со стороны магазина. В общем все остались довольны, — и муж, и жена, и магазин, которому эта история создала рекламу. Парочка вторично обвенчалась. Следует заметить, что в Америке подобные случаи не редкость.

В м. Снетине, Полт. губ., крестьянка Иржавская разрешилась от бремени двумя мальчиками с сросшимися в затылочной части головами. Близнецы живы и окрощены.

В Аккермане, в урочнще Буриас, совершено вооруженное нападение на контору Русского для внешней торговли банка. Похищено 1,000 руб. Артельщик избить до полусмерти. По подозрению полицией арестован сторож банка.

В сл. Головчине, Курск, губ., заметно сильное развитие баптизма. Для борьбы с баптизмом был послан миссионер Дятлов, но безуспешно. Переход в баптизм продолжается.

В Болграде, Бесс, губ., воспитанник VIII класса местной гимназии Яновчик, покушавшийся на самоубийство, исключен из гимназии.

В Харьковe, в помещении студенческой амбулатории, один из находившихся там студентов в припадке острого умопомешательства бросился на доктора Трахтенберга и вцепился в него зубами. Студент отправлен в лечебницу. У доктора укушен палец.

Русские Ведомости (Москва)

Покупка радия.

ПЕТЕРБУРГ. Больничная комиссия при городской Думе решила приобрести один грамм ралли я стоимостью в 200 000 рублей для борьбы с раковыми заболеваниями и постановил ходатайствовать перед правительством об организации добычи радия в России.

Донос жены.

ДВИНСК, 30,Х. Вчера в выездной сессии петербургской судебной палаты разбиралось любопытное дело.
На скамье подсудимых сидел крестьянин Петр Мекш.
Крестьянин Мекш был привлечен к ответственности вследствие доноса жены своей Сюзанны.
Сюзанна заявила жандармскому ротмистру, что муж ее, разъезжая по селам ведет антиправительственную пропаганду.
В доказательство преступной деятельности мужа Сюзанна Мекш представила ротмистру пачку брошюр антиправительственного содержания.
Петр Мекш был предан суду.
Во время разбирательства дела на суде вызванная в качестве свидетельницы Сюзанна неожиданно стала горячо защищать мужа.
По ее словам, она полюбила некоего И.Горбунова. Чтобы избавиться от мужа, она прибегла к лжедоносу.
Она думала, что муж ее будет сослан в Сибирь или на каторгу, и она заживет со своим возлюбленным.
Но оказалось, что когда ее мужа посадили в тюрьму, то Горбунов женился не на ней, а на ее сестре.
Теперь она кается в своем грехе.
Соседи и родственники Сюзанны подтвердили ее рассказ.
Судебная палата оправдала подсудимого.
После объявления приговора, Сюзанна бросилась к мужу но тот от нее отвернулся.
Мекш из-за лжедоноса жены несколько лет протомился в тюрьме.

Утро (Харьк.)

Суфражистки.

ЛОНДОН, 30 X. В Манчестере в парке королевы Александры разрушена оранжерея кактусов, стоимостью в 10000 фунтов стерлингов.
- В Френчее близ Бристоля ночью сгорело необитаемое здание. В обоих случаях виновницами былди суфражистки.

Протест чехов.

ПРАГА, 30 X. Чешский культурный союз „Swasoswietowy" обратился к шведской академии наук с протестом против предположенной выдачи премии Нобеля штирийскому народному писателю Розеггеру. Союз, не признавая литературных заслуг Розеггера, протестуем против его германизаторской деятельности, направленной против чехов и словенцев. Известно, что Розеггером было собрано пожертвований более миллиона на устройство частных немецких школ в местностях со смешанным славянско-немецким населением.

КОГДА ПРАЗДНОВАТЬ ПАСХУ?

Уже много лет в известных сферах наблюдается движение в пользу установления постоянной даты для празднования Пасхи. В настоящее время разрешение этой задачи, по-видимому, близится к концу. Вопрос этот встретил главное затруднение со стороны Ватикана. Но теперь, как говорят, в Риме произошла благоприятная в этом отношении перемена и папа согласен заняться этим делом. Прусское правительство относится очень сочувственно к установлению новой даты, и министерство народного просвещения, во избежание больших колебаний во времени празднования Пасхи, предлагает установить раз навсегда празднование Воскресения Христова в первое воскресенье после 4-го апреля.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

С. МАРЬИНО, перекоп, у.

После 11-летней службы у нас в качестве учителя местной земской школы В.А.Вороновский принужден был попросить перевода в другую школу.
Причина ухода: неприязненное отношение к нему местного священника о. Иоанна Щеголева, который выступил с обвинением г-на Вороновского в жестоком обращении с детьми.
Назначенное по этому поводу расследование производилось г. инспектором перекопского высшего начального училища А.Я.Половецким и дало для г. Вороновского благоприятные результаты: все обвинения оказались ложными. Учитель Вороновский привлекаете священника Щеголева к судебной ответственности за клевету в официальной бумаге.

СЕВАСТОПОЛЬ. Нападение на офицера.

Третьего дня на Нахимовской площади у морского офицерского собрания на сходившего с вагона трамвая штабс-капитана 50-го пехотного Белостокского полка Дмитренко сзади напал пьяный матрос и нанес ему кулаком удар в спину.
Штабс-капитан Дмитренко в ответ на оскорбление выхватил шашку и нанес нападавшему рану в плечо.
Продолжая нападение, матрос схватил руками обнаженную шашку штабс-капитана Дмитренко и, стараясь вырвать ее у него из рук, поранил себе руки и отрезал и себе один палец.
Подоспевшие нижние чины и публика схватили матроса и отправила его для подачи медицинской помощи в морской госпиталь.
Штабс-капитан Дмитренко рапортом донес об этом случае своему начальству.
По делу военным следователем начато судебное следствие.